Наука и технологии7 мин.

Ненужный герой Великой Отечественной — Лидия Литвяк

Женщина и воздушный ас
Немного о самой известной лётчице-истребителе и её самолёте.

Самое время поговорить о теме формирования картины истории: что в ней остаётся, а что теряется. Например, во Второй мировой, или в советской её части — Великой Отечественной войне.

Советская пропаганда (ничего плохого в этом слове нет — пропаганда означает распространение и просвещение. Например, пропаганда здорового образа жизни, но некоторые товарищи за последний век сильно испоганили этот термин)... Так вот, советская пропаганда, вроде газеты «Красная звезда», часто сочиняла подвиги. И зачастую доходя до невероятных небылиц — людям в тылу не объяснишь, как сложна и тяжела боевая работа. Отсюда и заметки с содержанием уровня «как повар половником уничтожил пол дивизии Мертвая Голова».

Но вот как странно работала система: подвиги нужны были в определённое время, и чем невероятнее, примитивнее — тем лучше. Но пострадала истина — забыты имена многих реальных солдат и офицеров, которые добивались успехов в бою не сказочной удачей или супергеройской удалью, а высоким профессионализмом и инициативой. Мы будем периодически восстанавливать историческую память.

Не только «ночные ведьмы»

Когда мы говорим о женщинах на фронтах ВОВ, чаще всего на ум приходят медсёстры, снайперши и экипажи По-2 «ночные ведьмы».

Женщины на боевых военных специальностях вызывали всегда много кривотолков и во время войны и после — многие ветераны с усмешкой вспоминали как новоприбывшие снайперши оседали в землянках начсостава, а потом задним числом получали настрелянных «фрицев» и боевые ордена. Впрочем, сегодня не об этом, ведь много женщин воевали вполне всерьёз.

Например, все хорошо знают про «ночных ведьм», а конкретно 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк (до февраля 1943 года — 588-й легкобомбардировочный). Таких полков в разгар войны было до 70 (!), но запомнился только один — женский. Ценность таких частей у многих историков и специалистов вызывала сомнения — очень лёгкий учебный самолет с маленькой нагрузкой, скоростью до 120 км/ч (ваш Солярис выжмет больше), без приборов для бомбометания.

Применяли такие машины ночью, потому что они были уязвимы для огня с земли. А вот сбить такой самолёт в воздушном бою было как раз трудно — медленный, низколетящий.

Поликарпов По-2 (У-2)

Истребителям Люфтваффе часто запрещали трогать их, так как многие летчики погибали при попытках записать на счёт По-2 — самолёт мог лететь на скорости около 100 км/ч, а Мессершмитту нужно было минимум 300 чтобы в воздухе держаться, поэтому потерять управление на малой высоте равносильно гарантированной гибели. Сбитый По-2 был символом некоторой джигитовки в рядах Люфтваффе, признак особой удали — но во сколько потерянных самолётов и пилотов это обошлось немцам.

Бытует мнение, что По-2 работали как аналог будущих БПЛА из-за малошумности и низкой скорости (а значит, точного бомбометания даже без приборов). Хотя многие также считают, что огромные потери в авиации заставляли использовать на военные нужды всё, что летает. Складывается впечатление, что если женщины массово и принимали участие в боевых действиях, то явно на вторых ролях, а порой в качестве смертниц.

Однако в ВВС и ПВО Рабоче-крестьянской Красной армии существовали настоящий бомбардировочный женский полк (на Су-2 и Пе-2), и истребительный — 586-й. А главной звездой стала Лидия «Лилия» Литвяк.

Белая Лилия

Лидия Литвяк

Вообще, феномен женщин-пилотов смотрится удивительно — едва ли мы насчитаем много женщин сегодня в гражданской авиации (тем более в те времена), но для СССР это была норма. При большевиках существовал целый культ эмансипации, а вот в других странах мира «женщина за штурвалом» было дерзким и почти героическим исключением. Поэтому к началу войны в стране была масса девушек, вполне уверенно пилотировавшие самолёты разных типов, а Литвяк легко освоила Як-1.

Немного об оружии

Як-1 — по сути первый советский настоящий истребитель-моноплан. Тот самый случай, когда удалось переломить консерватизм военных и советские лётчики получили машину «не хуже, чем у других». По скоростным и маневренным характеристикам превосходил мессершмитт Bf-109 серии E, немногим уступал английским Спитфайрам той же поры и Bf-109 серии F — основного истребителя Люфтваффе первого периода войны на Восточном фронте.

Большая часть элементов обшивки (не считая носовой части, радиатора и зализов — стыков крыла с корпусом) делалась из полотна или фанеры, но не обычной, а бакелитированной — пропитанной и покрытой раствором фенол-формальдегидной смолы. Такой материал обладал достаточной противопожарной стойкостью и выдерживал возложенные на элементы планера динамические нагрузки.

Это позволяло экономить дефицитный алюминий, но не означало, что такие материалы были низкотехнологичны и дешевы — к концу войны «деревянные/фанерные самолёты» обходились довольно дорого и не были так уже выгодны в сравнении с алюминиевыми сплавами (дюраль).

Як-1

Также Як-1 стал первым советским серийным истребителем с автоматической пушкой ШВАК калибра 20 мм изначально. Это стало возможным благодаря рядному (продольному) двигателю М-105, который, в отличие от более распространённых «звездообразных», позволял проложить ствол через «развал» и стрелять из кока винта. То есть вооружение сконцентрировали в носу, а не на крыльях, что позитивнее сказывалось на эффективности огня пилотов-истребителей.

Як-1 стал лучшим советским истребителем в новом поколении монопланов, кроме которого существовали ещё ЛаГГ-3 и МиГ-3, но по разным причинам эти машины раскрыться не смогли. Технологичный и с удачной конструкцией (во многом планер заимствован у немецкого Хенкеля He-100), Як с потомками стал главным советским истребителем. И одним из лучших в войну.

He-100

Что значило быть лётчицей-истребителем

Литвяк смогла реализовать на этой машине 12 личных побед и 4 в группе (когда огонь по самолёту противника велся несколькими истребителями). Таким образом Лидия стала не только самой результативной женщиной-пилотом во Второй мировой, но пока и лучшей в истории. Хотя, стоит заметить, что на то время СССР был единственной страной с боевыми лётчицами (в других странах женщины пилотировали транспортные самолёты или же занимались их перегоном от заводов к частям на фронте).

Невероятная судьба этой девушки стала заложницей той же эмансипации — при жизни Лидия не успела получить звание Герой Советского Союза, так как истребителям оно полагалось после 16-й подтвержденной победы. Тот факт, что она хрупкая девушка, начавшая воевать в 19 лет, не делал никаких скидок. К тому же Литвяк недолго провоевала в «женском» полку, который использовали для прикрытия второстепенных объектов и эскорта транспортников — с сентября 1942 года её перевели в «мужской» 437-й полк, а позднее в 9-й гвардейский истребительный полк. Короче, боец как боец.

Хотя не все победы Литвяк подтверждаются архивными документами (там есть споры), цифры внушительные всё равно. Сомнений не вызывают полностью 5 побед, из которых одна — ас Люфтваффе Ханс Фусс за 14 сентября 1942 года с 71-м сбитым самолётом.

Ханс Фусс

Да, на фоне цифр немецких асов к концу войны выглядит очень скромно. Но это вызвано тем, что ВВС и ПВО РККА понесли чудовищные потери летом 1941, и большей частью на земле. СССР в 1942 году не обладал господством в воздухе — набивать сотни побед было ещё не с чего. Поэтому 30 сбитых для осени 42-го — вполне себе признак «матёрости», легендарный Эрик Хартманн на то время ещё только учился.

Но в итоге её имя и уникальная биография затерялись, после гибели 1 августа в боях на реке Миус в Донецкой области она была забыта.

Незаслуженное полузабвение

Почему советской пропаганде, а впоследствии послевоенной мифологии не понадобилась Лидия… не понятно. Не захотели приукрашивать и кидаться в «Голливуд» с клише? Ну, не скажите — в «пантеоне» героев войны почти у всех официальные описания подвигов в какой-то степени отличаются от данных историков и очевидцев. Более того, многих героев нам дали кино и литература — «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие»… весь Союз оплакивал героическую гибель выдуманных персонажей.

Судьба Лидии Литвяк великолепно ложится в масштабный биографический фильм — арест и расстрел отца по ложному доносу, попытки пробиться в боевую часть, бунтарский характер, трагическая любовная история (муж, тоже пилот истребителя, погиб за два с половиной месяца до самой Литвяк). Наконец, эпичные воздушные бои за Сталинград, Ростов и Донбасс. И всё это правда, просто правда, которая оказалась никому не интересной — по сей день неизвестно, установлена ли почетная доска на доме, где жила Лидия, а звезду Героя Советского Союза ей присвоили только в 1990 году указом Горбачёва.

Нельзя сказать, что Лидия Литвяк совсем забытый герой, но она явно заслуживает более заметного места в истории и пантеоне ВОВ

На сегодня есть информация, что фильм о Литвяк будет – его делает та же команда, что и фильм 28 панфиловцев. Однако краудфандинговый бюджет и неоднозначный предыдущий фильм вызывают сомнения, насколько получится удачная картина.

© Тизер "Литвяк"