Украинское наступление на американских гусеницах — почему БТР М113 так важен
Сколько ни просил Киев прислать серьёзную бронетехнику, европейские страны предпочитают скорее избавляться от морально устаревшего барахла. Даже бывают забавные курьёзы, когда поляки отправляют на Украину старые Т-72 с голой бронёй и СУО (системой управления огнем), адекватной максимум началу 1980-х годов, а потом требуют за такой широкий жест у Запада отгрузить им последнюю модификации Абрамса, упакованного аки шатл, с усиленным бронированием и комплексом активной защиты.
То есть в воюющую страну шлём старьё, а нам не воюющим (и вряд ли им это грозит) шлите самое новьё. Жест широкой души, ничего не скажешь — берите дорогие украинцы, нам ничего для вас не жалко. Ну да, конечно — разве способны украинцы, уже имеющие много опытных танкистов, освоить новые и чуждые натовские машины (с предельной автоматизацией и максимально понятным аппаратным комплексом и визуализацией)?
Ведь переобучаться долго — может целых два месяца!.. хотя конфликт длится полгода и чёрт знает, сколько продлится ещё. Где же взять пару месяцев (или месяц интенсивного курса)? Ну да ладно, это их европейские разборки — куда нам лаптеногим рассуждать об этом, своих проблем что ли мало?
Ну а если серьёзно — старая натовская бронетехника показывает себя не так уж и плохо. По крайней мере, какой бы старой она ни была, за её спиной ряд глубоких модернизаций под локальные войны, и тактические приёмы, позволяющие выжимать максимум при минимальных рисках.
Сегодня расскажем, как поживает М113 — пожалуй, самый старый и массовый бронетранспортёр в мире, стоящий на вооружении 64 стран и выпущенный тиражом в 80 000 экземпляров, причем самый массовый оператор этих машин — по-прежнему сами США.
Если это такое старьё, почему так много?
Вообще, когда я взялся за эту статью, то был вынужден признать, что ничего примечательного в М113 нет. Но загвоздка в том, что одновременно с этим его не за что особо и поругать. Это гусеничный бронетранспортёр — кошмарный сон советских и российских военных (азаза, такой высокий и в поздних модификациях даже не плавает). При этом программа модернизации машин и перспективной замены, говорит, что служить им ещё до 2030 года, хотя на вооружение они поступили ещё в 1961-м — Гагарин в космос полетел тогда.
Американцы шарили в классе БТР тогда гораздо лучше, чем в танках, и военные могли чётко объяснить, что им нужно. Для замены БТР М75 времён Корейской войны и его позднего облегчённого собрата М59 (не очень удачного) требовалась, в общем, такая же машина, но чтобы плавала и была подешевле.
Визуально это поколение американских БТР отличается тупо металлической коробкой, без рациональных углов брони, кроме небольшого в лобовой части, для того чтобы обеспечить простор десантного отделения, которое может вместить в себя 13 техасских быков или пид… ну вы поняли, со всем парадом и боеприпасами.
Тут видно разительное отличие от советских машин в классе, которые быстро наигрались в похожий БТР-50 и перешли к колёсным вариантам в развитии БТР-60 и далее. Что, правда, не помешало такому БТР простоять на вооружении до распада СССР, и поучаствовать во всех конфликтах, да и в текущем в том числе.
Но американцы, повторюсь, конструировали свои БТР супер дотошно, поэтому смогли выдать машинку в 10,4 тонн массы (БТР-50 14,2 тонны, а БТР-60 9,9 тонн), плавующую, но при этом разительно более толстокожую, чем советские аналоги. В то время как БТР-50 имел 10-13 мм брони лба и борта, а БТР-60 не имел даже 10 мм нигде, М113 получил 38 мм почти везде, а верх борта — так 44 мм. Это позволяло не боятся никакого стрелкового оружия вплоть до 14,5 мм КПВТ, и то, с довольно близких дистанций.
Обошлось это не то особо дёшево — вместо твёрдых сортов стали тут катаный алюминиевый корпус. И важно сделать замечание — при всём богатстве ресурсами СССР, алюминий всегда был в децифите, в оборонке его не жалели только для ВДВ. А вот американцы алюминий не особо жалели, особенно на такое дело. Борта, кроме лба, везде 90˚, но это не штурмовая техника, а классический БТР для доставки пехоты — важнее был простор.
В общем, можно смеяться над этой коробочкой, но по защищённости М113 до сих пор превосходит любой российский БТР, БМП-2, и несколько уступает только БМП-3. Такие дела.
При этом броню постоянно усиливали, особенно после Вьетнама — появилась башенка для пулемёта М2 Браунинг. Так как Вьетнамская война часто требовала близкоконтактного боя и стойкости в засадах, появились версии с навесом доп. брони, а также дополнительными пулемётами — М113 стал эдаким пулемётным танком джунглей.
Но РПГ-2, а тем более РПГ-7 плевать хотели на любые навесы — американцам пришлось разработать динамическую защиту, хотя массово она не прижилась. После Вьетнама пошли совсем в разнос — на базе машины появились мобильные противотанковые комплексы с ПТРК TOW, зенитные ракетные самоходки, мобильные миномёты на 81 мм и позднее на 107 мм. А уж про штабные, медицинские и ремонтные модификации и говорить не стоит — всё было.
© в живую
На сегодня машину можно встреть и в странах первого мира, и в странах третьего. Хотя, конечно, в передовых армиях М113 уже не в первой линии. В самих США М113 нет в боевых подразделениях, но очень много во вспомогательных, а также в учебных базах и Национальной Гвардии (всего 13 000 штук). Прочие страны получили собственные модификации, вроде германского М577 или нидерландского XM765, оба поставляются Украине.
Почему так долго на вооружении
Очень просто — это дешёвый БТР, при этом довольно гибкая платформа для размещения на её базе широкого спектра разной специальной техники.
В России (и бывших странах СССР) с ней можно сравнить МТЛБ, который, хоть формально считается бронированным тягачом, на его шасси есть САУ и БРЭМ, а на базе — зенитная ракетная установка Стрела-10 или зенитная артиллерийская установка с ЗУ-23-2, противотанковый комплекс «Штурм», и даже как БТР они много где применяются. А уж про командные, санитарные, радиотехнические и химические машины и так ясно. Но МТЛБ, конечно, едва имеет противопульное бронирование.
В иностранных версиях, в том числе произведённых по лицензии, отличия минимальны — локальные покупатели могли ставить свои приборы, менять башенный пулемёт (гранатомёт), сигнальные приспособления и аппаратуру связи. Локальные производители колдовали над подвеской и реже с двигателем.
Это проходимая надёжная машина. Но по защищённости это классический БТР, а современные тенденции больше не рассматривают БТР как такси для пехоты — это полноценная боевая машина, по вооружению почти догоняющеая БМП, отличаясь большей мобильностью и меньшим бронированием. А М113 — это всё-таки машина доставки пехоты к переднему краю. Ни атаковать, ни совершать рейдовые действия на ней нельзя (казалось бы).
В новой идеологии места БТР М113 уже нет, поэтому сегодня они существуют как машины второй линии, или как классические БТР у армий 2-го и 3-го мира, да и там чаще всего встречаются не в особо боеспособных подразделениях.
М113 на Украине
Украине сбагрили М113 в огромных количествах — в основном потому, что и так планировали от них избавляться. Сколько их поставлено — неизвестно, но речь идёт о сотнях машин в различных модификациях, и их можно поставлять ещё и ещё, очень уж их много.
В боевых действиях машина показывает себя весьма неплохо, причём именно в рейдовых действиях, которые так характерны текущему наступлению. Комбинируя ударно-маневренные группы с более мощной в огневом плане техникой, М113 перевозит много пехоты с современным тяжёлым вооружением, и обеспечивает лучшую защиту от пуль и осколков даже в сравнении с БМП-1 и 2, а также старыми БТР-60/70/80.
Ну и, конечно, не идёт ни в какое сравнение с «мотолыгами». Машина, хоть и не скоростная (275 лошадей на 12,3 тонны в последних модификациях), но подвижная, проходимая, в том числе не боится водных преград (не плавают только самые поздние версии), а поэтому ничего не мешает темпам продвижения.
© Датский М113 брошеный во время летних боёв
Судя по кадрам, после спешивания, в машинах остаются бойцы огневой поддержки, используя тяжёлые пулемёты, автоматические гранатомёты 40 мм, а также ручные противотанковые гранатомёты — они остаются огневой базой отделения. Внезапность и стремительность действий создают условия, когда украинские бойцы сталкиваются с нашими войсками без серьёзных противотанковых средств.
Таким образом, из старика оказалось можно выжимать ещё много пороху. Сказалось принципиальное отличие от советских образцов лучшей защищённостью и простором — пехота может гонять с габаритными NLAW или Джавелин, или большим количеством одноразовых AT-4.
© В текущем наступлении
М113 наглядно показывает недостатки советского подхода — низкий силуэт не даёт никаких особых преимуществ в реальном бою (а ведь как на него молилилсь!), а бронирование (особенно бортовое) вообще не даёт никакой актуальной защиты. При этом алюминиевый корпус и частично алюминиевые элементы подвески и ходовой имеют хорошую эксплуатационную живучесть — несмотря на возраст машин, они неплохо сохранились, что в советских образцах возможно только в идеальных условиях хранения и постоянного обслуживания.