Наука и технологии

Хорошо забытое старое. Технологии, которые изобрели заново

Многие технологии 2015 года подозрительно похожи на технологии 2005, 2000 и даже 1995 годов. Виртуальная реальность — мода двадцатилетней давности. Интернет вещей — перепевка старых мотивов про умный дом. И так далее, и тому подобное. Но в мире технологий всё быстро меняется, и то, что не сработало в прошлый раз, может сработать теперь.

Виртуальная реальность

Пользовательская версия Oculus Rift ожидается в 2015 году

Что это за технология. Если вместо монитора прицепить пользователю на нос два дисплея, каждый из которых показывает картинку под чуть другим углом, то одновременно достигается стереоэффект и появляется возможность задействовать периферийное зрение, а заодно отслеживать поворот головы для достижения эффекта полного погружения. Шлемы виртуальной реальности и очки, которые превращаются в VR-шлем, когда вставляешь в них телефон, буквально наводнили выставку CES в 2015 году.

Что было раньше. Впервые о виртуальной реальности заговорили в девяностые годы, а в 1995 году в продаже появился шлем VFX1. Он стоил 600 долларов (сравнимо с тогдашней ценой монитора), но популярности у пользователей не снискал. Оно и не удивительно: разрешение составляло всего 263x230 точек для каждого глаза, углы обзора были небольшими (порядка 45 градусов), да и играть было не во что. Doom и Heretic — не настоящие трёхмерные игры, а Quake вышел только в 1996 году и не был сразу же адаптирован для VFX1. Фирма Nintendo предприняла похожую попытку, в том же 1995 году выпустив шлем Virtual Boy — и с тем же провальным результатом.

Что изменилось. Благодаря развитию мобильных телефонов стали доступны дисплеи со сверхвысоким разрешением. Заодно появились мощные графические чипы, которые способны выдавать трёхмерную картинку со скоростью 120 кадров в секунду (по 60 на каждый глаз). Разрешения 1920x1080 уже достаточно для того, чтобы картинка, видимая сквозь линзы, не казалось очень уж зернистой. Заодно удалось побороть задержку обновления картинки при повороте головы. Складывается ощущение, что технология наконец-то созрела для того, чтобы ей можно было пользоваться.

Интернет вещей

С каждым новым гаджетом наши жилища всё больше умнеют

Что это за технология. Вездесущие сенсоры и микроконтроллеры позволяют наделить предметы обихода возможностью подключаться к интернету. Ими можно управлять удалённо при помощи приложений для мобильного телефона и через веб-сервисы, а также настраивать их взаимодействие.

Что было раньше. «Умный дом» — словосочетание, которое появилось в двухтысячных годах и активно обсуждалось в связи с прототипами жилищ будущего — их разрабатывали в крупных компаниях вроде Microsoft. Концепция нынешнего «интернета вещей» во многом идентична тому, что воображали десять лет назад.

Что изменилось. Настольный компьютер — не самый удобный центр управления умным домом, тогда как мобильный телефон — это универсальный пульт, который всегда можно носить в кармане. Помогает и распространённость домашней беспроводной связи: в начале двухтысячных Wi-Fi был всё же экзотикой. Ещё одна положительная тенденция: появление доступных 3D-принтеров и контроллеров вроде Arduino и Raspberry Pi. Если в 2000 году горячей темой были сайты и интернет-коммерция, в 2010 — мобильные приложения, то теперь каждый второй стартап — «хардверный», а значит и умных гаджетов становится всё больше. Полностью автоматизированное жилище остаётся фантастикой и уделом избранных, но отдельные элементы этой концепции вроде радиоуправляемых лампочек или пароварки с Wi-Fi теперь может позволить себе каждый.

Вогнутые телевизоры

Сейчас изогнутые телевизоры чаще встречаются на выставках, чем в домах

Что это за технология. Компании Samsung и LG научились производить изогнутые ЖК-панели и в начале 2014 года показывали миру 105-дюймовые прототипы с загнутыми краями. В 2015 году подобных моделей стало больше, но это всё ещё далеко не мейнстрим.

Что было раньше. В девяностых все хотели себе телевизор с плоским экраном, в двухтысячных — с ЖК-панелью вместо ЭЛТ. Плоская картинка тогда считалась пределом мечтаний. Однако в кинотеатрах загнутые по краям экраны встречались ещё с пятидесятых годов, а IMAX начинал свой путь в семидесятые.

Что изменилось. Согнуть экран в обратную от зрителя сторону — вполне логичный шаг после того, как телевизоры из выпуклых превратились в плоские. Заметно тоньше панель сделать уже непросто, 3D в его нынешней инкарнации не вызвал энтузиазма у покупателей, так что современные телевизоры будут вогнутыми, по крайней мере, некоторые модели. Практическая польза вогнутости пока что обсуждается. С одной стороны, особенно большие телевизоры с таким строением экрана смогут лучше охватывать периферийное зрение. Они интересно смотрятся в интерьере, но на стене по сравнению с плоскими выглядят хуже, да и сидеть перед таким телевизором нужно ровно по центру. Не исключено, что лет через десять эта мода окажется забытой, люди будут с ностальгией вспоминать старые гнутые телевизоры и обсуждать очередной бум 3D-экранов.

Хромбуки

Chromebook занимает нишу недорогого ноутбука для простых задач

Что это за технология. В операционной системе Google Chrome нет ни одной настоящей программы. Хоть формально это и дистрибутив Linux, но пользователю доступны только браузер и веб-приложения Google. Такой подход избавляет от установки программ и ухода за операционной системой. Если что-то сломается, всегда можно переустановить всё заново, не потеряв данные. Продажи хромбуков планомерно растут, новые модели исправно появляются каждый год. Так, к 2015 году начались продажи хромбука HP с диагональю 14 дюймов и дисплеем Full HD по цене 440 долларов США.

Что было раньше. В конце девяностых и начале двухтысячных много говорили о так называемых internet appliances или «веб-устройствах». Это маломощные настольные компьютеры, единственной задачей которых было выходить в интернет. В обязательный комплект софта входили браузер, почтовик и мессенджер, плюс всё, что придумает компания-производитель. А вот ставить свои программы запрещалось. Такие компьютеры хотели продавать задёшево вместе с тарифным планом на интернет. Затея провалилась: эти машины покупали, чтобы взломать и поставить полноценную ОС.

Что изменилось. Благодаря беспроводной связи вместо сетевых настольных компьютеров стало возможно сделать сетевые ноутбуки, а дешёвый и маломощный ноутбук легче продать, чем дешёвый и маломощный настольный компьютер. Появились веб-сервисы, хоть сколько-то напоминающие традиционные приложения, и в Google бьются за то, чтобы в веб портировали такие программы как Adobe Photoshop. Это может изменить многое.

Мобильные телефоны на Linux

Fx0 на Firefox OS выглядит модно, но на деле относится к бюджетной категории

Что это за технология. Новая волна операционных систем потихоньку добирается до рынка мобильных телефонов. Проект Firefox OS стартовал в 2013 году, а в 2015 японский оператор KDDI начнёт продажи модели Fx0 с необычным дизайном. Samsung обещает начать производство телефона Z1 на своей ОС Tizen. В основе каждого из них — Linux, но это мало чем отличается от концепции Android, также выстроенного на ядре Linux, и iOS с ядром FreeBSD. Хоть в их основе — классические операционные системы, программное окружение в обоих случаях полностью своё. Особняком стоит Ubuntu Phone — прототип этой мобильной ОС уже доступен, а в 2015 году ожидается появление первых телефонов с ним. К телефонам на Ubuntu можно подключить монитор и продолжить работать с теми же приложениями, что были открыты на маленьком экране.

Что было раньше. В 2000 году появился первый наладонник с Linux, он назывался Sharp Zaurus SL-5000D. В 2006 году в моде был проект Openmoko — мобильный телефон c Linux и открытыми спецификациями «железа». В обоих случаях разработчики и гики проявили некоторый интерес к этим новинкам, а простые пользователи полностью проигнорировали эту затею, предпочитая аналоги с закрытыми исходниками. Преимущества последних — в наличии широкого выбора приложений.

Что изменилось. С одной стороны, не изменилось практически ничего: простых смертных по-прежнему не волнует, свободны ли исходные коды их операционной системы или закрыты. С другой стороны, Android доказал, что возможность модифицировать интерфейс своего телефона многим интересна. Однако не стоит ждать, что Firefox OS или Tizen смогут привлечь к себе столько же внимания сторонних разработчиков, сколько привлёк Android. Что до Ubuntu Phone, то его новаторская возможность переключаться между мобильным и десктопным режимами как минимум интересна. А ещё она иллюстрирует тот факт, что «железо» мобильных телефонов уже вплотную подобралось к уровню офисных рабочих компьютеров.