Мотошлем для настоящих юзеров
Моя мама, почтенный главбух достаточно солидной московской компании, совсем недавно повела себя странно - приобрела мотоцикл Honda Magna, шлем, кожаную одежду и теперь рассекает по "московским изогнутым улицам". То есть ничего странного в этом нет - мало, что ли, народу ездит на мотоциклах, - однако именно этого все окружающие ожидали от нее меньше всего. Знакомые дворовые жулики, круглосуточно пьющие горькую под детским грибком, уважительно интересовались у меня - мол, что это за воин к тебе пожаловал, а я им ответствовал - матушка это моя, ребята. Ого, качали головой жулики, во дает.
Мама, прости, что я рассказываю об этом, но уж дюже хороша преамбула.
Стоимость мотоцикла Honda, как можно догадаться, представляет собой внушительную стопку стодолларовых купюр (имел я счастье подержать их в руках секунд четырнадцать). Их хватило бы, чтобы приобрести какой-нибудь "Фольксваген Гольф" на ходу или даже "Рено" с некрашеной передней дверью. Однако мама хотела именно мотоцикл, отважно сдала на права категории "А" и в один прекрасный день загрохотала под окном своим сверкающим зверем, демонстрируя всем только что полученный номерной знак.
Довольно быстро выяснились все недостатки, присущие мотоциклетному транспорту - во-первых, его надо держать во время стоянки (или выдвигать подставку), во-вторых, одежда, если осмелиться куда-то помчаться в ливень, будет грязная, будто ездок только что разгрузил большую тару навоза, а в-третьих, незащищенность мотоциклиста гораздо выше, чем шофера автомобиля.
К слову о незащищенности - через две недели после начала езды маму укусила за ногу собака, живущая при гаражной стоянке и обычно привязанная на кусок синтетической веревки. Однако в тот день животное радостно носилось вокруг здания и не преминуло вцепиться в голень почтенного главбуха достаточно солидной московской компании. Когда прошли ахи и охи, штаны были отправлены в починку, а мама - в травмпункт.
Отдельного внимания заслуживает мотошлем - как одна из важных составляющих защиты мотоциклиста. Его надо подбирать исключительно под размер своей головы, он должен быть оборудован вентиляционными решеточками, а стекло не должно закрывать обзор. Ну, и прочным он, конечно, должен быть тоже. Я его, например, уронил на асфальт, а на нем три царапинки и ничего более. Так что, господа мотоциклисты, относитесь внимательно к своей безопасности и ничего не забывайте. И уж тем более не делайте шлемы из старых полосатых детских мячиков.
Я же, в свою очередь, праздным осенним вечером шатаясь по просторам Сети, обнаружил интересную статью об изобретении выпускника Йоркширского университета Пирса Такера. Понаблюдав за мотогонщиками и пилотами "Формулы-1", Пирс сделал неутешительный для себя и многих других вывод - во время езды на быстрой скорости вредно отвлекаться даже для того, чтобы глянуть на спидометр.
Для начала стоит сказать, что шлем оснащен встроенным GPS-датчиком, который способен определять местоположение мотоциклиста - если, конечно, последний не забыл шлем дома или не потерял где-нибудь по дороге. Кроме того, шлем имеет на обзорном стекле несколько экранов, один из которых отображает текущую скорость езды.
Интересно, что скорость передвижения определяется весьма элегантным способом - получая информацию о местонахождении, сравнивая показатели через определенные промежутки времени и деля их, собственно на время (школьный курс физики помните - скорость равна расстоянию, поделенному на время), высчитывает скорость и высвечивает ее в буквальном смысле перед глазами ездока. То есть решается проблема концентрации внимания - мотоциклист, чтобы узнать скорость, не должен смотреть на спидометр.
При этом, по мнению Такера, технология определения скорости указанным выше способом работает гораздо точнее, чем традиционные спидометры.
Сам изобретатель утверждает, что идею такого шлема он, попросту говоря, позаимствовал у создателей системы Head Up Display, которая применяется в истребительной авиации - там летчики в обязательном порядке надевают гораздо более крутые приспособления на свою буйну головушку.
Одним спидометром, разумеется, дело не ограничилось - шлем способен (строго говоря, надо было бы написать "будет способен", ведь речь идет пока что о прототипе, хотя Такер планирует в течение пяти лет найти спонсора и наладить серийный выпуск подобных штуковин) не только показывать скорость, но и сообщать другую информацию - например, исправен ли мотоцикл, в какие шины он "обут", работают ли габаритные и поворотные огни и стоп-сигналы. Наконец, в случае опасной ситуации шлем способен оповещать мотоциклиста звуковым сигналом.
Впрочем, нацепить это изобретение на голову могут не только мотоциклисты - Такер считает, что оценят его разработку парашютисты, лыжники или те же гонщики "Формулы-1", страстным поклонником которой изобретатель является с младых ногтей. А самое главное заключается в том, что со временем создатели мотоциклов смогут полностью отказаться от приборной панели и просто прилагать к каждому двухколесному коняшке такой шлем.
Перспективы развития более чем радужные - Такер и его собратья уже грезят новыми идеями, которые можно будет воплотить. Одной из них является сканирование дорожного покрытия на сотню метров вперед и предупреждение мотоциклиста о выбоинах (где они в своем Йоркшире нашли выбоины?) или открытых канализационных люках.
При этом производители автомобилей уже опробовали технологию в действии, разместив на ветровом стекле несколько жидкокристаллических экранов - в том числе и спидометр, разумеется. Меня когда-то на такой машине даже подвезли, и я в конце не знал, сколько денег давать. Дашь много - обидится, мало - пристрелит, чего доброго, на радость пролетариату.
А я бы попросил Такера об одной услуге - чтобы он разработал систему оповещения о наличии на дороге собак. Таких, знаете, дурных, которые лезут под колеса и кусают все движущееся. Потому что мотоцикл свой мама все равно не продаст, а каждый раз латать штаны и делать прививку - сами понимаете, радости никакой.