Наука и технологии

Хай-тек-десант на Эльбрус: история одного восхождения

Современные технологии уже давно и прочно вошли во все сферы жизнедеятельности человека. Пожалуй, сложно сходу назвать какой-либо род занятий, в котором бы не использовался хотя бы мобильный телефон. Не стоит в стороне и одна из старейших «профессий», а точнее будет сказать, искусство: альпинизм. Альпинисты, как ни странно, те же самые люди, возможно, менее избалованные благами цивилизации, в отличие от своих низинных сородичей. Тем не менее эти бородатые дядьки (известные как «снежные люди» или «дети гор») совсем не прочь заполучить что-нибудь эдакое из хай-тек-сферы. Тем более что многие альпинисты в миру – самые обычные программисты, сисадмины и прочие «компьютерные люди»...

Собираясь провести отпуск в горах – жалкие две недели, с трудом отвоёванные у серых будней в лице вечно недовольного босса, – мы не удержались от соблазна взять с собой в дали дальние хоть что-то из привычного техноокружения. Что поделать – компьютерщики, даже выпущенные на просторы дикой природы, остаются всё теми же компьютерщиками. Дайте нам хоть что-нибудь с кнопками и экранчиками, что можно включить и помучить.

Итак, окончательно осознав, что полноценного отрыва от цивилизации нам не пережить – одичаем окончательно, – мы начали судорожно втискивать в уже набитые под завязку рюкзаки всё, без чего нет нам настоящего счастья. Счастья в тестовой лаборатории Ferra.ru хоть отбавляй – на любой вкус, цвет и запах (чего-то палёного), так что выбирать было из чего.

Поборов невероятным усилием воли первый позыв: «берём всё, что влезет в рюкзаки», решили всё же проявить благоразумие и остановиться на самом необходимом. Что может потребоваться современному путешественнику? Конечно, фотоаппараты – нужно же запечатлеть во всей красе предстоящие приключения. Связь тоже не помешает – так, на всякий случай. Ну и, разумеется, музыка – дабы в непогоду скучно не было. Следующими критериями были вес и компактность – таскать на себе лишний вес в условиях, когда каждые 100 граммов кажутся полноценным килограммом, не хотелось никому. Итоговая компания подобралась специфическая:

  • два цифровых фотоаппарата: находящийся у нас на тестировании Panasonic Lumix DMC-LZ5 и редакционный суперкомпактный Casio EX-S100;
  • смартфон Nokia Sport 5500;
  • персональная стереосистема Philips ShoqBox PSS-120;
  • универсальное зарядное устройство на солнечных батареях Acme Power AP-MF1818 – надо же всё это безобразие от чего-то заряжать.

В качестве заключительного аккорда, закрыв глаза на все вышеописанные принципы, в рюкзак буквально втиснули... жёсткие диски Hitachi. Вот уж что-что, а HDD в нашем походе сложно назвать предметом не то что первой, а вообще какой бы то ни было необходимости, да и весят они больше, чем всё оборудование, вместе взятое. Но на этот безумный шаг были особенные причины – уж очень хотелось проверить работоспособность дисков после окончания эпопеи.

Мы погрузились в поезд Москва–Нальчик, и через полтора дня (35 часов), ранним утром, прибыли в столицу Кабардино-Балкарии. Начало отдыха слегка подпортили местные стражи порядка, вымогающие с достойным лучшего применения рвением по 200 рублей с каждого альпиниста, сошедшего с поезда. Чем обусловлена эта мзда, толком выяснить так и не удалось – положено, и всё тут. Откупившись от «оборотней в погонах», поймали попутную «газель», на которой и доехали до отправного пункта нашего путешествия – посёлка Эльбрус.

CIMG3355-s

Пожалуй, сложно найти на просторах бывшего СССР альпиниста, хотя бы раз не покорявшего Эльбрус. Очень уж популярна у любителей льда и снега эта вершина. Даже гостиницу построили на её склоне – легендарный «Приют одиннадцати», к сожалению, сгоревший в 1998 году. Казалось бы, чего проще – пройти уже сто раз хожеными тропами, останавливаясь на хорошо известных стоянках. Но мы не искали лёгких путей.

Маршрут, который нам предстояло освоить, не описан ни в одном известном нам путеводителе. Даже в популярной книге «Эльбрус и его отроги» А. А. Алексеева о самом важном отрезке нашего пути – перевале Чат (заметьте, какое компьютерное название) – сказано лаконично просто: «Описание не найдено».

Перевал Чат (1Б-2А, 26) расположен в юго-западном плече вершины Ачкерьякол (3928 м). Соединяет долину Ирика и восточные ледовые поля Эльбруса. Ведёт из верховьев л. Ирик на плато л. Ирикчат к скалам «Приюта Четырёх». Позволяет обойти «Ирикскую мясорубку» – зону разрывов и трещин в узкой горловине, через которую стекает язык л. Ирик. Описание не найдено.Из книги «Эльбрус и его отроги» А. А. Алексеева

Попробуем исправить этот недочёт.

Итак, маршрут восхождения получился следующий: поселок Эльбрус – долина реки Ирик – ледник Ирик – перевал Чат – траверс восточной вершины Эльбруса (5621 м) – останки «Приюта одиннадцати» – восхождение на западную вершину Эльбруса – спуск к посёлку Азау.

Постепенно поднимаясь, мы шли по левому берегу реки Ирик, то и дело беспокоя местных грызунов.

CIMG3361-s

Долина реки считается одним из красивейших мест Приэльбрусья; по мере того как поднимаешься выше, открывается вид на горы Ушба и Шхельда – завораживающее зрелище:

На второй день пути, пройдя через причудливые останцы из жёлтого песчаника,

CIMG3386-s

выходим на развилку рек Ирик и Ирикчат. Берем левее, вдоль правого берега Ирика, идём почти по ровному плато и ищем место для ночёвки.

CIMG3391-s

Погода заметно портится, но мы успеваем затемно подойти к «стекающему» со склонов Эльбруса языку ледника Ирик.

Под впечатлением от открывшейся нашим глазам красоты истратили последний заряд аккумуляторов в фотоаппаратах – оба разрядились почти одновременно. К счастью, с утра яркое солнце – на привале с помощью Acme Power заряжаем один из аппаратов, второй получает свежую порцию батареек – увы, в случае с Panasonic наша «солнечная электростанция» оказалась бессильна, но запас батареек большой – должно хватить.

Эльбрус приоткрыл свою восточную вершину – хорошо видны кратер потухшего вулкана и Ачкерьякольский лавовый поток.

P1000215-s

Добравшись до подъёма, не совсем понимаем, как лучше идти: взять правее по сыпучей морене или двинуться левее, вдоль границ ледника и каменных глыб.

P1000240-s

Принимаем решение пройти по засыпанному камнями леднику.

P1000250-s

Постепенно приближаясь к знаковой точке нашего маршрута – перевалу Чат, – начинаем усиленно штудировать топографические карты и в очередной раз перечитывать путеводители в надежде найти хоть какие-то зацепки. Увы, выбираем лишь крохи информации, да и то для маршрута в обратном направлении. Приходится надеяться на собственный опыт и интуицию.

Когда оказываемся около «Ирикской мясорубки», нам в голову приходит сумасшедшая мысль – пройти через неё.

P1000264-s

Но, упершись в 30-метровые разломы ледника, понимаем: без потерь там не обойтись.

P1000271-s

С замершим сердцем, трижды помянув русский авось, бросаем рюкзаки вниз, спускаемся.

P1000275-s

Оборудование цело и вроде даже работает (посмотрим по возвращении, как поведут себя жёсткие диски). Идём единственной оставшейся дорогой, преодолеваем подъём, далее – траверс сыпучего склона справа.

Обойдя ледяные изломы сверху, с трудом находим место для бивуака. Главное – чтобы погода не испортилась.

P1000288-s

P1000291-s

С утра – очередная зарядка аппаратуры

На четвёртый день подходим к подножию перевала Чат,

но отыскать верный путь подъёма – задача не из простых.

Делаем днёвку – целый день отдыхаем, проходим акклиматизацию.

Высота 3200 метров.

P1000365-s

Дабы не тащить напрасно рюкзаки, решаю разведать маршрут налегке. Выведет ли этот подъём к перевалу?

P1000328-s

О да, вот он – остроконечный Чат!

CIMG3442-s

CIMG3451-s

Эльбрус, как всегда, в облаках

Пятый день пути – покоряем перевал Чат.

P1000383-s

Все, далее пойдём в связке через опасные ледовые поля восточной вершины Эльбруса.

Мимо лабиринта трещин ледников Ирик, Терскол,

выходим к сгоревшему «Приюту одиннадцати».

Даже разрушенный, он продолжает давать приют путникам, на все сто оправдывая своё название. Под защитой оставшихся стен разбито множество палаток – слышна речь на украинском, белорусском, немецком, польском языках.

P1000466-s

Мы вовремя – этой ночью планируется массовое восхождение на Эльбрус. Разбив палатку, достаём из чехла PSS-120 и устраиваем импровизированную дискотеку, удивив собравшихся мощными ритмами группы Rammstein, издаваемыми миниатюрными динамиками нашего бумбокса.

Вид с приюта 11

CIMG3475-s

Скормив очередную порцию батареек «панасонику» и подзарядив поочередно аккумуляторы остальных железок (даже соседей осчастливили, вернув к жизни умерший фотоаппарат), в два часа ночи выходим на штурм. Через пару часов достигаем скал Пастухова. Короткий привал: переводим дыхание, фотографируемся, снимаем видеролики – и снова в атаку.

После подъёма на 5000 метров резко ухудшается самочувствие, повышается внутричерепное давление, появляется головокружение, но обратной дороги нет. Шаг за шагом, через пургу к восьми утра выходим на седловину. Распогодилось. Делаем фото – батареи вроде ещё держат.

Наверное, уже в десятый раз, но всё же упомяну нашу «солнечную батарейку» – без неё шансы донести в фирменных аккумуляторах наших железок хотя бы чуточку энергии были бы равны нулю. Разве что если бы на протяжении всего путешествия они были аккуратно упакованы и не использовались.

К 11 утра, превозмогая себя, взбираемся на вершину. Ура!

Оба фотоаппарата работают, хотя и требуют постоянной подпитки энергией,

P1000531-s

бумбокс включён и надрывается во всю мощь гимном альпинистов, рискуя вызвать лавину.

P1000526-s

Смартфон Nokia Sport, большую часть пути остававшийся в выключенном состоянии просто потому, что поймать сигнал какого-либо оператора было задачей практически неосуществимой, тоже включён. Пробуем симки МТС и «Билайна» – увы, сигнал отсутствует. И лишь «Мегафон» показывает пару-тройку делений.

А теперь – барабанная дробь... Достаём и аккуратно раскладываем под изумленные взоры собравшихся (кто-то даже покрутил пальцем у виска) наш самый тяжелый из всей хай-тек-компании груз – жёсткие диски Hitachi.

Радуемся, что не прихватили ещё и какой-нибудь сервер в сборе. Но кто знает, ведь это не последнее наше восхождение – может, и в Книгу рекордов Гиннесса попадём такими темпами.

P.S. Вернувшись в редакцию, проверили диски – работают!

P1000564-s

Эльбрус

P1000570-s

У них ещё всё впереди

P1000580-s

Вниз по канатке