Наука и технологии4 мин.

В России научились предсказывать успеваемость учащихся ДО экзаменов. Чтобы помочь им до сессии

Российские ученые придумали, как сделать результаты экзаменов предсказуемее
Гадаете, сможет ли ваше чадо пережить наступающую сессию? Переживаете, что многочисленные экзамены застанут его врасплох? А может быть, вы лишь готовитесь отдать ребенка в институт или университет? Наука нашла новый способ несколько развеять ваши опасения. Какой? Рассмотрим в нашей новой статье!

Высшее образование — большой шаг в жизни человека. Многие надежды детей и подростков связаны именно с ним, ведь заветная «вышка » — путь в такую привлекательную, полную красок и приключений взрослую жизнь.

Но учеба в вузе — это далеко не только беззаботные будни, посиделки в общаге и мечты о будущем. Это еще и тяжелый, каждодневный труд, который по своей интенсивности даже обгоняет собственно работу (если, конечно, вы не вагоны с углем разгружаете, но и тут вопрос спорный).

Поступить в вуз сегодня — это сложная, болезненная эпопея даже для самого гениального ребенка, ведь часто этот процесс столь непредсказуем, да и ставки для подростков в нем настолько высокие, что они не готовы принимать рациональные доводы о некритичности тех или иных трудностей.

Поступившим приходится не легче. Закрой домашние задания, получи допуски до экзаменов, напиши контрольные и тесты — все это изнуряющая и привычная для студентов рутина.

Логично, что у некоторых из них возникают сомнения, смогут ли они поддерживать хороший средний балл да и в принципе закрыть сессию. Здесь поведение студентов разнится: кто-то истошно машет студенческим билетом в ночи перед экзаменом, кто-то зубрит материал до потери пульса. Все это — попытки хоть как-то снизить неопределенность в стрессовой для них ситуации.

Но что, если студентам, их преподавателям и родителям больше не нужно будет гадать, какой результат они получат в конце семестра? Что, если их успеваемость предсказуемее?

«Как это возможно?», — спросите вы. Ответ — наука!

В нашей новой статье мы расскажем, как ученые из Сибирского федерального университета решили проблему прогнозирования успеваемости студентов с помощью машинного обучения.

Что на этот раз придумали наши самородки?

Сибиряки смекнули, что предсказание будущей успеваемости студентов — крайне нужная и важная для вузов вещь. Это позволит образовательным учреждениям оптимизировать процесс обучения и адаптировать его под большинство студентов, а самим учащимся даст возможность лучше приспособиться к учебному процессу.

Чтобы добиться относительно достоверных результатов предсказания они решили использовать математику и нейросети.

Чтобы исследование прошло плодотворно, для начала они посмотрели работы своих предшественников и каким инструментарием те пользовались. Так они сумели определить те математические методы, которые лучше всего подойдут для анализа данных об успеваемости студентов, а также подобрали программы, которые помогут затем составить прогностическую модель.

После завершения подготовительных мероприятий ученые начали подбирать испытуемых.

Ими стали в общей сумме 2130 студентов из 89 учебных групп, проходивших 526 разных электронных образовательных курса.

Данные по их успеваемости были собраны в большую базу данных, разбитую на группы в зависимости от принадлежности студентов к той или иной учебной подгруппе.

Затем, чтобы прогностическая деятельность имела смысл, ученые формализовали результат прогноза, введя в свои исследования такую категорию, как «результат обучения». Смысл тут простой, составить внятные критерии определения будущих успехов студентов и привести их в такую форму, которую поймет компьютер.

© Tim Gouw

Затем, чтобы предсказывать получалось автоматически, ученые разработали специальную формулу, которая и находит «результат обучения». Полученный благодаря ей числовой коэффициент как раз и позволит сделать выводы о дальнейших перспективах студента.

Разобравшись с тем, что они ищут и что они будут «скармливать» нейросети, сибиряки прогнали весь имеющийся у них массив данных через целый ворох математических методов.

Вот их неполный список:

  • Кластеризация k-средних
  • Линейная регрессия
  • Логистическая регрессия
  • Категориальный байесовский классификатор
  • Метод случайного леса

Каких результатов добились ученые?

В целом, сибирякам удалось создать крепкую, рабочую модель для прогнозов успешности студенческих стараний.

Так, средняя точность прогнозов составила 85% на дистанции в 7 недель обучения, а на более позднем сроке в 13 недель и вовсе доходила до 89-92%.

Еще одним важным результатом исследования можно считать то, что ученые определили «переломную» для учащихся неделю. В среднем ей стала 7-я неделя обучения, именно она во много и определяет, каких результатов добился студент.

© Joshua Hoehne

Прикладной результат очевиден, студенты получили новое мобильное приложение, которое, с одной стороны, собирает информацию об их успеваемости, а с другой — дает наглядные прогнозы об их перспективах и предупреждает, где ему стоит поднажать в случае проблем.

Какую пользу несет это исследование?

Польза для студентов и преподавателей очевидна уже сейчас — разработанные сибиряками инструменты не только позволят лучше контролировать учебу студентов, но и сделают её комфортнее и эффективнее.

Страдаешь по сопромату? Система забьет об этом тревогу в деканате и тебе автоматически, персонально выделят отдельную консультацию с такими же страдальцами. А это шанс лучше освоить западающий материал.

Наоборот, справляешься с заданиями хорошо? Получишь поощрения от вуза, распределение в научные команды. Не секрет, что наиболее талантливые студенты получают интересные рабочие предложения уже на старших курсах. Новое приложение позволит работодателю подбирать себе перспективные кадры, ну а самим талантам не придётся работать в Макдаке, подарит хорошие карьерные перспективы в юном возрасте.

Преподавателям система позволяет лучше контролировать учеников, а это, в свою очередь, упорядочивает учебный процесс. Вместо хаоса — планомерное и эффективное обучение, чего и ждут от высшего образования.

Если же говорить о более далёких перспективах, то они действительно впечатляют. Если изучить сильные и слабые места в образовательном процессе, то можно модернизировать и улучшить методики обучения в России. Неплохие перспективы, не так ли?