Наука и технологии8 мин.

Т-55: почему этот танк 76-летней давности до сих пор востребован на войне

Самый старый танк на массовом вооружении
Критически устаревшую машину продолжают модернизировать и использовать. Почему и зачем?

В названии мы слукавили, так как имеем в виду Т-54 и Т-55. В свете прошедших лет, различать их — удел людей, увлеченных историей танкостроения. А на современном поле боя это уже практически одинаковый хлам.

Если отсчитывать со времени испытаний предсерийных образцов, то на сегодня этой машине 76 лет — она почти ровесник победы во Второй мировой. Почему же до сих пор их можно встретить на вооружении огромного количества стран, а именно порядка 50 государств — большинство из них, предсказуемо, третьего мира, но ведь за 76 лет дешёвым хламом становились и более современные танки?

Наиболее простой ответ — их много. Ну очень много, просто дофига. С учётом производств по лицензии в Восточной Европе, количество выпущенных машин перевалило за 100 000 — это больше чем Т-34 и М4 Шерман за годы войны вместе взятых.

Только ли супер-массовость сделала танк популярным? Пожалуй, нет — при всей отсталости конструкции на 2022 г., соки из неё ещё можно выжать. Мы расскажем немного об этом танке: где он воюет сегодня или воевал недавно, и почему всё ещё остаётся полезным.

Т-54 ранних выпусков, музей в Падиково

Т-54/55: история и различия

Прототипы танка появились ещё в годы Второй мировой войны и были результатами экспериментов над Т-44, совершенно новой платформой, которой планировали заменить Т-34 сразу после победы над Гитлером. Креатив советских конструкторов подкреплял один фактор — заменить и улучшить в Т-34 можно было почти всё. Кроме двигателя В-2, его расточили до мощности в 520 л. с., а дальше технологии того времени пройти не давали.

Ограниченность в лошадях заставила много думать о том, как создать защищённую машину, но не перетяжелить её, и не проиграть в итоге по удельной мощности. У американцев была такая же проблема с танком М26 Першинг, который имел отличные показатели защищённости для своего времени, но за счёт отсутствия у американцев толковых танковых движков — использовали «шермановский», что сделало машину медленной и малопроходимой (это прекрасно показала Корейская война).

В итоге Т-55 получил самый узнаваемый силуэт всех советских послевоенных танков — низкий, широкий, с полусферической башней и наклонами брони корпуса под большими углами. Эдакая лягушка, готовящаяся к прыжку.

Т-44 — переходное звено между Т-34 и Т-54

Т-54 получил корпус, почти полностью взятый от Т-44, но более крутую башню (во многом с оглядкой на танки ИС-3) со 100 мм пушкой Д-10Т, аналогичной тем, что стояли на истребителях танков СУ-100 в конце войны. Бронирование составило 100 мм при 60˚ наклона по верхней и нижней лобовой детали, борта 80 мм и более прямые. Башня, как водится, ещё толще — 160-200 мм на наиболее угрожаемых участках.

Новая «размашистая» компоновка позволила создать танк, защищённый на уровне тяжёлых танков Второй мировой, с орудием от истребителя танков: точным, дальнобойным, и с достаточным калибром для использования осколочных фугасов мощнее чем в тех же Т-34-85. Пошли бы и дальше, но мощности движка не хватало, ведь это должен был быть средний танк, а значит — подвижнее и быстрее тех же ИС-3.

Т-55 считается у нас отдельным танком, хотя в некоторых иностранных источниках принято объединять Т54/55. Их отличия, на самом деле, невелики — Т-54 разрабатывался А.А. Морозовым, создавшим Т-34-85 и Т-44 в эвакуации на Нижний Тагил в годы войны, а Т-55 — там же, но уже конструкторами Уралвагонзавода под руководством Карцева и в конце 50-х годов.

Т-55мв 1985 года

Т-55 получил комплекс противоатомной защиты, то есть по итогам многочисленных ядерных испытаний, когда было изучено воздействие радиации. Эти машины должны были наступать сразу после нанесения ядерных ударов. В довесок увеличена мощность двигателя, многократно доработана ходовая, появились элементы повышенного комфорта для экипажа (система пожаротушения, новые вентиляторы, автомат прочистки триплексов).

Боевая ценность на фоне ОБТ

С точки зрения боевых возможностей в целом, по защите и вооружению, это идентичные машины. Хотя все доработки после 1970-х, когда платформу Т-54/55/62 начали выводить из первой линии в пользу новых ОБТ, большая часть доработок касалась именно Т-55 — производились они сильно позже, и заметно качественнее. К концу СССР Т-55 получили стабилизаторы, лазерные дальномеры, приборы ночного видения, баллистические сумматоры.

Вместе с Т-62 они бы составляли танковый «неприкосновенный запас». Так бы и было, но в дело вмешался Афганистан. Очень простые, надёжные (ну, как надёжные — просто было не так уж много деталей, которые могли бы легко сломаться), ремонтопригодные, менее прожорливые танки этих типов более всего пригодились в том регионе, для которого Т-72 был машиной сложной, а Т-80 — очень сложной, с учетом ещё прожорливых движков, из-за которых серпантины забивались уязвимыми заправщиками.

Т-55 поздних модификаций

Другим неочевидным преимуществом стала высокая точность нарезных танковых пушек, которые, в отличие от гладкоствольных младших братьев, были достаточно точны на предельных дистанциях (до 3 км у нарезных, до 4 км у гладкоствольных, но точность гладкоствольных на 2-3 км дистанции ниже, чем у нарезных, как-то так).

Это было критично важно, когда долбишь не густую насыщенную оборону, а рассыпанного по щелям и складкам местности врага — скрытного и очень мобильного. Снайперский огонь сильно продлил жизнь Т-55 в советских войсках, в итоге Т-55 даже повоевал в Первой Чеченской. Ну а помимо этого, конечно, участвовал во всех военных конфликтах с середины 1950-х годов.

Недостатки

Уже Вьетнам наглядно показал существенные недостатки танков этой серии — бронирование было заточено под противотанковые пушки и РПГ первого поколения, типа Панцерфауста или Базуки. Столкнувшись сначала с легкими М72, а потом с серьёзными ПТРК TOW, танки начали нести серьёзные потери, особенно в городском массиве при поражениях в борт.

Зато в противостоянии с другими танками Т-54/55 оказались намного сильнее Шерманов, Т-34, М26 Паттон, а также послевоенных английских ОБТ Центурион. Хотя, конечно, многое зависело от экипажей. В противостоянии с М48 Паттон III явных преимуществ, кроме пушки, у Т-54/55 было, а вот недостатков хватало — стабилизаторы орудия появились на поздних модификациях Т-54, большая часть ранних машин страдала от нехватки или невысокого качества приборов ночного видения и дальномеров.

В сравнении с американским танком М60, Т-54/55 окончательно устарели, уступив на время пальму лидерства Т-62 во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов. А потом уже сразу все средние танки уступили место в истории полноценным ОБТ во второй половине 170-х. В годы Афганской войны на машины ставили экранирование и блоки динамической защиты, но всё равно стойкость даже к гранатам РПГ-7 была невысока. Низкая живучесть окончательно отправила машину на покой.

Современные исполнения

Тем не менее, как вы поняли из начала статьи, машиной оснащены 50 стран сегодня — в различных модификациях, причём не только советского производства (очень много — Китай, а также Польша, Чехословакия и Румыния). После распада СССР к модернизации танковых парков из Т-54/55 подключились множество иностранных компаний, породив с десяток интересных вариантов, так или иначе вписывающихся в требования к ОБТ 3-го поколения.

TR-85M1 Bizonul (Румыния)

На машину устанавливают современные системы управления огнём с лазерными дальномерами и тепловизорами, баллистические вычислители с метеодатчиками, двигатели, повышающие мощность с 690 л. с. поздних Т-55 до 860-900 л. с. в современных вариантах.

  • TR-85M1 Bizonul — ОБТ армии Румынии, на сегодня самый боеспособный танк на базе Т-55, с двигателем от Леопард-1. Бронирование башни доведено до 320 мм и 20 мм композитные вставки (аналог 580 мм), подвеска полностью переработана для современных стандартов точности огня с хода. Боевая масса доросла до 50 тонн. С Т-55 эту модификацию объединяет только база, потому что внутренняя начинка и планировка, вооружения и ходовая полностью заменены под стандарты НАТО.

  • Al-Zarrar — пакистанская модернизация китайских Тип-59 (копия Т-54/55). Вооружён 125 мм гладкоствольной пушкой с двухплоскостным электро-гидро-механическим стабилизатором и бортовым компьютером. Броня, помимо композитных вставок, оснащена блоками динамической защиты (от кумулятивных боеприпасов), а также системой лазерного предупреждения при наведении на танк ПТРК 2-го поколения и совмещённой с ней постановкой дымовых завес. Масса 44 тонны, но вот подвижность очень невысока из-за штатного движка в 580 лошадей.

Al-Zarrar

  • Тип 72Z — иранский танк, в котором аналогично заменили пушку на 105 мм нарезную М68/L7 (как на натовских М60 или Челенджер-1) и динамическую защиту, близкую аналогичной Контакт-1. Массу по-прежнему удержали в пределах до 40 тонн, но с новым украинским дизелем даёт 780 л. с., машина стала скоростной и подвижной по современным стандартам. Только вот защита машины вызывает сомнения, ведь она полагается только на ДЗ (динамическую защиту), которая защитит, в лучшем случае, лишь от гранатомётов типа РПГ-7.

  • Ramses II — глубокая модернизация Т-54 для армии Египта, в основном это такой гибрид с американским М60, от которого машина получила адаптированный движок и 105 мм пушку М68. Система управления огнем SABCA Titan Mk I включает датчики положения и метеоусловий для бортового компьютера с баллистическим вычислителем. Машина оснащена современной системой очистки воздуха в боевом отделении от пороховой гари и выхлопа (советско-китайские машины не отличались комфортом). Усиление брони довело массу до 48 тонн, что при двигателе в 908 л. с. дает… ну, терпимые 18 лошадей на тонну.

Рамзес II

  • Jaguar — китайско-американский экспортный танк, прокаченные Т-54/55 и Тип-59 фирмой Textron Marine & Land Systems, а точнее его интеграция с легким американским танком Стингрэй, от которого устанавливали 750-сильный Детройт-дизель, современную началу 90-х СУО, и уже знакомую пушку L7. В итоге получился довольно футуристичный на вид, но недорогой ОБТ для небогатых стран.

По итогу

Ягуар

Самый массовый танк в истории не мог просто взять и исчезнуть. Обилие произведённых машин, пригодных для модернизации, а также разбор на запчасти сделали танк очень дешёвым и доступным для низкобюджетных армий и разного рода ополчений. Несмотря на перечисленные модернизации, большая часть стоящих на вооружении Т-54/55 — это, в лучшем случае, советские модернизации 70-80 годов, а иногда и машины 50-60-х годов.

Сравнительно лёгкое освоение и точная пушка делают его незаменимым оружием для борьбы с повстанцами и партизанами, если у них нет современных противотанковых средств. А если грамотно избегать близкого контакта с пехотой без прикрытия, можно не опасаться РПГ-7 и в виде почти бессмертного Т-55 получить мощное и мобильное оружие поддержки сухопутных сил.