Почему вместо Т-80, лучшего танка СССР, Россия сказала «и так сойдёт» и выбрала Т-72?
Когда говорят о русских танках, чаще всего речь идёт о Т-72 и производных — Т-90 и их удешевлённые эрзацы Т-72Б3. При этом почти забыт по-настоящему прорывной танк позднего СССР, который с трудом удержался на вооружении в постсоветской России.
В массовом сознании он остался «летающим танком», больше о нем ничего не знают. Ну а что? Пушка та же, силуэт мало отличим от 72ки, те же три человека экипажа и автомат заряжания. А между тем, это совершенно другая машина, которая могла бы стать платформой для дальнейшего развития танкостроения.
Но порешили остановиться на «дёшево-сердито», для вида обмазав это толстым слоем «своего пути», танковым биатлоном и прочим цирком.
Сегодня мы немного восстановим историческую справедливость и расскажем о Т-80: чем он отличается от современных Т-72/90, почему лучше, чем всё-таки хуже, и как он попал на вторые роли.
Всё дело в школе
Исторические экскурсы вам не нравятся (мы это видим по статистике предыдущих статей), поэтому пробежимся в экспресс-формате, чтобы понять, почему Т-80 — это уникальный танк.
Регионами, где ребята знают толк в танках, у нас считается Нижний Тагил, Уралвагонзавод. А в формате СССР, конечно, и Харьковский завод. Но ведь танками у нас занимались ещё и в городе на Неве. Питер — это не только бронзовые кони и Эрмитаж, но и завод имени Кирова.
Пока Харьков занимался средними танками, Кировский завод заведовал сектором тяжёлых машин. КВ, ИС — всё это вам известно хорошо, по всяким World of Tanks и War Thunder. После войны там продолжили развивать именно такие машины. Но из-за того, что после Второй мировой средние танки стали тяжелее и защищённее, на продукцию ленинградцев стали смотреть как на перетяжелённых монстров.
Последним крупносерийным тяжеловесом стал Т-10, а далее в 1960-е пошли путём разработки полноценного ОБТ (основного боевого танка), сочетающего в себе черты среднего и тяжёлого. Все уже понимали, что защита боевой машины от современных угроз — вопрос сложный, которым нужно заниматься комплексно. Время тупого наращивания брони ушло, поэтому тяжёлые танки стали никому не интересны.
При создании тяжёлого танка всегда помните о важной особенности — разработчикам приходится очень много работать с ходовой частью, двигателями, трансмиссией. Ведь сделать броню толще любой дурак может, но что потом будет такую махину тащить?
Поэтому, вопросы мощности силовой установки и надёжность ходовой части — это львиная доля работы конструкторов тяжёлых танков. И когда тяжёлые танки стали не нужны Советской армии, накопленный опыт и достижения «кировчан» оказались не лишними.
Газотурбинный движок
Харьковский Т-64 стал первым советским ОБТ и новая машина стала на производство. Оставшийся без работы Кировский завод тоже решили переключить на выпуск новинки и именно тогда возникла идея поставить на 64-ку ГТД (газотурбинный двигатель).
ГТД — это двигатель, в котором крутящий момент (то, что потом передаётся при помощи трансмиссии на колёса или гусеницы) образуется при помощи турбины. В отличии от дизельных или бензиновых двигателей, этот устроен сильно иначе.
-
Компрессор всасывает и сжимает воздух
-
Сжатый воздух нагревается и смешивается с топливом, что при сгорании топливо-воздушной смеси образует газы высокого давления
-
Газы высокого давления подаются на лопасти турбины. Так создаётся крутящий момент, который идёт дальше на механизмы, создавая движущую силу
Описывать всё это подробно очень долго, а читать тяжело — вот вам визуальная модель, если интересно въехать.
Просто запомните, что газотурбинный двигатель даёт больше лошадиных сил при сопоставимых с дизелями габаритах (и это не единственное преимущество). Есть и недостаток — он прожорливее к топливу.
ГТД знали давно, даже немцы в годы Второй мировой пытались делать технику с ним, но особенно эти движки пригодились в вертолётостроении. Конструкторы тяжёлых танков тоже ими интересовались, ведь их машинам требовалось больше мощности, чем могли дать тогдашние дизели.
Более мощные дизели требовали больше места в моторно-трансмиссионном отделении, а значит увеличивали габариты и массу. Замкнутый круг, и в газотурбинных двигателях видели выход из него.
У новых танков Т-64 были выдающиеся боевые характеристики, но было и много вопросов к ходовой части, а также к двигателю, поэтому ленинградские инженеры начали работу по созданию, по сути, нового танка, развивая концепцию Т-64. В 1969 году Кировский завод предложил опытный Объект 219 СП1 с мощным двигателем ГТД-1000Т, получивший наименование Т-64Т.
Но подвеска харьковского танка совсем не хотела дружить c новым движком и воздействующими на неё динамическими характеристиками — пришлось основательно её перетряхнуть, увеличить размеры катков и ведущих колёс (они перематывают гусеницы).
А ещё были по инициативе внесены множественные мелкие доработки, вроде резиновых бандажей на катках, что сильно снизило шум и улучшило плавность хода. С учётом изменений габаритов корпуса под ГТД, в общем, получился новый танк.
Но Харьковчане предложили более технологичный дизель 6ТД-1 в те же 1000 лошадей, но при большей экономичности. Поэтому министр обороны Гречко в 1976 году поставил крест на проекте ленинградцев, указав что их машина не нужна — мол дорого, ставьте туды дизеля и дело с концом.
Но в том же году новый министр Устинов принял другое решение, уже зная, что американцы работают над принципиально новым танком с газотурбинным двигателем в 61 тонну (будущий М1 Абрамс) с 1500 лошадиных сил, поэтому СССР было жизненно важно не отставать в этом вопросе. Так родился Т-80.
Почему всё скатилось к Т-72
Т-64 военным не понравился сразу: танк капризный, требовал высокого уровня подготовки механиков-водителей, бережного обращения — не то, что старые-добрые Т-54 и иже с ним.
Вот Нижнетагильцы на Уралвагонзаводе пошли им на встречу, и создали Т-72 — машину с аналогичными боевыми характеристиками, но гораздо более простую механически, то есть как военные и любят. Вдобавок 72-ка была дешева в производстве и ремонтопригодна в поле.
Ленинградцам пришлось обосновывать, зачем нужен их инновационный танк, ведь по себестоимости, он превосходил альтернативы более чем в 3 (!) раза.
На середину 1980-х годов существовали два основных варианта Т-80 — Т-80БВ и Т-80У, принятых на вооружение в один 1985 год. Если вариант «БВ» был планомерным развитием предыдущих моделей, то «У» отличался резким скачком боевых возможностей.
Т-80У получил более продвинутую систему управления огня 1А45 «Иртыш» с дублированием от командира, усиленный двигатель на 1100 лошадок, улучшенную ПТУР Инвар (до этого 80-ка уступала Т-72Б в управляемых вооружениях), а позднее ко всему спектру добрался и тепловизор. К самому концу СССР добавят и новый двигатель ГТД-1250, который накинул ещё 150 лошадей к мощности, в итоге на то время такой танк превратился в лидера по скоростным и маневренным показателям. По сути, будущий Т-90 родится из частичной унификации «У» с Т-72Б за счёт переноса прокачанной начинки.
Таким образом Т-80 стали лучшими танками СССР к моменту его распада. Были разные обоснования, зачем такие машины нужны — где-то пишут, что Т-80 предназначался для танковых соединений, а Т-72 — для танковых подразделений у мотострелковых соединений. Где-то толкали речь, что 80-ка для более сурового климата (ГТД отлично запускается на морозе).
Более-менее ясно, что 80-е были большей частью на западных рубежах, особенно много их оказалось в группе войск в Германии — то есть в случае мировой войны они бы составили первую линию, в то время как более простые 72-ки — вторую линию или резерв.
Сравнение Т-80 и Т-72
Здесь всё очень сложно. СССР был, хоть и высокоцентрализованной страной, но конструкторские бюро были между собой в жёсткой конкуренции — не хуже, чем при святом рыночке: соревновались за бюджетирование, госпремии и всё такое. Танки постоянно модернизировали и дорабатывали, поэтому нельзя взять сферический Т-80 в вакууме и сравнить с таким же Т-72. Единственное, что более-менее эквивалентно — это вооружение: оно идентично, пушки сравнивать без толку.
В базе своей Т-72 отличался от старшего брата несколько лучшим основным бронированием, особенно в бортовой проекции, а ещё располагал автоматом заряжания с плоско лежащими снарядами. Но он был ограничен 22 выстрелами, в то время как в Т-80 без усилий можно использовать 28.
Т-72 внутри более просторный, но уступает в удобстве расположения органов управления.
© Различия подачи
Т-80 уступает механизмом заряжания (не автомат, времени уходит на заряжание больше), зато заряжание снаряда и порохового заряда к нему происходят одновременно.
Автомат 72-ки делает это в два приёма, поэтому скорострельность не различается, а вот из-за стоячих зарядов вместо лежачих появляется больший риск детонации. И самое плачевное — для механика-водителя почти невозможно выскочить в случае, когда пушка перекроет его люк. С другой стороны, при детонации боекомплекта экипаж обречён и там, и там.
В целом так можно до бесконечности описывать мелкие различия, где получше 80-й, где 72-й, но читабельно это будет для совсем танкофилов, которые найдут множество ошибок и устроят срачи в комментах. Попробуем обратить внимание на ряд важных аспектов в тактическом плане, чем эти танки различны, если сегодня Т-80БВМ (современная российская модификация) и Т-72Б3 и Т-90 (за исключением последней модификации Прорыв, их ещё пока мало в войсках) наиболее широко представлены.
Различия в идеологии:
Т-72 разрабатывался как танк для армии, как рабочая лошадка, как более универсальная машина для массового применения.
Т-80 — ответ западным ОБТ. То есть был создан, чтобы советское танкостроение не окуклилось само в себе и не зевало в новых тенденциях, он превосходил собрата в маневренности на поле боя, что важно танку-дуэлянту — в два раза выше задняя скорость, выше скорость вращения башни, лучшая стабилизация орудия и плавность хода, и это делало его точнее в стрельбе на ходу.
Т-80 можно было продолжать улучшать прокачкой динамической и активной брони, и по защищённости он никак не уступал бы 72-м. Зато трансмиссия и ходовая восьмидесятки были готовы к наращиванию мощности газотурбинного двигателя, что при увеличении массы оставляло бы её более подвижной при сходной с натовскими образцами защите.
То есть на этой платформе можно было вести гонку вооружений дальше, нивелируя недостатки советской танковой школы, не теряя её преимуществ. Вот чем была ценна ленинградская школа — она была готова к утяжелению класса ОБТ.
Т-80 был танком супердержавы для борьбы с танками супердержавы. Постсоветская Россия его просто не могла потянуть. Особенно в локальных конфликтах, где его преимущества были не столь явными, а недостатки болезненными — потеря одной 80-ки влетала в 3-4 раза дороже 72-ки.
Именно поэтому РФ планировала полностью отказаться от Т-80 из-за его экономической нецелесообразности, но сохранила в итоге 360 Т-80БВ и 190 Т-80БВМ — в основном, для службы на севере.