Наука и технологии7 мин.

Кто будет грозить России с юга?

Сухопутные войска Турции почти на пике формы
Турецкая армия растёт не по дням, а по часам. Из чего сегодня состоит мощь этой страны на суше? Потянет ли Турция статус региональной сверхдержавы?

Турция уже несколько лет как стала второй после Китая страшилкой для соседних стран, взяла курс на кардинальный пересмотр своей позиции в регионе и мире, очень не боится ввязываться в конфликты и поддерживать соплеменников за своими рубежами.

Россия уже познакомилась с наглостью этих «партнёров» и даже успела повоевать с ними под Идлибом в 2020-м — не напрямую, а в прокси-формате, конечно. За время правления Эрдогана военный бюджет турок вырос, по разным оценкам, примерно в 11 (!!!) раз. А страны не увеличивают расходы на оборонку (ну или «наступалку», наступательные вооружения же) просто так.

Байрактар вообще сегодня совершенно самостоятельный бренд, никогда до этого название БПЛА так сильно не мозолило глаза в новостях. Спорим, что раньше вы и не задумывались, и не обращали внимание на такие мелочи (мало ли из чего там по талибам пуляют)? А теперь это уже синоним боевых летающих дронов.

Байрактар TB-2

Но турецкая военка — это далеко не только Байрактар, страна взяла курс на создание собственного ВПК и в обозримом будущем планирует всё больше и больше отказываться от импорта. Хотя ещё лет 10 назад и больше, турецкая армия оснащалась натовскими обносками прошлых поколений.

Посмотрим вкратце, из чего сегодня состоит реальная мощь Турции на суше.

Большие планы по воссозданию Османской империи

Имперские мечты Турции о формировании огромного тюркского государства (с Крымом и югом России, если что) невозможны без мощнейших сухопутных сил.

Ударным кулаком служат танки, и это одна из слабейших сторон турок, так как танки там не «всего лишь» отстают от стандартов, а совсем старые:

  • М48 Паттон, американский танк 1950-х и его развитие в следующем десятилетии М60 (а уж для замены затем разрабатывался хорошо известный Абрамс). Конечно, эти машины в турецкой армии прошли ряд модернизаций — в них улучшили системы управления огнём и динамическую защиту. Но к сегодняшнему дню возиться с танками, устаревшими ещё в 1980-е — абсолютный тупик. Тем не менее, их порядка 1500 единиц.

M60 модернизированный концерном Aselsan

С другой стороны, на ближайшую перспективу, с учётом приоритетов Эрдогана, они ещё могут пригодиться в Сирии, а также передаваться союзникам в страны третьего мира.

  • Более современное поколение представлено танками Леопард-2. Но это так, условно современное, так как речь идёт о модификациях А3 и А4, переставших быть актуальными ещё в 1990-е. Между собой они отличаются более серьёзным бронированием, совершенной электроникой и оптимизацией динамической защиты и прочих элементов под повышение выживаемости у серии А4. Но даже они сегодня крайне беспомощны на поле боя, в мире, где противники активно применяют ПТРК 2-го и тем паче 3-го поколения.
  • Но великой державе негоже решать геополитический вопросы импортными вундервафлями, поэтому при Эрдогане вновь стали разгонять полуживой проект собственного танка, который известен с 2011 года — им стала модель Алтай. Правда, в его основе лежит южнокорейская машина К-2 Black Panther, поэтому «патриотично-турецкий» Алтай почти на 60% состоит из заимствований у Чёрной Пантеры

Турки отказались от автомата заряжания в пользу более совершенной защиты башни, и таким образом увеличили бронирования. Не обошли вниманием динамическую защиту, а двигатель и радиаторную решётку к нему компоновали с применением собственных инноваций в снижении тепловой заметности. С пушкой мудрить не стали, оставили проверенную Rheinmetall Rh 120L в 55 калибров длины (она же на Леопард-2 и, как лицензионная копия, используется на Абрамсе).

По системе управления огнем или комплексе активной защиты комментировать пока что-либо рано, ничего специфического и новаторского нет. Панорамический прицельно-наблюдательный комплекс на 360 градусов, лазерный дальномер, тепловизионный канал в комбинированном прицеле командира и наводчика, стабилизатор в двух плоскостях — сегодня это есть почти везде.

Танк Алтай

На вооружение этот танк пока поступил только в армию Катара, а для себя турки поставили его на конвейер вот только-только, так что скоро ждать на поле боя турецкие Алтаи не стоит.

© Алтай под пафосную музычку

С БМП и БТР потомки османов пока не заморачиваются

И полагаются на проверенные (и дико устаревшие) М113, прошедшие ещё горнила вьетнамской войны. Правда, 2800 таких машин разбавили 650 единицами собственных ACV-15. На той же ходовой, но с более продвинутым вооружением — башня-модуль под автоматические пушки, гранатомёты, миномёты и спарки пулемётов.

Учатся турки и на чужом опыте, плодя собственную генерацию машин класса MRAP — серия KIRPI представляет серию броневиков на одной базе под разные профили задач.

Парк артиллерии

Парк артиллерии состоит главным образом из морально устаревших американских самоходок времён начала холодной войны, в дивизионном калибре (т. е. 155-мм) это свыше 500 стволов. Их разбавляют более современными и, как танк Алтай, совместного производства с корейцами, САУ T-155 «Фыртына» — по уровню чем-то близка к российским Мста-С.

Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования, то есть пушки и гаубицы особо крупного калибра и дальнобойности у турок тоже есть. В этом плане страна находится, можно сказать, в высшей лиге: свыше 200 единиц САУ M110A2 и 36 М107.

M110A2

Буксируемые тяжеловесы всё менее актуальны современным задачам, но работа найдётся и им, а именно гаубицам М114 и М115 — окаменелым копролитам армии США времён (вы только не смейтесь) Второй мировой. Но думаю, окажись я под их огнём, выражаться бы пришлось куда почтительнее.

Реактивные системы залпового огня американского производства M270 MLRS стремительно сокращают, наращивая лицензионное производство тяжёлых китайских WS-1, в турецкой вариации TR-300 Kasirga. Эти системы аналогичны российским Смерч, число их варьируется порядка 50-70, а возможно и выше (свежее 2018 года цифр нет, но если налажено собственное производство, чего бы им себя ограничивать).

Лёгкие РСЗО представлены откровенным копированием отечественных БМ-21 Град в исполнении T-122 Сакарья.

TR-300 Kasirga

Ну а серьёзные игрушки, типа оперативно-тактических ракет, покрыты у турок тайной, но только в плане количества. Представлены они сначала MGM-140 ATACMS, уже ставшие барахлом для третьего мира, а обновкой поступают с 2001J-600T Йылдырым — по сути, китайские ракеты B-611. Турецко-китайская система имеет дальность до 250 км, но в поздних модификациях может оснащаться очень разнообразными ракетами под разные задачи и с разной начинкой. После такой модернизации она уже дотягивает до 400 км, а крылатая ракета — до 900 км. Боеголовка ракет может достигать массы в 480 кг.

ПВО подняли из грязи в князи

Не так давно ПВО Турции представляли собой печальное зрелище — основу ЗРК большой и средней дальности составляли неприлично старые комплексы MIM-14 и MIM-23 соответственно. Это американские системы рубежа 1950-1960-х годов были эквивалентны советским С-75 и С-125, и в 21 веке у приличной военной державы их быть не должно.

ЗРК MIM-14

Здесь Турция становится заложником своей же политики — Пэтриоты брать ненадёжно, потому что США всё больше «обеспокоены» активностью турок. Поэтому Эрдоган закупил дивизионы С-400, только вот и от русских зависеть тоже не хочется. Но разработку своих ПВО турки теперь могут вести сами — уровень своего военно-промышленного комплекса позволяет. Поэтому такой задачей занялась Aselsan, крупнейшая военно-промышленная контора страны.

От модернизации натовского барахла 60-х и 70-х годов они перешли к полностью самостоятельным проектам, и для защиты с воздуха разработали серию Hisar.

Hisar-A

  • Hisar-A — зенитный-ракетный комплекс малого радиуса с потолком до 8 км и дальностью в 15 км. Работает в той же весовой категории, что и российские Тор.

  • Hisar-O — комплекс средней дальности, до 15 км высота и до 25 км дальность. По идее, она должна быть в категории ЗРК Бук, но заметно не дотягивает.

  • Hisar-U — пока ещё в стадии испытаний, и это будет уже комплекс дальнего радиуса, аналогичный Пэтриот или С-400. Хотя заявленные возможности комплекса уступают не только российской системе, но даже американской. С другой стороны, турки хорошо учатся, поэтому каждый из комплексов в перспективе будет иметь запас модернизации.

Пусковая и заряжающая машина комплекса Hisar-O

Ещё двадцать лет назад турецкую армию невозможно было воспринимать всерьёз

В те годы страна закупала списанный американский и европейский военный антиквариат и была оснащена натообразным вооружением, адекватным 1970-м годам — максимум начала 1980-х годов. А вот сегодня, получите-распишитесь — региональная супердержава, армия которой ежегодно поднимается в строчках мирового рейтинга (сегодня это 10-11 место, обогнав Израиль и Германию), а через считанные годы имеет все шансы войти в пятёрку лидеров.

Росту способствует, в первую очередь, то, что турки не просто усиливают армию, но и создают собственный военно-промышленный комплекс, который сегодня активно завоёвывает себе место и на рынке вооружений. Турки очень хорошо учатся и вкладываются в технологии, постоянно лавируя на политической арене, умудряясь вести активную и агрессивную внешнюю политику, и при этом избегать фатальных санкций, которые могли бы отрезать страну от доступа к передовым технологиям (в этом помогает сближение с Китаем и Южной Кореей).

И мы можем только догадываться, с какой целью происходит настолько агрессивное наращивание мускулов армией Турции.