Сейчас редкая крупная IT-компания не пытается разработать собственную платежную систему. Это модно. И российское правительство с пластиковыми картами чего-то мудрит. И QIWI всякие развиваются. И банки интернет осваивают. И все шумят про какое-то NFC.А воз и ныне там. Не можем мы одним и тем же телефоном расплатиться в магазине, на сайте, в метро, в такси и в ресторане. Мы переводим деньги из банка на WebMoney, из них на счет оператора сотовой связи, с этого счета SMS-кой куда-то еще, но и половину покупок не можем оплатить без наличных. Мы завидуем иностранцам, которые каждому продавцу оставляют номер своей банковской карты, по которому можно вычистить все их деньги (зато уж точно заплатят, включая все скрытые платежи). Это же жуть какая-то.Мы ждем появления смартфонов с NFC, как манны небесной, совершенно не задумываясь, зачем они нужны. NFC - это беспроводной разъем. Прислонил одно устройство к другому - считай кабель между ними прокинул, можно с дикой скоростью гигабайты передавать. Строго говоря, при электронных платежах ничего подобного не нужно. Что должно происходить на кассе? Там должны происходить два очень важных сеанса связи. Во-первых, покупатель должен связаться со своим банком и скомандовать перевести деньги на счет магазина. Во-вторых, продавец должен связаться со своим банком и получить подтверждение, что деньги пришли.Первый сеанс связи (покупатель - банк) должен происходить через интернет. Можно, конечно, передавать это сообщение при помощи подписи на бумажном чеке, а чтобы не ждать, пока продавец сбегает с чеком в банк, можно предоставлять продавцу доступ к своему счету, надеясь на его честность. Но лучше все же через интернет. Второй сеанс связи (продавец - банк) тоже должен происходить через интернет. Если это продавец в большом супермаркете, то к нему еще можно протянуть из банка отдельный кабель допотопного стандарта, но если это продавец в деревенском ларьке или вообще таксист, то нужен интернет. Немного примеров (с тем же таксистом) и становится ясно, что интернет должен быть мобильным. Просто разработчикам платежных систем нужно понять, что если где-то нет мобильного интернета, то там невозможно совершение платежей. Итак, покупатель связывается с банком через интернет со своего смартфона. Продавец связывается со своим банком через интернет со своего... назовем это кассовым аппаратом, хотя в большинстве случаев это тоже будет смартфон. А где же NFC? На самом деле мы упустили еще один сеанс связи - кассовый аппарат продавца должен как-то сообщить смартфону покупателя данные счета. Там не много, 1-2 килобайта. Перечень товаров, номер счета продавца и номер заказа, чтобы банки не запутались. Эти данные можно даже вручную перенести в экрана кассового аппарата на клавиатуру смартфона. Только вручную - это долго и с ошибками, так что быстрее и надежнее передать по NFC. Так что же, для этого мы ждем волшебную технологию? Нет. Во-первых, вовсе не обязательно, что очередная платежная система будет работать по уму. Банковские карты тому пример. Вполне возможно, что новомодные смартфоны с поддержкой NFC позволят платить только с редко встречающихся суперзащищенных терминалов безо всякого интернета, а в остальных местах придется по-старинке платить наличными. Пока все к этому и идет. Во-вторых, все прекрасно может работать и без NFC, то есть уже сейчас. Те же 1-2 килобайта можно передать по Bluetooth, по Wi-Fi, через инфракрасный порт и так далее. Можно вывести QR-код на экран кассового аппарата и считать его камерой смартфона. Наконец, можно передать со смартфона на кассу короткий адрес, чтобы на него переслать счет по интернету. Ни счет ни адрес защищать вообще никак не надо, так что можно хоть штрихкодами передавать, хоть по RFID. Главное, чтобы везде одним и тем же способом, тогда люди путаться не будут. Всяко проще, чем сдачу монетками высчитывать. Проще говоря, технологий уже сейчас достаточно. Дело не за IT-компаниями. Как только банки, правительства и капиталисты будут готовы - единая платежная система сразу же внедрится. Даже без NFC. Хотя с NFC все же будет чуть-чуть удобнее.