Ни с чем не сравнить это волнующее ощущение этической неопределённости, когда собираешься писать про банерорезки для сайта, на котором есть банеры. В такие моменты я каждый раз заново не знаю, сочтут ли меня читатели бунтарём или лицемером. Я и сам в такие моменты не уверен, бунтарь я или лицемер. Хотя на самом деле у меня просто появился очередной повод для статьи. Мнение может не совпадать, бла-бла-бла. Захожу я сегодня зачем-то на некий старый сайт (FARK.com, если быть точным) со включённым AdBlock, а сайт мне и говорит: "Fark feeds our squirrel with revenue from ads, please whitelist us in adblock/noscript/your-ad-blocker-of-choice!". Что-то вроде: "Fark кормит нашу белочку с доходов от рекламы, пожалуйста не режьте нас адблоком, носкриптом или чем вы там режете наши банеры!".Знаете, я чуть не прослезился от жалости к бедной белочке, но AdBlock на этом сайте не выключил. Если кому-то нужны деньги, чтобы покормить белочку, то пусть честно просит денег, а не уговаривает меня отвлекаться от работы на идиотские банеры, по которым я всё равно не кликну, так что рекламодатели всё равно не получат с меня прибыли. Нет ничего плохого в том, чтобы честно попросить денег, если ты делаешь что-то хорошее и если тебе нужны деньги. Вон, Джимми Уэйлс постоянно просит денег для Википедии, и ему дают. Хотя у Джимми нет белочки. Зато у Джимми есть хороший сайт. А если у кого-то нет ни хорошего сайта, ни денег то нечего и домен зря занимать. Вообще, если быть до конца честным, то на FARK.com ещё предлагается "please consider joining TotalFark", то есть подписаться на платный раздел и взять на себя прокорм нескольких фарковских белочек. Но я не подписался. Я остался халявщиком, который, к тому же, не хочет смотреть рекламу. Выглядит как-то совсем нехорошо. Казалось бы, сайт даёт мне выбор: хочешь - плати деньги, а хочешь - смотри рекламу. Вот только на самом деле никакого выбора нет, ведь оба варианта предполагают, что я пользуюсь FARK.com постоянно, но это не так. Если бы не желание написать эту статью я провёл бы на FARK.com меньше минуты. Я сидел, разгребал залежи ссылок, выбирал кандидатов в "сайты дня", проставлял теги в Pinboard.in, вот и всё. Настройка AdBlock ради фарковской белочки заняла бы больше времени, чем я провёл на этом сайте, да и глупо так напрягаться ради одного единственного просмотра банеров. Тем более глупо - оплачивать подписку ради одной минуты на сайте. Из всего этого следует любопытный вывод: AdBlock нужен и оправдан хотя бы потому, что на множество сайтов мы заходим случайно и не получаем оттуда ожидаемой пользы, так что нечего зря кормить их белочек глядя на их банеры. С другой стороны, материальный ущерб от AdBlock не так уж заметен. Это удивительно, но большинство "простых пользователей" его не использует. Это те самые люди, которые смотрят сайты в Internet Explorer, используют пароль "123456", читают спам и запускают подозрительные файлы. Эти люди просто не знают, что такое AdBlock. Но это именно те люди, которые кликают по банерам. Пользователи AdBlock, в массе своей, и раньше игнорировали рекламу, так что рекламодатели ничего без них не теряют. Интересно, что если вдруг вместо банеров появится платная подписка, эти люди не начнут платить за всё подряд, а просто ограничатся парой любимых сайтов. Вообще, я сам - сторонник платного веба. Я каждую неделю посещаю тысячи разных сайтов, но постоянно использую всего пару десятков. За них я стараюсь заплатить, если такая возможность в принципе есть. Раньше заплатить за сайт было слишком сложно, но теперь возможность есть почти всегда, так что я плачу. Доходит до абсурда, например, на Google я оплачиваю пустые гигабайты в Drive просто в качестве извинения за AdBlock. И да, я знаю, что с платными сайтами есть проблемы. Вот, например, до недавнего времени я все "нормальные" новости читал на одном сайте. На другие "светские" новостники я даже не заглядывал. Я был не против платить этому сайту примерно как за подписку на крутую бумажную газету. Они не брали денег, но я был не против. Теперь я читаю новости то на одном сайте, то на другом, потому что больше нет такого, что всё хорошо и в одном месте. Платить на каждом новостнике я не готов. Да и никто не готов, наверное. Читаю-то я одну новость тут, одну - там, а платить придётся как за полноценную подписку. Проблема в том, что если есть много однотипных сайтов, среди которых нет явного самодостаточного лидера, то никто не будет покупать их все. Как ни странно, но эта проблема уже давно успешно решена в той области, которая заслуженно считается ветераном платного веба. Конечно я говорю о порносайтах. Владельцы порносайтов понимают, что пользователи любят разнообразие, но не готовы платить за каждый сайт, куда иногда заходят из любопытства. Решается эта проблема просто - платному пользователю одного порносайта в виде бонуса даётся доступ на целый список сайтов-партнёров. Если бы такая схема действовала с обычными новостными ресурсами - было бы весьма интересно. А главное - контент был бы заточен под нужды пользователя, а не под чью-то маркетинговую стратегию. Короче есть в этой области проблемы, но они решаемы. Если прямо сейчас убрать всю рекламу в сети, то пользователи не бросятся сразу платить. Но со временем пользователи начнут платить и реклама исчезнет. Я - уверен. Очень трудно говорить про рекламу в интернете и не выглядеть наивным, но как же про неё не говорить? Ведь это эпоха и она уходит. Способы оплаты становятся всё более удобными, люди тренируются платить за контент на примере мобильных приложений новостных сайтов, банеры режутся AdBlock. Всё чаще рекламодатели платят не за навязчивый обман пользователя, а за интересную информацию, за которую пользователь и сам бы с удовольствием платил, если бы так было заведено. Ну неужели для платных подписчиков Ferra.ru (если бы такие были) я не написал бы про Hotellook, даже если бы он не спонсировал Ferra GeekTrip 2014? Или про Price.ru, рекламу которого я режу у себя в браузере, но который всем рекомендую для поиска лучших цен? Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что мы уже готовы для новой эпохи монетизации веба. Ну, а кому нечем кормить белочек - пусть делают хорошие сайты.