Сегодня сайтом дня объявляется новая скандальная социальная сеть Ello, которая в настоящий момент с трудом преодолевает этап бета-версии.В последнее время социальная сеть Ello уверенно является одним из самых обсуждаемых проектов мира Web 2.0. Это огромное достижение для недоделанного полулюбительского стартапа, не имеющего ни одной оригинальной функции. Секрет такой популярности - скандальное позиционирование Ello, как противоположности сети Facebook, которая всех уже основательно достала. Значительная часть пользователей Ello регистрируется в сети просто для того, чтобы выразить протест против Facebook с её рекламой, слежкой за пользователями и возмутительными социальными экспериментами. Аккаунты этих пользователей стоят пустыми или почти пустыми, но их гражданская позиция выражена вполне ясно. Пользовательская база Ello сильно напоминает сбор подписей против Facebook, и этих подписей набралось бы значительно больше, если бы не система регистрации по инвайтам.В контексте противопоставления Facebook вполне естественно желание сравнить Ello с другим знаменитым анти-Facebook-проектом - Diaspora. Однако у этих двух "убийц Facebook" мало общего. Diaspora протестовала не против отдельных действий Facebook, а против самой сути социальной сети, стремящейся подменить собой стандартный интернет, но сосредоточенной в руках одной компании, имеющей возможности для навязывания пользователям чего угодно. Проект Diaspora предполагал создание сети, распределённой по многочисленным, совместимым между собой, серверам, поддерживающимся разными людьми, что защитит пользователей от произвола монополиста. Проект успешно состоялся, но особой популярности не обрёл: у Diaspora не было рекламного бюджета на привлечение "обычных пользователей", а одни гики не могут создать в социальной сети заметной активности, так как даже гикам иногда хочется общаться с обычными людьми, которые всё ещё сидят в Facebook. Тем не менее остаётся надежда, что кто-нибудь возьмётся сделать сервера Diaspora для простых смертных, хорошенько их разрекламировать, и тогда мир социальных сетей станет таким же свободным и стандартным, как мир электронной почты. В случае с проектом Ello таких грандиозных целей не ставится с самого начала. Как и Facebook, социальная сеть Ello имеет единого владельца и единую серверную структуру. Пользователь, который будет недоволен политикой Ello, не сможет уйти на "другое Ello", сохранив при этом все социальные связи (как это легко можно сделать на любом сервере Diaspora). Ключевое отличие Ello от Facebook в отказе от таких источников финансирования, как реклама и торговля персональными данными пользователей. Тем не менее, какое-то финансирование социальной сети необходимо, и в этом плане владельцам Ello ещё предстоит многое сделать и придумать, даже если они не собираются извлекать прибыль из Ello. На самом деле, реальной альтернативой Facebook станет именно новая схема финансирования проекта, эффективная, но дружественная к пользователям, и говорить о появлении нового "убийцы Facebook" будет можно только тогда, когда эта схема докажет свою жизнеспособность на практике. Ну, а пока, Ello - это почти пустой проект, с любительским дизайном и запутанной навигацией, в котором все стремятся получить аккаунт, но которым никто не пользуется.Чем сайт Ello особенно хорош уже сейчас - так это своей элитарностью. Люди, пробившиеся в эту социальную сеть через барьер нехватки инвайтов, чувствуют себя не такими как все, немного дорожат своим статусом, и стараются вести себя соответственно. Это сильно влияет на контент. Если пользователь Ello что-то в неё активно пишет, то он старается как минимум не испортить себе репутацию, а если пользователю нечего толком сказать, то он хотя бы не несёт любую чушь, а тихо помалкивает. При этом, спама на Ello практически нет, а количество троллинга - минимально. Всё это создаёт атмосферу, сильно похожую на первые месяцы существования Livejournal, который тоже начинал с инвайтов. Впрочем трудно спорить, что значимость контента в раннем Livejournal была заметно выше, чем в сегодняшнем Ello, но это не вина разработчиков, а особенность рынка контента, который за последнее десятилетие сильно изменился. Не те времена, не те нравы, всё такое. Сегодня Ello больше похож не на ранний ЖЖ, а на гламурные иллюстрированные ленты. Что-то вроде гибрида Tumblr и Pinterest. Вот так на Ello выглядит случайный контент:Говоря о будущем Ello, на мой взгляд, стоит различать, говорим ли мы о Ello, как о социальной сети, или как о попытке повлиять на мир. Я уверен, что у этих двух составляющих перспективы совершенно разные. Как социальная сеть Ello - не особо жизнеспособен. У него есть потенциальная пользовательская база, но нет целевой аудитории. Если пользователь понимает, что ему не нужен Facebook, то скорее всего он понимает и то, что ему вообще не нужны социальные сети. В мире социальных сетей комфортно чувствуют себя только те пользователи, которые предпочитают, чтобы их тащили за руку от текста к тексту, от банера к банеру и от прилавка к прилавку. Такие люди не будут пользоваться сетью, в которой надо что-то искать и самостоятельно выбирать. Они хотят нажимать кнопки "Лайк", авторизовываться на сомнительных сайтах, участвовать в акциях, играть в недоигры и получать "рекомендации". Таких людей не напрягает реклама (если только их не собрали на флешмоб против рекламы). Ello - не для массового пользователя. Те же, кто хочет в Ello "просто общаться", столкнутся с обычной проблемой: интенсивное общение в социальной сети означает нагрузку на сервера и службу поддержки, а за всё это так или иначе нужно платить. Свободная (без инвайтов) регистрация увеличит нагрузку на сервера на порядки, и, возможно, потребует редизайна серверной части. Отдельных денег потребует развитие мобильных приложений. Сервису понадобится хоть какая-то монетизация. Эта проблема пока не решена до конца, и шансов у разработчиков Ello не намного больше, чем у многих других стартаперов. Между тем, даже не выстрелив, как стартап, сайт Ello может оказаться очень влиятельным социальным проектом. Уже сейчас к заявлениям создателей Ello прислушивается значительная часть грамотных пользователей сети, заинтересованных в поиске выхода из ловушки социалок. Пока Ello является отличной трибуной. Почти что броневиком, с которого можно поднять революцию. Такие трибуны часто не используются, но не стоит их недооценивать. По крайней мере у Столлмана трибуна была пониже, а последствия мы разгребаем до сих пор. Ещё не понятно, есть ли основателям Ello что сказать, но если есть - мир никогда не будет прежним. Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.