Сегодня (наконец-то) сайтом дня объявляется самый крупный и знаменитый легальный музыкальный сайт - Jamendo.
Написать про Jamendo меня вдохновила последняя новость про "антипиратский" закон (предыстория 1, 2, 3). В эпохальном холиваре "злые пираты vs. жадные правообладатели" определился явный победитель (ну, по крайней мере в отечественной реальности), так что теперь всё внимание приковано к другому противостоянию, которое я бы сформулировал так: "винилово-денежный психоз vs. независимая музыка". В этом противостоянии холивары не помогут определить победителя, независимо от того, где они будут происходить - на форумах или в Думе. Тут всё зависит от того, как много хороших музыкантов выберут независимость. Ту самую независимость, которая в сети давно уже ассоциируется с сайтом Jamendo.
Для тех, кто плотно интересуется миром музыки, уже давно очевидно, что количество высококлассной независимой музыки растёт чуть ли не по экспоненте, а музыкальные таланты всё чаще выбирают свободу. Ну, а тем, кто знает об этой нише только из проплаченных музыкальных телеканалов стоит зайти на Jamendo и посмотреть, как оно всё на самом деле.
В эпоху винила было выгодно иметь три-четыре любимых исполнителя и слушать только их, иначе разоришься на пластинках. Сегодня массовый потребитель музыки хочет разнообразия, благо это всё реальнее. С каждым годом всё дешевле обходятся инструменты и аппаратура, всё проще становится записать качественный звук, всё больше возможностей получить адекватное музыкальное образование, так что армия практикующих музыкантов неуклонно растёт. И не в ущерб качеству. Я серьёзно.
Да, большая часть "независимой" музыки - такой же отстой, как и большая часть "коммерческой", но закон больших чисел на нашей стороне. Я не хочу обидеть никого из великих "коммерческих" супермэтров, но трудно отрицать, что все музыкальные бумы в истории происходили не там, где много талантов, а там, где много, например, свободных гаражей с дешёвыми гитарами и ударными установками. Возможно самые талантливые музыканты прошлого так и не научились играть из-за не связанных с творчеством сложностей. Теперь быть музыкантом проще, так что музыкальный бум постепенно накрывает планету, хоть об этом и не принято говорить на MTV. Что самое интересное, теперь и распространять музыку стало проще, ведь не обязательно унижаться перед "Большой четвёркой", а можно, например, публиковаться на Jamendo. Ещё вопрос, что бы выбрали Чак Берри или Фредди Меркьюри, если бы им случилось начинать только сейчас.
Любители холиварить не глядя любят утверждать, что на Jamendo и других подобных сайтах можно найти только фриковские и тяжёлые жанры. Это полная чушь. На Jamendo соотношение жанров, конечно же, отличается от MTV, но примерно совпадает с Last.fm. В частности на Jamendo море попсы, причём - неожиданно хорошей попсы. Система рекомендаций Jamendo чего-нибудь подберёт на любой вкус (ну, кроме самого испорченного).
Однажды iTunes показал людям, что можно прожить без Beatles. Теперь Jamendo не менее наглядно показывает, что можно прожить без всех суперзвёзд коммерческих чартов. Мир независимой музыки не идеален, но в принципе можно слушать музыку только с Jamendo и не страдать. Не страдаем же мы без музыки всех тех исполнителей, кого когда-то незаслуженно отвергли монстры звукозаписывающей индустрии.
Собирая материал для этой статьи я с удивлением обнаружил, что значительная часть пользователей сети убеждена, что независимые музыканты плохо зарабатывают. Это одно из тех заблуждений, которые зависают во времени и не исчезают, как бы мир не менялся. Это из той же серии, что и "Маки - дорогие" или "Linux трудно установить". Это не правда. Старая рыночная модель уходит, но ей на смену приходят новые. Конечно среди независимых музыкантов мало (если они вообще есть) раскрученных "звёзд", получающих деньги не столько за музыку, сколько за бренд, но талантливым исполнителям всё реже приходится подрабатывать в кочегарке.
Сайт Jamendo делает упор на относительно новые, ещё не прижившиеся рыночные модели. Так, на Jamendo музыканты получают пожертвования посетителей (то самое "заплачу если понравится") и половину дохода сайта от рекламы. Для лидеров чартов сайта это уже неплохо, но в большинстве случаев такой подход - это "бета-версия", под которую рынок ещё предстоит раскачать. В настоящий момент это всё не главное.
Насколько я смог понять, сегодня независимые музыканты продолжают зарабатывать по-старому. У независимых музыкантов давно уже есть две прекрасных возможности заработать, недоступные, например, независимым писателям. Во-первых, талантливые исполнители, раскрутившиеся, например, на Jamendo, имеют хорошие возможности зарабатывать концертами. Если пиратов прижмут... я не знаю, что будет с доходами "Большой четвёрки", но популярность независимых исполнителей резко взлетит, и во многом благодаря Jamendo. Во-вторых, на том же Jamendo активно продаются лицензии для коммерческого использования (Jamendo PRO). Речь не только о всяких саундтреках, но и о дискотеках, например, и о прочем прокручивании музыки в общественных местах с возможностью отшить всяких проверяющих. Легко заметить, что рынок огромный и почти не насыщенный, а усилия борцов с пиратами его только активизируют. Я уверен, в России нет более полезного для Jamendo человека, чем Никита Михалков (хотя он вроде больше по фильмам).
Да, вы правильно поняли из предыдущего скриншота, музыку на Jamendo можно не только слушать с сайта, но и скачать себе в виде обычных mp3-файлов абсолютно бесплатно и столь же абсолютно легально (лицензия Creative Commons).
Короче, кто привыкнет к Jamendo сейчас - тому проще будет оставаться меломаном в будущем.
Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.