Техасская компания EEStor заявила о создании аккумуляторов нового типа на основе так называемых ультраконденсаторов. По замыслу создателей, новый источник питания придёт на смену традиционным электрохимическим накопителям во всех сферах жизни, будь то батарея для автомобиля, ноутбука или телефона.
EEStor относится к компаниям новой генерации, которые работают в высокотехнологичных секторах экономики. Ранее основное направление деятельности, а именно разработка энергонакопительных систем, находилось за завесой секретности. И вот, на этой неделе молчание было нарушено. Представители компании заявили, что им удалось решить две принципиальные проблемы и уже в этом году начнется производство новых устройств, которые планируется первоначально использовать в электромобилях.
Согласно некоторым документам, EEStor поставила перед собой сверхамбициозную задачу – заменить электрохимические батареи на изделия нового образца практически во всех устройствах, где так или иначе используются аккумуляторы, включая утилитарные бытовые приборы. По утверждению компании, разработанная система является своего рода гибридом ультраконденсаторных батарей на основе барий-титанового порошка и значительно превосходит лучшие образцы литий-ионовых батарей практически по всем параметрам, таким как мощность на единицу площади, время зарядки, экологичность и даже цена. Создатели уверены, что их детище шаг за шагом вытеснит и традиционные кислотные аккумуляторы на основе свинца. Ещё бы, если верить официальному заявлению, одна батарея нового типа равноценна 10 автомобильным аккумуляторам, при этом не используются токсичные материалы и химически агрессивные вещества, а себестоимость на 50% меньше!
Собственно, ничего фантастического в подобном заявлении нет. Аналогичные работы давно ведутся во многих исследовательских лабораториях, например в Массачусетском институте технологий (Massachusetts Institute of Technology, MIT), специалисты которого не так давно вообще предложили использовать в качестве источника энергии для электронных устройств чип с миниатюрным газотурбинным двигателем. Первую же модель ультраконденсатора предложил ещё в далеком 1879 году никто иной как известный физик и физиолог Герман Гельмгольц.
Подобное открытие способно перевернуть мир энергетики, включая резкое повышение эффективности альтернативных источников энергии, таких как ветер или солнце. Потенциально, речь может идти о «сползании мировой экономики с нефтяной иглы».
Но в первую очередь разработка угрожает производителям литий-ионовых батарей, таким как Watertown, A123Systems или Altair Nanotechnologies, которые активно работают над внедрением гибридных энергонакопительных систем в автомобилестроении.
Понятно, что мнения специалистов разделились. «Я становлюсь немного скептиком, когда кто-то заявляет, что открыл нечто на все случаи жизни, потому что на самом деле это далеко от реальности», – говорит Эндрю Бурк (Andrew Burke), эксперт по системам передачи энергии в Калифорнийском университете (California University). Впрочем, он тут же добавил, что будет рад оказаться неправым: «Если технология окажется лучше, чем я думаю, я не расстроюсь; напротив, я буду просто счастлив».
Разрабатываемая компанией EEStor система получила название «блок накопления электроэнергии» (Electrical Energy Storage Unit, EESU) и представляет собой керамический ультраконденсатор с барий-титановым порошком в качестве диэлектрика, за счёт чего достигается высочайшая плотность заряда и возможность увеличивать напряжение до 1200 – 3500 В, и даже выше. Ультраконденсаторы имеют много преимуществ перед традиционными электрохимическими батареями. Следует отметить огромный жизненный цикл (более 10 лет) без снижения эффективности, возможность работы при низких температурах, устойчивость к вибрациям, а также способность практически моментально накапливать и отдавать заряд, что особенно актуально при разгоне и торможении электромобиля.
EEStor планирует первоначально создать автоматизированную поточную линию для производства батарей мощностью 15 кВт\ч для небольших автомобилей с потенциальным пробегом в 200 миль. Интересно, что по заявлению компании для полной подзарядки потребуется менее 10 минут (!). Что касается сроков внедрения, то уже в этом году на мощностях компании ZENN Motor в Торонто начнется производство небольших электромобилей с использованием EESU. По некоторым оценкам, на путешествие в 500 миль потребуется всего около 9 долларов. Для сравнения, аналогичная поездка на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания обойдется не менее чем в 60 долларов.
Скептики задают множество вопросов, касающихся проблем утечки заряда, безопасности использования, поведения при критических температурах, а также возможности использовать лабораторные наработки в коммерческих целях. В ответ на все опасения Ричард Веир (Richard Weir), соучредитель и исполнительный директор EEStor заявил буквально следующее: «Мы не занимаемся очковтирательством. Мы впервые рассказали об этом проекте и гарантируем выполнение всех производственных обязательств».
Что ж, поживём – увидим. Пока же ясно одно: в случае успеха проекта новая технология даст огромный толчок для развития электронной техники, и прежде всего мобильных устройств.
Источник новости: Technology Review