Опубликовано 23 июня 2024, 21:47

Российские учёные оценят уровень загрязнения почвы по микробам

На свалках промышленных отходов
Российские биологи изучили микроорганизмы, которые живут на свалках
Российские учёные оценят уровень загрязнения почвы по микробам

Биологи Вятского государственного университета (ВятГУ) нашли различия в микроорганизмах на свалках промышленных отходов и в «чистой» почве. Это открытие может помочь определить допустимый уровень техногенного воздействия на окружающую среду. Результаты исследования опубликованы в журнале Contemporary Problems of Ecology.

Почвенные микроорганизмы играют ключевую роль в круговороте питательных веществ и поддержании стабильности экосистем. Сегодня им все труднее справляться с техногенным давлением, которое изменяет состав и разнообразие микробов в почве. ВятГУ исследовал свалку с жидкими химическими отходами, засыпанные песком, глиной, известью и гипсом, и обнаружил там микроорганизмы, которых нет в «чистой» почве ближайшего заповедника.

Современные методы исследования позволили биологам изучить геномы целых микробных сообществ. В молодых техногенных почвах соотношение групп микроорганизмов отличается от природных почв. Эти изменения могут служить индикатором техногенного загрязнения и помочь разрабатывать меры по защите почвы. Ведущий научный сотрудник НИЛ биомониторинга ВятГУ Ирина Широких отметила, что метагеномный подход помогает понять роль микроорганизмов в экосистемах и разработать стратегии для сохранения «здоровья» окружающей среды.