Опубликовано 11 мая 2011, 12:58

Сайт дня: Delicious - есть ли жизнь после Yahoo!?

Сайт дня: Delicious - есть ли жизнь после Yahoo!?

Прямо сейчас легендарный сервис Delicious меняет своего владельца.

Delicious

Delicious

2 мая было сделано официальное заявление о том, что компания Yahoo!, владевшая сервисом более пяти лет, продала его компании AVOS, и теперь идет трудоемкий процесс переноса пользователей на новые лицензионные соглашения (большинство ничего так и не заметят), выдирания из сайта ссылок на Yahoo! и тому подобных рутинных дел. Примерно в июле этот процесс должен завершиться, и Delicious обретет долгожданную свободу от Yahoo!.

Delicious

Delicious

Сервис Delicious был создан Джошуа Шахтером в 2003 году, и к 2005 году, когда его купила Yahoo!, сервис стал эталонным закладочником, решения которого копировали все, кому не лень. Эпоха Yahoo! принесла творению Шахтера застой. Многочисленные клоны Delicious успели вырасти в полноценных конкурентов и даже обогнать сайт-оригинал по некоторым параметрам, а Yahoo! все не знала, что делать со своим приобретением. В декабре 2010 со стороны Yahoo! прошла информация о том, что Delicious будет закрыт, как бесперспективный проект. Это было бы действительно печально, но в AVOS вовремя подсуетились и спасли легенду. Важно, что компания AVOS принадлежит Чаду Херли и Стиву Чену, которые известны, в частности, как создатели YouTube. Теперь можно ожидать, что Delicious ждет возрождение.

AVOS

AVOS

Стоит сказать, что Delicious и Yahoo! с самого начала было не по пути. Во-первых, Yahoo! - проект подчеркнуто американский. Все попытки Yahoo! кого-то заинтересовать за пределами страны лопнувших доткомов неизменно проваливались. В то же время, клоны Delicious популярны во всем мире, так что можно утверждать, что америкоцентризм сервиса не пошел ему на пользу в эти пять темных лет.

Также важно, что союз Yahoo! и Delicious создавал конфликт идей, который сильно напрягал обе стороны. Yahoo! - это с самого начала коммерческий проект, развивавшийся по стопам AOL, и исповедующий примерно такой принцип: "добудьте что-нибудь популярное и обвешайте это рекламой". Наоборот, Delicious - это сервис, сделанный Шахтером для собственных нужд и развивавшийся по пути Google в стиле "сделайте, чтобы пользователям было хорошо, а как получить деньги - подумаем потом". Delicious был удобным и инновационным сервисом даже когда еще выглядел, как-то вот так:

Delicious

Delicious

Уже тогда на Delicious применялись те технологии, которые теперь считаются стандартами "эпохи Web 2.0".

Прежде всего, сама идея хранить закладки в сети, а не в браузере в 2003 году была инновационной. Тем более - хранить их не на заполняемой вручную html-страничке, а на автоматизированном сервисе. Delicious стоял у истоков облачных сервисов.

До Delicious не было очевидно, что чьи-то закладки могут быть хоть кому-то интересны, но оказалось, что с их помощью можно знакомиться и общаться, а иногда и находить хорошие сайты. RSS-поток чьих-то закладок иногда может заменить раздел блога. Все фейсбуковские "лайки", все рейтинги от StumbleUpon, все сервисы для перепоста ссылок начинались с простого сервиса "для личных нужд" Джошуа Шахтера. Delicious - это сайт, на котором многие впервые узнали, что в сети можно быть социальным.

Ну, и конечно же, нельзя не вспомнить самую ключевую разработку Шахтера, ради которой и был написан сайт Delicious - теги.

Delicious

Delicious

До Delicious большие наборы однородных данных (например, закладки) хранили в виде упорядоченных списков. Слишком большие списки организовывались с помощью иерархических систем, то есть с помощью вложенных папок. Шахтер начал с того, что написал программу, которая позволяла пометить встреченный в сети сайт ключевым словом, по которому он мог бы его потом искать. Так и появились теги, которые теперь лепят на все подряд: изображения, заметки в блоге, задачи в органайзере, контакты в адресной книге, фильмы в каталоге и на все, что только может захотеться упорядочить. Даже в браузерах закладки теперь помечаются тегами.

На ранних скриншотах Delicious (тогда еще del.icio.us) уже можно увидеть списки тегов, отличающихся по размеру шрифта в соответствии с частотой использования. Это прообраз того самого "облака тегов", которое стало символом "эпохи Web 2.0".

Всю эту кузницу инноваций компания Yahoo! практически остановила. Теперь есть шанс, что AVOS вернет жизнь в Delicious. Следите за событиями, должно быть интересно.

Кстати, в скором будущем я планирую написать в "Сайтах дня" о некоторых сервисах, которые развивали идеи Delicious до новых высот, пока в Yahoo! тормозили. Оставайтесь с нами.

 

Нашли интересный сайт? Пишите нам на sitesoftheday@ferra.ru.