Я говорю о том Деде Морозе, который существовал на самом деле – о Стиве Джобсе. Кстати, он был даже лучше вымышленного. Во-первых, он приходил не раз в год, а вдвое-втрое чаще. Во-вторых, он приносил не те подарки, которые мы ждали, а те, о которых и не мечтали. Не мечтали, потому что не могли такого представить. Этим творец и отличается от человека. Люди мыслят категориями реального, а создатели изобретают то, чего бывает. Отчасти причина того, что Джобса прогнали в 80-х, состоит в том, что он требовал от своих сотрудников воплотить свои хотелки (придуманные самостоятельно или подсмотренные у тех, кто их придумал, но похоронил) – слишком фантастические и казавшиеся невозможными, а к тому же и сомнительными в плане финансовой выгоды. Слишком настойчиво требовал и всем надоел. Ну, хорошо, ещё он вёл себя, как порядочный поганец.Думаю, Джобс родился очень вовремя – в середине 20-го века. Тогда ещё не устали мечтать о будущем техники. В ту пору учёные изобретали кучи кирпичиков, а фантазия позволяла придумать любую постройку. Потом уже мышление линеаризовалось и люди стали думать о суперкомпьютерах размером с гору, а затем на смену габаритам в мечты пришли мега- и гигагерцы. Слишком плоско. Вокруг гения возник культ, который в свою очередь стал помогать реализовывать новые задумки. Тим Кук – хороший управленец, но идолом он никогда не станет. Скучный. Умный, может, очень умный, но неинтересный, пресный. Он умеет управлять механизмом, знает, как обеспечить его эффективную работу, но таким человеком могли бы восхищаться акционеры, а не пользователи. Когда компания так сильно зависит от одного человека – это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что его уход (на пенсию или на тот свет – не важно) ставит под угрозу её существование. Хорошо, потому что миллионы людей не могут любить компанию, а по-своему любить [образ] человека – могут. А на любви делаются огромные деньги. Скукожится ли теперь Apple? Джобс натурально затмевал свою команду, и точно оценить её возможности сложно. Думаю, она достаточно сильная для того, чтобы делать новые продукты. Есть ли среди них кто-то столь же дотошный, чтобы выверять каждый пиксель в иконке, место каждой буковки и кнопочки на корпусе – не знаю. Зато знаю, что если такового нет, то наследство в виде «запаса новшеств на пару лет», о котором многие говорят в контексте будущего компании, вряд ей поможет. Деда Мороза больше нет. Остались родители, которые будут тайком читать ваши письма с пожеланиями подарков. А вы ведь и сами толком не знаете, чего хотите, правда?