Опубликовано 28 августа 2013, 17:09

Яндекс предлагает изменить «антипиратский» закон

Компания Яндекс продолжает пытаться скорректировать законодательные инициативы по защите авторских прав. В своем блоге компания опубликовала свою концепцию правового регулирования в интернете, которая позволила бы учесть интересы всех сторон.

Яндекс

Яндекс

В своей заметке компания предлагает изменить закон, который она сама называет не иначе как законом «о произвольной блокировке сайтов». Напомним, 1 августа 2013 года в силу вступил закон, призванный защитить интересы правообладателей от пиратских фильмов и сериалов в интернете. Кроме того, обсуждается распространение закона на другие объекты авторского права — литературные произведения, музыку и так далее.

Яндекс подчеркивает, что авторские права, как и все другие, конечно, нужно защищать. Однако она, как и многие, считает, что законодательство в этой области должно быть устроено иначе и защита должна быть адекватной. Как минимум, необходимо учитывать интересы всех сторон — в том числе пользователей и интернет-компаний, а не только правообладателей. Не имея возможности изменить закон в целом, Яндекс предлагает свои предложения по его изменению.

Ключевые моменты предложения следующие. Необходимо исключить из текста закона информационных посредников, которые предоставляют возможность «доступа к материалу» и «размещения информации, необходимой для его получения». Это та самая расплывчатая формулировка. Можно посчитать, что предоставить возможность доступа к материалу — это, в том числе, дать ссылку на этот материал.

Также отмечается, что блокировка ресурсов — это чрезмерная и необоснованная мера. Если её и можно применять, то только в крайних случаях в качестве исключительной меры, и только когда она не затрагивает добросовестные ресурсы. В требование правообладателя удалить тот или иной контент необходимо включить полный адрес страницы сайта, где этот контент расположен. Сейчас описание процедуры допускает указание только IP-адреса сайта, что не позволит принять меры даже добросовестному посреднику.

Кроме того, по мнению Яндекса, нельзя законодательно требовать от интернет-площадок предварительной модерации контента. Речь идет об огромном объёме информации, и на сегодняшний день нет технологий, позволяющих гарантированно не допустить размещение того или иного контента. Закон должен предусматривать взаимодействие правообладателя и информационного посредника. Сейчас контент необходимо удалить по одному заявлению правообладателя, никто не разбирается, правомочно он размещён или нет. И даже если установлено, что заявление правообладателя было ложным, информационный посредник лишен возможности разблокировать страницу или контент. В законе просто нет соответствующей процедуры. Также недопустимо вводить административную ответственность за невыполнение посредником мер по блокировке контента. Это полностью нарушает баланс интересов правообладателей и информационных посредников. Спор между посредником и правообладателем должен решаться в суде. А в случае принятия административной ответственности необходимо также установить ответственность для правообладателей за ложное уведомление и за злоупотребление правом — например, когда правообладатель требует удалить материалы, часть из которых загружена им самим или с его согласия.

Источник новости: Яндекс