Опубликовано 03 февраля 2017, 18:23

5 знаменитых приложений и игр, которые «сдулись» на пике популярности

Об этих приложениях и играх говорили на каждом углу, им предсказывали большое будущее, винили во всех грехах. Они породили подражателей, поставили рекорды популярности и… ушли ко дну в короткий срок. Вспоминаем «бомбические» в недавнем прошлом игры и программы, которые сегодня никому не нужны.
5 знаменитых приложений и игр, которые «сдулись» на пике популярности

Pokémon GO!

Начнём со «свеженького». Невероятно популярное приложение, которое принесло разработчикам свыше $100 млн менее, чем за месяц, и спровоцировало истерию вроде бы взрослых и уравновешенных людей по всему миру. Игроки попадали в ДТП, проникали на охраняемые территории, ловили покемонов во время священнослужений, не отвлекались от игры даже после ранений. Страховка жизни фанатов Pokémon GO! стала отдельной услугой в портфолио коммерческих компаний, а власти Китая полностью запретили игры на основе дополненной реальности с привязкой координат по спутнику.

Даже не верится, что истерия по Pokemon Go! прошла

Даже не верится, что истерия по Pokemon Go! прошла

Игра не предлагала ничего нового, кроме, собственно, покемонов вместо абстрактных штуковин, которые нужно коллекционировать. Но почему-то «выстрелила» с невероятной силой и породила множество приложений-«клонов». А спустя пару месяцев игра надоела и журналистам, и государству, и игрокам, да вообще всем! Pokémon GO! перестал мелькать в новостях, количество загрузок приложений в App Store и Google Play пошло на убыль, пользователи поставили игре три звезды из пяти возможных и перестали уделять ей внимание.

Реакция общественности

Реакция общественности

Почему так произошло? Отчасти из-за однообразия игры: собирать покемонов ради собирательства месяцы напролет готовы немногие. Да и с новичками игра не церемонится — им приходится самостоятельно разбираться в логике игры с дополненной реальностью.

Дальше — больше. Чем меньше людей играют «в покемонов» в твоём городе — тем слабее соревновательный интерес и стимул играть впредь. Социальная составляющая сначала подбросила игру на вершину хит-парадов, а теперь вернула её на землю.

А вообще, полезное занятие же!

А вообще, полезное занятие же!

Prisma

Приложение, которое было призвано сделать банальные фотографии чуть менее банальными. Снимаем фото, отправляем его в облачное хранилище и выбираем, в стиле какого из художников хотел бы увидеть фото. После этого нейросеть (натренированный по определённым подвидам живописи алгоритм искусственный интеллект) колдует над фотографией и выдаёт готовый результат. Иногда просто забавный, иногда приятный с художественной точки зрения.

Как задумывали изначально

Как задумывали изначально

Фоторедакторы, работающие по принципу «сделать хорошо и автоматически», существовали и раньше, но Prisma стала «игрушкой» с эффектом новизны. Поэтому приложение, которое разработал один из сотрудников холдингов Mail.ru и Яндекс, взлетело на вершины хит-парадов в магазинах приложений Apple и Google почти на всей территории бывшего СССР. За 10 дней «Призму» скачали миллион раз! Фотографы поднимали приложение на смех, но «простым трудящимся» Prisma понравилась — стилизованные под картины «фотки» заполонили социальные сети. Затем «пародию» на Prisma под названием Vinci выпустили разработчики социальной сети ВКонтакте.

Что произошло

Что произошло

А потом пользователи резко «наигрались» со всеми эффектами приложения, не нашли стимула для того, чтобы вернуться в него снова, и… нет, не отказались от незатейливого софта, а перенесли внимание на китайский редактор сэлфи с повышенной «кавайностью» — Meitu.

Запала Prisma хватило чуть больше, чем на полгода — приложение, которое возглавляло рейтинги в июле, уже в январе опустилось на 125 место в App Store и 285 место в Google Play в России. Вопреки тому, что «Призма» научилась обрабатывать видео, долгоиграющим приложением-хитом она стать не смогла — без серьёзных обновлений взрывной рост закончился настолько же стремительным падением популярности, а её разработчики сейчас высказываются в стиле «не очень-то и хотелось это была замечательная проба пера, а монетизация и удерживание интереса в приложению не входили в наши приоритеты».

Итоги

Итоги

Evernote

В отличие от сиюминутных приложений-игрушек, которые «протухли» из-за однообразия, Evernote прославился как раз потому, что был полезен и удобен. Удобный сервис для хранения и синхронизации заметок, быстрое приложение, возможность «фаршировать» заметки дополнительным контентом – например, добавлять к тексту музыку и фото.

Evernote был и остаётся не единственным сервисом для работы с заметками (мягко говоря, не единственным), но одним из самых удобных и наиболее умело раскрученных. Огромное количество положительных отзывов, договоренности с производителями смартфонов, за счёт которых приложение Evernote входило в стандартный комплект софта на многих Android-мобильниках. Разработчики Evernote, к слову, обошлись без звёздной болезни, не прекращали работу над своим детищем и постоянно увеличивали его функциональность. Бесплатное приложение с расширенной функциональностью за доплату нравилось всем, компания получала инвестиции сотнями миллионов долларов, её ставили в пример новичкам «софтостроения». Заметки с синхронизацией стали популярными даже в бизнес-среде, корпорации тоже с удовольствием использовали Evernote в своей деятельности.

После того, как Evernote стал платным, он растерял былую популярность

После того, как Evernote стал платным, он растерял былую популярность

А потом стратегия «догнать и перегнать» дала сбой, потому что мобильные приложения Evernote превратились в перегруженных функциями монстров с огромным количеством «наворотов», в выпуске «тех же щей да побольше» разработчики не преуспели (Evernote Food для заметок с рецептами с треском провалился), а выручка компании была смехотворной, потому что доплачивать за увеличенный объём хранилища большинство пользователей не собиралось.

В итоге компания отчаянно «закрутила гайки», уволила большое количество сотрудников и стала экономить на тех, кто остался в штате. Перестала хвастаться прибылью и участвовать в конференциях разработчиков, свернула разработку новых приложений, закрыла представительства в Москве, на Тайване и в Сингапуре.

Затем «сладкая жизнь» настигла и пользователей приложения: бесплатную версию ограничили синхронизацией между всего лишь двумя устройствами, подняли цену на платные аккаунты во многих странах (но подсластили пилюлю и сделали кратковременную скидку на подписку). Полной альтернативы сервису так и не появилось, но Google родил сервис работы с Keep, а часть пользователей, которым Evernote нужен был для хранения ссылок, стала использоваться Pocket. Те, кто уже «прикипел» к Evernote и накопил в приложении огромную базу заметок, ругали компанию плохими словами, а потом всё-таки полезли за банковскими картами.

Evernote не испортился – с новыми обновлениями приложения он стал удобнее и перестал походить на монстра. Но он потерял слишком много пользователей и окончательно переквалифицировался из всенародно любимого сервиса в штуковину для деловых людей и тем, кому «очень надо».

Periscope

Знаменитый сервис для создания онлайн-трансляций прямо со смартфона стартовал очень бодро – репортажи профессиональных и не очень авторов заполонили интернет, в марте 2015 года приложение стало настоящим хитом в App Store и Google Play (10 миллионов скачиваний за первые 10 дней!), его даже начали использовать звёзды для видео-импровизаций перед своими поклонниками. Любительские трансляции не были новшеством для интернета, но только Periscope смог хорошо адаптировать их к смартфонным реалиям и сделать популярными. За такие заслуги Twitter раскошелился на $100 млн. и выкупил молодой сервис.

А потом случилось неизбежное: «Перископ» из орудия репортёров-любителей превратился в сервис трансляции эротических и, иногда, порнографических материалов, в плохом смысле этого слова. Огромное количество нарциссов со смартфоном в руках и торги в стиле «прыгну голым с балкона, как только трансляция наберёт 1000 зрителей». Или полностью бесполезные трансляции того, как люди завтракают или едут в школу/на работу. В общем, всё бесполезное, что встречается в Твиттере,  смешалось с бесполезными особенностями анонимных видеочатов.

Типичный Periscope

Типичный Periscope

Facebook подглядел популярное начинание и организовал трансляции – знаменитости и СМИ, недолго думая, переметнулись внутрь соцсети, а Periscope стали использовать гораздо реже.

Следующим шагом стало угасание интереса «простых трудящихся» к трансляциям вообще – сегодня о Periscope говорят только в случае, если какой-нибудь школьнице пришло в голову устроить трансляцию нагишом, или если трансляция ведётся из тюрьмы. Как и в случае с Evernote, Перископом не перестали пользоваться, просто теперь он стал во многом походить на чуть другой ChatRoulette, только гораздо более скучный.

Flappy Bird

Примитивная игра с супер-эффективным механизмом раскрутки, причина помешательства пользователей смартфонов в 2014 году. Многие до сих пор недоумевают, как игрушка, в которой птица усилиями игрока подпрыгивает и пролетает сквозь зелёные трубы, могла всерьёз кого-то заинтересовать?

А разгадка в том, что игра с простой механикой действий была сложной в действии — чтобы игроки проигрывали слишком рано, а игра задевала их самолюбие. Приём с отзывами об игре в стиле «целый день потратил на то, чтобы пройти эту чёртову игру! Ненавижу её! Наложу на себя руки, если не выбью рекорд!» спровоцировало стадный эффект — армии игроков ломанулись скачивать Flappy Bird и играть в неё, чтобы потом рассказать следующим по цепочке, как они презирают эту птицу среди труб, но не могут остановиться и продолжают в неё играть.

Было, да прошло

Было, да прошло

Таким нехитрым образом разработчик «птички» Донг Нгуен добился того, что Flappy Bird скачали свыше 20 миллионов раз, а доход от внутриигровой рекламы составлял $50 тысяч в сутки. Об игре написали ведущие СМИ, на тему Flappy Bird стали появляться картинки-мемы.

Но самое интересное было потом, когда Нгуен, вместо того, чтобы позволить игре утратить популярность после всплеска интереса к ней, удалил Flappy Bird из магазинов приложений и написал «покаяние» в стиле «я даже не представлял, что игра разрушит ваши жизни. Ни есть, ни спать не могу от разрушений, которые я произвёл в этом бренном мире. Flappy Bird должна исчезнуть, чтобы Вселенную постигла гармония» — и, что характерно, сдержал своё слово. Некоторое время за айфоны с предустановленной Flappy Bird просили до $90 тысяч, но в короткие сроки разработчики наплодили приложения-клоны «птички», но публика к тому времени уже «наелась» и даже оригинальная Flappy Bird в файловых хранилищах для Android стала никому не нужна. Истерия по примитивной Прыгалке сошла на нет спустя месяц после выхода оригинала. 

Полное погружение в Flappy Bird

Полное погружение в Flappy Bird