Опубликовано 09 июня 2011, 00:01

Для любой широты. Обзор гибридного GPS-ГЛОНАСС-навигатора Lexand SG-555

ГЛОНАСС продолжает шествие в народ. Недавно мы протестировали первый смартфон с гибридным навигационным приёмником. А теперь пришла пора изучить первый в мире автомобильный навигатор, умеющий видеть и российские, и американские спутники — Lexand SG-555. В теории он должен превосходить конкурентов по качеству определения координат. Посмотрим, как обстоят дела на практике.
Для любой широты. Обзор гибридного GPS-ГЛОНАСС-навигатора Lexand SG-555

В этом году, когда про ГЛОНАСС заговорили все и громко, и каждый знает, сколько спутников упало в Тихий океан, а сколько входит в орбитальную группировку, практическое воплощение возможностей российской навигационной системы набрало обороты. Один за одним на отечественном рынке появляются двухсистемные навигаторы. И это уже не «попытки» и эксперименты, а рабочие устройства, массово поступающие на рынок. У двухсистемных навигационных приборов имеются шансы стать стандартными для российских условий — что, собственно, официально пропагандируют власти.

Lexand SG-555

Lexand SG-555

Lexand SG-555

Один из новых ГЛОНАСС-GPS-навигаторов появился у нас на тесте. Это Lexand SG-555.

Технические характеристики Lexand SG-555

Операционная системаWindows Embedded CE 5.0 с поддержкой русского языка
Экран5", антибликовое покрытие, сенсорный, TFT, 480х272, 65 000 цветов
Процессор/чипсетMSTAR ARM9 CPU MSB2501, 400МГц; MSTAR GPS And GLONASS RF Baseband MSB2320
ПамятьОЗУ 128 МБ, ПЗУ 2 ГБ
Разъёмы и слотыminiUSB, слот для карт microSD, 3,5-мм аудиовыход
Связь с ПКUSB, режимы ActiveSync и съёмный диск
Питаниелитий-ионный аккумулятор, 1250 мА*ч, до 4 часов автономной работы при минимальном уровне подсветки
Дополнительновозможность установки нескольких навигационных программ, воспроизведение видео и аудио, просмотр фото, чтение текста
Размеры135x86x12,2 мм
Вес235 г
Цена~ 5 500 рублей

В комплект поставки навигатора входит самое необходимое: кронштейн с присоской, рамка-держатель, шнур USB, кабель питания с адаптером для прикуривателя, инструкции по навигатору и навигационному ПО. Адаптер для зарядки от розетки — отдельная опция.

Комплект поставки Lexand SG-555

Комплект поставки Lexand SG-555

Внешний вид, экран

Выполнен прибор в стиле «хай-тек»: корпус из тёмного пластика, алюминиевая рамка вокруг матового пятидюймового экрана, резкие, рубленые углы. Управление полностью сенсорное (если не считать кнопку питания), так что на лицевой стороне остались только экран да индикатор питания.

Гибридный навигатор Lexand SG-555

Гибридный навигатор Lexand SG-555

Прибор увесист, 235 граммов для автонавигатора по нынешним меркам — перебор. Однако корпус при этом довольно тонкий, всего 12,2 мм. С одной стороны на задней панели заметно утолщение, там расположена антенна двухсистемного приёмника. Чуть ниже — небольшая кнопочка Reset, а в правом нижнем углу задней панели — находится сетка динамика.

Задняя панель Lexand SG-555

Задняя панель Lexand SG-555

Разъёмы сосредоточены на правой грани. Здесь имеется миниджек для наушников, слот для карт microSD и порт miniUSB.

Правая грань Lexand SG-555

Правая грань Lexand SG-555

Нижняя грань Lexand SG-555

Нижняя грань Lexand SG-555

Верхняя грань Lexand SG-555

Верхняя грань Lexand SG-555

Экран Lexand плоский, «без бортиков», диагональю в 5 дюймов, с разрешением 480х272 пикселей. Использована матрица TFT, а сенсор выполнен по резистивной технологии. В отличие от многих других навигаторов, экран Lexand SG-555 имеет антибликовое покрытие. Оно не всесильно, и на ярком свете изображение всё же блекнет, однако остаётся читаемым. Эта приятная особенность дополняется приличными углами обзора по горизонтали и приемлемыми по вертикали.

А вот «сенсорность» экрана совсем хорошей назвать не берусь. На нажатия пальцами экран реагирует неохотно, к тому же с задержкой, порой в две-три секунды. Привыкнуть можно, но в целом — некомфортно.

При использовании стилуса с экраном проблем заметно меньше. Если не считать, конечно, необходимости вытаскивать стилус. В комплекте навигатора их целых два: один в гнезде в корпусе устройства, а второй — в креплении.

Стилус Lexand SG-555

Стилус Lexand SG-555

Платформа

Навигатор построен на чипсете MSTAR с ARM9-процессором MSB2501, работающим с частотой 400 МГц, и GPS/ГЛОНАСС-модулем MSTAR MSB2320. Оперативной памяти в устройстве 128 МБ, плюс есть 2 гигабайта флеша. По аппаратным характеристикам Lexand SG-555 — середнячок, а вот программная составляющая серьёзно устарела: прибор работает под управлением ОС WinCE 5.0, хотя железо успешно потянуло бы и шестую версию системы.

Включение и меню

Включение навигатора занимает сравнительно немного времени — в пределах 10 секунд. После этого попадаем в меню, поражающее минимализмом. Здесь всего три пункта: Навигация, ГЛОНАСС/GPS и Медиа.

Главное меню Lexand SG-555

Главное меню Lexand SG-555

Главное меню Lexand SG-555

Последний пункт наиболее населён и в то же время наименее важен для нас в контексте изучения навигатора, так что закончим с ним поскорее. Здесь собраны видео- и аудиоплеер, просмотрщик фотографий, утилита для чтения текста, несколько игр, калькулятор и всевозможные настройки: времени, звука, языка, подсветки экрана, сенсора, режима подключения по USB (UMS или Active Sync). Здесь же можно указать путь к навигационной программе. Изначально установлено приложение Навител, но ничто не мешает установить и другую программу, если она совместима с Windows CE 5.0.

Видеоплеер воспринимает файлы в контейнере avi (MPEG4, DivX, XviD), в том числе неконвертированные. При воспроизведении объёмных фильмов видео немножко подтормаживает. С музыкой в формате MP3 (более ничего не поддерживается) никаких проблем не замечено. Динамик у навигатора слабоват, но в замкнутом пространстве салона магины это некритично.

Игр в устройстве четыре штуки: это Отелло (реверси), Память (вариант Mind Blocks), Тетрис и Пузыри.

Игра «Пузыки» на Lexand SG-555

Игра «Пузыки» на Lexand SG-555

Игра «Пузыри» на Lexand SG-555

Спутники

Ловит спутники двухсистемный модуль MStar хорошо и сравнительно быстро. Поскольку мы имеем дело с ГЛОНАСС/GPS-приёмником, оценивать время запуска непросто: весь процесс — от нуля до хотя бы трёх спутников в каждой системе — занимает минуты две. По ходу тестирования не удалось установить чётких закономерностей, сигналы каких спутников (российских или американских) ловятся быстрее.

По количеству «отловленных» спутников лидера в двух системах также установить непросто. Раз на раз не приходился — как в Москве, так и в Московской области в среднем количество спутников, используемых приёмником, было примерно одинаковым. Единственно, сложилось ощущение, что сигналы ГЛОНАСС лучше ловятся на открытом пространстве и хуже — под деревьями и среди высоких домов; для GPS ничего такого не наблюдалось. Сигналы обеих систем принимаются стабильно.

Пункт меню ГЛОНАСС/GPS — удобная утилита, наглядно показывающая как общее количество спутников в зоне видимости, так и количество тех из них, что пригодны для использования.

Информация о спутниках на Lexand SG-555

Информация о спутниках на Lexand SG-555

Информация о спутниках на Lexand SG-555

Программа навигации Navitel Navigator 5

Как уже упоминалось выше, в качестве «штатной навигации» на борту Lexand SG-555 установлена популярная программа Navitel Navigator пятой версии с картой России (на сайте производителя упоминается, что также доступны СитиГИД и ПроГород). Эта программа заслужила известность благодаря высокодетальной карте, чётким маршрутам и множеству опций, позволяющих настроить программу наиболее удобно. В версии для гибридного навигатора Navitel чётко работает с ГЛОНАСС и GPS — на экране есть два индикатора, показывающие количество спутников двух систем.

Navitel Navigator в режиме 3D-карты на Lexand SG-555

Navitel Navigator в режиме 3D-карты на Lexand SG-555

Navitel Navigator в режиме 3D-карты на Lexand SG-555

Возможности программы в версии для Lexand SG-555 привычны для знакомых с Navitel. На данном навигаторе программа работает неплохо: маршруты строятся быстро (около 5 секунд), ведение со стрелочками и голосовыми подсказками осуществляется своевременно и без ошибок. А вот речи о поддержке сервиса Навител.Пробки тут нет, поскольку навигатор в принципе не наделён коммуникационными способностями для получения данных о трафике от какой-либо системы.

Navitel Navigator в режиме плоской карты на Lexand SG-555

Navitel Navigator в режиме плоской карты на Lexand SG-555

Navitel Navigator в режиме плоской карты на Lexand SG-555

Интересно, что позиционирование совершается с использованием данных сразу двух систем. Показать ваше положение программа может уже тогда, когда, например, пойманы сигналы двух спутников ГЛОНАСС и одного спутника GPS. При увеличении числа спутников позиционирование корректируется. Отмечу, что в ходе тестов я неоднократно замечал, что точность позиционирования по ГЛОНАСС несколько ниже, чем по GPS.

Точность позиционирования — момент принципиальный: например, моё положение было определено и показывалось на одной стороне улицы, в то время как я был на другой — соответственно, построенный маршрут был для меня совсем неподходящим. Но когда спутников двух систем поймано достаточно (у меня в среднем было по 5-6 штук), точность повышается до приемлемой, и никаких ляпсусов с неправильными позициями не случается.

Информация о спутниках в Navitel Navigator на Lexand SG-555

Информация о спутниках в Navitel Navigator на Lexand SG-555

Информация о спутниках в Navitel Navigator на Lexand SG-555

Несмотря на чёткий приём сигналов спутников, быстрое и точное позиционирование и его коррекцию при увеличении количества спутников, в работе версии Navitel Navigator 5 на Lexand SG-555 почему-то проявились старые болезни, знакомые по третьей версии: внезапная «потеря ориентации» и перестройка маршрута несколько раз подряд, а также прокладывание маршрута «по воздуху» — напрямую. Справедливости ради отмечу, что за неделю тестов такое случилось лишь один раз. Повторюсь, Navitel на Lexand SG-555 проявил себя достойно. Волею судеб на неделе меня занесло в абсолютно незнакомые мне Мытищи, и тут я навигатору Lexand с Navitel просто благодарен, выбрался быстро и без проблем.

Выводы

В целом, Lexand SG-555 — годное, рабочее устройство среднего класса. Тем не менее, не могу не отметить нескольких удививших меня недочётов:

  • ОС Windows CE 5.0 (как я отмечал, на аппаратном обеспечении навигатора нормально работала бы и Win CE 6.0);
  • Не очень чёткая работа экрана при пальцевом управлении;
  • Отсутствие коммуникационных функций — невозможность использования сервисов информации о пробках.

Последний пункт вызывает наибольшее изумление. «Пробочный» сервис уже практически стал стандартом для современных навигаторов, и отсутствие его в модели 2011 года — непонятное решение. К тому же, предустанавливаемая на устройство навигационная программа Navitel Navigator известна своим сервисом трафика Навител.Пробки. Таким образом, на Lexand SG-555 не реализуются все возможности программы.

Что касается «двухсистемности», то это самый интересный момент. Фактически точности, обеспечиваемой GPS (от 2 до 8 метров), вполне достаточно. На сегодня ГЛОНАСС почти не уступает американской системе, обеспечивая точность в 4,5-8,5 метра. То есть, навигатор, использующий только ГЛОНАСС, имеет такой же смысл, как и привычные GPS-устройства.

Главные же преимущества использования двух систем — более точное позиционирование и надёжность, double proof — двойная гарантия позиционирования при плохом приёме сигналов спутников одной из систем. В наших широтах и севернее это актуально: теоретически сигналы спутников GPS могут ловиться хуже (что обусловлено наклонением их орбиты), а ГЛОНАССа — лучше (наши спутники летают «выше»).

Навигатор Lexand SG-555, таким образом, представляется навигационным прибором для активных автопутешественников, которых может занести либо далеко на Север — тогда к их услугам ГЛОНАСС, либо на Юг, например, в Африку — тогда на первый план выйдет GPS. Преимуществ у использования Lexand SG-555 в городе нет, наоборот, есть недостаток — отсутствие возможности работать с «пробочным» сервисом (реализованным, кстати, в большинстве представленных на нашем рынке навигационных программ).

Средняя цена Lexand SG-555 на момент написания материала — пять с половиной тысяч рублей, что почти совпадает с ценой современного GPS-навигатора с коммуникационными модулями и поддержкой сервиса пробок. Вероятно, стоимость двухсистемного приёмника «отъедает» ту часть, которую можно было бы использовать на то, чтобы научить навигатор беспроводному общению, без увеличения розничной цены. Однако, по моему мнению, будь у прибора какой-нибудь коммуникационный модуль, он был бы значительно интереснее, даже по более высокой цене.