До недавнего времени «черные ящики» использовались лишь на самолетах и прочих летательных аппаратах... Теперь же планируется разработать систему, которой можно будет оснастить каждую автомашину. Закройте глаза, откиньтесь на спинку кресла или стула и представьте себе примерно такую ситуацию: вы мчитесь по хайвэю на роскошном автомобиле, в туманную даль уносятся городские, а затем и сельские постройки, одинокие деревья и голосующие на обочине девицы в сетчатых чулках. Выехав из вечернего города, вы всю ночь крутите баранку, остервенело сжимая в зубах давно остывшую папиросу Dunhill, а рано утром вноситесь в соседний мегаполис. Поколесив немного по улицам, вы паркуетесь около кафе, чтобы насладиться видом из окна. Но не успеваете отойти от своего сверкающего хромированного четырехколесного красавца на пять шагов, как вдруг — бам! хрясь! дзынь! — в вашу машину со всего маху влетает какой-то остолоп, только вчера купивший без очереди права на управление мотоциклом. Остолопа уже влекут под микитки в ближайший участок, а ваш мобильный телефон уже разрывается — жена спрашивает, не повредило ли вас осколками, врач интересуется вашим состоянием, а страховой агент спешит объявить, что все в порядке — ваша машина застрахована, и выплаты можно будет получить в ближайшее время в банке за углом. Оставшиеся для разборок стражи порядка тоже обо всем осведомлены — вы правы, остолоп не прав — он и так весь день носится по городу, пять раз превысил скорость, проезжая непристегнутым под кирпич, — вот вам протокольчик, распишитесь, удачного дня, всего доброго, до свидания.Возникает вопрос — как они все об этом узнали? Что-то все это напоминает фантастический романчик средней дешевости. Однако это не роман, но суровая реальность, которая уже выдается человечеству в ощущениях благодаря применению бортовых самописцев или «черных ящиков» в деле автомобилестроения. До недавнего времени такие самописцы использовались лишь на самолетах и прочих летательных аппаратах — об автомобилях речи не шло. Теперь же планируется разработать систему, которой можно будет оснастить каждую автомашину. В нашем гипотетическом случае произошло следующее. Остолоп-неудачник вломился в машину, устройство тут же сработало, разослав предупреждающие сигналы полицейским, домашним, врачу и страховому агенту — мол, экстренный случай, ставлю вас в известность. Надо сказать, что все технологии, необходимые для создания автомобильного «черного ящика», уже существуют, однако у разработчиков все никак не доходят руки построить такой агрегат. Они только дразниться умеют, объявляя о начале воплощения в жизнь очередного прототипа, а воз и ныне там. Точнее, был до недавнего времени, ибо за дело, кажется, всерьез взялись ирландские технологи. Эти суровые люди уже заключили соглашение с Министерством по транспортным делам Ирландии, согласно которому в ближайшее время весь муниципальный транспорт будет оборудован бортовыми самописцами, которые будут хранить всю информацию о передвижении автомобиля и манипуляциях водителя. В разработке системы приняла участие компания IBM. По словам Шимуса Бреннана, министра по делам транспорта Ирландии, применение системы может значительно снизить количество несчастных случаев на дорогах.Однако давайте посмотрим, что же представляет собой этот «черный ящик». Это действительно черная коробка довольно скромных размеров, напичканная донельзя самого различного рода датчиками, а также запоминающим устройством — именно на нем хранится вся информация, полученная с датчиков. Устанавливать ее можно будет либо в салоне автомобиля, либо где-нибудь под капотом. Стоить же система будет около 300 долларов США. Разумеется, хранить всю информацию о поездке, по меньшей мере, бессмысленно. Датчики, в основе своей имеющие гироскоп, передают данные постоянно, однако в запоминающем устройстве будут содержаться данные лишь о последних 10-20 секундах. Этого времени, по мнению разработчиков, вполне достаточно, чтобы (простите мне мой цинизм) выполнить неудачный маневр, задавить старушку и врезаться в помойный бак. Таким образом, всех собранных данных будет достаточно, чтобы можно было провести доскональное следствие и выяснить, кто же виноват, и что теперь делать. Интеллектуальным центром всей этой электронной компании является микропроцессор, который обрабатывает полученную от всех датчиков информацию, а также отдает распоряжения на отправку сообщений по сотовой связи — например, если датчики сигнализируют о серьезных повреждениях, это может значить, что и самому водителю потребуется санитарная команда, а страховой агент, покуда шофер валяется в гипсе на больничной койке, сможет подсчитать стоимость убытков от аварии.Разумеется, обычными «криками о помощи» дело не ограничивается. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы додуматься и встроить в систему приемно-передающее GPS-устройство, после чего все врачи, родственники, полицейские и страховые агенты смогут не только узнать о несчастном случае (и пусть их будет как можно меньше), но и географические координаты пострадавшей машины. Если не сдерживать полет фантазии и творческой мысли, то можно, к примеру, предложить возможность вызова аварийной команды или же, по желанию водителя, подсказать ему, где находится ближайшая автомобильная свалка. Да много вообще разных интересных штук можно напридумывать. Все-таки, технологии — вещь незаменимая.