Опубликовано 31 июля 2010, 00:01

Canon Legria HF R18: компактный камкордер FullHD

Прошли те времена, когда бытовые видеокамеры были большими; сейчас компактность — норма. Canon Legria HF R18 еще меньше и легче, чем среднестатистическая камера, позволяющая снимать видеоролики FullHD, а потому должна занять свою рыночную нишу.

Видео высокого разрешения FullHD (1920x1080) прекратило быть «игрушкой» для немногих и стало мейнстримом. Роль одного из важнейших стимуляторов в этом процессе сыграло появление на рынке доступных HD-видеокамер. Причем речь не только о доступной цене — производители предприняли серьезные усилия для того, чтобы облегчить процесс съемки (и особенно обработки) получившихся материалов. Не секрет, что сколько-нибудь серьезным монтажом домашнего видео занимаются очень и очень немногие, большинство же людей предпочитает отсматривать непосредственно тот ролик, который был создан камерой.

p_DSC_9644

p_DSC_9644

FullHd-видеокамера Canon Legria HF R18 весьма компактна

Но еще не столь давно воспроизвести отснятое было не столь просто — весьма распространенные плееры DVD-дисков не могут декодировать видео высокого разрешения. Разумеется, видеокамеры позволяют снимать и ролики обычного разрешения, однако в таком случае мы добровольно отказываемся от всех прелестей HD, да и используемый кодек (H.264) может вашему плееру «не понравиться», особенно если плеер этот выпущен уже давно.

Конечно, концерны, занимающиеся производством бытовой электроники, приложили немалые усилия, чтобы переломить ситуацию. Во-первых, была резко увеличена доступность средств воспроизведения видеороликов высокого разрешения — речь, прежде всего, о неоднократно тестировавшихся нами медиаплеерах и проигрывателях дисков Blu-Ray. Большинство моделей этих самых проигрывателей могут воспроизводить HD-видео в том числе и с записанных самостоятельно DVD-болванок, что удобно и выгодно, ибо пишущие BD-приводы все еще довольно дороги.

p_DSC_9645

p_DSC_9645

Canon Legria HF R18, вид сбоку

Однако даже в том случае, если лично ваш домашний кинотеатр полностью готов к демонстрации фильмов высокой четкости, это не решает проблему полностью. Часто отснятым материалом хочется поделиться с родственниками или друзьями, и хоть один консерватор среди них найдется. То есть производителю видеокамеры необходимо обеспечить конвертацию видео высокого разрешения в видео с разрешением стандартным — причем таким образом, чтобы процедура была максимально проста и понятна, не требовала бы работы со сложным и дорогим ПО. Инженерам Canon реализовать такой функционал удалось, и в весьма разумной форме, но об этом мы расскажем потом. Вначале надо познакомиться с самой камерой.

p_DSC_9660

p_DSC_9660

Canon Legria HF R18, вид снизу

Обычно описание продукта начинается с его упаковки, тем паче она выполняет весьма важную функцию защиты техники в суровых условиях, столь обычных при перевозке грузов по России. Но в данном случае придется сделать исключение, ибо камера попала в редакцию Ферры еще до старта продаж, а потому была в нестандартной коробке. Впрочем, особых сомнений в том, что в финале все будет сделано как надо, у меня нет.

p_DSC_9637

p_DSC_9637

Комплект поставки

Комплект поставки тоже может измениться, но едва ли радикально. В наличии были компонентный и композитный кабели, «шнур» USB A — MiniUSB, аккумулятор и зарядное устройство. Все стандартно, лишь документация и гарантийный талон пока отсутствуют — но тесту это помешать не может, конечно.

Взяв камеру в руки, сразу отмечаешь ее малый вес — менее трехсот граммов. В результате во время съемки ладонь устает медленней, хотя и непроизвольное дрожание (тремор) рук сказывается сильнее, чем при использовании более массивных камкордеров.

(p_DSC_9648.jpg

Внешние формы Canon Legria HF R18 довольно стандартны, и это хорошо, потому что за годы эволюции камеры пришли к некому оптимуму, наиболее удобному в работе. Ну а лишние детали могут помешать, так что дизайнерские изыски были бы совершенно неоправданны. Конечно, электронный видоискатель не стал бы лишним, но его добавление приведет к увеличению массогабаритов и себестоимости камеры, в то время как она ориентирована на людей, привыкших к визированию с помощью «экранчика». Он тоже не поражает воображение — не сенсорный, разрешение — 112 тысяч пикселей. Однако на солнце не «слепнет», снимать возможно и в таких условиях.

p_DSC_9667

p_DSC_9667

Разрешение эрана Legria HF R18 не слишком велико

Органов управления совсем не много — по уже упомянутой выше причине. Камера не предназначена для продвинутых видеолюбителей, ну а людей, которым хочется «просто снимать», избыток кнопок и рычажков только смущает.

p_DSC_9653

p_DSC_9653

Органы управления камерой, расположенные в верхней части корпуса и под ЖК-экраном

Итак, сверху у нас есть слегка притопленная, во избежание случайных срабатываний, кнопка включения-выключения, клавиша для фотографирования, а также рычаг зуммирования объектива. «Корма» камеры снабжена довольно крупной кнопкой старта-остановки записи видео — все верно, там ее удобно нажимать большим пальцем.

p_DSC_9647

p_DSC_9647

Самая главная кнопка

Рамка поворотного экранчика оснащена кнопкой Function, а также джойстиком, который пригодится вам в очень разных случаях: от работы с меню до ручной коррекции фокусировки. Ну и, наконец, на корпусе камеры под экраном находится еще пять сенсорных элементов, но они во время съемки бывают редко нужны.

p_DSC_9663

p_DSC_9663

Так выглядит отсек для аккумулятора и карты памяти

Нижняя часть корпуса скрывает в себе отсек для аккумулятора и карты памяти. Причем первый подзаряжается энергией прямо по месту постоянной дислокации, блок питания подключается непосредственно к самой камере. Это удобно, так как комплект, который вам предстоит взять, скажем, в путешествие, становится заметно компактнее, и немного легче. К тому же при необходимости можно снимать и с разряженным аккумулятором — если не уносить камеру от розетки, конечно. На некоторых типах сюжетах — вроде семейных торжеств — это полезная возможность.

p_DSC_9641

p_DSC_9641

Запасной аккумулятор не помешает

Тем более что емкость батареи не слишком велика, 530 mAh — а хватает его, по данным производителя, на 1 час 25 минут. В реальности, конечно, время работы может отличаться, все зависит от стиля съемки и температуры окружающего воздуха. Существует возможность установки аккумулятора повышенной емкости, NB-2LH. Однако его емкость отличается не слишком радикально — 720 mAh, так что он подойдет скорее в качестве дополнения к «родному», нежели на замену. Если купить «батарейку» от одного из альтернативных производителей, то доступная емкость может вырасти и до 1000 mAh. Впрочем, гарантия на повреждения, появившиеся в результате эксплуатации сторонних аккумуляторов, не распространяется, а потому гнаться за максимально доступной емкостью не стоит.

Рядом с аккумулятором расположен и слот для карт памяти SD (или SDHC), до 32 гигабайт объемом. Но использовать его не обязательно, ибо Legria HF R18 несет у себя «на борту» 32 гигабайта встроенной флеш-памяти, так что дополнительная карточка нужна лишь в том случае, если этого объема вам не хватает. В путешествии, например, когда «скинуть» отснятые материалы некуда. При исчерпании места во внутренней памяти камеры запись автоматически продолжается на флешку, без остановки.

p_DSC_9665

p_DSC_9665

Имеются разъемы HDMI, USB и компонентный...

В задней части камеры, прикрытые резиновыми заглушками, расположены несколько коммуникационных разъемов. Слева — HDMI, компонентный и USB, справа — композитный, а также разъем для подключения адаптера питания. Таким образом, вывести отснятый материал на экран телевизора очень просто, будь он хоть новеньким и современным, хоть совсем устаревшим. Разумеется, лучше всего подойдет экран с разрешением 1920x1080 точек, но и более скромные девайсы тоже покажут отснятое.

p_DSC_9664

p_DSC_9664

…а также композитный, и «вход» для сетевого адаптера

Это как раз и есть один из методов, упрощающих использование видеокамер высокого разрешения в разнообразном окружении. Однако еще более интересной функцией того же плана является внутрикамерное перекодирование видео высокого разрешения — таким образом, можно получить DVD-диск с вашим видео без использования специального софта, и теоретически даже без помощи компьютера.

Специально для этих целей Canon выпускает автономный пишущий привод DW-100, который позволяет записывать на «оптику» отснятое видео — как стандартного, так и высокого разрешения (в формате AVCHD). Для тех, кто не собирается заниматься монтажом, штука удобная, но… Как часто бывает в подобных случаях, цена — от семи тысяч рублей, по данным Price.ru, — делает покупку не слишком оправданной.

Однако идея все равно интересная: несмотря на предельную простоту управления, можно выбирать нужные ролики, при необходимости уменьшать их разрешение, можно добавлять фотографии, или даже делать из них видеозаписи - слайдшоу. Подготовленный материал можно записать на DVD-диск, в том числе перезаписываемый или двухслойный, да еще и создать к нему меню, и все это без помощи компьютера. В общем, более чем достаточно для тех, кто не желает осваивать искусство видеомонтажа.

Теперь перейдем непосредственно к съемке. Несложно заметить, что базовым режимом эксплуатации для Canon Legria HF R18 является режим автоматический.

DSC_9686

DSC_9686

В пользу этого говорит и отсутствие полностью ручного режима экспозиции, и отсутствие «зебры» (функции, визуально выделяющей на экранчике камеры пересвеченный участок изображения), и весьма малое количество пресетов баланса белого, позволяющих настроить его вручную лишь для самых типовых условий съемки, таких как «дневной свет» и «лампа накаливания». Список доступных для выбора сюжетных программ тоже не слишком широк — портрет, спорт, снег, пляж, ночная съёмка, низкая освещённость, прожектор, фейерверк.

Но является ли все это минусом? Нет. Как я уже говорил, камера нацелена на тех людей, кто и не хочет «возиться» с настройками, предпочитая отдать экспокоррекцию, фокусировку и выбор ББ на откуп автоматике. Их «лишние» функции могут даже запутать: порой приходится сталкиваться с видеороликами, испорченными перемудрившим с настройками оператором. Поэтому в камерах «нефанатской» категории контроля у пользователя минимум, и это нормально. Благо для тех, кто желает большего, подходящие модели тоже есть.

Более того, инженеры Canon «научили» процессор камеры DIGIC DV III автоматически распознавать до 31 типа сюжетов — это так называемый режим «Smart Auto». Как мы видим, автомату доступно гораздо больше опций, чем человеку. Впрочем, такой подход не должен удивлять, ибо практика чрезмерного наращивания количества пользовательских режимов себя не оправдала. Практически никто не использует экзотических опций вроде «ужин при свечах» — люди просто забывают о такой возможности. А вот электроника камеры проблем с памятью лишена, и число применяемых режимов определения типов сцен может быть очень большим. Правда, эффект от увеличения их количества будет становиться все менее и менее заметным, но и вреда при грамотной реализации быть не должно. А вот наращивание количества пользовательских режимов иногда и вредило — люди переставали пользоваться даже весьма полезными из них.

DSC_9688

DSC_9688

Режим программной автоэкспозиции

Впрочем, несмотря на прогресс автоматики, подкорректировать экспозицию все же можно, для этого существует режим «Р», называемый также «программным» или «полуавтоматическим». Здесь можно ввести поправку, скорректировав тем самым предложенные камерой длину выдержки и значение диафрагмы, однако камера сама будет решать, как ей выполнять указание на сокращение — или, напротив, увеличение — количества фотонов на кадр. Указать, какой именно параметр следует изменить, невозможно.

DSC_9684

DSC_9684

Настраиваем эффекты изображения

Первоначально режимы лишь подсказывали камере, какую экспозицию правильней выбрать в данных съемочных условиях. Однако весьма скоро их воздействие распространилось и на постобработку изображения: ведь очевидно, что, например, насыщенные цвета в пейзаже выглядят гораздо более уместными, чем при съемке портрета. Конечно, в большинстве случаев выбор осуществляется процессором самой камеры, но данный процесс можно и скорректировать. Специально для этого предназначены так называемые «эффекты изображения»: живые цвета, нейтральный, понижение резкости, мягкий, телесные оттенки. Как и в случае с балансом белого, настроек немного — и эта особенность опять-таки обусловлена ориентацией разработчиков на стиль съемки, характерный для обычных пользователей.

Разумеется, наша камера умеет распознавать лица, аж до тридцати пяти на кадр. Среди них выявляется девять главных, и для них обеспечивается наиболее подходящая экспозиция. Можно указать «приоритетный объект» и вручную: это весьма удобно при съемках на улицах города, когда вокруг много посторонних, но делать на них акцент вовсе не требуется. Тут стоит выбрать конкретного человека, родственника или знакомого, и камера будет его отслеживать до тех пор, пока он не окажется за границей кадра. Неплохо, хотя не помешала бы функция «запоминания» камерой нескольких приоритетных лиц, дабы не требовалось их указывать каждый раз.

Разобравшись с тем, как управлять камерой, мы вправе поинтересоваться получаемым в итоге результатом. Качество видео — это главное, но оно во многом зависит от технической «начинки» камеры. Тут особых сюрпризов нет, все стандартно для камкордера, нацеленного на широкую аудиторию не являющихся фанатами видеосъемки людей. Матрица небольшая, 1/5,5 дюйма (традиционно подразумеваются «видиконовые» дюймы, отличные от общепринятых). Пикселей не слишком много — 2 390 000, и это хорошо в том плане, что позволяет не увеличивать без необходимости уровень шумов при недостаточном освещении.

Однако надо учитывать, что Canon Legria HF R18 оснащена не оптическим, а электронным стабилизатором изображения. То есть для построения каждого конкретного кадра используется не вся площадь матрицы, по краям есть некий зазор, используемый для того, чтобы уменьшить дрожание картинки, динамически перемещая рамки кадра. Если бы резерва не было, то информацию об «убежавшем» крае картинки просто неоткуда было бы взять. Однако в итоге получаемое эффективное разрешение — всего 1,56 мегапикселя, что несколько менее, чем два с копейками миллиона пикселей, предусмотренные стандартом FullHD. Весьма вероятно, что в перспективе Canon оснастит оптическим стабилизатором в том числе и такие камеры; тенденция на повсеместное распространение подобных систем видна уже вполне четко, ибо они позволяют более эффективно использовать площадь матрицы, и лучше справляются непосредственно с функцией стабилизации изображения. Но пока имеем то, что имеем.

p_DSC_9650

p_DSC_9650

Характеристики объектива Canon Legria HF R18 указаны на его оправе,
однако светосила 1/1.8 достижима лишь на «широком конце»

Объектив также довольно стандартен –не слишком светосильный (f/1,8 — f/3,6), с двадцатикратным зумом. Впрочем, средняя по нынешним временам кратность трансфокатора — это плюс, так как в реальных съемочных ситуациях большие увеличения обычно не востребованы, зато габариты камеры для их получения зачастую приходится увеличивать, а качество изображения ухудшается. Причина в том, что инженерам приходится оптимизировать объектив для разных фокусных расстояний, и чем больше разброс, тем меньше пространство для маневра, тем большие компромиссы потребуются в каждом конкретном случае.

В итоге мы имеем обычное (по нынешним временам, до массового выхода на рынок камер высокой четкости уровень любительского видео был совсем другой!) качество картинки. Разрешение несколько меньше, чем у топовых моделей, но это при непосредственном сравнении. На большей части реальных сюжетов разница в глаза не бросается. Цвета весьма насыщенные — это правильно, средний пользователь любит яркую картинку. Уровень шумов стандартен для камер с небольшими матрицами и несветосильными объективами, но ведь их покупатели редко снимают в темных местах, чаще речь идет об улице, да еще порой и в южном городе — ну а там-то со светом все нормально.

p_DSC_9652

p_DSC_9652

Legria HF R18 найдет своего покупателя

Однако такой результат получается практически без вмешательства пользователя в настройки камеры, что и было основной задачей, стоявшей перед инженерами Canon. И им удалось создать камкордер, удобный для использования человеком, который не хочет разбираться с нюансами видеосъемки, предпочитая получать результат с минимальными усилиями. Можно не сомневаться в том, что камера найдет своего потребителя. Правда, есть одна проблема, к которой сам Canon уже особого отношения не имеет, впрочем. Речь о том, что в российской рознице цена Legria HF R18 весьма завышена — она стоит от 21 500 рублей, по данным Price.ru. Средняя цена и того выше, около 24 000 рублей. Это, безусловно, многовато — представляется, что в скором времени она должна упасть, после чего камера будет еще более соответствовать ожиданиям своей целевой аудитории, не привыкшей тратить значительные суммы на технику.

Обсудить компактный камкордер FullHD Canon Legria HF R18 на форуме