AMD Radeon HD 6850 и HD 6870 — новое поколение DirectX 11 совместимой графики
С выпуском видеокарт серии HD 5000 AMD надолго стала единственным производителем DirectX 11 совместимой графики. Карты эти отличала не только поддержка последнего API, но и отличные соотношения «производительность/цена» и «производительность/ватт». Всё это позволило AMD обогнать NVIDIA на рынке дискретных видеокарт. Но компания не привыкла почивать на лаврах и решила усилить свой отрыв за счет выпуска новой линейки видеокарт.
Однако в истории с подготовкой адаптеров 6000-й серии было много неожиданностей. Примечательно, что на сей раз вина снова во многом лежит на TSMC. Считается, что AMD планировала перевести новые модели на более тонкий 32-нм техпроцесс, а контрактный производитель решил в ноябре 2009 года пропустить его разработку и сразу освоить 28-нм. Поэтому чипы пришлось переработать с учетом использования старого 40-нм техпроцесса. Это не ставит AMD в заведомо невыгодное положение, так как конкуренты тоже используют лишь 40-нм чипы. Однако более тонкий техпроцесс дал бы новым Radeonочень серьезное преимущество.В связи с этой историей, AMD в будущем может отказаться от услуг TSMC и воспользоваться мощностями родственного предприятия Globalfoundries.
Максимальная производительность за доллар — вот цель, которую преследовала AMD при создании HD 68XX
Вторым сюрпризом стало то, что NVIDIA выпустила очень конкурентоспособные продукты в среднем ценовом диапазоне — GTX 460 и GTS 450. Не то, чтобы этого никто не ожидал, но возникла необходимость в быстром ответе. Ведь именно продажи таких моделей приносят наибольшую суммарную прибыль. А тут как раз прошли осенние “backtoschool” закупки, да и Рождество, в сущности, не за горами. Скорее всего именно подобная логика убедила AMD нарушить установившуюся традицию — выпустить в новой линейке решение среднего ценового сегмента до флагманских моделей. Ранее в серии Radeon всегда появлялись сначала наиболее производительные решения, с помощью которых собирались деньги с наиболее богатых и нетерпеливых пользователей. Такой тактикой пользуется подавляющее большинство компаний на рынке.
В пользу идеи с ускоренным ответом GTX 460 говорит еще пара признаков. Во-первых, это активизация различных новостей и утечек, касающихся адаптеров Barts (именно так называются новинки), начавшаяся сразу после анонса соответствующей видеокарты. Во-вторых, анонс получился в некоторой степени «бумажным», так как доступность видеокарт в течение пары недель оставляла желать лучшего.
Многих также удивил изменившийся принцип именования видеокарт. Обычно именно модели X8XX являлись топовыми решениями, которые выпускались первыми в серии. Лишь в ранних моделях 2000-й серии топовыми были 29XX, а в 1000-й серии 19XX представляли собой обновленные видеокарты 18XX. Сейчас же флагманские адаптеры будут сразу относиться к 69XXсерии, а двухчиповое решение получит маркировку 6990. Прошлая двухчиповая карта называлась HD 5970, а до этого такие модели получали суффикс X2. В принципе, новая система ничем не хуже старой, но сначала нас ждет некоторая путаница.
Всё делается для того, чтобы втиснуться в так называемый SweetSpot
Таким образом, название 68XX в данном случае обозначает преемственность относительно 58XX моделей.Но в реальности Barts скорее является наследником Juniper, использовавшегося для видеокарт 57XX. AMD позиционирует новинки как замену 58XX. Они должны обладать чуть меньшей производительностью при значительно сниженной цене и энергопотреблении. Таким образом, компания заполнит ценовую нишу между HD 57XX и HD58XX, куда как раз успели вклиниться модели конкурентов. При этом видеокарты HD 57XX, согласно роадмапу AMD, останутся в продаже еще достаточно долгое время. Вполне возможно, что они будут переименованы в HD 67XX. Подобный «ребрендинг» очень не приветствуется многими пользователями, но раньше, когда с каждым новым поколением разрабатывался лишь один графический чип, такая тактика применялась очень часто.
Что нового?
Надеемся, что вышеприведенный текст позволил вам немного разобраться в возникшей путанице. Теперь же мы перейдем к рассмотрению тех нововведений, которые AMD использовала при создании Barts.
HD 6870 | HD 6850 | HD 5870 | HD 5850 | |
Ядро | Barts | Barts | Cypress | Cypress |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 55 | 40 |
Кол-во транзисторов | 1,7 млрд | 1.7 млрд | 2.15 млрд | 2.15 млрд |
Число универсальных процессоров | 224 | 192 | 320 | 288 |
Число текстурных процессоров | 56 | 48 | 80 | 72 |
Число блоков растеризации | 32 | 32 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 900 | 775 | 850 | 725 |
Частота памяти, МГц | 4200 | 4000 | 4800 | 4000 |
Объем памяти, МБ | 1024 | 1024 | 1024 | 1024 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 256 |
TDP, Вт | 151 | 127 | 188 | 151 |
Чип, как мы уже говорили, изготовляется с использованием 40-нм техпроцесса. Однако очевидно, что за последний год TSMC удалось несколько его отработать. Это позволило выпустить новые чипы с повышенной частотой работы. Частота возросла на 50 МГц относительно моделей 58XX, при этом для HD 6850 даже удалось снизить напряжение питания ядра. У HD 6870 оно, наоборот, чуть поднялось относительно HD 5870.
Напряжение на ядре | |
HD 5850 | 1,087 В |
HD 6850 | 1,050 В |
HD 5870 | 1,149 В |
HD 6870 | 1,175 В |
При этом энергопотребление обеих новинок было снижено. Согласно официальным данным, в простое обе модели потребляют всего 19 Вт. Когда-то цифра в 27 Вт для прошлого поколения видеокарт AMD казалась чем-то удивительным, но компании удалось снизить его сразу в полтора раза.Справедливости ради отметим, что HD 5750 в простое потребляет 16 Вт, а HD 5770 — 18 Вт.
Энергопотребление новинок под нагрузкой также ниже, чем у HD 58XX. Точнее говоря, HD 6870 официально потребляет столько же, сколько и HD 5850 — 151 Вт, а HD 6850 — и того меньше, 127 Вт.
Действительно серьезно развернуться в рамках того же техпроцесса у компании не получилось, но AMD явно сделала всё, от нее зависящее. В первую очередь модификации касались урезания неактуального с геймерской точки зрения функционала и увеличения геометрической производительности. В результате это привело к удалению 450 миллионов «лишних» транзисторов и соответствующему уменьшению размера ядра. Именно это стало основной причиной уменьшения цены и энергопотребления новинок.
В первую очередь под нож пошли вычисления двойной точности FP64. Ничего удивительного, для они игр совсем неактуальны и обычно являются прерогативой старших моделей. Нет этой поддержки в картах HD 57XX, и даже NVIDIA, ратующая за GPGPU, сильно урезала эту поддержку в GTX 460.
Во-вторых, был урезан контроллер памяти. Точнее говоря, использовался вариант из чипа Redwood, который применялся для 55XX—56XXвидеокарт. Он не способен «завести» GDDR5 с эффективной частотой 5 ГГц, но зато в целых 2 раза меньше, чем контроллер Cypress. Соответственно, в высоких разрешениях недостаточная производительность видеопамяти может повлечь к заметному снижению производительности, но ведь перед нами решения среднего ценового сегмента…
Принципиальная схема ядра осталась прежней
Наиболее сильный удар по игровой производительности нанесло фактическое удаление потоковых процессоров. Принципиальная схема ядра с двумя SIMD-блоками осталась аналогичной Cypress. Однако количество SIMD-ядер в блоке с 18—20 снизилось до 12—14. Структура SIMD-ядер осталась прежней — 16 потоковых процессоров, кэш-память L1 и 4 текстурных блока. Так что потери чистой шейдерной производительности оказались довольно значительны, и даже повышение рабочей частоты не смогло скомпенсировать эту потерю. Однако бытует мнение, что если видеокартам Fermi не хватало текстурной производительности, то у решений Cypress в большинстве игр всё упиралось в недостаточную мощность блоков растеризации. Теперь же соотношение изменилось, ведь количество ROP осталось прежним, а частота их работы даже немного выросла. Насколько это в действительности повлияло на производительность, покажут тесты.
Многие ожидали от Barts перехода шейдерных ядер к использованию VLIW4 (4 ALU на ядро), но это нововведение было оставлено для готовящихся адаптеров Cayman.
Обновленный движок тесселяции
Однозначным шагом вперед относительно прошлого поколения стала замена тесселятора. Сообщается, что в некоторых ситуациях удается добиться двукртаного прироста производительности относительно прошлых моделей.
Аппаратная поддержка тесселяции существовала уже давно
Как известно, возможность тесселяции на уровне железа была добавлена ATI еще очень давно, но без стандартизации серьезной поддержки она снискать не смогла. Поэтому эпоха тесселяции началась только со внедрением ее в соответствующем API DirectX 11. На маркетинговых слайдах AMD упоминается тесселятор 7-го поколения, но разумнее говорить о 2-м поколении. AMD не скрывает, что геометрическая производительность ее новинок ниже, чем у решений Fermi. Однако утверждается, что достигнутый уровень производительности явлется оптимальным для современных игр.
Дело в том, что работа механизма тесселяции определяется игровым движком, который может задавать фактор тесселяции в зависимости от указанных настроек графики, внутриигрового расстояния до объекта и прочих параметров. Фактор тесселяции определяет, сколько полигонов будет использоваться при разбиении примитива. Очевидно, что здесь существует некая «золотая середина», такое значение фактора, дальнейшее повышение которого уже не будет приводить к заметному улучшению качества картинки.
AMD утверждает, что это значение фактора примерно соответствует полигонам, «состоящим» из 16 пикселей. Больше того, при уменьшении размера полигона меньше 16 пикселей на современных видеокартах начинается overshading — явление, сопряженное с резким падением производительности. Соответственно, обновленный тесселятор был оптимизирован для работы со средним фактором тесселяции, где и достигается указанное двукратное преимущество. К этому вопросу мы еще вернемся, когда будем рассматривать результаты тестов.
MLAA — новый механизм сглаживания
Вместе с выпуском новых видеокарт AMD также оптимизировала механизм анизотропной фильтрации и ввела новый режим антиалиасинга. И если оптимизация анизотропной фильтрации нам не очень интересна, то на новом режиме сглаживания мы остановимся подробнее. Встречайте: Morphological Anti-Aliasing. На самом деле новый он лишь для ПК, на консолях этот метод (во всяком случае, сам принцип) использовался ранее. Да и антиалиасингом он называется лишь условно.
В отличие от традиционных методов, MLAA–чистый постпроцессинг, работающий исключительно с 2D-картинкой. Он анализирует изображение на предмет слишком резких и контрастных переходов между пикселями и смягчает их за счет добавления полутонов. Плюсы подобного подхода очевидны: более низкая по сравнению с MSAAнагрузка на видеокарту и полная универсальность. Будучи форсированным в драйверах, MLAA должен абсолютно корректно и одинаково работать во всех играх, так как практически не взаимодействует с их движком. Минусы тоже очевидны — иногда метод может некорректно срабатывать из-за отсутствия реальной информации по внутриигровой геометрии. Однако в целом этот подход кажется нам очень перспективным. Будем следить за развитием событий. NVIDIA может адаптировать его в ближайшее же время, благо адаптация не должна быть очень сложной.
UVD 3.0 и новые интерфейсные разъемы
Новый декодер — серьезная заявка на доминирование в HTPC-системах
AMD также обновила свой видеопроцессор. Теперь, помимо аппаратного ускорения H.264 и VC-1, поддерживается ускорение кодеков DivXи xVid. Последние не являются столь ресурсоемкими, но всё же для HTPC-системы такая опция может быть весьма полезна. К тому же ускоряется теперь весь цикл декодирования а не его часть, как это было раньше. Разумеется, это будет более актуально для младших видеокарт 6000-й серии. Ускоряется также HD-видео в AdobeFlash 10.1 и поддерживается модное нынче 3D.
Про 3D, кстати, разговор пойдет особый. Здесь будет уместно сначала обсудить новые интерфейсные возможности Barts. Уже со введением HD 5000 серии AMD серьезно обогнала в этом плане своего основого конкурента. 2 разъема DVI, 1 HDMI и 1 DisplayPort позволяли подключить к одной видеокарте до 3 мониторов. Правда, для этого требовалось задействовать редкий DisplayPort. Больше того, позже была выпущена видеокарта HD 5870 EyefinityEdition, оснащенная 6 разъемами Mini DisplayPort, которая поддерживала одновременную работу сразу 6 мониторов.
Присоединить 6 дисплеев к недорогой геймерской видеокарте — это реально!
Разъемы Mini DisplayPort перекочевали дальше в HD 6000 карты. На месте одного DisplayPort теперь расположились 2 маленьких разъема.Но это не всё, была также обновлена версия DP (до 1.2) и HDMI (до 1.4a). HDMI версии 1.4a, как известно, поддерживает передачу стереоскопического сигнала. Можно использоватьрежимы 1080p24 и 720p60. К сожалению, режим 1080p60 не поддерживается из-за ограниченной пропускной способности HDMI 1.4. По этой причине для игр продолжает использоваться интерфейс Dual-Link DVI, который обладает достаточной пропускной способностью.
Тут-то и «выстреливает» обновленный DisplayPort. Он оказывается примерно в 2 раза быстрее, чем DLDVI. Этого достаточно для передачи стереоскопического сигнала 2560*1600 с частотой развертки 120 Гц.Соответственно, в обычном режиме возможностей DP 1.2 хватает для 2 мониторов 2560*1600 или 4 1920*1200. Но зачем для одного разъема нужна пропускная способность, достаточная для подключения 4 мониторов? У VESA есть ответ на этот вопрос. С помощью технологии с говорящим названием Multi-Stream Transport через интерфейс DisplayPort можно передавать сразу несколько видеопотоков.
Дальше возможны две различные конфигурации. Наиболее простая подразумевает наличие специального адаптера-разветвителя. При этом последний может обладать любыми видео-выходами, поэтому мы никак не ограничены в выборе моделей мониторов.
Другая конфигурация подразумевает использование DP 1.2-совместимых мониторов. Каждый из них будет обладать не только входом DP, но и выходом, что позволит организовывать конфигурации из последовательно соединяемых мониторов. Это решение компактнее, но строгое ограничение, накладываемое на тип используемых мониторов, вряд ли позволит ему в ближайшее время получить большое распространение. На самом деле, за счет серьезного продвижения DP с момента его появления компании удалось установить разъемы DP 1.2 еще до того, как их поддержка появилась в других коммерчески доступных продуктах.
HD3D — это не попытка «дружить против» кого-то
Многие думали, что AMD решит продвигать собственный стандарт передачи стереоскопического видео, но та вместо этого выступила с открытой инициативой HD3D. В результате компания сотрудничает с большинством вендоров, так или иначе связанных с продвижением различных 3D-технологий. Это производители телевизоров и мониторов, разработчики решений с затворными и поляризационными механизмами, а также разработчики софта.
Предполагается, что при этом разработчик закрытого решения с замкнутой инфраструктурой не сможет выдержать конкуренции на рынке и будет вынужден отступить. Однако оный разработчик как раз занят расширением инфраструктуры (см. 3DTVPlay), да и серьезных конкурентов у 3Dvision как игровой платформы для ПК пока нет.
AMD Radeon HD 6850
Хватит теории, посмотрим на сами видеокарты. Начнем с младшей модели. Она пришла к нам от самой AMD, в OEM-комплектации. Кожух своим дизайном отсылает к картам 58XX серии, но не обошлось без изменений. Форма кожуха стала более угловатой и строгой, однако при этом AMD позволила себе небольшую вольность в виде красно-серого узорчика и выборочного УФ-лакирования. Турбинная конструкция подразумевает выброс нагретого воздуха наружу, но часть его всё же выходит через вентиляционные отверстия на верхней грани.
Кроме уже достаточно подробно описанной задней панели, без снятия кожуха мы можем обратить внимание только на контакты для подключения мостика CrossFire и лишь один шестиконтактный разъем питания. Расположение последнего на торце, с учетом невысокой, порядка 23 см, длины видеокарты, особых вопросов не вызывает.
Ключевым элементом конструкции новой системы охлаждения, разработанной для видеокарты HD 6850, является испарительная камера. Это не такой монстр, как был применен в GTX 580, но принцип работы тот же самый: тепло от чипа равномерно распределяется по поверхности камеры и передается ребрам радиатора, которые обдуваются воздушным потоком турбины. Преимущество такого подхода над использованием тепловых трубок — отсутствие препятствий для воздушного потока. Впрочем, в данном случае размеры камеры заставляют нас сомневаться в ее эффективности. К тому же отверстие для «выхлопа», как и у прошлых моделей, небольшое — всего в половину заглушки.
Подсистема питания и чипы памяти прикрыты одним общим радиатором с невысоким оребрением. Он немного обдувается турбиной, но лишь чуть-чуть. Это может не лучшим образом повлиять на разгонный потенциал видеокарты.
Четырёхфазный дизайн новинка разделяет со своей старшей сестрой, но дизайн печатной платы у них, как мы увидим дальше, сильно различается.
В центре платы находится чип Barts, который мы обсуждали в начале статьи. Он прямоугольный, как и Juniper, но при этом развернут под углом и обрамлен защитной рамкой.
Видеопамять набрана чипами Hynix, всего 8 модулей H5G01H24AFR-T2C, по 128 МБ каждый. Их номинальная частота — 5 ГГц, при этом в данной видеокарте они работают на частоте 4 ГГц.
Powercolor Radeon HD 6870
Видеокарта HD 6870, попавшая к нам на тесты, была любезно предоставлена компанией Powercolor. Она выполнена согласно референсному дизайну. В красочной коробке, кроме самой видеокарты, инструкции и диска с драйверами, находится несколько полезных аксессуаров: мостик CrossFire, переходник D-Sub—DVI и переходник miniDisplayPort—DisplayPort.
Несмотря на принадлежность к одной серии, различия между картами довольно значительные. Видно это уже по кожуху — он у HD 6870 глухой, кроме нескольких небольших прорезей у основания карты. Разъемов питания уже 2 и расположены они в верхней части карты. Благодаря этому требования к корпусу будут практически те же, что и у HD 6850, ведь старшая модель длиннее примерно на сантиметр. Набор разъемов тот же самый, включая возможность создания CrossFire конфигураций.
Система охлаждения у HD 6870 традиционная, с тепловыми трубками. Но выглядит при этом она более продуманной и эффективной, чем у HD 6850:со внушительной толщиной медной пластиной контактируют 3 тепловые трубки (одна 8 мм и две по 6 мм толщиной), которые дальше входят в тело радиатора на разном удалении от ядра. Трубки уложены в желобки, все стыки на пайке. Да и площадь радиатора банально больше, чем у 6850.
Для более эффективного охлаждения пришлось серьезно переработать дизайн печатной платы. Четырёхфазная подсистема питания была перенесена ближе к основанию карты. Это было сделано для того, чтобы радиатор, прикрывающий транзисторы, обдувался пусть и тёплым, но всё же сильным потоком воздуха, что должно существенно повысить стабильность работы карты. Впрочем, это нам смогут показать только тесты.
Конкуренты
Появившиеся в сети слайды с презентации AMD показывали для новых карт очень радужную картину — значительное преимущество над конкурирующими решениями аналогичного ценового диапазона. Это вынудило NVIDIA снизить к анонсу новинок цены на свои существующие решения. В выигрыше, как водится, мы с вами. Сейчас ситуация с ценами немного стабилизировалась и можно уже провести корректное сравнение по российскому рынку. Цена для большинства пользователей в итоге будет определяющим фактором, поэтому данное сравнение очень важно. Мы при анализе цен отталкивались от средних значений по наиболее дешевым вариантам. Получилось выделить однозначные пары–конкуренты, только HD 5870 явно оказывается «не у дел».
HD 6850 — GTX 460 1 GB — 7000 руб
HD 5850 — GTX 460 1 GBOC — 8000 руб
HD 6870 — GTX 470 — 9000 руб
HD 5870 — 12000 руб
NVIDIA отдельно настаивала на включении в сравнение разогнанных версий GeForce GTX 460 как отдельного класса видеокарт. Действительно, разница в производительности между различными версиями GTX 460 легко может достигать 15%. Впрочем, с учетом изменившихся цен непосредственного соперника такой карте не будет, так как HD 5850 в наших тестах не участвовала.
HD 5870 была любезно предоставлена нам самой AMD, а GTX 460 и GTX 470 произведены компанией MSI. Обе они относятся к серии TwinFrozr, а 460 модель вдобавок к серии HAWK. Она как раз относится к классу видеокарт с фабричным разгоном, а возможность повышения напряжения питания на различных компонентах платы так заинтересовала нас, что в ближайшее время мы выпустим по ней отдельный обзор.
Как вы понимаете, за границей ситуация по ценам несколько иная, да и в Россииони могут измениться в любой момент. Но мы будем исходить из текущих данных.
Энергопотребление, эффективность охлаждения, шумность, разгон
Официальные данные по энергопотреблению новых видеокарт мы указывали в начале статьи, но, разумеется, без проверки не обошлось. Замеры проводились для всей системы напрямую, «из розетки».
Энергопотребление видеокарт
Касаемо энергопотребления в простое наши данные явно не сходятся с представленными AMD. Оно находится примерно на одном уровне с HD 5870 и даже чуть уступает картам GTX 460.GTX 470 при этом заметно прожорливее. Под нагрузкой новинки оказываются экономичнее как HD 5870, так и карт–конкурентов. Энергопотребление HD 6870 находится на одном уровне с GTX 460. NVIDIA придется постараться, чтобы добиться подобной энергоэффективности у видеокарт 500-й серии. Пока же лидерство в этой области находится за AMD.
Эффективность штатных систем охлаждения находится на не слишком высоком уровне. При этом HD 6850 охлаждается несколько хуже, чем HD 6870 — 80 градусов против 74 под нагрузкой. Не слишком хорошо, но обе они оказываются тише и эффективнее, чем СО на HD 5870. Тем более достаточно быстро должны появиться альтернативные версии с улучшенными характеристиками. Собственно говоря, у нас уже лежит HD 6850 от Asus, модель DirectCu, которая оснащена куда более качественной и продуманной системой охлаждения. Этой карте также будет посвящен отдельный обзор.
Частота работы HD 6850 была ограничена на уровне BIOS — ее невозможно поднять обычными программными средствами выше 850 МГц. При этом потенциал чипа явно больше — наш образец HD 6870 стабильно заработал на частоте 980 МГц. На самом деле версия 6850 от Asus при повышении напряжения даже смогла взять барьер в 1000 МГц. Получается, что HD 6850 является серьезным конкурентом для GTX 460 в категории «выбора оверклокера». Только вот штатно зашитые в BIOS значения частот мешают раскрыться потенциалу карты.
Память в обоих случаях удалось поднять до 4520 МГц. Это меньше штатной частоты модулей. Скорее всего, дело в упрощенном контроллере памяти, используемом в Barts.
Тестирование
Для измерения производительности мы использовали стандартный тестовый стенд:
- Intel Core i7-980X@4ГГц
- 3*2 ГБ Elixir PC3-12800U
- ASUS P6T6 WS Revolution
- Intel X25-M G2160GB
- Xilence XQ1200
- Windows 7 x64
Мощный шестиядерсный процессор, разогнанный до 4 ГГц, гарантирует, что потенциал тестируемых видеокарт будет раскрыт максимально. Использовались следующие версии драйверов: Catalyst 10.10 и ForceWare 262.99. Графические настройки выведены на максимум, если не указано иное.
Начнем, как обычно, с 3DMarkVantage:
GTX 460 немного опережает конкурента при обоих пресетах. В противостоянии на более высоком уровне ситуация не столь однозначная — GTX 470 быстрее при настройках Extreme, а в Performanceвперед вырывается HD 6870. Очень неплохие показатели у разогнанной версии GTX 460, она практически догоняет GTX 470. Ну а однозначным лидером является HD 5870.
Теперь посмотрим на результаты DirectX 11 бенчмарка UnigineHeaven:
Наблюдается схожая ситуация, но карты Fermi несколько вырываются вперед, что особенно заметно в случае GTX 460.HD 5870 лидирует. Посмотрим, что будет, если активировать тесселяцию. Мы, как обычно, включили «экстремальный» профиль, хотя получается, что он может быть неоптимальным.
Карты от NVIDIA резко вырываются вперед. Однако хочется отметить: результаты новинок наглядно иллюстрируют, что работа над тесселятором была проведена значительная. HD 6870 удается обогнать HD 5870, да и 6850 по минимальному значению FPS оказывается быстрее.
Перейдем к H.A.W.X. 2 — бенчмарку, вокруг которого разгорелся «тесселяционный» скандал. Он был официально выпущен прямо в день анонса новых видеокарт AMD. При этом разработчики игры очень плотно сотрудничали с NVIDIA. Наверное, мало кто удивился превосходству соответсвтующих видеокарт. AMD в своей презентации при этом утверждала, что это именно тот самый случай с избыточной тесселяцией, малыми полигонами и жестким overshading. NVIDIA в ответ заявила, что в среднем для отображения полигона в игре используется 18 пикселей.Как раз тот самый оптимум, о котором говорила AMD.
Немного смущает это «усреднение», но никакой возможности докопаться до реального положения дел у нас нет. В любом случае, это, наверное, будет первая игра, где активация тесселяции действительно обеспечивает огромную разницу в качестве изображения. Дело в том, что здесь она используется для детализации ландшафта, что позволяет избавиться от ненужной угловатости и заставляет горные пики выглядеть гораздо естественнее.
Самое смешное то, что спорить тут особо не о чем — бенчмарк оказывается не очень требовательным и все видеокарты обеспечивают достойный уровень производительности даже в самых тяжелых режимах. Да, на карте от AMD вряд ли получится нормально запустить трёхмониторную конфигурацию, но ведь и одной видеокарты NVIDIA будет для этого недостаточно. Fermi сможет «показать себя» разве что в стереоскопическом режиме.
В целом же картина повторяет таковую в бенчмарке Unigine — обновленный тесселятор работает, и работает эффективно.
Но H.A.W.X. 2 пока не вышел, и даже в довольно продвинутых современных играх тесселяция используется не очень активно. HD 5870 снова оказывается быстрее всех. Новинки показывают близкие с конкурирующими решениями результаты. Без включения сглаживания HD 68XX иногда побеждают, но его активация немного меняет расстановку сил.
Metro 2033 — одна из самых требовательных игр современности, нам даже пришлось отключить эффект DepthofField, который очень сильно снижает результаты, демонстрируемые картами. Сглаживание снова дает моделям от NVIDIA некоторое преимущество, в наиболее требовательном режиме GTX 470 даже обгоняет HD 5870. В более играбельном режиме 1680x1050 без антиалиасинга между HD 6850 и GTX 460 наблюдается паритет, а HD 6870 немного уступает GTX 470.
На сей раз сглаживание помогает видеокартам AMD. Они, пусть и ненамного, но опережают конкурирующие модели. Однако HD 5870 остается недосягаема.
MafiaII не поддерживает DirectX 11, но всё равно оказывается весьма требовательна к видеоподсистеме.И снова новинки немного опережают модели от NVIDIA при включении сглаживания, а до HD 5870 предсказуемо дотянуться не удается.
В уже не новом бестселлере FarCry 2 карты Fermi опережают конкурентов, притом местами даже GTX 460 удается обогнать старшую HD 6870. До HD 5870 новинкам дотянуться также не удается. Но в целом возможностей всех видеокарт в данном тесте оказывается достаточно для комфортной игры.
В стратегии World In Conflict HD 6850 неплохо удается поддерживать конкуренцию с GTX 460, а вот возможностей HD 6870 против GTX 470 явно не хватает. При включении сглаживания все модели AMD показывают невысокие значения минимальной производительности.
С ResidentEvil 5 все видеокарты справляются отлично. При включении сглаживания HD 6850 оказывается немного производительнее, чем GTX 460, а HD 6870 чуть уступает GTX 470.
В Batman: Arkham Asylum новинки уверенно обгоняют конкурентов. Опять же, при включении сглаживания. Но на глаз никто эту разницу заметить не сможет, ведь даже минимальный FPS находится в районе 60.
В новом хите от Blizzard увереннее всего чувствуют себя видеокарты на базе чипа Fermi. Однако для комфортной игры также достаточно любой видеокарты из списка.
Выводы
После всей свистопляски с ценами, новинки демонстрируют аналогичную конкурирующим решениям производительность. При этом большинству пользователей для комфортного уровня FPS в подавляющем большинстве игр хватит любой из представленных моделей. Разница в играбельности может проявиться только в трёхмониторных конфигурациях, которые для данного ценового сегмента не очень актуальны.
На стороне HD 6850 и HD 6870 остается их очень высокая энергоэффективность и богатая оснащенность различными видеовыходами. На стороне NVIDIA — закрытые технологии PhysX и 3DVision, которые, как и мультимониторные конфигурации, в данном ценовом сегменте не так и актуальны.
Для оверклокеров наибольший интерес, как оно чаще всего и бывает, представляет младшая HD 6850 — ее разгонный потенциал (правда, в случае референсной карты, именно потенциал) находится на одном уровне с GTX 460.