Опубликовано 26 апреля 2011, 00:01

Обзор видеокарты Sapphire HD 6990 и сравнение с GTX 590 в трёхмониторном режиме

Зная о потрясающей вычислительной мощности флагманских видеокарт обоих производителей, мы решили сравнить производительность AMD Radeon HD 6990 и NVIDIA GeForce GTX 590 в трёхмониторном режиме. Может быть, это позволит нам наконец определить, какая видеокарта быстрее?
Обзор видеокарты Sapphire HD 6990 и сравнение с GTX 590 в трёхмониторном режиме

Как многие из вас знают, HD 6990 была выпущена раньше, чем конкурирующая модель. Официальный анонс состоялся аж 8-го марта. Однако в продаже эти видеокарты долгое время не появлялись. Теперь уже эта ситуация исправилась, и мы, с помощью магазина OLDI, получили наконец желанную видеокарту на тесты. GTX 590 также можно купить на территории России, но пока по несколько завышенной цене.

Выпуск двухчиповых видеокарт — явление, порожденное желанием производителей быть первыми любой ценой. Такие решения потребляют очень много энергии, сильно греются, шумят. При этом они зачастую стоят дороже, чем комбинация из пары менее мощных видеокарт, которая к тому же дает в сумме большую производительность. Несмотря на указанные проблемы, двухчиповым решениям удалось получить некоторое распространение. Мы даже привыкли к относительно регулярному выпуску таких видеокарт.

Двухсокетные материнские платы, в свою очередь, вызывают недоумение у большинства пользователей, не знакомых с серверными системами. FASN8, Skulltrail — далеко не все не помнят эти названия, ведь соответствующие продукты практически не появлялись на полках магазинов. Скорее всего, их основная проблема заключалась в том, что увеличенная производительность CPU не давала должного отклика в играх того времени (геймеры, как известно — основные основные покупатели топового десктопного железа). А двухчиповые видеокарты ее дают. И некоторые геймеры готовы выложить за эту производительность достаточно большие деньги.

Основным резоном для выпуска двухчиповых видеокарт является вовсе не желание заработать побольше денег напрямую на их продаже. Куда важнее желание заработать побольше денег на продаже других видеокарт, которые и без того приносят основную часть дохода. Если в «портфолио» компании присутствует видеокарта, которую можно назвать «самой быстрой в мире», то данный факт может подтолкнуть некоторых пользователей к выбору продукции именно этой компании. Поэтому, например, AMD так болезенно отреагировала на неподтвержденное заявление компании NVIDIA о том, что GTX 590 является самой быстрой двухчиповой видеокартой — оно очевидным образом ущемляет позиции ее флагмана. Пришла пора посмотреть, как же всё обстоит на самом деле.

Технические характеристики и архитектура

 GTX 590GTX 580HD 6990HD 6970HD 5970
Ядро2 x GF110GF1102 x Cayman XTCayman XT2 x Cypress
Техпроцесс, нм4040404040
Кол-во транзисторов2 x 3 млрд3 млрд2 x 2,64 млрд2,64 млрд2 x 2,15 млрд
Число универсальных процессоров2 x 5125122 x 3843842 x 320
Число текстурных процессоров2 x 64642 x 96962 x 80
Число блоков растеризации2 x48482 x 32322 x 32
Частота ядра, МГц607772830/880880725
Частота памяти, МГц34144008500055004000
Объем памяти, МБ30721536409620482048
Шина памяти, бит2 x 3843842 x 2562562 x 256

Многие, увидев однозначное превосходство GTX 580 над HD 6970, ожидали столь же однозначной победы GTX 590 над HD 6990. Однако энергопотребление одночипового флагмана NVIDIA было столь велико, что создать видеокарту с двумя полноценными GF110, работающими на частотах GTX 580, у компании не получилось. «Кайманы» же, были существенно более экономичными решениями, поэтому при создании HD 6990 удалось обойтись без особенных жертв. Частота GPU всё же была немного снижена, но 6% — это совсем не то же самое, что 21%, которые потеряла GTX 590. На самом деле, AMD даже оставила в своей новинке возможность запуска графических чипов на штатных частотах HD 6970, но об этом мы расскажем позже.

Также была немного снижена частота памяти. Опять-таки, потери меньше, чем у NVIDIA. В результате такая важная характеристика, как пропускная способность памяти, стала одинаковой у обоих конкурирующих решений.

Исходя из табличных данных и результатов предыдущих тестов, можно с уверенностью предсказать, что обе видеокарты в большинстве случаев будут показывать близкие результаты.

В свою очередь, по сравнению с HD 5970 прогресс очевиден. Подробно отличия чипов Cayman и Cypress обсуждались в материале, посвященном HD 6970. Здесь же упомянем наиболее интересные из этих изменений. Миграции на новый техпроцесс не произошло, поэтому для обеспечения заметного преимущества над прошлыми своими моделями AMD пришлось пойти на некоторые ухищрения.

Во-первых, компания переработала свои шейдерные процессоры, перейдя к использованию архитектуры VLIW4. Теперь каждый процессор состоит из 4 блоков, которые могут выполнять как «простые» операции типа сложения и вычитания, так и трансцендальные операции. Для последних требуется объединять усилия сразу трёх блоков. В шейдерных процессорах Cypress было 4 обычных блока и один блок трансцендальных вычислений, который обладал более крупными размерами. В современных играх такой подход оказался неоптимален, так как зачастую не удавалось полностью задействовать возможности GPU. За счет избавления от сравнительно крупных блоков трансцендальных вычислений, инженерам удалось высвободить некоторое количество транзисторов для других целей.

Шейдерная производительность Cypress по современным меркам и так достаточно впечатляющая, а вот всего остального периодически не хватало. AMD решила добавить: 16 дополнительных текстурных блоков, увеличенная производительность блоков растеризации и, конечно же, улучшенные тесселяторы. Впервые они были использованы в чипах Barts, а в флагманские чипы AMD установила сразу 2 таких тесселятора. Как показали наши тесты, этого оказалось недостаточно для того, чтобы обогнать GF110 по геометрической производительности. Но, быть может, для двухчиповых карт ситуация изменится?

Сэкономленных на переходе от VLIW5 к VLIW4 транзисторов оказалось недостаточно для реализации всех планов AMD, так что не обошлось без традиционного увеличения размера кристалла. Графические процессоры для AMD и NVIDIA делает одна и та же компания, TSMC, так что переход на более тонкий техпроцесс был во многом завязан именно на ее возможности. Однако у TSMC возникли непредвиденные проблемы с освоением 32 нм технологии, поэтому все современные дискретные GPU так и «зависли» на 40 нм.

Важнейшим нововведением, которое позволило удержать тепловой пакет новых чипов в разумных пределах, стало введение технологии PowerTune. Она занимается мониторингом и контролем за тепловым режимом и энергопотреблением видеочипа, в случае необходимости снижая рабочие частоты. Настройку PowerTune можно осуществлять через Catalyst Control Center, но сам механизм во время работы никак не взаимодействует с софтом, за счет чего обеспечивается высокая надежность и быстрая скорость реакции. «Калибровка» осуществлена так, что троттлинг будет включаться только при запуске программ типа Furmark, которые нетипично сильно нагружают видеокарту. Именно PowerTune позволил инженерам AMD обойтись без значительного снижения рабочих частот HD 6990. Если посмотреть на HD 5970, то там частота GPU была снижена относительно HD 5870 на 15%. Посмотрим теперь, что же нового преподнесла нам HD 6990.

Sapphire Radeon HD 6990

К нам попала видеокарта производства компании Sapphire. Это модель референсного дизайна, других предложений на рынке пока нет. Хотя в скором времени должны появиться модели с предустановленными водоблоками.

Один из немногих известных нам случаев уместного расположения человекоподобных существ на коробке видеокарты

Один из немногих известных нам случаев уместного расположения человекоподобных существ на коробке видеокарты

Вместо Agent Ruby Sapphire расположила на упаковке видеокарты двух милых, вооруженных до зубов близняшек с косичками-дредами. Символизируют они, очевидно, два графических чипа, установленных на видеокарте.

Из информации на коробке мы также можем узнать, что AMD относит HD 6990 к серии Vision Black. Неудивительно, ведь это самая мощная видеокарта в ассортименте компании.

На фотографии изображено 2 из 4 доступных переходников

На фотографии изображено 2 из 4 доступных переходников

Перед нами один из немногих случаев, когда комплектация видеокарты действительно стоит отдельного обсуждения. Как известно, специфика реализации Eyefinity подразумевает использование по крайней мере одного из разъемов DisplayPort. Это являлось препятствием для желающих организовать Eyefinity-систему, так как мониторы с поддержкой данного интерфейса редко встречались в продаже и стоили достаточно дорого. Со временем ситуация изменилась, но распространенность того же HDMI всё еще гораздо больше.

Спасением для многих пользователей стали активные переходники с DP на DVI, выпуск которых постепенно наладили сторонние компании. Однако и тут всё было не слишком гладко. Пользуясь сложившейся ситуацией, переходники продавали по цене вплоть до $100.

AMD решила, что 6 miniDP, как это было в Eyefinity Edition — немного слишком для домашней видеокарты

AMD решила, что 6 miniDP, как это было в Eyefinity Edition — немного слишком для домашней видеокарты

С учетом того, что у HD 6990, в угоду более высокой эффективности системы охлаждения, на задней панели расположено 4 разъема mini-DP и всего один Dual-Link DVI, вопрос встает особенно остро. AMD разумно решила, что покупатели ее флагманской видеокарты не должны задумываться о том, что им не удается подключить к ней свои мониторы. Поэтому теперь в комплекте со всеми HD 6990 поставляется целый набор переходников. Это активный DP-DVI, пассивный DP-DVI, пассивный DP-HDMI, ну и DVI-VGA, для самых эстетов. В остальном комплектация скучная — диск с драйверами да небольшой мануал.

Для топового решения габариты не так уж и важны

Для топового решения габариты не так уж и важны

Размеры видеокарты впечатляют, но знакомых с HD 5970 новинка вряд ли удивит. Длина HD 6990 составляет 305 мм, против 340 мм у предшественницы. GTX 590 еще короче, всего лишь 28 см.

Резиновые прокладки сзади установлены на случай, если над HD 6990 будет устанавливаться другая карта расширения

Резиновые прокладки сзади установлены на случай, если над HD 6990 будет устанавливаться другая карта расширения

С обратной стороны HD 6990, как и другие модели в 6900-й серии, практически полностью закрыта стальной пластиной. Осталось только два отверстия по форме прижимных пластин.

Решетка выхлопного отверстия теперь занимает целый слот расширения, что должно улучшить эффективность охлаждения

Решетка выхлопного отверстия теперь занимает целый слот расширения, что должно улучшить эффективность охлаждения

Отверстие в передней части видеокарты несколько больше, чем в задней

Отверстие в передней части видеокарты несколько больше, чем в задней

С торцов карты находятся «выхлопные отверстия», через которые выдувается нагретый воздух. Других отверстий в кожухе видеокарты нет.

«Полосатый» кожух используется во всех видеокартах AMD 6800-й и 6900-й серии

«Полосатый» кожух используется во всех видеокартах AMD 6800-й и 6900-й серии

Для питания HD 6990 используется 2 восьмиконтактных разъема, тут никаких сюрпризов. На противоположном от них конце платы располагается разъем для подключения мостика CrossFire. Рядом с ним, за жёлтой наклейкой, на которой нас просят сначала прочитать мануал, находится небольшой переключатель. Такой же мы видели на HD 6950 и HD 6970. Однако теперь AMD придумала ему смешное название: Antilles Unlocking Switch for Uber Mode. Функции переключателя также немного изменились. Первому положению, как и раньше, соответствует загрузка со стандартным BIOS. Его никак нельзя удалить или переписать, так что если карта физически не пострадала, то у пользователя всегда есть возможность нормально загрузиться.

Второе положение соответствует использованию другой версии прошивки. Соответствующая область поддается перезаписи, однако, в отличие от прошлых моделей, там изначально прописаны настройки, отличные от штатных. Соответственно, при загрузке видеокарты с этими настройками частота GPU поднимается с 830 МГц до 880 МГц, а напряжение питания — с 1,12В до 1,175 В. TDP видеокарты при этом возрастает с 375 Вт до впечатляющих 450 Вт. Само собой, задействовать этот режим нужно на свой страх и риск. Впрочем, мы уверены, что практически все экземпляры HD 6990 окажутся способны на такой «разгон».

Что же касается возможностей системы охлаждения, то AMD сама заявляет, что она была разработана с расчетом на рассеивание 450 Вт. Посмотрим, за счет чего компании удалось добиться таких впечатляющих показателей. К сожалению, у нас не было возможности разобрать предоставленную OLDI видеокарту, но пресс-служба компании AMD прислала нам несколько фотографий, которые мы и использовали для данной статьи.

Испарительные камеры расположены немного несимметрично

Испарительные камеры расположены немного несимметрично

Для охлаждения графических чипов используются крупные испарительные камеры, между которыми находится турбина. Остальные элементы на лицевой стороне видеокарты охлаждаются за счет обдува ребристого каркаса, который прикрывает большую часть платы.

Переход к двухсекционной системе охлаждения можно назвать шагом вперед относительно HD 5970. В прошлой двухчиповой модели разница между температурами графических чипов под нагрузкой легко могла превышать 10 градусов Цельсия. С другой стороны, преимуществом системы охлаждения HD 5970 являлось то, что нагретый воздух практически полностью выбрасывался из системы. В HD 6990 ситуация будет немного другая. Эффективность охлаждения графических процессоров заведомо будет более близкой, хотя полной равномерности добиться не получится — выхлопное отверстие со стороны интерфейсных портов значительно меньше. При этом более половины тепла, излучаемого видеокартой, будет рассеиваться прямо в корпус системного блока.

В качестве термоинтерфейса для графических чипов AMD решила использовать специальный теплопроводный материал с температурой фазового перехода, находящейся в интервале работы графических чипов видеокарты. Этот материал не слишком удобен в нанесении и удалении, но зато обеспечивает немного более высокую эффективность охлаждения, чем обычная термопаста (мы говорим о базовых решениях, разумеется). Остальные элементы на плате контактируют с радиатором через термопрокладки. Пластина с обратной стороны видеокарты также используется для рассеивания тепла. За ней располагается 8 модулей видеопамяти — половина от количества, установленного в HD 6990.

Элементы подсистемы питания сосредоточены в центре видеокарты

Элементы подсистемы питания сосредоточены в центре видеокарты

Подсистема памяти HD 6990

Подсистема памяти HD 6990

Подсистема памяти HD 6990

ШИМ контроллеры питания GPU расположены с обратной стороны платы

ШИМ контроллеры питания GPU расположены с обратной стороны платы

ШИМ контроллеры питания GPU расположены с обратной стороны платы

Дизайн печатной платы претерпел значительные изменения по сравнению с HD 5970. Расположение элементов стало гораздо более симметричным. Подсистема питания теперь находится прямо между графическими чипами. Каждый GPU «обслуживается» контроллером Volterra VT1556MF, как на HD 6970. Но вот само питание теперь четырехфазное, вместо шестифазного у одночиповой видеокарты. GTX 590 в этом плане пострадала меньше, GPU в ней лишились только одной фазы питания. Подсистема памяти HD 6990 никаких потерь не понесла, осталось по две фазы на каждый набор чипов.

Мы не удивимся, если увидим AMD 8647 в следующем поколении двухчиповых видеокарт AMD

Мы не удивимся, если увидим AMD 8647 в следующем поколении двухчиповых видеокарт AMD

Мы не удивимся, если увидим AMD 8647 в следующем поколении двухчиповых видеокарт AMD

Обычный чип Cayman

Обычный чип Cayman

Обычный чип Cayman

Такие же модули памяти используются в других видеокартах 6900-й серии, но тактовая частота там выше

Такие же модули памяти используются в других видеокартах 6900-й серии, но тактовая частота там выше

Такие же модули памяти используются в других видеокартах 6900-й серии, но тактовая частота там выше

Главное на плате — это, конечно, два графических чипа Cayman. Между ними находится микросхема-коммутатор AMD 8647, хорошо зарекомендовавшая себя в прошлых видеокартах компании. Также каждый GPU окружен четырьмя микросхемами памяти. С обратной стороны текстолита располагается еще 8 микросхем памяти. Это модули H5GQ2H24MFR T2C с номинальной частотой в 5 ГГц. Получается, что, с учетом вышесказанного, шансов на хороший разгон памяти и графических чипов не так и много. Ну что же, настала пора перейти к тестированию и проверить всё на практике.

Тестирование

Мы использовали стандартный тестовый стенд:

  • Intel Core i7-980X@4,13 ГГц
  • 3*2 ГБ Elixir PC3-12800U
  • ASUS P6T6 WS Revolution
  • Intel X25-M G2 160GB
  • Xilence XQ1200
  • Windows 7 x64

Для организации трёхмонитороной конфигурации использовались NEC MultiSync EA231Wmi. Помимо HD 6990, в тестировании участвовали HD 6970 и CrossFire из двух HD 5870, а также GTX 590 со стороны NVIDIA. Catalyst AI в процессе тестирования был отключен. Отсутствующие значения в диаграммах обусловлены тем, что игра не запускалась в указанном режиме.

Начнем с оценки эффективности системы охлаждения. Для этого теста мы построили графики зависимости температуры GPU от скорости работы вентилятора. При работе видеокарты нагружались посредством запуска бенчмарка Furmark. Важно отметить, что эти графики не совсем отражают ситуацию, наблюдаемую в реальных играх. Это связано с нетипично высокой нагрузкой, генерируемой Furmark, а также с различной работой механизмов энергосбережения видеокарт. Но общую картину из этих данных увидеть можно.

Temperature

Temperature

Как видите, система охлаждения GTX 590 справляется со своей задачей значительно лучше. Субъективно при одинаковой скорости вращения вентиляторов видеокарты от NVIDIA шумит немного сильнее, но вот только сама эта скорость у тестируемых моделей сильно отличается. При работе в автоматическом режиме вентилятор этой видеокарты разгонялся примерно до 1650 об/мин и охлаждал графический чип до 70 градусов Цельсия, в то время как турбина HD 6990 выдавала 2600 об/мин и 77 градусов Цельсия. Ну а при активации AUSUM мы получили 2900 об/мин и 86 градусов. На наш взгляд, даже в штатном 830 МГц режиме шум, издаваемый HD 6990, превышает комфортный уровень.

Untitled-31

Untitled-31

Интересно, что при всем при этом HD 6990 обладает меньшим энергопотреблением как в режиме простоя, так и при типичной игровой нагрузке. Но это только без активации режима AUSUM.

В целом обе модели не претендуют на титул «короля энергоэффективности», и для большинства их потенциальных покупателей этот параметр не будет влиять на конечный выбор. С учетом того, что модели альтернативного дизайна для двухчиповых видеокарт являются редкостью, более эффективное охлаждение GTX 590 является серьезным козырем в глазах тех пользователей, которые не могут/не хотят заменять кулер самостоятельно.

Здесь нужно сделать пару оговорок. Во-первых, напомним, что обе двухчиповые видеокарты используют системы охлаждения такой конструкции, которая выбрасывает наружу далеко не весь нагретый воздух. Во-вторых, GTX 590 выделяет даже больше тепла, чем HD 6990. Поэтому обе карты следует устанавливать только в крупные, хорошо проветриваемые корпуса. В противном случае температура воздуха в корпусе может сильно возрасти, что, в свою очередь, сильно влияет на эффективность охлаждения.

Разгон видеокарты, обладающей таким нескромным тепловым пакетом — дело очень рискованное и подходить к нему надо со всей осторожностью. В данном случае всё осложняется жестким температурным режимом HD 6990. По этой причине мы не стали повышать напряжение выше номинала, а скорость вращения вентилятора на всякий случай выставили на 85% от максимума. Лимит PowerTune был отодвинут на максимальны 20%, дабы случайно не упереться в него при разгоне. В результате удалось добиться частоты ядра в 915 МГц, частоты памяти 5740 МГц. 10% разгона без повышения рабочего напряжения — не слишком впечатляющий результат, но не стоит забывать об уровне самой видеокарты. Частот разогнанной HD 6970 добиться не удалось, но в этом нет ничего удивительного. Также мы не смогли добиться работы памяти в ее номинальном режиме 6000 МГц, что немного обидно.

Продолжая тему сравнения с GTX 590 скажем, что наше тестирование показало чуть более высокий разгонный потенциал видеокарты от NVIDIA. Однако сотрудники компании предупредили нас о том, что несколько экземпляров GTX 590 сгорело в ходе тестирования. Данная новость сильно умерила наш пыл во время проведения собственных экспериментов. Как мы узнали позже, виной тому стала… ошибка в драйверах NVIDIA. Модуль, который отвечает за мониторинг энергопотребления, не распознавал запуск стресс-теста и не предпринимал соответствующих мер. В сочетании с повышением рабочего напряжения до 1,2 В это оказалось фатальным для флагмана NVIDIA.

Эта история получила серьезную огласку в прессе. На самом деле, как часто бывает, данная новость была излишне раздута. Повышение рабочего напряжения ядра видеокарты на 0,25 В при использовании штатного охлаждения — достаточно рискованный шаг. Коллеги, как стало ясно, доверились защитному механизму GTX 590, который при нормальной работе не должен был допустить перегрева. Данная история иллюстрирует ненадежность подхода NVIDIA. Скорее всего, в следующей серии видеокарт он будет переработан. Пока же следствием данной неприятности стало то, что компания заблокировала повышение напряжения GTX 590 в обновленной версии драйверов (временное, как мы надеемся).

Перейдем к замерам производительности. Для начала, как водится, синтетика:

Untitled-1

Untitled-1

Классический 3D Mark Vantage показывает однозначное превосходство видеокарты от NVIDIA. В среднем она опережает ближайшего конкурента на 10%. У HD 6990 обращает на себя внимание отличная (с учетом разницы в частоте) масштабируемость результатов относительно HD 6970.

Untitled-2

Untitled-2

В более новом и продвинутом 3D Mark 11 модели от AMD удается взять реванш, пусть преимущество ее и не столь велико. Масштабируемость результатов приятно радует глаз не только в Extreme, но и в Performance режиме.

Untitled-17

Untitled-17

Untitled-18

Untitled-18

Бенчмарк Unigine в DirectX 10 режиме показывает серьезное превосходство HD 6990, которое, впрочем, очень сложно заметить визуально. При переходе к новой версии API и активации экстремальной тесселяции GTX 590 быстро отвоевывает позиции, хотя преимущество по уровню минимальных FPS всё равно остается на стороне видеокарты от AMD.

С синтетикой мы закончили, перейдем к более интересным игровым бенчмаркам, которые с практической точки зрения представляют больший интерес. Начнем мы с игр прошлого поколения.

Untitled-15

Untitled-15

Untitled-16

Untitled-16

В Far Cry 2 все тестируемые видеокарты демонстрируют отличные результаты. Интересно, что в режиме без сглаживания пара HD 5870 даже немного обгоняет HD 6990 — архитектура VLIW5 в некоторых случаях оказывается более эффективной.

Untitled-54

Untitled-54

Untitled-55

Untitled-55

Untitled-56

Untitled-56

Untitled-57

Untitled-57

Untitled-58

Untitled-58

Untitled-59

Untitled-59

При переходе к трёхмониторному режиму HD 5870-е выбывают из гонки за лидерство. Активация MSAA 8x дается ей гораздо сложнее, чем новинкам. У тех, в свою очередь, наблюдается странная ситуация при переходе от DirectX 10 к DirectX 9. В первом случае GTX 590 чуть медленнее без антиалиасинга и чуть быстрее после его активации, а во втором ситуация меняется на обратную. В целом же этой игре даже при максимальных настройках не удается нормально нагрузить флагманские видеокарты. CrossFire в HD 6990 снова показывает отличный результат, особенно в тестах со сглаживанием.

Untitled-27

Untitled-27

Untitled-28

Untitled-28

Здесь преимущество GTX 590 полностью «съедается» при активации сглаживания. Однако при текущем уровне FPS обсуждать полученные цифры бессмысленно, поэтому переходим к разрешению 5760 x 1080.

Untitled-74

Untitled-74

Untitled-75

Untitled-75

Untitled-76

Untitled-76

Untitled-77

Untitled-77

Тут внезапно мы обнаруживаем проблему с работой GTX 590 — драйвера SLI явно не оптимизированы под Batman: AA. Возникают проблемы и у HD 5870 — пара этих видеокарт не хочет нормально работать при активации сглаживания. Так что ни о каком соперничестве тут говорить не приходится. С другой стороны, комфортный уровень FPS в принципе достигается и с GTX 590.

Untitled-25

Untitled-25

Untitled-26

Untitled-26

Untitled-72

Untitled-72

Untitled-73

Untitled-73

В режиме FullHD однозначным лидером является видеокарта от NVIDIA, но при утроении рабочего разрешения тестируемые двухчиповые «решения» демонстрируют близкую производительность. При активации антиалиасинга HD 6990 всё же чуть быстрее.

Untitled-19

Untitled-19

Untitled-20

Untitled-20

Untitled-60

Untitled-60

Untitled-61

Untitled-61

World In Conflict — первая игра в нашем тестировании, где разница в производительности будет заметна невооруженным глазом. GTX 590 побеждает как по средней скорости, так и по минимальному демонстрируемому значению FPS. В случае более легких режимов производительность быстро начинает упираться в возможности процессора.

Untitled-7

Untitled-7

Untitled-8

Untitled-8

Untitled-38

Untitled-38

Untitled-39

Untitled-39

Untitled-40

Untitled-40

Untitled-41

Untitled-41

Последней DirectX 10 игрой в нашем тестировании будет Mafia II, которая всё же является достаточно современной. В ней нормальная работа CrossFire наблюдается только в режимах со сглаживанием. Там видеокарты прошлого поколения сильно отстают от новинок. Победителем в этом бенчмарке оказывается GTX 590.

Untitled-9

Untitled-9

Untitled-10

Untitled-10

HAWX 2 поддерживает API DirectX 11. Интересно, что производительность HD 6990 здесь находится на одном уровне с комбо из двух HD 5870. Скорее всего, большая геометрическая производительность новинки компенсируется здесь предрасположенностью игры к архитектуре VLIW5.

Untitled-42

Untitled-42

Untitled-43

Untitled-43

Untitled-44

Untitled-44

Untitled-45

Untitled-45

В режиме DirectX 10 производительность HD 6990 и CrossFire из HD 5870 находится на одном уровне. Преимущество новинки становится заметно только в DirectX 11 при активации полноэкранного сглаживания. Впрочем, достигнуть уровня производительности GTX 590 в этом бенчмарке видеокарта от AMD не может, отставание очень значительное.

Untitled-3

Untitled-3

Untitled-4

Untitled-4

Впрочем, по-настоящему прочувствовать разницу в геометрической производительности между Fermi и Cayman у нас получилось только в Civilization V. В разрешении 1920 x 1080 возможностей любой из видеокарт достаточно для комфортной игры, но даже тут заметна разница между GTX 590 и остальными.

Untitled-84

Untitled-84

Untitled-85

Untitled-85

Untitled-86

Untitled-86

Untitled-87

Untitled-87

Untitled-88

Untitled-88

Untitled-89

Untitled-89

Ситуация только усугубляется при переходе к более высокому разрешению. Видеокарты AMD оказываются неспособны поддерживать комфортный уровень FPS, в то время как для GTX 590 переход практически незаметен. Результаты выравниваются только при понижении качества графики до минимального уровня, когда от визуальной составляющей игры остается уже немного.

Untitled-23

Untitled-23

Untitled-24

Untitled-24

Stalker: CoP также отдает предпочтение видеокарте от NVIDIA, хотя при включенном антиалиасинга разница минимальна. Опять же, для комфортной игры достаточно любого решения. Масштабируемость CrossFire в тяжелых режимах здесь снова прекрасная.

Untitled-68

Untitled-68

Untitled-69

Untitled-69

Untitled-70

Untitled-70

Untitled-71

Untitled-71

При переходе к высокому разрешению HD 6990 немного обгоняет GTX 590. DirectX 10 режим, как это часто бывает в данном бенчмарке, оказывается более требователен к современным видеокартам. Производительности новых двухчиповых решений хватает для комфортной игры, хотя это можно назвать пограничной ситуацией.

Untitled-13

Untitled-13

Untitled-14

Untitled-14

Untitled-50

Untitled-50

Untitled-51

Untitled-51

Untitled-52

Untitled-52

Untitled-53

Untitled-53

В 1920 x 1080 результаты снова сравнивать особого смысла нет, а вот разрешение 5760 x 1080 преподнесло нам сюрприз. При использовании низких настроек графики производительность ограничивается возможностями процессора, а вот при самых максимальных настройках самой быстрой оказывается комбинация из 2 HD 5870. Видимо, дело опять в оптимизации под VLIW5. Если рассматривать только новинки, то GTX 590 стабильно оказывается немного быстрее, чем HD 6990.

Untitled-21

Untitled-21

Untitled-22

Untitled-22

В новой игре от Codemasters производительность всех трёх двухчиповых решений оказывается примерно на одном уровне.

Untitled-62

Untitled-62

Untitled-63

Untitled-63

Untitled-64

Untitled-64

Untitled-65

Untitled-65

Untitled-66

Untitled-66

Untitled-67

Untitled-67

Результаты тестирования в трёхмониторной конфигурации странные. При высокой детализации GTX 590 заметно уступает HD 6990 и паре HD 5870, которые, в свою очередь, показывают близкие результаты. При снижении детализации до средней модель от NVIDIA опережает даже HD 6970, что совсем необычно. Видимо, дело в драйверах. Ну а при использовании самых низких графических настроек GTX 590 внезапно оказывается быстрее всех конкурентов.

Untitled-11

Untitled-11

Untitled-12

Untitled-12

Aliens vs. Predator может поднагрузить современные видеокарты даже в одномониторной конфигурации. Здесь отлично себя показывает чип Cayman. HD 6990 оказывается быстрее GTX 590, а CrossFire демонстрирует нам близкий к 100% прирост производительности.

Untitled-46

Untitled-46

Untitled-47

Untitled-47

Untitled-48

Untitled-48

Untitled-49

Untitled-49

Минимальное преимущество HD 6990 сохраняется и в самом тяжелом режиме, хотя здесь разница в производительности уже практически незаметна. К тому же общий уровень производительности не слишком высокий. Масштабируемость CrossFire всё еще очень и очень хорошая.

Untitled-5

Untitled-5

Untitled-6

Untitled-6

Lost Planet 2 — очень и очень тяжелый бенчмарк. Он явно благоволит к видеокартам NVIDIA, что мы и наблюдаем в данной ситуации.

Untitled-32

Untitled-32

Untitled-33

Untitled-33

Untitled-34

Untitled-34

Untitled-35

Untitled-35

Untitled-36

Untitled-36

Untitled-37

Untitled-37

Внушительное превосходство GTX 590 сохраняется и при переходе к разрешению 5760 x 1080. Но даже с этой видеокартой для действительно комфортной игры придется понижать графические настройки.

Untitled-29

Untitled-29

Untitled-30

Untitled-30

Высокие системные требования Metro 2033 ни для кого не являются секретом. Здесь мы наблюдаем паритет между GTX 590 и HD 6990. Вторая показывает чуть более высокий средний FPS, в то время как видеокарта от NVIDIA обеспечивает более комфортный уровень минимальной производительности.

Untitled-78

Untitled-78

Untitled-79

Untitled-79

Untitled-80

Untitled-80

Untitled-81

Untitled-81

Untitled-82

Untitled-82

Untitled-83

Untitled-83

При использовании трёхмониторной конфигурации преимущество видеокарты AMD становится более явным. Впрочем, при актуальных настройках графики (адаптивное сглаживание и средняя детализация) GTX 590 вырывается вперед.

Итак, наши тесты не подтвердили заявление NVIDIA о том, что GTX 590 — самая быстрая видеокарта. Впрочем, об опровержении говорить тоже не приходится. Нам удалось отметить тенденцию к повышению относительной эффективности HD 6990 в сверхтяжелых режимах. Возможно, что при совместном использовании алгоритмов сглаживания MLAA и EQAA/MSAA/SSAA, владельцы данной видеокарты смогут наконец полностью раскрыть ее потенциал в современных играх. Или же, если направление развития графики останется прежним, модель от AMD будет демонстрировать более высокую производительность в новых хитах.

Однако предугадать развитие игростроя достаточно тяжело. Во многом это связано с тем, что сами компании AMD и NVIDIA вовсю стараются тянуть одеяло на себя. И если «зеленые» справятся с этой задачей лучше, то возросшие требования к геометрической производительности с лихвой перевесят все возможные преимущества решений AMD.

Собственно говоря, большая производительность решений на базе Fermi при активном использовании тесселяции ни для кого не является секретом и может стать для некоторых пользователей решающим фактором при покупке.

Выводы

Обычно очень приятно бывает оканчивать статью каким-то однозначным выводом. При подготовке материалов, посвященных видеокартам, это происходит нечасто. В случае моделей среднего ценового сегмента видеокарта может быть сколь угодно удачной, но конкурент незамедлительно отреагирует на ее выпуск снижением цен на свою продукцию, а цена при выборе такой видеокарты является решающим фактором.

Чаще всего нам везет при выпуске новых серий, когда производитель обновляет архитектуру, добавляя новые, невиданные доселе возможности. Также иногда однозначный вывод можно сделать при сравнении флагманских решений, ведь при выборе «самой мощной» видеокарты цена уже не так важна. В таких случаях вопрос о том, «кто же круче», можно ненадолго закрыть (хотя споры это не остановит ни на секунду).

В общем, как вы поняли, перед нами не такой случай. Примерно представляя себе производительность HD 6990 и GTX 590, мы озаботились тестированием этих видеокарт в трёхмониторном режиме, надеясь, что такая нагрузка выявит все слабые места новинок. Использование разрешения 5760 x 1080 действительно позволило снизить количество FPS в большинстве тестов до того уровня, когда можно говорить о реальном превосходстве какой-либо из видеокарт. Однако даже это не позволило нам выявить реального победителя — уж очень близкие результаты показали обе двухчиповые модели.

Мы всё же попробуем выделить группы пользователей, для которых та или иная видеокарта будет представлять больший интерес.

Начнем с модели AMD, так как GTX 590 уже был посвящен соответствующий обзор. Решающим преимуществом HD 6990 является возможность организации пяти- и шести- мониторных конфигураций. Ни одна из представленных ранее компанией AMD видеокарт не обладала достаточной мощностью для комфортной игры в соответствующих режимах, но новинке в большинстве случаев эта задача должна оказаться по плечу. Мультимониторные конфигурации вряд ли когда-нибудь станут действительно популярны, но и аудитория потенциальных покупателей топовых видеокарт тоже не слишком велика. Соответственно, данную модель можно называть выбором экстремальных геймеров, которые хотят таким образом добиться максимального эффекта присутствия.

GTX 590 вынуждает вас «ограничиться» тремя мониторами, но предлагает стабильно работающие технологии 3D Vision и PhysX, которые также способны изменить ощущения от привычного геймплэя. Если эти возможности вас не интересуют, то основным преимуществом GTX 590 являются более комфортные шумовые характеристики. Это может быть важно для тех пользователей, которые опасаются повредить видеокарту при самостоятельной смене системы охлаждения и не желают преждевременно терять заводскую гарантию. Соответственно, GTX 590 можно посоветовать более спокойным пользователям, которые, обладая соответствующими финансовыми возможностями, решили надолго забыть об апгрейде.