GeForce 9800GTX: высокооплачиваемый разгон
Выход очередного поколения графических акселераторов NVIDIA сулил пользователям определённые выгоды в виде повышения производительности и функциональности. Но обычно складывалось так, что оба этих свойства в редких случаях были доступны сразу в новой серии адаптеров: видеокартам необходимо было пройти эволюционный путь, пока они станут действительно очередными «монстрами» графического рынка. Если вспомнить недавнее прошлое, то ярким примером доступности «всего и сразу» можно назвать серию видеокарт GeForce 6xxx – как начального уровня, так и high-end-класса. Выход GeForce 8800 на базе G80 также перевернул все представления о производительности и функциональности графической подсистемы, но это касалось только высокоуровневого сегмента – для карт low- и middle-end оказалось не всё так гладко, и они принесли лишь поддержку унифицированной архитектуры, не более.
Но получить функциональность без повышения производительности – это не самое худшее, что может произойти при покупке видеокарты очередного поколения или даже нового семейства. Так, вполне возможно, что перед нами окажется лишь перемаркированный продукт без каких-либо существенных нововведений, причём это будет сделано самой компанией-разработчиком. До недавнего времени данная тенденция наблюдалась в секторе недорогих видеокарт.
И только с выходом графического ядра G92 манипуляции с наименованием готовых решений распространилась и на high-end-акселераторы, тем самым дав жизнь GeForce 9800GTX, который отличается от GeForce 8800GTS 512MB слегка повышенными рабочими частотами: 675/1688/2200 МГц для ядра, шейдерного домена и памяти соответственно. Для обеспечения GeForce 9800GTX на высоких частотах стабильным питанием была усилена подсистема питания, и в отличие от карт серии GeForce 8800 на базе G92 количество фаз для графического процессора было увеличено до четырёх, для памяти – до двух. Это повлияло на размеры акселератора, а также на систему охлаждения, по форме напоминающую СО GeForce 8800GTS 512MB. Кроме того, была добавлена поддержка HybridPower, являющейся частью технологии Hybrid SLI, благодаря которой появилась возможность отключать дискретную видеокарту во время работы 2D-режима при наличии соответствующей материнской платы с интегрированным видеоядром. В итоге, если нет серьёзной нагрузки на видеоподсистему, внешняя видеокарта отключается, а вся работа перекладывается на плечи встроенного GPU, тем самым снижается уровень энергопотребления и шума системы. После запуска ресурсоёмких приложений, например игр, внешний акселератор включается и передаёт данные на монитор через северный мост чипсета. Но вряд ли все эти нововведения заслуживали суффикса GTX, если бы не одно но: карта имеет второй разъём MIO, а значит, на базе GeForce 9800GTX можно построить 3-Way SLI систему из трёх таких акселераторов. Это, пожалуй, единственный плюс нового названия старой видеокарты, позволяющий хоть как-то оправдать высокую стоимость очередной инкарнации G92.
Ниже в таблице представлены характерные отличия между различными вариантами адаптеров на базе G92 и GeForce 8800GTX. В качестве рассматриваемой сегодня видеокарты GeForce 9800GTX мы использовали модель N9800GTX-T2D512 от MSI, благодаря которой сможем поближе познакомиться с новинкой.
Видеоадаптер | MSI N9800GTX-T2D512 | GeForce 8800 GTS 512MB | GeForce 8800 GT | GeForce 8800 GS | GeForce 8800 GTX |
Ядро | G92 | G92 | G92 | G92 | G80 |
Количество транзисторов, млн шт. | 754 | 754 | 754 | 754 | 681 |
Техпроцесс, нм | 65 | 65 | 65 | 65 | 90 |
Количество потоковых процессоров | 128 | 128 | 112 | 96 | 128 |
Количество текстурных блоков | 64* | 64* | 56* | 48* | 32 |
Количество блоков рендеринга | 16 | 16 | 16 | 12 | 24 |
Частота ядра (номинал), МГц | 720 (675) | 650 | 600 | 550 | 575 |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц | 1800 (1688) | 1625 | 1500 | 1350 | 1350 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 192 | 384 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 512 | 512 | 512 | 384 | 768 |
Частота памяти (номинал), МГц | 2200 | 1940 | 1800 | 1600 | 1800 |
Поддерживаемая версия DirectX | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express 1.1 |
* TMU в G92 отличаются от таковых в G80 |
Осматриваем видеокарту
Представитель обновлённого high-end попал к нам в коробочном исполнении и имел стандартный комплект поставки, ничем особо не выделяющийся на фоне конкурентов.
- Две инструкции
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Переходник HDTV
- Кабель S-Video
- Кабель для подключения звука по S/PDIF-интерфейсу
- Переходник питания
- Диск с драйвером
Как и положено для высокоуровневых акселераторов, MSI N9800GTX-T2D512 строго соответствует референсному дизайну и отличается от эталона лишь фирменными наклейками на мощной двухэтажной системе охлаждения.
Из-за усиленной подсистемы питания дизайн карты был полностью переработан относительно GeForce 8800 GTS 512MB, и теперь линейные размеры платы стали больше соответствовать продуктам на базе GeForce 8800GTX/Ultra. Кроме увеличенного количества элементов силовой обвязки, которая занимает чуть меньше половины видеоадаптера, был добавлен второй 6-пиновый разъём питания, позволяющий снизить нагрузку с одиночного разъёма. Если один из кабелей питания не будет подключён, светодиод возле периферийных разъёмов просигнализирует о данной проблеме красным светом.
За коммуникационные возможности карты отвечают HDTV-выход и два Dual-Link DVI, через которые при помощи комплектного переходника DVI/HDMI можно передавать на большой экран и многоканальную акустику цифровой контент высокой чёткости, поддерживающий HDCP, при этом необходимо соединить кабелем разъёмы S/PDIF на видеокарте и материнской плате (звуковой карте). С выходом новых драйверов ForceWare реализация PureVideo HD перешла на новый уровень, появилась возможность декодирования двух HD-потоков одновременно, динамического изменения контрастности и цветовой насыщенности, а также проигрывания HD-видео в оконном режиме при использовании интерфейса Aero в Windows Vista. Кроме того, на карте присутствуют два интерфейса MIO, благодаря которым можно построить систему 3-Way SLI.
Система охлаждения, как и сама плата, также увеличилась в размерах, но в целом конструкция нисколько не изменилась по сравнению с кулером GeForce 8800GTS 512MB – скорее просто сделали больше пластину-основание и кожух, придав последнему аэродинамические формы, остальные элементы СО остались без изменений. Эффективность кулера при этом немного возросла, выиграв около 10°C у предшественника. Правда, в работе новый охладитель стал немного шумноват.
Для использования чипа G92 в GeForce 9800GTX была выпущена «новая» ревизия G92-420-A2 (G92-400-A2 для GeForce 8800GTS 512MB), стабильно функционирующая на повышенных частотах. Хотя, если так разобраться, видеокарты восьмой серии покоряли или даже выпускались на больших частотах, чем заявлено в спецификациях на GeForce 9800GTX, а это всего 675/1688 МГц, ядро и стрим-процессоры соответственно. Компания MSI не стала предлагать продукт, полностью отвечающий эталону, а немного разогнала «разогнанное» до 720/1800 МГц, что положительным образом сказалось на производительности.
В качестве памяти используются чипы GDDR3 Samsung K4J52324QE-BJ08 со временем доступа 0,8 нс (рабочая частота 2500 МГц) и общим объёмом 512 МБ, функционирующие на частоте 2200 МГц, что соответствует референсу. В рассматриваемой карте MSI N9800GTX-T2D512 в этом плане никаких изменений, всё по стандарту.
Естественно, были проверены оверклокерские способности видеокарты. Так, ядро было разогнано до 810/2025 МГц, что является отличным результатом, при этом память немного подвела – всего 2380 МГц.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде.
- Процессор:
- Intel Core 2 Quad Q6600 (2,4 ГГц@3 ГГц)
- Материнская плата:
- ASUS P5K-E
- Оперативная память:
- Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 80Gb Seagate SATA II
- Блок питания:
- 700 Вт Zalman (FSP Group)
- Операционная система:
- Microsoft Windows Vista
Методика тестирования описана здесь. Дополнительное тестирование проводилось при активации сглаживания АА4х и анизотропной фильтрации AF8х. Тест видеокарт с разгоном производился лишь в этих тяжёлых режимах. В качестве оппонентов были выбраны видеокарты GeForce 8800GTS 512MB от XFX с повышенными до 680/1700/1970 (720/1830/2100 – разгон) МГц рабочими частотами и GeForce 8800GTX, также от XFX, работающая на номинальных частотах (разгон 610/1427/1940 МГц).
Тесты DirectX 9
Тесты DirectX 10
Серьёзное описание результатов не имеет смысла, так как мы фактически тестируем одно и то же ядро на разных частотах: GeForce 9800GTX будет быстрее GeForce 8800GTS 512MB на то количество процентов, на сколько выше рабочие частоты в процентном соотношении. Если же сравнивать с GeForce 8800GTX, то выходит не всё так однозначно, как хотелось бы. Новая видеокарта наравне с остальными представителями на базе G92 запросто обходит high-end полуторагодовой давности, но только при низких разрешениях и качестве графики. С ростом данных параметров уже явным образом станет не хватать ПСП и объёма памяти, особенно требовательным по этому критерию играм. Но как показывает практика, отставание не столь значительное, чтобы переплачивать за снятый с производства высокоуровневый акселератор, и, заплатив всего 350-400 долларов, можно получить заготовку для постройки 3-Way SLI системы.
Вывод
Если бы не доминирующее положение NVIDIA на рынке, компания навряд ли могла бы себе позволить устроить чехарду в своём модельном ряду производительных видеоадаптеров. Выпустить через год ускоритель среднего уровня на базе нового ядра, по производительности способного тягаться с 500-долларовыми монстрами из той же серии, и сразу же представить обновлённый high-end, незначительно превосходящий тот самый массовый акселератор, – такого, даже если постараться, не вспомнишь. Но дальше – ещё лучше: на основе всё того же нового ядра выходит очередная серия графических адаптеров, практически ничем не отличающихся от обновлённых карт прошлого поколения. Почему в таком случае просто не добавить одну сотню в индексе видеокарт, как обычно это было, ответить смогут лишь маркетологи NVIDIA. Нам же остаётся либо наивно верить тому, что нам предлагают, либо прочитать груду макулатуры, чтобы понять, чем же отличаются те или иные решения различных серий и поколений. И, вооружившись приобретёнными знаниями, уже самостоятельно выбрать необходимый и отвечающий нашим запросам акселератор.
Выпуск карты на базе G92, поддерживающей возможность организации 3-Way SLI системы, просился сам собой, но это не давало повода кардинально менять наименование старого продукта. Добавление HybridPower в какой-то мере повысило функциональность GeForce 9800GTX, хотя на данный момент времени польза от подобных возможностей стремится к нулю. Если же посмотреть на более высокие частоты по сравнению с GeForce 8800GTS 512MB, то такие значения выглядят просто смешно. Возможно, поэтому компания анонсировала очередной high-end именно 1 апреля – чтоб, так сказать, веселее было.
В конечном итоге можно сделать следующий вывод: если требуется постройка мощной и вменяемой по цене SLI-системы, стоит обратить внимание на GeForce 9800GTX; если нет, то GeForce 8800GTS 512MB становится единственным кандидатом на установку в производительный ПК.