NVIDIA GeForce 9800 GX2: просто добавь ещё один G92
Появление «двухголовых монстров» у разработчиков графических процессоров обычно обусловлено проблемами с выпуском одночиповых конкурентоспособных продуктов при имеющихся возможностях. Вспомним те же ATI Rage Fury MAXX, 3dfx Voodoo 5 5500 и XGI Volari V8 Duo Ultra, из которых, наверное, только карта от канувшей в Лету 3dfx смогла продержаться на рынке долгое время. После перехода компьютерной индустрии на использование шины PCI Express благодаря технологии SLI и CrossFire появилась возможность выпускать многочиповые решения, которые, в свою очередь, можно было бы объединять в тандемы из нескольких видеокарт. И такой картой стала GeForce 7900 GX2 от NVIDIA. Стала, но не появилась на прилавках магазинов и осталась картой-призраком. Но калифорнийцы не остановились на достигнутом и для борьбы с конкурентом в лице ATI Radeon X1950 XTX представили GeForce 7950 GX2, наконец-то ставший «массовым» продуктом, но некоторое время лишённый поддержки Quad-SLI (технология объединения в одной связке двух видеокарт GX2).
С выходом G80 компания NVIDIA надолго осталась лидером графического рынка, пока ATI – в составе уже AMD – не представила своё первое за столь долгие годы двуглавое решение – Radeon HD 3870 X2, перенявшее пальму первенства у калифорнийцев. Правда, праздник был недолгим, и NVIDIA через несколько месяцев достойно ответила, выпустив одну из самых быстрых видеокарт – GeForce 9800 GX2 на базе пары графических процессоров G92. Кстати, как показала практика, данный чип оказался достаточно универсальным, подходящим как для карт среднего уровня, так и high-end-монстрам, – эдакий «и жнец, и швец, и на дуде игрец».
По сравнению с ранее выпускавшимися тандемами новинка имеет некоторые отличия, обусловленные в первую очередь более высоким тепловыделением. По сути, GeForce 9800 GX2 является связкой из двух GeForce 8800 GTS 512MB с чуть меньшими рабочими частотами – 600/1500/2000 МГц против 650/1625/1940 (чип, шейдерный блок и память соответственно). Но, несмотря на это, конструкция видеокарты была полностью переработана, что позволило повысить эффективность охлаждения компонентов нового двухчипового решения. Компания NVIDIA не стала использовать одну PCB для двух видеочипов, как, например, у конкурента, а разместила каждый GPU и по 512 МБ видеопамяти на отдельных платах, представляющих собой как бы зеркальное отображение друг друга, между которыми расположилась общая система охлаждения. Для соединения карт-половинок используются два шлейфа, а для согласования сигналов между графическими процессорами и системой на основной плате с разъёмом PCI-E установлен чип-коммутатор, при этом остался один интерфейс MIO для объединения двух GeForce 9800 GX2 в режиме Quad-SLI. Учитывая возросшее энергопотребление, около 200 Вт, каждая карта из тандема оснащена разъёмом питания: 6-pin на одной и 8-pin на другой. Разработчик рекомендует использовать с одним таким акселератором блок питания мощностью не менее 580 Вт, что является завышенным требованием.
Ещё одним существенным нововведением для реализации Quad-SLI (по сравнению с ранее выпускавшимися «монстрами») стало использование вместо одновременной работы режимов Split Frame Rendering (SFR) и Alternate Frame Rendering (AFR) лишь одного AFR, что для современных игр со сложными шейдерами и многопроходным рендерингом очень подходит.
Как и вся 9-я серия, GeForce 9800 GX2 поддерживает HybridPower, благодаря которой при использовании соответствующей материнской платы с интегрированным GPU появляется возможность отключать при малой нагрузке на видеоподсистему дискретную карту. За счёт такой нехитрой «манипуляции» уменьшается уровень шума системы во время просмотра фильмов или интернет-сёрфинга, а также экономится электроэнергия.
После выхода новых драйверов ForceWare технология PureVideo HD получила некоторые дополнения: появилась возможность декодирования двух HD-потоков одновременно, динамического изменения контрастности и цветовой насыщенности, а также проигрывания HD-видео в оконном режиме при использовании интерфейса Aero в Windows Vista. Правда, наслаждаться фильмами придётся только на современном оборудовании, поддерживающем интерфейс HDMI, так как обычного HDTV-выхода карта лишена.
Вот и все новшества GeForce 9800 GX2, из которых, пожалуй, можно выделить лишь конструкцию видеоадаптера и использование чистого режима рендеринга AFR.
В качестве представителя высокоуровневого решения серии 9800 к нам на тестирование попала видеокарта EN9800GX2/G/2DI/1G от компании ASUS с полностью референсными характеристиками. Оппонентом была выбрана карта R3870X2-T2D1G-OCна базе ATI Radeon HD 3870 X2 от MSI – как более достойный соперник двухчиповому продукту от NVIDIA.
Технические характеристики
Ниже представлены характеристики рассматриваемых видеоадаптеров (в скобках приведены референсные значения рабочих частот) в сравнении с решениями на базе полноценного графического процессора G92.
Видеоадаптер | ASUS EN9800GX2/G/2DI/1G (GeForce 9800 GX2) | GeForce 9800 GTX | GeForce 8800 GTS 512MB | MSI R3870X2-T2D1G-OC (ATI Radeon HD 3870 X2) |
Ядро | 2xG92 | G92 | G92 | 2xRV670 |
Количество транзисторов, млн шт. | 2x754 | 754 | 754 | 2х666 |
Техпроцесс, нм | 65 | 65 | 65 | 55 |
Количество потоковых процессоров | 2x128 | 128 | 128 | 2х320 |
Количество TMU | 2x64 | 64 | 64 | 2х16 |
Количество ROP | 2x16 | 16 | 16 | 2х16 |
Частота ядра (номинал), МГц | 600 (675) | 675 | 650 | 860 (825) |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц | 1500 (1688) | 1688 | 1625 | 860 (825) |
Шина памяти, бит | 2x256 | 256 | 256 | 2x256 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 2x512 | 512 | 512 | 2x512 |
Частота памяти (номинал), МГц | 2000 | 2200 | 1940 | 1800 |
Поддерживаемая версия DirectX | 10 | 10 | 10 | 10.1 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 | PCI Express |
Осматриваем видеокарты
ASUS EN9800GX2/G/2DI/1G
Видеокарта от ASUS поставляется в коробке с откидной крышкой и изображением «героев» из игры «Company of Heroes», которая порядком уже примелькалась, – всё-таки не помешало бы какое-нибудь разнообразие в этом плане.
Комплект поставки не отличается наличием каких-либо эксклюзивных вещей – всё-таки времена, когда в коробку клали «20 дисков», прошли достаточно давно. На данный момент с видеокартой как за 600-700 долларов, так и за 100-150 может поставляться один и тот же комплект. Но с другой стороны, нас уже практически нечем удивить, и лишняя деталь просто скажется на стоимости акселератора. В конечном итоге с ASUS EN9800GX2/G/2DI/1G поставляется всё необходимое, что может потребоваться для инсталляции карты в систему и подключения внешнего оборудования.
- Инструкция
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник питания с двух Molex на один PCI-E 6-pin
- Переходник питания с двух PCI-E 6-pin на один PCI-E 8-pin
- Аудиокабель
- Диск с драйвером
- Диск с мануалом
- Диск с игрой «Company of Heroes»
- Сумочка для дисков
Но есть и приятные бонусы в виде игры «Company of Heroes» и мягкого чехла для компакт-дисков. Кроме того, имеется аудиокабель для подключения видеокарты и цифрового выхода платы или звуковой карты, а также переходник питания с двух PCI-E 6-pin на один PCI-E 8-pin дополнительно к обычному Molex->PCI-E.
Попавшая на тестирование видеокарта ASUS EN9800GX2 полностью соответствует референсному дизайну – это и неудивительно, учитывая, что карты производит подрядчик для NVIDIA, которая, в свою очередь, уже распространяет адаптеры между своими партнёрами. Единственное, что выделяет карту среди конкурентов, – фирменная наклейка на системе охлаждения.
По длине карта соответствует размерам высокоуровневых акселераторов (GeForce 9800 GTX, GeForce 8800 GTX/Ultra и ATI Radeon HD 3870 X2), но из-за конструкции СО кажется куда массивнее своих high-end-коллег.
Дело в том, что каждый графический процессор со своим набором памяти обращён вовнутрь и контактирует с кулером, а снаружи карта полностью накрыта декоративной крышкой-коробом прямоугольной формы с множественными прорезями в задней и верхней части и состоящей из двух половинок.
Снять же крышку не так легко – тут необходимы определённая сноровка и умение работать отвёрткой, как, впрочем, и при отключении кабелей дополнительного питания, так как разъёмы расположены напротив друг друга, и пальцами туда просто не подлезть.
Если короб удастся раскрыть, перед глазами предстанет достижение инженерной мысли в области разработки видеокарт. GeForce 9800 GX2 представляет собой «сэндвич» из двух плат и огромного кулера между ними. Для охлаждения системы используется единственная турбина, работающая на пониженных оборотах, которая захватывает воздух через специальные прорези в печатных платах.
На основной карте тандема находятся графический процессор G92, восемь микросхем памяти общим объёмом 512 МБ, интерфейсы PCI-E и MIO, аудиоразъём возле 6-контактного разъёма дополнительного питания и один DVI. Между ядром и выводом для монитора расположен чип-коммутатор, отвечающий за согласование сигналов карт и «внешнего мира».
На второй половинке также имеются GPU, восемь чипов памяти, разъёмы DVI и HDMI и 8-pin разъём дополнительного питания PCI-E. Обе карты соединены двумя гибкими шлейфами, которые при сборке акселератора не особо стремятся попасть на своё место.
Система охлаждения представляет собой массивную конструкцию из двух алюминиевых пластин с расположенными между ними тонкими алюминиевыми рёбрами, тепло к которым передаётся посредством тепловых трубок от медного основания, расположенного с каждой стороны СО.
В месте контакта между GPU и медными основаниями используется термопаста, между памятью и силовыми элементами – термопрокладки.
Выброс горячего воздуха из системы охлаждения, в отличие от современных high-end-видеокарт, происходит частично наружу, из системного блока, причём в меньшей мере, а частично – внутрь корпуса, как, например, в адаптерах серий GeForce 8800GT/9600GT и ATI Radeon HD 3850. Связано это в первую очередь именно с конструкцией GeForce 9800 GX2 – так как периферийные разъёмы расположены на обеих платах тандема, вывод отработанного воздуха возможен только в нижней части карты и в малых количествах. Остальной выходит сразу после турбины по направлению рёбер к задней стенке корпуса, тем самым оставаясь в системном блоке с последующим разогревом соседствующих компонентов, да и самой карты тоже.
Как и на всех акселераторах, построенных на базе G92, графические процессоры рассматриваемого «монстра» имеют защитную рамку, при этом ядро относится к ещё более старшей версии, чем у GeForce 9800 GTX, – G92-450-A2, но работает на меньшей частоте – всего 600/1500 МГц ядро и стрим-процессоры соответственно.
В качестве памяти на карте распаяны 16 чипов памяти GDDR3 производства Samsung со временем доступа 1,0 нс (маркировка K4J53324QE-BJ1A) и общим объёмом 2x512 МБ, работающие на свой номинальной частоте в 2000 МГц.
Естественно, мы не могли пройти мимо такой темы, как разгон, и решили выяснить, на что способен наш экземпляр ASUS EN9800GX2. Но, увы, чуда не произошло, и карта смогла стабильно функционировать лишь на частоте 670/1675/2200 МГц, что немного не дотянуло до номинала GeForce 9800 GTX.
MSI R3870X2-T2D1G-OC
Следующий наш участник также представляет собой референсный продукт, но с немного повышенной относительно номинала частотой графического процессора. Поставляется карта MSI R3870X2-T2D1G-OC в фирменной коробке с изображением некоего киборга мужского пола и с откидной крышкой, на которой расписаны многочисленные награды от всевозможных издательств.
Комплект поставки лишён каких-либо приятных бонусов – имеется лишь всё необходимое для подключения карты.
- Инструкции
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Переходник HDTV
- Переходник питания с двух Molex на один PCI-E 6-pin
- Переходник питания с одного PCI-E 6-pin на один PCI-E 8-pin
- Мостик CrossFire
- Диск с драйвером
Отметим наличие переходника питания с одного PCI-E 6-pin на один PCI-E 8-pin, что позволит задействовать два дополнительных контакта с «массой», благодаря которым откроется вкладка с разгоном в драйверах Catalyst.
Так как карту такого же дизайна мы уже рассматривали в самом начале знакомства с двухчиповым решением AMD, нам остаётся лишь вспомнить некоторые особенности ATI Radeon HD 3870 X2.
Линейные размеры видеокарты соответствуют другим высокоуровневым представителям конкурирующего лагеря, и для установки акселератора требуется достаточно просторный корпус. В качестве знака отличия на системе охлаждения акселератора присутствует фирменная наклейка с изображением всё того же киборга.
Сколько компании – производители видеокарт ни пытались самостоятельно разработать и выпустить тандемы на одной PCB, каждый раз выходили непонятные монстры гигантских размеров. Лишь AMD удалось разместить компактно шестнадцать микросхем памяти, два графических процессора RV670 и такой же по размерам чип-коммутатор на одной плате длиной 27 см.
Удалось это благодаря расположению половины чипов памяти на обратной стороне карты. Некоторые компании выпустили ATI Radeon HD 3870 X2 на базе собственной PCB, иногда даже короче референсной. Правда, такие карты стали чуть выше оригинала.
Система охлаждения под стать самой карте – медно-алюминиевая килограммовая конструкция накрывает всю карту, при этом отработанный воздух выводится за пределы системного блока. Кулер состоит из массивного алюминиевого основания и двух радиаторов, один из которых выполнен из меди, а второй, что ближе к турбине, алюминиевый. Вся конструкция накрывается пластмассовым кожухом, при этом горячий воздух выводится за пределы корпуса. В месте контакта между чипами и радиаторами используется термопаста, между памятью и силовыми элементами – термопрокладки.
С обратной стороны карты установлена алюминиевая пластина с ребром жёсткости, но она очень тонкая, и некоторые чипы памяти лишены хорошего прижима из-за выгибания импровизированного радиатора.
В качестве интерфейсных разъёмов на плате предусмотрены два Dual Link DVI и TV-Out. Также есть возможность через переходник DVI/HDMI осуществлять передачу видео- и аудиосигнала высокой чёткости, благо в чип RV670 интегрировано многоканальное звуковое решение класса HDA. Из-за особенностей объединения GPU на карте имеется только один разъём для построения тандема в режиме CrossFireX, а в качестве интерфейса связи карты с материнской платой используется PCI Express первой генерации.
Два графических процессора RV670 вместо эталонных 825 МГц работают на частоте 850 МГц и полностью отвечают оверклокерской направленности продукта, хотя 25 МГц – это всё-таки как-то маловато.
На карте распаяны чипы памяти GDDR3 производства Samsung со временем доступа 1,0 нс (маркировка K4J53324QE-BJ1) и общим объёмом 1024 МБ, но, как правило, в режимах объединения акселераторов CrossFire или SLI объём памяти всегда равен одиночной карте. Память функционирует на частоте 1800 МГц, что соответствует спецификациям на ATI Radeon HD 3870 X2.
Разгон по ядру оказался не столь впечатляющим, как в случае с GeForce 9800 GX2, – всего 860 МГц, что на 10 МГц больше заводских настроек. А вот память разогналась очень даже хорошо, покорив отметку в 2160 МГц.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде.
- Процессор:
- Intel Core 2 Quad Q6600 (2,4 ГГц)
- Материнская плата:
- ASUS P5K-E
- Оперативная память:
- Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 80Gb Seagate SATA II
- Блок питания:
- 700 Вт Zalman (FSP Group)
- Операционная система:
- Microsoft Windows Vista
Методика тестирования описана здесь. Дополнительное тестирование проводилось при активации сглаживания АА4х и анизотропной фильтрации AF8х. Тест видеокарт с разгоном производился лишь в этих тяжёлых режимах.
Тесты DirectX 9
В «попугаемерялке» GeForce 9800 GX2 оказался медленнее своего конкурента. И только с ростом качества графики и разрешения двухчиповое решение от NVIDIA смогло как-то поправить своё положение.
Тесты DirectX 10
В «Company of Heroes» новинка NVIDIA при обычном режиме раза в 1,5 быстрее оппонента, но с активацией сглаживания и анизотропной фильтрации при разрешении экрана 1280х1024 и выше начинает сдавать позиции, опускаясь до уровня ATI Radeon HD 3870 X2 от MSI.
Видеокарта MSI R3870X2-T2D1G-OC в «Call of Juarez» не выдерживает никакой критики – производительность решения на базе GeForce 9800 GX2 с ростом разрешения и качества графики почти в два раза больше.
По непонятным причинам обе рассматриваемые карты в игре «Crysis» не смогли пройти тест при разрешении 1600x1200. Но, судя по результатам, при разрешении 1280x1024 играть на максимальных настройках противопоказано даже на GeForce 9800 GX2. Думаем, ещё не одно поколение видеокарт споткнётся о творение Crytek.
Вывод
Если видеокарты на базе ATI Radeon HD 3870 X2 стали одними из самых быстрых, то GeForce 9800 GX2 – как раз самая быстрая. Мощный, массивный и умопомрачительный по стоимости тандем из двух G92 вряд ли оставит шанс конкурентам. Но, как и в случае с Radeon HD 3870 X2, производительность видеокарты будет во многом зависеть от оптимизации – как со стороны игровых приложений, так и со стороны драйверов, ведь на карте установлены два графических адаптера, работающих в режиме SLI. Если по какой-то причине эти условия не будут соблюдены, пользователь данного «монстра» может остаться ни с чем, вернее, с картой, которая будет медленнее GeForce 8800 GTS. Данная перспектива вряд ли кого-то обрадует.
Что касается рассмотренных нами карт, то, невзирая на стоимость, они ничем таким похвастаться не могут. ASUS сейчас кладёт в коробку игру «Company of Heroes» и чехол для дисков, что мы и обнаружили в комплекте EN9800GX2/G/2DI/1G. Хотя было бы актуальнее поставлять с картами такого плана диск с 3DMark Vantage. MSI R3870X2-T2D1G-OC имеет ещё более скудный комплект, зато графические процессоры немного подразогнаны на заводе. Если бы ещё и память…