Опубликовано 03 сентября 2008, 00:10

Sapphire HD 3870 и Sapphire HD 3870 X2

Продолжая затронутую недавно тему доступных нынче экономным пользователям видеокарт серии Radeon HD 3850, мы в рамках данной статьи рассмотрим более производительные решения на базе RV670 – модели HD 3870 и HD 3870 X2. На первую цены уже опустились вплоть до 150 долларов, что соответствует уровню их производительности, а вторая интересна как решительный в свое время ответ компании NVIDIA.
Sapphire HD 3870 и Sapphire HD 3870 X2

Вступление

Компания ATI всегда достойно отвечала на продукты своего конкурента, и её решения порой превосходили по производительности акселераторы NVIDIA. Вспомним хотя бы такие модели, как Radeon 9700Pro, 9800XT, X850XT PE, X1950 XTX. Но во время перехода на унифицированную архитектуру уже в составе AMD подразделение ATI Technologies сдало свои позиции, выпустив с большой задержкой не особо конкурентоспособные видеокарты, на которые в итоге были поставлены более низкие цены, чем планировалось изначально. Спустя почти полгода была представлена новая серия – Radeon HD 3800, рассчитанная на средний ценовой диапазон. И только Radeon HD 3870 X2, состоящий из двух графических процессоров RV670, объединённых на одной PCB посредством специального моста и функционирующих в режиме CrossFire, смог занять топовый сегмент рынка. Так компания наконец-то попыталась отнять лавры производителя самых быстрых видеокарт у NVIDIA, и ей это удалось, временно.

В нашем тестировании примут участие Radeon HD 3870 512MB и Radeon HD 3870 X2 от компании Sapphire, которые мы сравним по производительности с Sapphire Ultimate HD 3850 512MB, принимавшей участие в недавнем тесте.

ВидеоадаптерSapphire HD 3870 X2 (ATI Radeon HD 3870 X2)Sapphire HD 3870 512MB GDDR4 PCI-E (ATI Radeon HD 3870)Sapphire Ultimate HD 3850 512MB GDDR3 PCI-E (ATI Radeon HD 3850)
ЯдроRV670RV670RV670
Количество транзисторов, млн шт.2 x 666666666
Техпроцесс, нм555555
Количество потоковых процессоров2 x 320320320
Количество текстурных блоков2 x 161616
Количество блоков рендеринга2 x 161616
Частота ядра (номинал), МГц825775670
Частота шейдерного домена (номинал), МГц825775670
Шина памяти, бит2 x 256256256
Тип памятиGDDR3GDDR4GDDR3
Объём памяти, Мбайт2 x 512512512
Частота памяти (номинал), МГц180022501660
Поддерживаемая версия DirectX10.110.110.1
ИнтерфейсPCI Express 2.0PCI Express 2.0PCI Express 2.0

Осматриваем видеокарты

Sapphire HD 3870 512MB GDDR4 PCI-E

pic1

Sapphire HD 3870 512MB GDDR4 PCI-E

pic1

Sapphire HD 3870 512MB GDDR4 PCI-E

Видеокарта поставляется в коробке со знакомым уже дизайном, на которой изображена всё та же героиня с осиной талией и указаны очередные особенности продукта и комплекта поставки. На первом месте, естественно, красуется значок, говорящий о поддержке картой памяти GDDR4 объёмом 512 Мбайт.

pic2

Упаковка видеокарты Sapphire HD 3870 512MB
GDDR4 PCI-E

pic2

Упаковка видеокарты Sapphire HD 3870 512MB GDDR4 PCI-E

Комплект поставки оказался на том же уровне, что и у Sapphire Ultimate HD 3850 512MB.

  • Инструкция
  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник DVI/HDMI
  • Переходник HDTV
  • Переходник S-Video
  • Переходник питания
  • Мостик CrossFire
  • Диск с драйвером
  • Диск с 3DMark’06
  • Диск с проигрывателем CyberLink PowerDVD 7
  • Диск с набором ПО DVD Suite 5
  • The Black Box
pic3

Комплект поставки видеокарты

pic3

Комплект поставки видеокарты

Карта Sapphire HD 3870 выполнена в полном соответствии с референсным дизайном, единственное отличие – в фирменной наклейке на системе охлаждение, на которой изображена героиня, готовая отстоять честь новой в своё время линейки видеокарт Sapphire.

Двухэтажная система охлаждения состоит из пластмассового кожуха с раструбом, медного радиатора для ядра, напоминающего Thermaltake Volcano 7+, который охлаждается турбиной, при этом отработанный воздух выгоняется за пределы системного блока. Турбина достаточно тихая в простое, но иногда при работе в 2D-режиме слышатся резкие скачки оборотов, чем-то напоминающие подвывание.

pic6

Верхняя часть видеокарты

pic6

Верхняя часть видеокарты

Для охлаждения памяти используется алюминиевый радиатор-пластина, тепло к которому передаётся через толстые термопрокладки. Для силовых элементов также применяется отдельный радиатор.

195104

Система охлаждения

195104

Система охлаждения

Эффективность кулера достаточно высокая – температура ядра в 2D-режиме не поднималась выше 50°C, при разгоне и нагрузке данный показатель не выходил за пределы 91°C, но и уровень шума был соответствующий.

Набор периферийных разъёмов стандартный: два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука из интегрированного в ядро HDA-кодека через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 3800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Уровень энергопотребления решений Radeon HD 3870 невелик, всего 105 Вт, и для дополнительного питания достаточно одного 6-контактного разъёма, который распаян на плате.

pic7

Периферийные разъёмы на видеокарте

pic7

Периферийные разъёмы на видеокарте

Графический процессор RV670 в режиме 3D работает на частоте 775 МГц, при меньшей нагрузке частота ядра опускается до 300 МГц, что полностью соответствует рекомендованным. По такому же принципу работает и GPU в Radeon HD 3850. В качестве памяти используются чипы GDDR4 производства Samsung со временем доступа 0,8 нс (K4U52324QE-BJ08, номинал 2400 МГц DDR) и общим объёмом 512 Мбайт, функционирующие на частоте 2250 МГц.

Разгон Sapphire HD 3870 512MB оказался средним – всего 837 МГц по ядру и 2376 МГц по памяти. Как упоминалось выше, температура GPU при таком разгоне не поднималась выше 91°С.

Sapphire HD 3870 X2

pic8

Sapphire HD 3870 X2

pic8

Sapphire HD 3870 X2

Компания AMD решила сконцентрировать своё внимание на разработке недорогих, но производительных GPU для акселераторов среднего уровня, из которых потом посредством технологии CrossFire объединяются два ядра на одной PCB для высокоуровневого решения. То есть, по сути, получается как бы два видеоадаптера, работающих в мультичиповом режиме. При должной оптимизации как со стороны драйверов, так и со стороны приложений подобные тандемы действительно демонстрируют отличную производительность, достойную hi-end-продукта. В противном случае количество задействованных ядер будет стремиться к одному, что явно не идёт на пользу топовому решению, производительность которого сравняется с производительностью более дешёвого продукта. Но раз канадско-американская компания решилась на такой шаг, значит, она уверена в своих силах.

Итак, пока мультичиповое решение нового поколения Radeon HD 4870 X2 только вышло, рассмотрим его предшественника – Radeon HD 3870 X2 от компании Sapphire на базе R680.

Экземпляр попал на тестирование в OEM-комплектации: диск со старым драйвером, переходник DVI->D-Sub и переходник питания 2 Molex->PCI-E 6-pin.

Видеокарта представляет собой очередной эталонный образец, с которым мы уже успели познакомиться ещё зимой этого года, сразу после анонса Radeon HD 3870 X2. Как обычно в таких случаях, производитель просто-напросто размещает на системе охлаждения фирменную наклейку. Хотя бывают и исключения.

Видеокарта длиной 27 см в руках лежит словно кирпич, да и вес как раз подходящий – почти килограмм.

pic11

Sapphire HD 3870 X2

pic11

Sapphire HD 3870 X2

Из периферийных разъёмов – всё тот же набор из двух Dual-Link DVI с возможностью вывода звука и HDTV-выхода. Количество интерфейсов для объединения видеокарт в режиме CrossFire из-за архитектурных особенностей тандема сократилось до одного.

pic12

Периферийные разъёмы на видеокарте

pic12

Периферийные разъёмы на видеокарте

СО состоит из алюминиевого основания с небольшим количеством рёбер в верхней части, охлаждающего через термопрокладки память, силовые элементы и специальный чип-коммутатор, а также двух отдельных радиаторов на каждое графическое ядро и турбины. Вся эта конструкция накрывается сверху прозрачным кожухом, благодаря которому потоки воздуха равномерно охлаждают каждый радиатор (тот, что ближе к вентилятору, выполнен из алюминия, второй – уже из меди) и выходят за пределы корпуса. Турбина отличается невысоким уровнем шума при номинальном режиме работы.

198081

Система охлаждения Sapphire
HD 3870 X2

198081

Система охлаждения Sapphire HD 3870 X2

С обратной стороны крепится алюминиевая пластина, обеспечивающая отвод тепла от памяти. Кулер оказался весьма эффективным, практически тихим в работе – температура графических процессоров не поднималась выше 83°C, но иногда наблюдалось «подвывание» системы охлаждения из-за временных скачков оборотов турбины.

Над дизайном PCB видеокарты инженеры AMD потрудились на славу – до этого момента, как мы уже упоминали при первом знакомстве с Radeon HD 3870 X2, никто из производителей, самостоятельно пытавшихся выпустить тандемы, развести нормально плату не мог. У канадско-американской компании, как видите, это получилось.

198073

Печатная плата ATI Radeon
HD 3870 X2

198073

Печатная плата ATI Radeon HD 3870 X2

198078

Печатная плата ATI Radeon
HD 3870 X2: обратная сторона

198078

Печатная плата ATI Radeon HD 3870 X2: обратная сторона

На лицевой стороне платы расположены два графических процессора RV670, каждый из которых общается со своей видеопамятью объёмом 512 Мбайт по шине в 256 бит, по четыре чипа памяти возле каждого GPU и чип-коммутатор PLX PEX 8547 – благодаря ему происходит передача данных между процессорами и системой. На обратной стороне видеокарты установлены остальные микросхемы памяти.

Для обеспечения карты стабильным питанием используется цифровая подсистема питания, а чтобы снять нагрузку с линий, на плате установлены два разъёма, причём один из них 8-контактный, два контакта которого необходимы для активации закладки оверклокинга в драйверах видеокарты. Как и все представители семейства Radeon HD 3800, карта поддерживает технологию ATI PowerPlay, что позволяет добиться пикового энергопотребления в 196 Вт.

Графические процессоры, установленные на Sapphire HD 3870 X2, работают на референсной частоте 825 МГц. Память стандарта GDDR3 набрана шестнадцатью (2х8) микросхемами производства Samsung со временем доступа 1,0 нс (K4J52324QE-BJ1A, номинал 2000 МГц DDR), работающими на частоте 1800 МГц.

С разгоном карты не сложилось – любое поднятие частот приводило к зависанию системы.

Sapphire Ultimate HD 3850 512MB GDDR3 PCI-E

pic13

Sapphire Ultimate HD 3850 512MB
GDDR3 PCI-E

pic13

Sapphire Ultimate HD 3850 512MB GDDR3 PCI-E

Оппонент рассматриваемых видеокарт нисколько не изменился после прошлого тестирования – эталонный Radeon HD 3850 с пассивной системой охлаждения. Частоты соответствуют референсным: 670 МГц по ядру и 1660 МГц по памяти.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде.

ПроцессорIntel Core 2 Extreme X6800 (2,93 ГГц@3,3 ГГц, FSB = 300 МГц)
Материнская платаASUS P5K Deluxe/WiFi-AP (Intel P35)
Оперативная памятьPatriot PDC22G6400ELK (2x1024 Мбайт, DDR2-800@900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
Жёсткий дискSamsung SP2504C (250 Гбайт, SATA2)
Блок питанияFSP FX700-GLN Epsilon (700 Вт)

Тестирование проводилось в операционной системе Windows XP Professional SP2 (DirectX 9), которая настраивалась на максимальное быстродействие.

В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'05-06 от Futuremark Corp., продолжение игры «F.E.A.R.» – «F.E.A.R.: Extraction Point» (встроенный бенчмарк), позволяющее оценить скорость акселераторов в играх прошлого поколения, «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» и шедевр игростроения от Crytek – «Crysis».

Все измерения кроме 3DMark'05 (1024x768) проводились при разрешении экрана 1280х1024 (1280х960 для «F.E.A.R.: Extraction Point») как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов и 1600x1200 (кроме 3DMark) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark'06 выставлялись настройки по умолчанию, для «F.E.A.R.: Extraction Point» максимальное качество с трилинейной фильтрацией. В «S.T.A.L.K.E.R.» качество выставлялось как «Максимальное» и использовалось полное динамическое освещение, в «Crysis» все настройки на уровне High. Были задействованы режимы повышения качества картинки в самих приложениях (кроме «S.T.A.L.K.E.R.» и «Crysis») – 4-кратное сглаживание и анизотропная фильтрация уровня 16х, если они позволяли это сделать. В драйверах AA и AF не форсировались.

3DMark'05

Первый синтетический тест – 3DMark’05 – демонстрирует неплохое преимущество Sapphire HD 3870 X2 перед младшими представителями семейства. К слову, результат действительно достоин hi-end-решения. У одночиповых карт замечена одна интересная особенность – Radeon HD 3850, будучи аутсайдером в номинале, запросто обгоняет при разгоне более производительное решение на базе Radeon HD 3870, работающее при стандартных частотах. Этому феномену есть достаточно простое объяснение: память стандарта GDDR4 для работы на более высоких частотах имеет повышенные тайминги и равноценна по скорости доступа памяти GDDR3, работающей при частотах, на 15% меньших, чем требуется новому типу видеопамяти. В итоге частота памяти при разгоне 512-мегабайтной модели Radeon HD 3850 как раз и соответствует этой 15%-ной разнице, а пропускная способность памяти и разница в частоте между чипами не так существенна для синтетического пакета.

3DMark'06

В 3DMark’06 аналогичная картина, за исключением одного: Radeon HD 3870 X2 ещё больше обходит остальных, причём при активации сглаживания и анизотропной фильтрации разница между ними – почти в два раза! Вот что значит хорошая оптимизация синтетического приложения и драйверов под него.

F.E.A.R.: Extraction Point

Казалось бы, старенькая игрушка «F.E.A.R.: Extraction Point», но она на удивление также любит мультичиповые решения. И опять карта Radeon HD 3850 с повышенными частотами обходит Radeon HD 3870, особенно при стандартной графике – даже разгон последней не позволяет сильно оторваться от младшего представителя.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Stalker

Stalker

Пока GSC устраняет проблемы в приквеле под названием «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», мы проведём тестирование именно в первой версии игры. Итак, Radeon HD 3870 при разгоне более недостижим для младшей модели, тандем на базе RV670 показывает в полтора раза больше FPS, чем оппоненты.

Crysis

crysis

crysis

В «Crysis» всё по-старому, лишь разгон Sapphire Radeon HD 3850 уже не помогает догнать более дорогой продукт: в этой игре важно всё – и частоты, и пропускная способность памяти. Правда, разница при этом минимальная. Radeon HD 3870 X2 позволяет получить 40 кадров в секунду – результат, скажем так, немаленький в такой игре.

Вывод

Сделать правильные выводы по конкретной видеокарте, не сравнив её с прямым конкурентом, достаточно тяжело. Тем более что в проведённом нами тестировании не участвовали карты на графических чипсетах NVIDIA. Но, несмотря на это, кое-какое мнение всё же можно составить о каждом участнике.

Итак, Radeon HD 3870 является очень производительным решением из серии Radeon HD 3800, по сравнению с более дешёвой моделью его результаты примерно в полтора раза лучше, а то и больше. Правда, цена при этом в два раза выше, чем у Radeon HD 3870. Существенный недостаток тандема на базе RV670 заключается в полной зависимости от оптимизации со стороны приложения и драйверов, иначе по скоростным характеристикам такой «монстр» не будет отличаться от одиночной карты. Также иногда заметны резкие колебания FPS, что может стать причиной лагов и тормозов в играх. Но в целом при должном внимании программистов AMD от данных проблем можно избавиться. Если компания и дальше будет предлагать в секторе hi-end двухчиповые решения, то со временем драйверы будут оттачиваться до идеального состояния – всё же реальный продукт с двумя GPU станет более требовательным к программной поддержке, нежели гипотетический CrossFire из двух видеокарт. Что касается эталонных решений на базе данного тандема, коим является Sapphire HD 3870 X2, то к подобным размерам, температурному режиму (кстати, карта зимой может «работать» вместо калорифера) и уровню шума мы уже привыкли – на этом поприще удивить практически нечем. В конечном итоге имеем имиджевый продукт, для которого производительность должна была даться любой ценой.

После выхода в прошлом году GeForce 8800 GT от NVIDIA компании AMD ничего не оставалось, как снизить цены на Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850, которые под Новый год всё-таки были взвинчены до небес местной розницей. После ажиотажа всё стало на свои места, и теперь вполне реально приобрести акселераторы по весьма интересным ценам, которые полностью отвечают уровню производительности видеокарт. Если разгон не планируется, то лучше добавить 20-30 долларов и приобрести Radeon HD 3870, который иногда будет подвывать, зато отработанный воздух будет выбрасываться за пределы корпуса. Для эталонных карт на базе Radeon HD 3850 такая черта нехарактерна, зато при среднестатистическом разгоне можно добиться результатов старшей модели. Правда, в таком случае понадобится либо повышение оборотов вентилятора, что выльется в высокий уровень шума, либо полная смена системы охлаждения – тогда проще купить Radeon HD 3870.