Конкуренты бюджетного класса: Radeon HD 3650 DDR3 и GeForce 8600GT DDR3
После выхода новых видеокарт цены на Radeon HD 3650 и GeForce 8600GT начали стремительно падать. Конечно, ресурсоёмкость современных игр растёт тоже стремительно. Мы попытаемся выяснить, какую производительность покажут данные видеокарты в старых и новых приложениях и сгодятся ли ещё они в качестве недорогого игрового решения. Тем более что ещё полгода назад это были лучшие продукты среднего класса.
Видеокарта GeForce 8600GT – настоящий старожил на рынке. Она пережила не одну модель high-end-класса, но всё ещё актуальна. Radeon HD 3650 хоть и поновее, но на самом деле является лишь новым воплощением Radeon HD 2600. У неё обновлённый техпроцесс, но архитектура та же. Дополнительно появилась поддержка DirectX 10.1, хотя для бюджетной карты это не особо важное преимущество. Интересно, что и NVIDIAпошла по пути конкурента и решила продлить бюджетным картам жизнь, превратив GeForce 8600GT в GeForce 9500GT, переведя производство на новый техпроцесс и совсем незначительно повысив частоты.
В данной статье мы рассмотрим GeForce 8600GT в исполнении XpertVision и Radeon HD 3650 от Sapphire. Если второй бренд широко известен, то о первом производителе некоторые, возможно, и не слышали. На самом деле под именем XpertVision продаётся продукция более известной компании Palit.
Технические характеристики
Рассматриваемые видеокарты по характеристикам полностью повторяют референсные модели. Сравнить данные вы можете по следующей таблице:
Видеоадаптер | Radeon HD 3650 DDR3 | GeForce 8600GT DDR3 |
Ядро | RV635 | G84 |
Техпроцесс, нм | 55 | 80 |
Количество потоковых процессоров | 120 | 32 |
Количество текстурных блоков | 8 | 16 |
Количество блоков рендеринга | 4 | 8 |
Частота ядра, МГц | 722 | 540 |
Частота шейдерного домена, МГц | 722 | 1180 |
Шина памяти, бит | 128 | 128 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 256 | 256 |
Частота памяти, МГц | 1386 | 1404 |
Поддерживаемая версия DirectX | 10.1 | 10.0 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 1.0 |
Sapphire Radeon HD 3650 256MB GDDR3
Начнём обзор с видеокарты от Sapphire. Нам попалась OEM-версия данной модели, поэтому никакой комплектации карта не имела. Прилагался лишь диск с драйверами.
Как и все модели в исполнении Sapphire, видеоадаптер выполнен на синем текстолите. Сама плата является полной копией референсных образцов.
Приятно, что даже такой бюджетный продукт отвечает высоким стандартам качества Sapphire. В частности, используются долговечные конденсаторы с твёрдым электролитом, катушки индуктивности залиты компаундом, что избавит от высокочастотного писка при нагрузке.
Разъёмы у карты стандартные: два DVI и дополнительный TV-out.
Система охлаждения у Sapphire Radeon HD 3650 очень простая: небольшая турбинка, продувающая алюминиевый радиатор, накрытый пластиковым кожухом. Обойтись таким скромным кулером позволяет низкое тепловыделение ядра RV635, изготовленного по техпроцессу 55 нм. Да и на энергопотреблении это сказывается благоприятным образом. По данному критерию карта экономичнее своего прямого конкурента – GeForce 8600GT.
Вентилятор турбины подключается двухконтактным разъёмом и таходатчика не имеет. Следовательно, обороты не отслеживаются, однако изменяются в зависимости от температуры ядра.
А вот так выглядит плата со снятой системой охлаждения.
Графический чип RV635 работает на частоте 725 МГц, что соответствует стандартным характеристикам.
На плате распаяны микросхемы памяти Samsung со временем доступа 1,2 нс (K4J52324QE-BC12, номинал 1600 МГц DDR), функционирующие на частоте 1386 МГц, что даёт неплохой запас для разгона.
Несмотря на скромный кулер, температура графического ядра во время тестов не превышала 58°C. И при наличии лишь двух разъёмов у вентилятора его оборотами всё-таки можно управлять из утилиты RivaTuner. По умолчанию он вращается на 30% от номинала. Если обороты поднять до максимума, можно выиграть около 8°C, но тогда будет заметен сильный гул от турбины. Благодаря тонкому 55-нанометровому техпроцессу ядро у Radeon HD 3650 обладает хорошим разгонным потенциалом. Нам удалось разогнать GPU до стабильных 878 МГц, а память до 1764 МГц – это внушительный результат, учитывая скромные габариты системы охлаждения. Правда, для стабильности нам пришлось поднимать обороты.
XpertVision GeForce 8600GT 256MB GDDR3
Карта поставляется в небольшой коробке.
Комплектация не намного больше, чем у предыдущей карты.
- Инструкция
- Диск с драйвером
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник HDTV
Плата выполнена по собственному дизайну, причём разводка платы была немного упрощена относительно референса. Похоже, что с падением цен на данные модели компания Palit начала экономить на производстве.
Разъёмы у акселератора стандартные: два DVI и TV-out.
Система охлаждения карты не отличается особой сложностью. Раньше кулеры на данных моделях от Palit и XpertVision были солиднее. Алюминиевый чёрный радиатор имеет загнутые рёбра, продуваемые расположенным по центру вентилятором. Конструкция рёбер направляет воздушный поток на чипы памяти. Так что даже и при небольших размерах конструкция довольно-таки неплохая.
Вентилятор подключается двухпиновым разъёмом, но, как и у рассмотренной выше видеокарты, оборотами можно управлять из утилиты RivaTuner – их можно поднять или уменьшить. Последнее может пригодиться любителям тишины. Вентилятор по умолчанию работает на 30% от максимальных оборотов, но гул от него всё равно слышен.
Плата без кулера выглядит следующим образом:
Графический процессор G84-403 имеет ревизию А2 и работает на частоте 540/1188 МГц, ядро и шейдерный домен соответственно. Вокруг чипа есть защитная рамка, что предотвращает скол при снятии или замене кулера.
В качестве памяти используются микросхемы Qimonda с таинственным временем доступа XP (HYB18H512321AF-XP), которое равно 1,2 нс, что соответствует частоте 1600 МГц, но чипы при этом функционируют на референсных для GeForce 8600GT 1400 МГц.
Хоть ядро G84 и горячее, во время тестов данной карты оно не нагревалось больше 60°C. Частота шейдерных процессоров у видеокарт GeForce выше частоты основного ядра, и через RivaTuner их можно изменять независимо друг от друга. В разгоне это может пригодиться. К примеру, наш экземпляр позволял поднимать частоту шейдерных блоков выше той цифры, на которой они устанавливались при синхронном режиме разгона. С номинальной частоты ядро разогналось до 711/1728 МГц, память – до 1656 МГц. Обороты вентилятора были подняты до 100%, и температура всё так же удерживалась в пределах 60°C.
Тестирование
Тестирование проводилось на следующем стенде.
- Процессор:
- Intel Core 2 Duo E8500 (3,15 ГГц)
- Материнская плата:
- Gigabyte P35-S3
- Оперативная память:
- Hynix DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 250Gb Samsung SATA II
- Блок питания:
- 750 Вт Chieftec
- Операционная система:
- Microsoft Windows XP SP2
Тесты DirectX 9
В синтетическом тесте 3DMark’06 быстрее оказывается видеокарта GeForce. Отставание Radeon приличное, почти 15%.
Игра «F.E.A.R.» не новая, и можно было бы надеяться, что в этом приложении рассматриваемые карты покажут высокую производительность. Но, как видим, с включением тяжёлого режима в разрешении 1280x960 карты демонстрируют невысокий FPS, и только GeForce 8600GT с разгоном выглядит очень неплохо. В простом режиме производительность в этой игре высокая у обеих карт, хотя результаты Radeon HD 3650 ниже.
В простом режиме обе модели показывают почти одинаковый результат в «Call of Duty 4». А вот включение сглаживания и анизотропной фильтрации приводит к сильному падению производительности у Radeon HD 3650. Сказывается неудачная работа со сглаживанием у серии Radeon 3ххx.
В игре «Unreal 3» опять оказывается быстрее GeForce 8600GT. Да и прирост от разгона на данной карте больше.
Последним тестом у нас выступает самая ресурсоёмкая игра – «Crysis». Учитывая невысокие возможности рассматриваемых видеокарт, игра запускалась лишь под DirectX 9 с настройками графики Medium.
В этой тяжёлой игре немного лучше себя чувствует Radeon HD 3650. Но вот в разгоне результаты у карт уже сравниваются.
Вывод
Рассмотренные видеокарты проявили себя довольно неплохо. Даже в современных играх они способны показать приемлемые результаты в разрешении 1280х1024. Для режимов со сглаживанием карты слабы, и задействовать такие возможности удастся лишь в старых играх. В таких режимах Radeon HD 3650 сильно уступает GeForce 8600GT, но без сглаживания ситуация не везде однозначная. Например, в очень ресурсоёмкой игре «Crysis» видеокарта Radeon HD 3650 оказывается немного лучше, но во многих других приложениях уступает GeForce 8600GT. А отставание от соперника на стандартных частотах GeForce 8600GT всегда компенсирует разгоном.
Более дорогой акселератор GeForce 8600GT, судя по значительному приросту от разгона, имеет ещё неплохой потенциал, что и неудивительно, ведь на G84 есть и более быстрая и дорогая карта GeForce 8600GTS, отличающаяся лишь повышенными частотами. Разгон позволяет приблизить производительность GeForce 8600GT к старшей модели. А вот Radeon HD 3650 со значительным разгоном не получает большого прироста в играх. Несмотря на мощь 120 потоковых процессоров, сказывается слабая работа с текстурированием, всё же 8 блоков – это мало по сравнению с 16 текстурными блоками у G84. Из преимуществ Radeon HD 3650 стоит отметить боле низкое энергопотребление. Также модель от Sapphire изготовлена с использованием более качественных комплектующих, чем GeForce 8600GT от XpertVision. Ну и самое главное, что цена на Radeon HD 3650 ниже, что оправдывает её отставание в некоторых играх.