Опубликовано 26 ноября 2008, 00:15

GeForce 9500 GT от Leadtek и Point of View – решения для экономных игроков

Несмотря на то, что отличную картинку, при более-менее нормальном фрейм-рейте, в современных играх могут выдать видеокарты среднего уровня, большая часть пользователей склоняется к покупке именно low-end решений. Это связано, как с экономической стороной, так и с отсутствием необходимости в более мощном акселераторе. В данном материале мы, как раз, и рассмотрим пару представителей на базе вышедшего недавно бюджетного адаптера GeForce 9500 GT.

После исчезновения ЭЛТ-мониторов и начала полного доминирования устройств на базе технологии TFT, минимальным разрешением экрана стало 1280x1024 точек, которое достаточно сильно нагружало видеоакселераторы среднего уровня во время игрового процесса при, более или менее, нормальном качестве картинки. Такое разрешение остается актуальным и на данный момент, но, в отличие от двухлетней давности, middle-end-адаптеры без проблем могут справиться с высокими установками графики, чего не скажешь о решениях начального уровня - ведь не каждый может позволить себе видеокарту, стоимостью 150-200 долларов.

При малом бюджете приходится довольствоваться акселератором, способным выдавать нормальный фрейм-рейт либо при разрешении 1024x768 и хорошей картинке, либо при стандартном для 19-дюймовых TFT-мониторов, но с настройками графики среднего качества. Играть при интерполяции не всегда удобно – сказывается «размыливание», но, учитывая, что при более низких настройках современные игры выглядят куда лучше, чем с тем же качеством F.E.A.R. в свое время, то вполне реально играть при 1280x1024 с минимальными потерями в проработке деталей.

Сегодня мы рассмотрим пару видеокарт на базе, недавно вышедшего, бюджетного графического процессора G96, решения на котором заменили собой адаптеры серии GeForce 8600. Из технологических новшеств новинка может похвастаться переходом на 65- и даже 55-нм техпроцесс, поддержкой шины PCI Express 2.0 и технологией HybridPower, которая позволяет отключать дискретную карту при малой нагрузке на видеоподсистему в системе с соответствующей интегрированной материнской платой.

ВидеоадаптерLeadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3Point of View GF9500GT 512MB DDR2
ЯдроG96G96
Техпроцесс, нм6555
Количество потоковых процессоров3232
Количество текстурных блоков1616
Количество блоков рендеринга88
Частота ядра (номинал), МГц575 (550)550
Частота шейдерного домена, МГц14001400
Шина памяти, бит128128
Тип памятиGDDR3GDDR2
Объём памяти, МБ512512
Частота памяти, МГц1600800
Поддерживаемая версия DirectX1010
ИнтерфейсPCI Express 2.0PCI Express 2.0

Осматриваем видеокарты

Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Видеокарты от Leadtek заслужили уважение среди энтузиастов, благодаря неплохому разгонному потенциалу и оригинальным системам охлаждения. Акселератор Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3 поставляется в большой коробке, выполненной в зелено-белых тонах, с изображением очередной боевой единицы из темы роботехники.

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Комплект поставки небогат, но имеет все необходимое для использования видеокарты.

  • Переходник HDTV
  • Переходник DVI/D-Sub
  • Диск с драйверами
  • Инструкция по установке
Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Карта выполнена на текстолите зеленого цвета, дизайн платы полностью переработан и значительно отличается от референсного - адаптер намного длиннее эталонной видеокарты, за счет измененной подсистемы питания.

На обратной стороне карты расположены четыре микросхемы памяти без какого-либо дополнительного охлаждения, что может сказаться на разгонном потенциале акселератора, так как чипы при повышенных частотах будет попросту перегреваться.

В качестве периферийных разъемов на видеокарте присутствуют два Dual-Link DVI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения подобных адаптеров в режиме SLI имеется интерфейс MIO.

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Система охлаждения представляет собой обычный цельноалюминиевый радиатор с толстыми ребрами, который продувается крупным вентилятором. Вся конструкция накрыта алюминиевой крышкой, при этом поток воздуха направлен на силовую обвязку, в отличие от референсного решения, тем самым повышая эффективность СО, что особо подчеркивается на сайте производителя. Для контакта с микросхемами памяти используются термопрокладки, а GPU довольствуется серой термопастой.

Система охлаждения

Система охлаждения

Система охлаждения

Система охлаждения

Уровень шума кулера не высокий, но и не тихий. Во всяком случае, завывания, как на эталонной карте, нет. Производительность оригинальной СО на приемлемом уровне – максимальная температура ядра при нагрузке не превышала 64°C, после разгона этот показатель равнялся 70°C.

Дизайн PCB и расположение элементов, как отмечалось выше, кардинально отличается от рекомендованного. Возле панели с периферийными разъемами, какие-либо элементы полностью отсутствуют, силовая обвязка сильно разрежена, из-за чего есть много пустого места.

Печатная плата видеокарты Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Печатная плата видеокарты Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Печатная плата видеокарты Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Печатная плата видеокарты Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3

Графический процессор G96, установленный на карте, выполнен по 65-нм техпроцессу и работает на частоте 575/1400 МГц (чип и шейдерный домен) в режиме 3D. При минимальной нагрузке частота ядра снижается до 200/400 МГц.

GPU

GPU

GPU

GPU

Восемь микросхем памяти Qimonda HYB18H512321BF-10, со временем доступа 1,0 нс (2000 МГц DDR), имеют общий объем в 512 МБ и 128-битную шину. Частота, на которой функционируют чипы, составляет 1600 МГц, а это уже повод надеяться на, как минимум, 400-мегагерцовую прибавку при разгоне.

Память

Память

Память

Память

А вот разгон карты особо не впечатлил – всего 675/1650 МГц по ядру и 1975 МГц по памяти. При разгоне частоты графического процессора во время перехода к 2D-режиму сбрасывали к своим минимальным значениям.

Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Компания PointofViewуже не первый год на рынке и, за это время, смогла зарекомендовать себя как производитель достаточно качественных решений. Не стала исключением видеокарта PointofViewGF9500GT 512MBDDR2, которая попала на тестирование.

Упаковка, в которой поставляется акселератор, идентична таковой у, рассмотренной недавно, карты PointofView GF9800GTX 512MB GDDR3 EXO, и отличается лишь размерами и наименованием продукта.

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Упаковка видеокарты

Скромный комплект поставки напоминает OEM-решения, где в комплекте бывает лишь диск с драйверами.

  • Инструкция
  • Рекламный проспект
  • Диск с драйвером
Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Комплект поставки видеокарты

Видеокарта отличается от референса синим текстолитом, а также оригинальным дизайном PCB и кулера. Правда, изменения в расположении элементов незначительны и PointofViewGF9500GT 512MBDDR2 фактически можно назвать стандартным решением.

С обратной стороны платы имеются не распаянные под микросхемы памяти места, которые позволяют установить еще дополнительные 512 мегабайт видеопамяти.

Учитывая уровень графического акселератора, дополнительно к цифровому Dual-Link DVI производитель снабдил GF9500GT 512MBDDR2 аналоговым D-Sub – не все доступные ЖК-мониторы оснащаются интерфейсом DVI, а подобная компоновка разъемов на карте позволяет обойтись без переходников. Также присутствует HDTV-выход и интерфейс MIO, который позволяет объединить карты в режиме SLI.

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Периферийные разъемы на видеокарте

Радиатор системы охлаждения выполнен из алюминия и имеет веерную форму, благодаря которой потоками воздуха охлаждаются чипы памяти и силовые элементы. Уровень шума вентилятора незначительный, а по эффективности кулер находится на высоте – температура GPU не поднималась выше 48°C даже после разгона.

Количество SMD-элементов поражает воображение – плата просто усеяна мелкими деталями. Отметим наличие дросселей, залитых компаундом, благодаря чему должен отсутствовать высокочастотный писк во время нагрузки на видеокарту.

Печатная плата видеокарты Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Печатная плата видеокарты Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Печатная плата видеокарты Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Печатная плата видеокарты Point of View GF9500GT 512MB DDR2

Ядро G96-300-B1 имеет защитную рамку, но, в отличие от рассмотренной выше карты, изготовлено по 55-нм техпроцессу.

GPU

GPU

GPU

GPU

Если сравнивать со старой ревизией G96-300-A1, то видно, что 55-нм графический процессор стал значительно меньше. Переход на более тонкий техпроцесс должен сказаться как на температурном режиме, так и на частотном потенциале.

G96-300-A1 и G96-300-B1

G96-300-A1 и G96-300-B1

G96-300-A1 и G96-300-B1

G96-300-A1 и G96-300-B1

По дефолту, ядро работает на частоте 550/1400 МГц без использования каких-либо энергосберегающих функций, но, учитывая нагрев чипа, они явно были бы лишними.

Память стандарта GDDR2 набрана восьмью чипами общим объемом 512 МБ производства Qimonda, со временем доступа 2,5 нс (HYB18T512161BF-25, 800 МГц DDR), и функционирует на частоте 800 МГц. Шина памяти равна 128 бит.

Память

Память

Память

Память

Разгон карты PointofViewGF9500GT 512MBDDR2 составил 667/1650 МГц по ядру и 936 МГц по памяти, что не особо впечатляет, учитывая переход на новый техпроцесс при производстве G96. Возможно, напряжение питания GPU попросту занижено до такого уровня, когда обеспечивается стабильная работа чипа на номинале с небольшим потенциалом, и невысокое тепловыделение.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор:
    • Intel Core 2 Duo E8200 (2,66@4 ГГц)
  • Материнская плата:
    • ASUS P5Q-E (Intel P45)
  • Оперативная память:
    • Team Xtreem Dark TXDD4096M1066HC5DC-D (2x2 ГБ, DDR2-1066@1000, 5-5-5-15-2T, dual channel)
  • Жёсткий диск:
    • Samsung SP2504C (250 ГБ, SATA2)
  • Блок питания:
    • FSP Epsilon FX700-GLN (700 Вт)
  • Операционная система:
    • WindowsVista x86SP1

Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1, которая настраивалась на максимальное быстродействие. Для видеокарт использовалась версия драйвера ForceWare 178.13.

В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., стратегия реального времени «World in Conflict» (встроенный бенчмарк), слешер «Devil May Cry 4» (встроенный бенчмарк) и шедевр игростроения от Crytek – «Crysis» (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень).

Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024, как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов, и 1600x1200 (кроме 3DMark'06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, для «World in Conflict» - среднее качество, для «Devil May Cry 4» все качество выставлялось как Super High, а в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Medium. В драйверах AAи AF не форсировались.

3DMark'06

3DMark'06

3DMark'06

Как и следовало ожидать, карта с памятью GDDR2 отстает раза в полтора за счет меньшей пропускной способности памяти. С разгоном акселераторов разрыв только увеличивается.

3DMark Vantage

3DMark Vantage

3DMark Vantage

В новом синтетическом пакете 3DMarkVantageраспределение мест сохраняется, и видеокарте Point of View GF9500GT 512MB DDR2 не остается никаких шансов хоть как-то себя проявить. Все-таки приложения подобного уровня четко разграничивают продукты между собой.

World in Conflict

В неплохой RTS расстановка сил опять не меняется, но решение с памятью GDDR2 при разгоне незначительно отстает от адаптера Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3, работающего в номинальном режиме. Данная игра более чувствительна к вычислительной мощи GPU, которая может компенсировать медленную память. Но, учитывая, процессорозависимость RTS результат на более слабом CPU может быть куда меньше, чем получившийся на нашем тестовом стенде, хотя паритет останется прежним.

Devil May Cry 4

Игра «Devil May Cry 4» как и пакеты 3DMark отлично реагирует на ПСП, но, после разгона более медленной карты GeForce 9500 GT, разрыв между продуктами уже минимален.

Crysis

В Crysis, наверное, самая интересная ситуация - Point of View GF9500GT 512MB DDR2 после разгона демонстрирует аналогичную производительность по сравнению с картой, обладающей быстрой памятью GDDR3, что еще раз подтверждает отсутствие универсального решения для каждого приложения.

Вывод

Как показало наше тестирование, на видеокартах low-end вполне реально играть при разрешении 1280x1024 и среднем качестве картинки. В зависимости от игры, некоторые параметры, все-таки, придется даже снизить до минимума. Разница между картами с памятью GDDR3 и GDDR2 весьма значительна и может достигать полутора раз, но в некоторых приложениях акселератор с менее прогрессивной памятью, при разгоне может показать такой же результат, как и более дорогой продукт в номинале. Что касается объема видеопамяти, то на данный момент 512 МБ для адаптеров начального уровня пока является излишеством. Возможно, через год-полтора такой объем будет востребован, но сейчас его можно рассматривать как приятный бонус, не более.

Протестированная нами видеокарта Leadtek WinFast PX9500 GT 512MB GDDR3 отличается от многих подобных продуктов оригинальным дизайном и значительными габаритами. Наличие функций энергосбережения позволяет держать приемлемую температуру при простое акселератора, жаль, только обороты вентилятора в этот момент не снижаются.

Решение Point of View GF9500GT 512MB DDR2 хоть и не выделяется на фоне большинства конкурентов, но выполнено на базе 55-нм G96, что позволило снизить энергопотребление карты и нагрев графического ядра. Добавить сюда не очень шумный кулер, и получим вполне неплохую видеокарту начального уровня.