AMD получила московскую прописку
Вы можете не поверить, но процессоры AMD Duron в юго-восточной Азии настолько популярны, что тамошние розничные продавцы иногда раздают их бесплатно, так сказать, в придачу к покупаемой материнской плате. Сей факт был реально и неоднократно зафиксирован по крайней мере на сингапурских «развалах».
Шестого марта, в канун светлого весеннего праздника, компания Advanced Micro Devices (AMD), крупный производитель процессоров и флэш-памяти, решила сделать подарок всем российским дамам - любая особа указанной половой принадлежности, лично обратившаяся в российское представительство AMD до 8 марта, сможет получить бесплатно процессор AMD Duron… J Такова могла бы быть (ну хотя бы в честь приближающегося 1 апреля) беспрецедентная рекламная акция AMD по случаю торжественного открытия в Москве своего официального Представительства в России и странах СНГ, прошедшего 6 марта аккурат напротив величественных кремлевских стен. Осветить это знаменательное событие на страницах «Компьютерры» почему-то решили поручить мне, видимо, посчитав, что автору многочисленных технических обзоров процессоров AMD и антуража к ним (чипсетов, плат, кулеров и т. п.) по силам «навалять» и бизнес-репортаж. Однако, я в натуре, пардон - по натуре (да и по роду многолетней профессиональной деятельности тоже) достаточно прохладен ко всяческим пиарским акциям и менеджмент-информации, поэтому не стоит ожидать от ниже написанного изысков в стиле «Инфо-Бизнеса». И не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет. J
Пересказывать своими словами содержимое самохвалебных пресс-релизов AMD, выпущенных по этому поводу и озвученных (с красочными иллюстрациями) на данном торжественном открытии Представительства, я тоже не стану - желающие могут сами ознакомится с шедеврами маркетинговой мысли AMD на сайтах www.amd.ru и www.amd.com (или скачать презентацию по этому адресу). Мне же хочется поделиться несколькими неформальными наблюдениями по поводу этого в общем-то крайне нужного и давно ожидаемого широкой общественностью шага известной компании, входящей в списки 500 «самых крутых» в мировом бизнесе и имеющей почти 15 тысяч сотрудников в отделениях по всему миру.
Мероприятие было исполнено с подобающей солидностью: от «хозяев» прозвучали доклады трех высокопоставленных сотрудников компании - Директора по маркетингу в странах Европы англичанина Роберта Стэда (Robert Stead, слева), Управляющего директора в Центральной и Восточной Европе западного немца Йохана Полстера (Jochen Polster, справа; кстати, он - один из старейших сотрудников компании, начавший работать в AMD инженером еще на заре перестройки J, то есть в далеком 1985 году) и, разумеется, Главы российского представительства AMD молодого (28 лет) питерца Александра Беленького. Для пущей важности, с короткой хвалебной речью выступил сам Президент Американской торговой палаты г-н Эндрю Б. Сомерс (Andrew B. Somers). С присущей многим американам «простотой» он не преминул приравнять объем российской промышленности к коста-риканской, куда США вкладывает около 7 миллиардов своих долларов, заметив однако, что потенциал и темпы роста рынка в России выглядят очень обещающими. Это отмечали и остальные докладчики, обосновывая шаг AMD в сторону России, отчасти, перспективностью быстрого развития нашего компьютерного рынка и необходимостью освоения (читай - захвата) открывающихся российских «просторов».
В качестве основной стратегии AMD для продвижения своих процессоров (именно о них в основном и шла речь, хотя компания также является мировым лидером по разработкам и производству Flash-памяти) и отвоёвывания доли чужих (знамо - каких) являются два лозунга: «Предоставим процессоры такой же производительности по меньшей цене» и «Предоставим процессоры лучшей производительности по той же цене». То есть, производительность и цена - вот два ключевых момента нынешней стратегии AMD (со слов выступающих). О стабильности, надежности работы и широкой совместимости - ни слова. Неужели с этим больше нет никаких проблем? Кроме того, прослеживается явная (и агрессивная) нацеленность на рынки серверов и мобильных применений (ну наконец-то). В свете последних архитектурных достижений AMD можно надеяться, что и здесь грядущие процессоры смогут составить достойную конкуренцию держателю 80% мирового рынка процессоров для PC.
В качестве доказательства лучшей производительности по сравнению с конкурентом (и в оправдание введенного PR-рейтинга, искусственно «завышающего» маркировку процессоров AMD Athlon XP по сравнению с их реальной частотой) демонстрировались результаты тестов производительности процессоров Athlon XP 2000+ (1667 МГц) и Intel Pentium 4 2.0 ГГц. По этим «усредненным» данным, первый обыгрывал второго на 10% в играх и мультимелиа-приложениях и даже на 23% в офисных. Со своей стороны могу заметить, что при этом AMD использовала набор из достаточно старых игр и не самый свежий тест SysMark 2001 (он содержит довольно старые версии приложений, не оптимизированные для Pentium 4, но искусственно «подправленные» для Athlon; имеется в виду «активация» SSE для Athlon XP в Windows Media Encoder 7, пока недоступная для «простых смертных»). Кроме того, очевидно, использовался «старенький» и постепенно вымирающий Willamette, тогда как пришествие Pentium 4 на ядре Northwood с большим кэшем второго уровня сильно изменило эти соотношения не в пользу Athlon (ну разве что в не «офисе»).
Демонстрируя успешность своего бизнеса в последнее время, компания приводит массу диаграмм с финансовыми показателями (наш молодой сотрудник Кайрат Ахметов взял подробное интервью у руководителей компании, и вы сможете прочесть на сайте www.ferra.ru его эксклюзивный материал о технических подробностях грядущих процессоров и анализе финансового положения AMD). Один из аргументов AMD - относительное падение продаж компании (в деньгах) в 2001 году по сравнению с 2000-м оказалось меньше, чем в полупроводниковой отрасли в целом. Однако я не могу не отметить, что, по некоторым данным, AMD сейчас удерживает меньшую долю рынка процессоров для PC, чем примерно год назад.
Возможно, что это связано с недостаточным объемом производственных мощностей компании. Если Intel сейчас оперирует с большим количеством фабрик для производства процессоров, часть из которых уже во всю работает по 0,13-микронному техпроцессу, то у AMD фабрик не так уж много. Достаточно старенькая Fab25 в Остине, Техас, делает все «Дуроны» и часть «Атлонов» (в конце этого года она полностью перейдет на флэш-память), да поновее Fab30
в Дрездене, Германия, умеет работать с «медным» техпроцессом (это первая в Европе фабрика по «меди», технология разработана совместно с «Моторолой») и осваивает 0,13-микронный техпроцесс, по которому будут производиться, в частности, Athlon XP на ядре Thoroughbred, долженствующие объявиться на днях (по всей видимости - на CeBIT). Вот, собственно, и все для процессоров.
Остальные производственные мощности - совместное с UMC предприятие в Сингапуре, осваивающее пластины 300 мм к 2005 году (а у Intel уже на подходе) и 3 совместных с Fujitsu фабрики в Японии по производству Flash-памяти - здесь не в счет. С одной процессорной фабрикой в будущем году AMD сложно будет бороться за «доли рынка». Если компания, конечно, не хочет превратиться в некое подобие Apple - элитные процессоры для избранных, что, в общем, тоже неплохо. J
Чтобы не заканчивать свой репортаж на пессимистичной ноте, - пару слов о направлениях деятельности московского офиса компании AMD в России и странах СНГ. Процитирую:
1. Усиление узнаваемости и значимости AMD.
2. Установление прямых отношений с ОЕМ-партнерами.
3. Поддержка канала локальных сборщиков.
4. Обеспечение разнообразия решений на базе процессоров AMD для деловых пользователей.
5. Развитие продаж серверов и ноутбуков.
И из разговоров добавлю - налаживание разноплановой технической поддержки продукции AMD, активная работа со СМИ (будем ждать с нетерпением J) и (внимание) координация всех разрозненных каналов поставок процессоров компании в Россию с возможной перспективой единого центра поставок. Цивилизованный рынок грядет, однако, а что вы хотели?