Обзор рынка беспроводной связи. Общая картина происходящих событий. В спорах о преимуществах тех или иных стандартов беспроводной связи как-то незаметно смещаются акценты и утрачивается общая картина происходящих событий. А она, на мой взгляд, стоит того, чтобы присмотреться повнимательнее или хотя бы бегло пробежаться по строчкам пресс-релизов последних нескольких недель. Итак… Середина марта. Небезызвестная Atheros анонсирует очередную разработку — набор из трех микросхем AR5001X, обеспечивающий передачу данных по любому из трех протоколов — IEEE 802.11a/g/b. Гордиться есть причины: согласно заявлениям компании, с появлением этого чипсета данные можно будет передавать по любому из 16 частотных каналов: четырех в диапазоне 2,4 ГГц и 12 — на 5 ГГц. Суммарная пропускная способность эфира, доступная чипсету без переиспользования радиочастот, превыcит 800 Мбит/с, а с использованием дополнительных частотных диапазонов — европейского ERC и индустриально-научно-медицинского ISM (в пятигигагерцовой части) — 1 Гбит/с. К вопросу о стоимости реализации и, соответственно, цене мультистандартных адаптеров: комбо-чипсет AR5001X отличается от одностандартного собрата AR5001A наличием еще одной микросхемы (соответственно три и два кристалла), которая добавляет к стоимости набора всего четыре доллара (соответственно 39 и 35 долларов). Правда, есть маленькое «но» — стандарт .11g пока не принят, и, пользуясь ситуацией, Texas Instruments продвигает свою разновидность .11g, обеспечивающую пусть меньшие скорости (до 22 Мбит/с), но зато большие дальности.А пока суд да дело, о поддержке 802.11 заявил комитет по разработке стандарта DSRC — Dedicated Short Range Communications, призванного обеспечить беспроводные коммуникации между движущимися автомобилями и реализовать концепцию интеллектуальной транспортной системы (ITS, Intellectual Transport System). Стандарту должны будут соответствовать все автомобили Северной Америки. Среди решаемых с его помощью задач: • оповещение участников движения о необходимости уступить дорогу аварийным службам, патрульным автомобилям и машинам скорой помощи (в дополнение к мигалкам и сиренам); • обмен информацией между автомобилями о пробках и заторах в пути для обеспечения выбора оптимального маршрута; • автоматизация расчетов за пользование платными дорогами, автостоянками и т.д.; • использование в системах безопасности: для обеспечения (если столкновение неизбежно) преднатяжения ремней безопасности, срабатывания подушек и т. д. • и наконец, поскольку диапазон частот, выделенный FCC для DSRC (от 5,850 до 5,925 ГГц) очень незначительно отличается от частот, используемых в базовом стандарте 802.11а, пассажиры смогут получать почту и доступ в Интернет в хот-спотах (коллективных точках беспроводного доступа), встретившихся по дороге. Потенциальный рынок для этой технологии даже превышает компьютерный: для сравнения, в США сейчас насчитывается более 200 миллионов автомобилей и «всего» 150 миллионов компьютеров. Одним из препятствий на пути повсеместного распространения 802.11 является относительная дороговизна точек доступа — в среднем более двухсот долларов (при том, что стоимость беспроводных адаптеров начинается с 70–100 долларов). На преодоление этого разрыва нацелена недавняя инициатива Intel, поставившей задачу превратить в беспроводную точку доступа чуть ли не каждый настольный компьютер, подключенный к Сети. По мнению Дункана Китчина (Duncan Kitchin), ведущего конструктора (lead architect) отделения мобильных коммуникаций Intel, создание ПО, способного разделить вычислительную нагрузку между центральным процессором компьютера и микроконтроллером, встроенным в беспроводную карточку, позволит снизить стоимость точек доступа в два с половиной раза — с 250 до 100 долларов. Схожая инициатива Microsoft, к слову, называется Soft Wi-Fi, правда компания пока предпочитает не углубляться в детали.Тем временем, на новом и весьма перспективном рынке стремятся закрепиться и операторы связи. В апреле о начале развертывания национальной беспроводной сети заявила компания British Telecom, которая планирует в течение года оборудовать около четырехсот хот-спотов, а в течение следующих трех лет — удесятерить их количество. На начальном этапе точки доступа будут использовать только технологию 802.11b, но уже через год начнется их постепенный перевод на более скоростной стандарт 802.11a. Первые хот-споты введут в эксплуатацию уже в июне, а пока BT ведет переговоры с крупнейшим оператором аэропортов — компанией BAA, сетью кофеен Costa Coffee, и оператором системы придорожных ресторанчиков Welcome Break. При этом ожидаемые затраты BT на создание беспроводной сети не превысят 10 миллионов фунтов в год. Не отстает и другой европейский оператор, Telia. Стремясь исследовать спрос и возможные перспективы технологии, а заодно — и скрасить пассажирам время ожидания вылета, компания в рамках инициативы Fly and Try бесплатно дает попользоваться (в пределах 24 часов) пассажирам стокгольмского аэропорта Бромма (Bromma) наладонными компьютерами, подключенными к беспроводной сети. Спешите — акция продлится до 31 мая!