Опубликовано 05 ноября 2002, 00:33

Обзор CD-R/RW-привода Yamaha CRW-F1E

Будучи одним из немногих первичных производителей пишущих приводов, Yamaha не только воплотила в серии F1 все лучшие фирменные технологии, но и приурочила к этой серии дебют совершенно необычных возможностей.

Повод описать очередной пишущий дисковод находится все реже. Эти устройства достигли той стадии развития, когда равные по заявленным возможностям модели отличают друг от друга единицы процентов даже в самых придирчивых в тестах и на выбор в первую очередь влияет величина отношения не качество/цена, а скорее брэнд/цена. К тому же язык не поворачивается назвать устаревшими, например, флагманы шести-восьмимесячной давности с формулами около 24х24.

Широко известная в музыкальных сферах корпорация Yamaha выпустила в свет новую серию CD-R/RW-устройств с названием «F1», которая дает отличный повод для подробного материала. Будучи одним из немногих первичных производителей пишущих приводов, Yamaha не только воплотила в этой серии все лучшие фирменные технологии, но и приурочила к F1 дебют совершенно необычных возможностей.

Основа приводов серии F1 — фирменный контроллер Yamaha YDC132-V. Именно в нем реализованы все описываемые ниже технологии и предусмотрен определенный запас на будущее (достаточно будет апгрейдить прошивку — firmware). Рекордные скорости записи нынче достигаются преимущественно благодаря работе с постоянной угловой скоростью (Constant Angular Velocity — CAV). Yamaha использует технологию Full (полной) CAV. Это означает, что устройство на протяжении записи всего диска поддерживает постоянную скорость вращения шпинделя — 8700 оборотов в минуту. Дорожка диска, находящаяся ближе к центру, значительно короче, находящейся на краю. Чем дальше от центра располагается точка диска, тем выше линейная скорость ее движения. Кто катался на карусели, знает это по своим ощущениям. С краю крышу сносит круче. Кто не катался — может обратиться к учебникам по теоретической механике.

Запись начинается со скоростью 19x (2850 Кбайт/с). По мере удаления записываемой в данный момент точки от центра скорость записи данных на диск возрастает (ведь линейная скорость «точки записи» растет). В результате последние дорожки записываются со скоростью 44x (6600 Кбайт/с). При таком режиме записи, как заявляет производитель, снижается вероятность ошибок и вибраций (якобы основная причина появления дефектов на записываемом диске как раз и заключается в непостоянной скорости его вращения; в режиме CLV система привод—корпус обязательно найдет для себя резонансную частоту). Разумеется, средняя скорость записи ниже максимальной 44-кратной.

Использовать CAV при низкой скорости записи нецелесообразно. Поэтому, если скорость не превышает 16х, применяется режим с постоянной линейной скоростью (Constant Linear Velocity — CLV). Если CAV подразумевает изменение скорости записи данных при постоянной скорости вращения, то CLV, наоборот, сохраняет скорость записи данных на одном и том же уровне, соответственно регулируя скорость вращения диска. Аналогичная ситуация и с записью CD-RW. Здесь максимальная скорость 24х достигается лишь с CAV, для низких скоростей используется CLV.

CRWF1e_cd.jpg

В зависимости от интерфейса, комплектации, цветового дизайна, региона сбыта и прочего, к «F1» добавляются постфиксы, например, «Е» (внутреннее IDE-исполнение), или «UX» (внешнее USB2/1.1), или «DX» (USB2/1.1 плюс IEEE1394), или «SX» (внутреннее Ultra SCSI). Помимо самого устройства Yamaha CRW-F1Е и стандартной сопутствующей мишуры (руководство на четырех языках, краткая памятка для пользователей программ Nero 5.5.8.12/5.5.8.13; компакт-диск с драйверами, утилитами и зарегистрированной полной версией Nero 5.5.8.12 Yamaha; шнурок для подключения устройства к звуковой карте, увы, через аналоговый вход; стандартный 40-жильный IDE-шлейф; четыре крепежных винтика) в предоставленный компанией «Алион» (цена CRW-F1 в Москве — от 140 долларов за OEM-версию) розничный комплект входят две болванки: CD-R 1-16х на 700 Мбайт и Ultra HS-RW 24х на 650 Мбайт. На последней написано «For use with CRW-F1 only». Фраза означает не то, что на любом другом приводе этот диск читаться не будет, а то, что записать его на максимальной скорости на других известных приводах не удастся (на более низкой — пожалуйста). На малоскоростном CD-R-диске указано «for DiscT@2». Он имеет рабочий слой, максимально подходящий для инкрустации лазером.

Дизайнеры Yamaha выбирают аскетизм (см. фото) и строгость форм, в фирменном стиле HiFi-аудио. Когда компакт-диск находится внутри привода, прямоугольный индикатор рядом с кнопкой «Eject» светится синим цветом. Когда происходит чтение данных — мигает. А при записи меняет цвет на фиолетовый. Глазу приятно. С обратной стороны устройства обнаруживается не только аналоговый, но и цифровой аудиовыход (жаль, конечно, что не приложили цифровой шнур, с переходничками). В целом исполнение добротное, без внешних ляпов. А внутрь мы не заглядывали, уж простите великодушно.

CRWF1e_cd.jpg

В зависимости от интерфейса, комплектации, цветового дизайна, региона сбыта и прочего, к «F1» добавляются постфиксы, например, «Е» (внутреннее IDE-исполнение), или «UX» (внешнее USB2/1.1), или «DX» (USB2/1.1 плюс IEEE1394), или «SX» (внутреннее Ultra SCSI). Помимо самого устройства Yamaha CRW-F1Е и стандартной сопутствующей мишуры (руководство на четырех языках, краткая памятка для пользователей программ Nero 5.5.8.12/5.5.8.13; компакт-диск с драйверами, утилитами и зарегистрированной полной версией Nero 5.5.8.12 Yamaha; шнурок для подключения устройства к звуковой карте, увы, через аналоговый вход; стандартный 40-жильный IDE-шлейф; четыре крепежных винтика) в предоставленный компанией «Алион» (цена CRW-F1 в Москве — от 140 долларов за OEM-версию) розничный комплект входят две болванки: CD-R 1-16х на 700 Мбайт и Ultra HS-RW 24х на 650 Мбайт. На последней написано «For use with CRW-F1 only». Фраза означает не то, что на любом другом приводе этот диск читаться не будет, а то, что записать его на максимальной скорости на других известных приводах не удастся (на более низкой — пожалуйста). На малоскоростном CD-R-диске указано «for DiscT@2». Он имеет рабочий слой, максимально подходящий для инкрустации лазером.

Дизайнеры Yamaha выбирают аскетизм (см. фото) и строгость форм, в фирменном стиле HiFi-аудио. Когда компакт-диск находится внутри привода, прямоугольный индикатор рядом с кнопкой «Eject» светится синим цветом. Когда происходит чтение данных — мигает. А при записи меняет цвет на фиолетовый. Глазу приятно. С обратной стороны устройства обнаруживается не только аналоговый, но и цифровой аудиовыход (жаль, конечно, что не приложили цифровой шнур, с переходничками). В целом исполнение добротное, без внешних ляпов. А внутрь мы не заглядывали, уж простите великодушно.

Чтобы обеспечить высочайшее качество записи на высокой скорости, Yamaha разработала технологию Safeburn. Как известно, большинство испорченных болванок появляется на свет из-за того, что по тем или иным причинам прерывается передача данных на записываемый диск. Чтобы избежать этого, в любом современном «резаке» присутствует буферная память, служащая как бы резервным баком, в который постоянно «доливаются» данные. Объем буфера Yamaha CRW-F1 составляет 8 Мбайт. Как говорится, вчера — рекорд, сегодня — норма. Однако Safeburn — это не просто защита от опустошения буфера, сюда также входит OWSC (Optimum Write Speed Control) — система контроля и управления оптимальной скоростью записи.

По желанию пользователя OWSC может быть отключена в Nero Burning Rom. Тогда при выставленной вручную максимальной скорости, указанной на болванке, качество записи не гарантируется. Записанный без OWSC диск может либо хорошо читаться на всех устройствах, либо местами не читаться на некоторых устройствах. Тут все будет определяться качеством болванки и состоянием читающего устройства. При включенном OWSC, какую бы скорость ни выставил пользователь в меню настроек, Nero изменит на максимально допустимую по ее мнению. Yamaha также разработала специальную технологию, чтобы обеспечить надежность и стабильность работы привода CRW-F1Е. Dynamic Damper Mechanism (механизм динамического демпфирования) понижает вибрацию и акустический шум, что позволяет плавно ускоряться и стабильно вращаться шпинделю вплоть до 8500–9000 оборотов в минуту. Одним словом, если процесс записи полностью доверить автоматике, она выполнит задачу с максимальным комфортом для пользователя и компьютера.

Основные характеристики Yamaha CRW-F1E
ИсполнениеE-IDE / ATAPI (Internal)
Скорость записи (CD-R)44x (19x-44x Full CAV); 16x, 12x, 8x, 4x, 1x, (CLV)
Скорость перезаписи (CD-RW)24x, 10x (Full CAV); 24x (Partial CAV); 16x, 12x, 10x, 4x, 2x (CLV)
Скорость чтения44x (Full CAV)
Скорость извлечения цифровых данных44x (Full CAV)
Объем буфера, Мбайт8 (3176 секторов)
Скорость передачи данных, Кбайт/с150-6600 (44x max)
Среднее время доступа, мс130
Методы записиDisc-at-Once, Session-at-Once, Track-at-Once, Packet-Writing, Advanced Audio Master Quality Recording, CD-MRW
Поддерживаемые форматыCD-DA, CD-TEXT, CD+G, CD-ROM, CD-ROM XA, CD-Bridge (Photo CD), Video CD (VCD), CD-I, Mixed Mode CD-ROM, CD EXTRA, CD-MRW (Mount Rainier)
Система защиты опустошения буфераSafeBurn
Габариты (ШхВхГ), мм / Вес, кг146x41,3x193,1 / 0,9
Поддерживаемые операционные системыWindows 98/98 SE/Me/2000/XP

Дисководы Yamaha F1 поддерживают технологию второго поколения пакетной записи: CD-MRW (Mount Rainier Writing). При помощи прилагаемой утилиты InCD можно отформатировать любой CD-RW так, что его можно будет использовать в качестве большой и быстрой «дискеты». Диск разбивается на небольшие фрагменты, в каждый из которых может уместиться маленький кусочек информации. CD-RW становится носителем со случайным доступом — совсем не обязательно, чтобы файлы располагались на диске один за другим, без промежутков. В принципе, практически ничем не отличается от привычной кластерной системы, используемой на жестких дисках. Отдельные части любого файла могут находиться разных местах диска. Правда, через несколько десятков сеансов добавления/удаления файлов скорость работы с CD-RW заметно упадет. Так что периодически придется проводить своеобразную дефрагментацию — полностью удалять данные с диска, а затем записывать их заново.

Примечательно, что наибольшее внимание в CRW-F1 (особенно журналистов; но, думается, что и простых пользователей, желающих побаловаться, наберется множество) привлекают не столько прямые способности привода, сколько уникальная и весьма забавная технология DiscT@2 (другими словами — disk tattoo), которая позволяет наносить полутоновое изображение на рабочую (!) поверхность компакт-диска. Если помните, в свое время фирма Kenwood выпустила пишущий CD-ROM, позволяющий раскрашивать верхнюю поверхность болванок. Технология явно не прижилась — изображения наносились на диск по принципу струйного принтера и стирались со скользкого пластика едва ли не моментально. Вдобавок ко всему возникали проблемы со специальными картриджами чернил — их попросту было не достать, особенно в нашей стране.

Untitled-2.jpg

Окно редактора изображений, наносимых на диск.

Untitled-2.jpg

Окно редактора изображений, наносимых на диск.

DSCN2192.jpg

DSCN2192.jpg

DiscT@2 не имеет с технологией Kenwood ничего общего. Изображения формируются (специальный редактор входит в состав Nero 5.5.8.2, см. скриншот) на рабочей стороне диска без использования каких-либо расходных материалов.

Картинки или текст (можно и комбинировать) попросту выжигаются лазером на свободной от данных области, ближе к краю. Как известно, заполненные информацией участки выглядят темнее чистых. Поэтому в результате фигурного выжигания на поверхности болванки проявляется рисунок, отдаленно напоминающий татуировку (слово маркетологи выбрали правильное, что называется — цепляет). Конечно, качество не ахти, все же компакт-диск — это не кожа. Да и смотреть на изображение лучше под определенным углом, в зависимости от освещения (мы разрисовали несколько дисков, однако с большим трудом заставили увидеть результат фотокамеру — см. снимки). Вдобавок ко всему большое значение имеет цвет рабочей поверхности болванки. На обычной, слегка зеленоватой рабочей поверхности (цианин) татуировочку видно с трудом-с. Диски от Verbatim, выполненные с использованием технологии AZO (синяя рабочая поверхность), уже дают возможность различить более или менее четкий рисунок. На болванках черного цвета (от Dysan) не видно ровным счетом ничего. Продолжительность нанесения татуировки не зависит от сложности рисунка, а определяется размером его площади. Вся поверхность 5,25-дюймовой болванки разукрашивается примерно за двенадцать минут. Как накопитель диск после этого перестает существовать (финализируется).

DSCN2184.jpg

Не монтаж.

DSCN2184.jpg

Не монтаж.

Yamaha всегда утверждала, что ее устройства пишут аудиодиски лучше других благодаря технологии Audio Master Quality Recording (AudioMASTER). Суть этого ноу-хау в том, что на диске выжигаются питы (pits) увеличенной, по сравнению со стандартной, длины. Естественно, это приводит к уменьшению полезного объема носителя: на 650-мегабайтную болванку умещается 63 минуты звука, а на 700-мегабайтную — 68 минут. Зато минимизируется коварный джиттер (см. врезку) и, как заверяет производитель, улучшается качество звука.

VAN_Jitter.gif

Джиттер. Без хрена не уешь
В верхней части рисунка изображен идеальный по форме цифровой сигнал во времени (в том виде, в котором он передается по цепям, то есть как ИКС — импульсно кодированный сигнал). В нижней части рисунка представлен временной фрагмент сигнала, искаженного утрированно (для простоты понимания) большим джиттером.

Примерно в таком виде читающее устройство видит нули и единички на погано записанном аудиодиске. В этом случае алгоритм «что выше определенного уровня, то 1, а что ниже, то 0» будет ошибаться. Там, где нужно выдать 0, появится 1, и наоборот. Чтобы этого не происходило, запись на диск производится, упрощенно говоря, с повтором про запас нескольких нулей или единиц (так называемая избыточность). Тогда при чтении специальный алгоритм коррекции ошибки постарается исправить то, что напутал отраженный луч. Как только избыточность исчерпает себя (например, из-за сильного джиттера), неисправленные ошибки чтения полезут дальше, в конце концов попав на ЦАП и в ухо.
Джиттером пугают-стращают не только чайников, но и людей бывалых, джиттером отваживают неподкупно въедливых и опасных чужаков. Джиттер штука непростая, без хрена не уешь, возникает премущественно при небрежной передаче цифрового сигнала или неустойчивом чтении (записи) цифрового носителя. Измерить этот параметр — задачка дорогая, джиттер измеряется в наносекундах. Менее 20 нс считается очень низким (то есть хорошим) показателем. На слух джиттер от записи CD-R/RW, как правило, заметен только на очень качественной аудиоаппаратуре. Впрочем, некоторые резаки на определенных болванках умудряются (обычно на скоростях выше 4х–8х) наплодить такого, что уши вянут и на бюджетной акустике.

VAN_Jitter.gif

Джиттер. Без хрена не уешь В верхней части рисунка изображен идеальный по форме цифровой сигнал во времени (в том виде, в котором он передается по цепям, то есть как ИКС — импульсно кодированный сигнал). В нижней части рисунка представлен временной фрагмент сигнала, искаженного утрированно (для простоты понимания) большим джиттером.

Примерно в таком виде читающее устройство видит нули и единички на погано записанном аудиодиске. В этом случае алгоритм «что выше определенного уровня, то 1, а что ниже, то 0» будет ошибаться. Там, где нужно выдать 0, появится 1, и наоборот. Чтобы этого не происходило, запись на диск производится, упрощенно говоря, с повтором про запас нескольких нулей или единиц (так называемая избыточность). Тогда при чтении специальный алгоритм коррекции ошибки постарается исправить то, что напутал отраженный луч. Как только избыточность исчерпает себя (например, из-за сильного джиттера), неисправленные ошибки чтения полезут дальше, в конце концов попав на ЦАП и в ухо. Джиттером пугают-стращают не только чайников, но и людей бывалых, джиттером отваживают неподкупно въедливых и опасных чужаков. Джиттер штука непростая, без хрена не уешь, возникает премущественно при небрежной передаче цифрового сигнала или неустойчивом чтении (записи) цифрового носителя. Измерить этот параметр — задачка дорогая, джиттер измеряется в наносекундах. Менее 20 нс считается очень низким (то есть хорошим) показателем. На слух джиттер от записи CD-R/RW, как правило, заметен только на очень качественной аудиоаппаратуре. Впрочем, некоторые резаки на определенных болванках умудряются (обычно на скоростях выше 4х–8х) наплодить такого, что уши вянут и на бюджетной акустике.

В режиме Audio Master Quality Recording запись происходит на скорости от 1х, 4х или 8х. Активизировав в Nero опцию «Best write speed» (наилучшая скорость), приводу представляется право самостоятельно выбрать скорость исходя из свойств конкретной болванки.

И наконец, еще одна уникальная и воистину полезная для меломанов особенность CRW-F1E — функция CD-RW Audio Track Edit. Это приложение позволяет изменить порядок треков или стереть какой-нибудь из них на уже сформированном ранее перезаписываемом диске. Теперь нет нужды перемещать выбранные файлы-треки на винчестер и перезаписывать диск. Раньше подобное редактирование «на лету» было возможным только на системах формата MiniDisk.

Контрольно-измерительный этап знакомства с новинкой от Yamaha проходил на системе Pentium 4 1400 + Intel845 + 256 Мбайт SDRAM под управлением Windows XP с использованием утилит Nero CD Speed v.0.85f Beta и Exact Audio Copy v.0.9b (www.exactaudiocopy.de). Версия прошивки (firmware) резака — 1.0b.

Выяснилось, что CRW-F1E был примерным учеником в школе (институте, университете, академии — нужное подчеркнуть) и умеет читать даже «между строк», то есть диски поцарапанные, заляпанные, с локально убитым отражающим слоем, с небольшим эксцентриситетом. Без проблем! Аппарат сам снижает скорость по мере необходимости. Работа системы коррекции ошибок — на пять баллов.

nero-properties.gif

Визитная карточка Yamaha CRW-F1E.

nero-properties.gif

Визитная карточка Yamaha CRW-F1E.

Девственные диски грабятся в лёт, практически бит в бит. Ошибочки если и бывают, то в не экспериментальных режимах их не услышишь (под –90 дБ). При граблении дисков с убитыми треками закономерность между задаваемой скоростью чтения и выплывающим количеством ошибок отсутствует. Некоторые диски/треки точнее грабятся на малых скоростях (до 4х), а некоторые весьма неплохо и на 44х.

В тесте передачи данных при записи на болванку CD-R (write transfer rate test) по Nero CD Speed  график наглядно демонстрирует принцип CAV. Частота оборотов диска меняется незначительно (желтая линия). А вот скорость передачи данных на запись (зеленая линия) постоянно возрастает. Правда, от прямой полученный график немного отличается, поэтому средняя скорость записи и не получается равна среднему арифметическому начальной и конечной скоростей. Nero CD Speed сообщает, что она составляет около 33х. Отличный результат! Практически аналогичная картина, буквально — график, наблюдается и при чтении, как штампованных, так и записанных дисков (в том числе и с прилагаемого диска Ultra HighSpeed RW 24х).

Запись на CD-RW с 24-кратной скоростью и представленные диски Ultra HS RW — определенно рекорд в копилке Yamaha, и фотофиниш, записанный с помощью CD Speed, яркое тому подтверждение (см. скриншот).

Не секрет, что болванки способны вмещать чуть больше информации, чем определено стандартом (режим overburn). Yamaha CRW-F1 и здесь ведет себя уверенно. На CD-R-болванку TDK (700 Мбайт), по мнению Nero CD Speed, можно дописать почти две минуты музыки (81:55.00 вместо 79:59.74). А это приблизительно 17,5 Мбайт, которых порою так не хватает! Сейчас overburn стал делом обычным, и редко какой привод с ним не справляется, однако чтение на других устройствах «утоптанных» при записи дисков плохо предсказуемо.

Привод совсем не прожорлив в отношении загрузки процессора. Во время записи болванок (TDK) мы умышленно работали в Photoshop с файлами в сотню другую мегабайт веса, а также смотрели фильмы в DivX. Все отлично, никаких сбоев. Так что если даже процессор и получится реально загрузить, на помощь придет описанная выше технология Safeburn. Единственное, что может привести к порче болванки, это подвисание операционной системы или какая-нибудь маловероятная неявная ошибка в программе записи.

При записи болванок непроверенных моделей или малознакомых фирм-производителей настоятельно рекомендуется задействовать OWSC. Иначе не исключены ошибки! На самых «трудных» болванках OWSC отъедает всего-то пару тройку минут, увеличивая общую продолжительность записи (на затребованной 44х) до 5–6 минут, но это, согласитесь, мелочи. Высококачественные сертифицированные болванки (например, от Taiyo Yuden или Mitsubushi Chemicals) великолепно записываются и без OWSC, а с оной продолжительность процесса записи если и удлиняется, то на какие-то секунды. То есть эта фирменная технология без нужды не ест лишнего.

Существует предубеждение, что записывать аудиодиски надо на номинальной скорости воспроизведения (150 Кбайт/с), то есть однократной. Ну, от силы двухкратной. По мнению прожженных аудиофилов, только такая скорость практически исключает ошибки записи и дает звук наилучшего качества. Однако истина кроется в ином. Выжигаемые питы — это, образно говоря, всего лишь лужицы, причем разного размера и формы. Хороший резак выжигает очень аккуратные питы, что впоследствии существенно облегчает чтение. Но! Хорошо записать — это только полдела. Вторая часть дела заключается в том, что надо хорошо уметь читать. Если читающее устройство плохенькое или со странностями, то ждать хорошего звука неоткуда. Тут выплывет не только джиттер, но и откровенные заикания. Безусловно, чем выше скорость записи, тем труднее выжигать аккуратные питы. Лужицы разбрызгиваются. С другой стороны, хорошее читающее устройство разумные разбрызгивания начисто проигнорирует, или они останутся незаметными благодаря мудрому алгоритму коррекции ошибок при чтении.

В майской статье «Выжигатель» («КТ» #445 ) были обнародованы результаты исключительно качественной записи аудиодисков на скорости 24х (кстати, не на чем попало, а на дисководе Plextor — репутация этой марки выше всяких похвал). После чего на автора обрушился шквал негодующих писем. Хочется надеяться, что негодования были высказаны без злого умысла и личной выгоды, а лишь в пылу страсти. На сей раз мы решили не проводить «самопального» тестирования и сослаться на авторитетный источник (www.CDRinfo.com), дабы прекратить спор, который, увы, так и не перерос в аргументированную дискуссию. Так вот, «третейское» исследование показало, что ключевую роль играет качество болванки (конечно, при условии, что резак «настоящий»). На классных болванках Yamaha CRW-F1E пишет аудиодиски со скоростью под 44х не хуже, чем на 4х! На плохоньких надо включать OWSC. Пресловутый AudioMASTER c его медленной записью ошибочек практически не уменьшает. Очевидно, «мастерская» запись положительно сказывается на читабельности CD-R/RW-дисков на других устройствах, прежде всего на бытовых аудиоплейерах. А на некоторых, особо привередливых болванках можно нажечь ошибочек и на скорости 1х даже в режиме Audio Master Quality Recording.

Консерваторам, придерживающимся записи на однократной скорости, намекнем, что, прежде чем сравнивать «по звуку» (все, что после ЦАП, а оно у каждого свое!), сначала надо убедиться, что не наврали по битам-питам, причем как при записи, так и при считывании.

Для очистки совести мы записали три компакт-диска (болванки Verbatim Audio-CD, TDK d-view 80, а также черная Dysan Universal) на скорости 44х без использования AudioMaster Quality Recording. Все три великолепно проигрываются как в CRW-F1, так и в не самом дорогом и довольно-таки старом плейере Sony CD-Walkman D-EJ611. Браво, Yamaha! Выходит, что за три минуты можно получить аудиодиск, по качеству ничем не уступающий штампованному (при озвучивании на рядовой аппаратуре).

CRW-F1 в первую очередь по достоинству оценят аудиофилы, записывающие собственные «сборки», а также музыканты, чья нелегкая доля заставляет частенько выжигать качественные аудиодиски или перетасовывать записываемую музыку на одном CD-RW.

Татуировочные способности новинки очень пригодятся фирмам, которые продвигают на рынок свою продукцию (программное обеспечение, базы данных, и т. п.), распространяемую на CD-R. Поблескивающий логотип фирмы или краткое содержание диска — это не роскошь, а средство завоевания рынка. После этого диск достаточно подавать просто в прозрачном пакетике, без всяких наклеек и вкладышей.

На всякий случай сообщаем, что, по мнению специалистов сайта CDRinfo.com, приводы Yamaha серии F1 способны грабить защищенные аудиодиски.

Наконец, необходимо отметить добротнейшую механическую конструкцию (по крайней мере внутренней модели) и неприхотливость к дискам любого качества, вибрация отсутствует практически во всех режимах работы. Говорят, на капоте вечного «Роллс-Ройса» с работающим двигателем монета на ребре стоит. Ну а Yamaha не дергается, даже когда диск колют иголкой.