nVidia провела в Москве презентацию своего нового процессора GeForce FX На выставке Comdex Fall 2002 в Лас-Вегасе компания nVidia впервые представила свой новый графический процессор GeForce FX (кодовое название NV30). Слухи о нем ходили уже достаточно давно, но только на прошлой неделе компания продемонстрировала плату с NV30 на борту публике. А уже вчера в кинотеатре «Пять звезд» карта на этом процессоре была представлена российским журналистам.Пресс-конференция задерживалась, и скучающих журналистов развлекали прогуливающиеся в фойе кинотеатра миловидные барышни в нарядах бабочек с хрупкими крылышками и сопровождавшие их монстры явно неземного происхождения.Когда же технические проблемы были улажены, перед собравшимися выступили Алан Тике, директор по маркетингу nVidia в Европе и Джон Шпитцер, директор по технологиям nVidia.Алан рассказывал в основном о положении компании на рынке (по его словам nVidia принадлежит 32 процента рынка графических решений для PC и более половины рынка решений для профессиональных графических станций), а также раскрыл секрет кадровой политики отдела разработки: соотношение инженеров-железячников к разработчикам программных продуктов в компании составляет 50/50. Рассказ Джона Шпитцера больше изобиловал техническими деталями и разнообразными данными из серии «Знаете ли вы, что...» («nv30 в n раз мощнее Eniac'а, выпущенного в шестидесятых годах», подсчет мощности новинки с использованием лошадиных сил и т.п). Были, впрочем, представлены и слайды, из которых следовало, что производительность новинки в играх более чем в два раза превышает возможности нынешнего топ-продукта GeForce 4 Ti 4600; это не могло не впечатлить.Рассказ о новом продукте включал в себя показ нескольких демо-роликов, запущенных на машине с установленной NV30. При представлении новинки упор был сделан на то, что высокая скорость обработки 3D-изображения позволит использовать кинематографические эффекты, такие как регулировка цветовой насыщенности и баланса, перефокусировка камеры и т.п. Графический процессор берет на себя при этом обработку этих ресурсоемких процедур. В продемонстрированных демках в реальном времени оператор менял характеристики изображения, например, сделал картинку черно-белой a la телевизор пятидесятых. Поразил воображение демонстрационный ролик из готовящейся игрушки S.T.A.L.K.E.R, которую делает украинская команда разработчиков. В разрешении 1600x1200 при включенном FSAA и анизантропной фильтрации на процессоре P4 3ГГц ролик напоминал видеозапись, только отдельные малозаметные огрехи при прорисовке деревьев да еще подтормаживание на особенно изобилующих деталями сценах выдавали тот факт, что изображение формирорвалось в реальном времени. Кадры сильно напоминали родные российские пейзажи, что только добавляло интереса. Читателям мы рекомендуем сходить на сайт игры www.stalker-game.com и скачать демонстрационный ролик.Лабораторные демки включали в себя уже не раз мелькавшую на страницах электронных СМИ крылатую фею по имени Dawn (имя, видимо, должно перекликаться с рекламным слоганом нового продукта - «Заря кинематографических вычислений») и танцующего огра. Очень хорошо были видны качественно проработанные волосы и текстура кожи, которую изменяли в реальном времени, накладывая на нее шейдеры, отчего она становилась морщинистой и снова разглаживалась. В ролике «машина времени» на текстуры накладывались шейдеры, «старящие» машину: облупливалась краска, коробилось дерево, мутнело стекло. Впрочем, читателям имеет смысл скачать все эти ролики с сайта компании и посмотреть их - они того стоят. GeForce FX: немного технических деталей Название нового чипа являет собой дань памяти компании 3DFX, поглощенной nVidia. Более ста инженеров 3DFX работает сейчас в nVidia, они принимали участие в разработке нового процессора. Были использованы наработки 3DFX, возможно даже T-Buffer, благодаря которой ныне умершая компания надеялась добиться реализации кинематографических эффектов в своих платах.Напомним нашим читателям, что GeForce FX - первая в мире видеокарта, использующая память DDR II, которая работает на рекордной частоте 1 ГГц. 128-битная память имеет полосу пропускания 16 Гбайт/c. Сам чип работает на частоте 500 МГц, он выполнен по прогрессивной технологии 0,13 микрон.Понятно, что при таких частотах плата сильно греется, сильнее чем ее предшественники. Для решения этой проблемы разработчики придумали интересное решение, немного напоминающее реализованное компанией ABIT в картах Siluro GF4 Ti4200: на карте установлен, фактически, бловер, выдувающий воздух из корпуса. В связи с этим карта занимает два слота с задней стороны корпуса: собственно ее разъемы и вход/выход воздухопотока. Однако, в отличие от бловера, горячий воздух забирается не изнутри корпуса, а снаружи, причем, фактически, из того же пространства, что и выходящий горячий поток; таким образом получается, что один и тот же воздух бесконечно прокручивается через систему охлаждения. В компании это понимают, о чем свидетельствует тот факт, что выходящий поток охлаждается отдельным радиатором. Получается следующая схема: воздух засасывается снаружи «снизу» (со стороны материнской платы), охлаждая радиатор на чипе, проходит через систему, охлаждается на следующем радиаторе, выходит наружу «сверху» и тут же засасывается обратно. Эффективность такой системы покажет время, но в любом случае ясно, что владельцу платы нужно будет держать пылесос неподалеку от рабочего места и часто использовать его. Впрочем, можно ожидать, что вендоры, например, Asus или Abit попытаются как-то усовершенствовать систему охлаждения. Также не исключено, что появятся в продаже карты с традиционным вентилятором. Такая система охлаждения должна быть помимо всего прочего довольно шумной, но разработчики попытались решить и эту проблему. Наконец-то в компании nVidia задумались об ушах пользователей: новый чип имеет интеллектуальную систему регулировки интенсивности охлаждения silent running. В зависимости от температуры чипа вентилятор на карте работает быстрее или медленнее, так что при работе в офисных приложениях пользователю будет обеспечена относительная тишина, а в играх шум вентилятора должен быть заглушаем криками избиваемых монстров. Кстати, новый профессиональный акселератор Fire GL X1 от ATI тоже занимает два слота в задней стенке корпуса компьютера, хотя у него традиционный вентилятор: просто второй слот гарантирует некое свободное место для воздухопотока и имеет вентиляционные отверстия. Интересно вспомнить, что впервые идею теплоотводящего раструба nVidia пыталсь внедрить при производстве своего процессора NV10 осенью 99-го года, еще при живой 3DFX. Тогда эта идея не нашла поддержки у производителей. Тогда же было предложено использовать дополнительное питание, но об этом чуть ниже. К сожалению, в новом чипе не реализовано автоотключение при критичном повышении температуры, аналогичное той схеме, которую применяет Intel в своих процессорах. В результате при полной остановке вентилятора, например, если он забился пылью, вполне возможно попросту сжечь плату стоимостью в несколько сотен долларов. Правда можно надеяться, что до такого дело не дойдет и радиаторы не дадут температуре подняться до критичного уровня, так что при поломе вентилятора плата просто начнет «глючить». Не следует ожидать, что производители плат встроят собственную систему предохранения, так как чтобы не потерять гарантию nVidia их продукция обязана соответствовать референсному дизайну. На плате также имеется стандартный 12-ти вольтовый разъем для дополнительного подключения, аналогичный тому, который был на последней карте Voodoo 5 6000 от 3DFX. Вначале было заявлено, что это для «хардкорных оверклокеров», но позже выяснилось, что лучше его задействовать в том случае, если вы собираетесь запускать что-либо кроме ворда и экселя.В будущем мобильном варианте чипа будет как-то решаться проблема с необходимостью экранировать его, дабы не создавать помехи для окружающей переферии. Именно это предлагает Intel в своей шине 3GIO, которая должна прийти на смену PCI. Впрочем, частоты, на которых будет работать это будущее оборудование, начинаются все-таки от двух гигагерц, так что «настольная» версия NV30 никак не экранирована. Игры и 3D-моделирование nVidia сотрудничает с ведущими производителями программных продуктов для 3D-моделирования и производителями игр, что было подтверждено на презентации скриншотами 3D-моделей, отрендеренных уже на новом чипе. Для нужд разработчиков был реализован высокоуровневый язык программирования Cg (C for Graphics). Его уже поддерживают такие пакеты как 3DS Max, Maya и многие другие. Подробнее можно узнать на сайте www.cgshaders.com.Однако можно было заметить интересный факт: в демонстрируемом промо-ролике, где представители игровой индустрии нахваливали новый продукт, не было Кармака и вообще кого-либо из id, в то время как игра Doom 3 имеет явно культовый статус и ожидания игроков во многом направлены на нее. В списке партнеров, которые, как заявлено, сотрудничают с nVidia и пишут свои игры «под GeForce FX», была упомянута компания id. Между тем широко известно, что Кармак публично заявил, что Doom 3 оптимизирован под карты канадской ATI, конкретнее под RadeOn 9700. Из приведенного слайда видно, что на P4 3ГГц в разрешении 1280x1024 GeForce FX может выдать в Doom 3 только 50 fps, что, конечно, несерьезно. Продукт будет еще дорабатываться - вендорам будет поставляться вторая ревизия чипа, - так что до тех пор, пока не выйдет окончательный вариант игры и не появятся на прилавках обе конкурирующие карты этот вопрос остается открытым. Когда и сколько? Отгрузки чипа начнутся в пределах двух-трех недель. Соответственно, первые карты на NV30 появятся уже в начале следующего года. Как и прежде, nVidia будет поставлять вендорам процессоры вместе с памятью - так будет раскручиваться DDR II. С ценой же не все ясно, точнее ничего не ясно. Очевидно только то, что «ценообразование будет проходить согласно традиции фирмы»; надо полагать, что платы на 5800 будут стоить в районе полутысячи долларов, возможно, несколько дешевле. В связи с вышесказанным можно ожидать зимой-весной следующего года понижения цен на карты на Ti 4600.Финал Компания nVidia выпустила новый продукт, продвигаемый как революционный. Насколько это соответствует правде - покажет время. Получим ли мы кинематографические эффекты на наших рабочих машинах не заплатив за это чересчур высокую - во всех смыслах - цену, покажет время. Впрочем, в любом случае до появления игрушек, которые будут использовать возможности нового процессора пройдет еще очень много времени.