Эксклюзивное интервью с главой московского офиса Hyundai
Глава московского офиса Hyundai ImageQuest господин Ким Тэ Чул (Tae Chul Kim) отлично разговаривает по-русски, но некоторые вопросы ему помогал освещать генеральный менеджер Дмитрий Морозов. Благодарим также присутствующую при беседе менеджера по маркетингу представительства Кристину Арутюнян — с ее подачи и была устроена встреча.
Hyundai Electronics была создана в 1980 году, и в ней можно было выделить четыре основных производственных направления: жидкокристаллические панели, микросхемы памяти, мобильных телефоны и средства навигации (GPS).
После азиатского экономического кризиса 1997 года эта компания, как и многие другие, попала в трудное положение. После чего правительство решило реструктуризировать огромную компанию, с годовым оборотом в более чем 100 млрд. долларов США и штатом в 70 тыс. человек, на юридически независимые подразделения. (Здесь стоит напомнить о причине существенной роли политиков в корейском бизнесе: хотя все тамошние банки второго уровня являются коммерческими структурами, их основателем и хозяином является правительство, то есть оно — главный кредитор бизнеса в стране.)
Таким образом, образовались: теперь уже многострадальная Hynix — похоже, именно производство чипов памятью было той ветвью, что тянула всю Hyundai вниз, и ее отделение избавило остальные подразделения от бремени долгов. Hyundai ImageQuest взяла на себя производство готовых мониторов, в то время как HyDis (Hyundai Display) продолжает делать ЖК-панели, в основном, но не обязательно, используемые в мониторах ImageQuest. Мобильными телефонами стала заниматься Hyundai Quritel. Российское представительство, которое представляет все эти компании на российском рынке, начало свою работу с 1999 года.
Беседа наша была долгой, и порой перетекала из одной области в другую, проходя по уже пройденным областям по несколько раз, так что если вы будете в процессе чтения натыкаться на уже упомянутые ранее моменты — не удивляйтесь.
Убыточность производства микросхем памяти очевидна — до кризиса средняя рыночная цена чипа составляла примерно двенадцать долларов, а потом резко опустилась до двух, при том, что себестоимость производства застряла на двух с половиной долларах за средний чип.
Еще один плюс реструктуризации состоит в независимости и гибкости в принятии решений. Конечно, стратегическое развитие продолжает согласовываться на самом верху, но уже никто не удивляется тому, что на мониторах Hyundai ImageQuest могут быть установлены ЖК-панели Samsung.
Мониторный бизнес, включая продажи жидкокристаллических панелей, составляет сейчас 52 процента всего оборота группы Hyundai Electronics, в то время как микросхемы памяти обеспечивают всего 32 процента. Двенадцать лет назад тогда еще ЭЛТ-мониторы ImageQuest стали первыми корейскими мониторами, продаваемыми на европейском рынке, Samsung и LG вышли на этот рынок позже Hyundai.
Европейская штаб-квартира подразделения находится во Франкфурте-на-Майне, а основной склад мониторов в Гамбурге. В общем, по Европе, мониторы Hyundai стабильно удерживают около четырех процентов рынка, имея очень сильные позиции в Северной Европе и находясь на первом месте по продажам в столь близкой к нам Польше. (Хотя Польша, конечно, далеко не Россия — например, процессоры AMD в Польше продаются куда лучше процессоров Intel, а у нас AMD до Intel еще далеко.) Учитывая жесткие экологические требования Европы, компания очень гордится тем, что смогла удовлетворить столь высокие запросы. Ким также подчеркнул, что недавно открытый в Финляндии склад обслуживает еще и российский рынок, то есть поставляемые сюда мониторы Hyundai соответствуют самым высоким стандартам качества. Например, производственный брак удерживается на уровне не выше 0,02%.
У ImageQuest есть очень интересные разработки в области LCD PC. Текущая линейка моделей тонких клиентов W150 геометрическими размерами совсем не отличается от 15-дюймового ЖК-монитора, разве что весит немногим больше. Cекрет его — в том, что в нем используется Pocket PC-подобная платформа: процессор Intel StrongARM SA-1110, 64 Мбайт оперативной памяти, ядро WinCE 3.0 плюс отличный экран с разрешением 1024х768 и полноценные клавиатура и мышь. То, что на платформу КПК устанавливается USB host контроллер, уже не новшество — впервые он появился на Casio E-200. К сети W150 подключается с помощью 10-мегабитного Ethernet-адаптера.
Хотя сами по себе компоненты W150 не представляют ничего нового, идея использования их в одном корпусе с компактным ЖК-монитором довольно многообещающа. До мощности полноценного ПК W150 еще не дотягивает, но есть достаточно большой сегмент рынка, где она и не нужна. Уже сейчас эти терминалы пользуются хорошим спросом, например, недавно был заключен контракт с одним японским интернет-провайдером на поставку двухсот тысяч таких LCD PC. Их будут бесплатно давать вместе с контрактом на подключение. А в российском представительстве рассчитывают на контракт с Газпромом.
Еще одно направление — плазменные панели (PDP — plasma display panel). Пока они производятся только в заводах Японии и в Южной Корее, и остаются товаром довольно дорогим для частного сектора, но PDP уже востребованы корпоративным рынком.
При цене около шести тысяч долларов, плазменные мониторы Hyundai ImageQuest, выделяются на фоне конкурентов от Samsung, Panasonic и Pioneer еще тем, что они имеют TV-тюнеры и могут служить в качестве телевизора. В течение месяца две модели PDP с диагональю 43 и 53 дюйма начнут продаваться на нашем рынке. В общей же сложности Hyunda ImageQuest способно выпускать два с половиной миллиона мониторов.
Я был удивлен услышав что, самым главным OEM-партнером компании является NEC Corporation. Оказывается, 70 процентов мониторов NEC делается на заводах Hyundai. Hyundai ImageQuest также поставляла мониторы для Siemens, но вынуждена были отказать им в продлении контракта, так как не стало хватать производственных мощностей для собственных мониторов.
Интересно, что хотя тайваньские ЖК-панели дешевле корейских в среднем на пятнадцать долларов, Hyundai ImageQuest может использовать панели только от HyDis или Samsung. Более дешевые, но менее качественные панели игнорируются потому, что Hyundai является тесным OEM-партнером корпорации NEC. А жидкокристаллические мониторы NEC, по праву считающиеся одними из лучших в мире, могут производиться только на заводах Hyundai или Samsung и только на основе этих матриц.
Недавно был подписан контракт на поставку мониторов для компании Oto, которая решила продавать компьютеры через каталоги. Нынешний оборот продаж через каталоги (одежда, посуда и т.п.) этой европейской компании составляет два с половиной миллиарда долларов. Интересна как сама идея продавать компьютеры таким образом, так и то, что Oto заказала у Hyundai достаточное большое количество мониторов для них.
В России же присутствуют целых две марки мониторов, производимых на заводах Hyundai: достаточно известная CLR и относительно новая Depo.
Модельный ряд ЭЛТ-мониторов постепенно обновляется: снимаются с конвейера мониторы B и V серий с неплоской трубкой и мониторы серии F с плоской трубкой, и больше мощностей отводится на серию Q. Новизна этой серии — в том, что корпус монитора собирается не по привычной стандартной схеме. Как правило, раньше корпус, одеваемый на кинескоп, состоял из лицевой рамки, обрамляющей экран спереди и задней части, прикрывающей всю остальную трубку. Теперь, он состоит из двух, практически одинаковых верхнихй и нижних частей, закрываемых как ракушка и сцепляемых вместе скобами.
Благодаря новой технологии, монитор стал более компактным. Тем самым упрощается и удешевляется его транспортировка — например, если раньше в один контейнер влезало шестьсот коробок с пятнадцатидюймовыми мониторами, то теперь помещается столько же семнадцатидюймовых. Также это привело к смене дизайна и существенному уменьшению полям вокруг экрана, что, по словам Дмитрия Морозова, очень понравилось европейскому рынку, и сейчас ожидается большой рост продаж новых мониторов и в России. Более того, уже началось производство жидкокристаллических моделей по этой же схеме сборки.
Мне также рассказали, что уже готова коммерческая реализация 3D-комплекта, состоящего из девятнадцатидюймового ЖК-монитора и стереоочков. Если конечный продукт будет достаточно интересен, то обзор о нем обязательно выйдет у нас.
У Hyundai два сервисных партнера в России: «Партия Сервис» и компания CPS. Таким образом, сервисная поддержка осуществляется практически в каждом регионе России. Количество точек приема сервисной сети планируется увеличить к концу года в два раза.
Хотя московский офис имеет все полномочия представлять интересы Hyundai и в остальных странах СНГ, делать какие-то серьезные шаги по остальному постсоветскому пространству московское представительство пока не планирует. Есть только небольшой партнер на Украине, но, если будет спрос, то на него немедленно отреагируют. Пока же, Россия занимает первое место даже по отношению количества проданных компьютеров к численности населения, не говоря уже об абсолютных значениях, а значит, наиболее интересна компании.
Доля мониторов Hyundai ImageQuest на российском рынке составляет около 4,5-5 процентов. В представительстве понимают, что за два года они не догонят таких гигантов этого четко поделенного рынка, как LG, Samsung и ViewSonic, каждый из которых охватывает по 20-40 процентов. Пока в планах российского представительства — доведение числа проданных мониторов ImageQuest до одной десятой всего объема покупаемых россиянами мониторов.
Следующим шагом станет продвижение мобильных телефонов марки Maxon. Так как Hyundai Quritel в основном делает телефоны стандарта CDMA, на первых порах заключено соглашение о сотрудничестве с Maxon, производителем GSM-аппаратов, когда-то первым из корейских производителей наладившим выпуск трубок этого стандарта. GSM-телефоны от самой Hyundai появятся на рынке в феврале следующего года.
В силу целого ряда причин, продвижение мобильных телефонов не будет простой задачей для московского представительства. Дело, во-первых, в том, что например, на привычном для Hyundai американском рынке мобильных телефонов существует система OEM-соглашений с операторами, по которым телефоны Hyundai продаются под торговыми марками Sprint и другими марками операторов. Заключив контракт с оператором, производитель уже не беспокоится о сбыте. В России же наоборот, рынок мобильников больше брэндовый. Для покупателя очень важно, какой марки и модели его аппарат. И здесь Hyundai придется учиться чему-то новому.
Вторая сложность связана с забюрокрачиванием обязательной для каждой новой модели сертификации. Так как Hyundai Quritel представляет новые продукты каждые три месяца, своевременное обеспечение их российскими сертификатами — дело довольно хлопотное.
В Китае сейчас — около двухсот миллионов пользователей мобильников, и каждый месяц их число увеличивается на пять миллионов. В Америке в этом году только телефонов с цветными дисплеями производители рассчитывают продать 45 миллионов штук. Поэтому и заводы Hyundai рассчитываются на такие большие рынки, по сути уже готовые к переходу на третье поколение сотовой связи. А в России пока плохо развита инфраструктура для предоставления услуг 3G, поэтому пока Hyundai будет только подготавливать почву для поставки к нам аппаратов с расширенными мультимедийными возможностями и цветными дисплеями.
Напоследок, мы поговорили на общие темы, посмеялись над тем, как можно ускорить нашу, российскую сертификацию. Ким положительно отзывался об инициативе «Электронная Россия», и не только потому, что тогда hi-tech продукты станут пользоваться еще большим спросом. Корейское правительство когда-то делало нечто подобное. Например, тем, кто покупал компьютер с подключением к Интернету, половину денег отдавало впоследствии правительство. Сейчас 75 процентов населения имеет дома компьютеры, и столько же корейцев являются активными пользователями всемирной сети (unlimited за 12 долларов в месяц — почему бы и нет).
«Вообще, трудно быть high-tech компанией», — посетовал Ким, и сразу же похвастался: «Именно поэтому большинство наших сотрудников — молодые энергичные специалисты, и к тому же высокооплачиваемые». Остается только пожелать им удачи и процветания, совместно с нашим high-tech рынком.