Обзор двадцати двух игровых манипуляторов производства компаний Saitek и SVEN
Удивительно, но факт: наши ледовитые края отчего-то вдруг стали прельстительны заморским купцам, новых звучных имен, особенно на игроманипуляторной улице, все прибывает и прибывает. Вот и сегодня мы тестируем продукты сразу двух фирм, о которых год назад знали лишь редкие профессионалы. Saitek и SVEN. SVEN и Saitek. К вашим услугам.
Геймпады
Space Hunter'у выпала честь стать первым геймпадом SVEN, попавшим на принудительное препарирование в нашу тестовую лабораторию (Game.EXE), которая (всем составом) с немалым удивлением обнаружила в коробке с контроллером русскоговорящий бланк заводской гарантии. Ну а на самой упаковке наши внимательные глаза выявили крупную наклейку с глубокомысленным мотто вот такого рискованного содержания: «SVEN — для настоящих маньяков». Нам стало откровенно страшно. Ведь и эта надпись была по-русски. Похвальное внимание иноземца к отечественному рынку? Или просто плохой толмач? Вероятно, второе, так как ни руководство пользователя, ни прочие коробочные руны переведены не были. Что ж, несколько русских слов — это уже успех.
Играем? Играем. В наших опытных, мускулистых, все-все чувствующих, прошедших и Thrustmaster, и Microsoft, и даже Genius руках геймпад лежит... недурно, хотя и далеко не как родной (он же влитой, согласно нашей внутренней классификации). Вот, пожалуйста, причина этого «далеко не как»: при длительной, свыше 13 часов кряду, игре руки начинают понемногу уставать. Не ужас-ужас, но повод задуматься. Крестовина (внешне очень душка, нельзя не влюбиться) работает почти без нареканий, кнопки легко досягаемы даже нашими нерихтеровскими пальцами, шифты — тоже.
Интересная и удобная особенность: перевод кнопок в «турборежим». В некоторых играх это может сыграть значительную роль, тем более что алгоритм переключения прост, как правда. Для того чтобы задействовать турборежим на выбранной кнопке, достаточно просто зажать её, а потом надавить «Turbo» (для возврата в обычный режим — «Clear»). Кстати, контроллер газа здесь тоже особенный: автоцентрирование можно отключать. И все бы ничего, но, видимо, из-за этой же функции углы поворота контроллера довольно малы — стало быть, точно работать нелегко.
Итого. Если бы не спорная форма корпуса (помните наше рассусоливание про «родной — не родной»?), вероятно, был бы наш с вами выбор. А так — твердая «четверка».
Весьма своеобычный, тонко обмозгованный конструкторами продукт. Приятно удивляют функциональные возможности приборчика. Одна из распространенных геймпадных проблем — распределение осей по крестовине и мини-джойстикам — решена, как нам кажется, и благополучно, и оригинально: дело в том, что все подобные геймпады не могут работать одновременно с крестовиной и обоими мини-джойстиками, поэтому обычно на манипуляторе устанавливают кнопку или тумблер, отключающий либо крестовину, либо один из мини. SVEN же предлагает такое решение: обособив три основных жанра игр, в которых используется геймпад (аркады-и-экшены, автогонки и летные симуляторы), разработчики предусмотрели для каждого соответствующие режимы работы. Так, в авиаимитаторах крестовина функционирует как переключатель направлений взгляда. А в гонках один мини-джойстик работает только по горизонтали (управление рулем), а второй — по вертикали (газ/тормоз), и т.п.
В целом такая система и удобнее, и более универсальна, чем обычная, только вот переключаются эти режимы... нажатием на один из мини-джойстиков. Нет-нет, случайных срабатываний в процессе долгого тестирования замечено не было (точно, ни одного! — Прим. жюри), но, во-первых, мы страшные профессионалы, не дающие сбоев, а во-вторых, для таких важных функций лучше было бы использовать отдельные переключатели. Вот-с.
Но это еще не все. Назовем еще одну нерядовую особенность X-Force: зажав специальную клавишу, можно назначить на каждую кнопку вторичное значение. Таким образом, доступное количество клавиш фактически удваивается. Изъян, впрочем, есть и тут. Специальная клавиша работает при нажатиях... на второй мини-джойстик. И хотя, естественно, у нас в процессе тестирования случайных срабатываний не бывает (не грех повторить эту истину еще несколько раз: не бывает, не...), простые игроки не мы, а значит — назвать подобное решение правильным нам не позволяет совесть тестера. Тем более что со временем пружины склонны работать мягче...
Но и это еще не все (какой многословный приборчик). Здесь, друзья, есть обратная связь (восклицательный знак?). Два довольно мощных электродвигателя, спрятанных внутри геймпада, создают приличную вибрацию, причем раздельно для правой и левой части. Правда, как и во всех геймпадах (это фамильное заболевание), вибрация слабо соответствует происходящему в игре: короткие удары не воспроизводятся, всякий раз геймпад трясется куда дольше события...
Вывод: недурной геймпад для тех, кто ищет себе универсальный игроинструмент с широкими функциональными возможностями. Некоторые спорные решения не позволяют нам вручить X-Force переходящий красный «нашвыбор», но в своей ценовой и весовой категории этот манипулятор — один из лидеров. Причем очевидных.
Открываем коробку, достаем геймпад и... не верим своим все-все повидавшим мудрым глазам: перед нами точная копия манипулятора досточтимой Genius. Внешне, конечно, да? Но факт остается фактом: Cyber Voyager конгруэнтен одному из геймпадов компании, за которой все занимают очередь, отличия лишь в славном «металлике», которым запятнан «Мореплаватель». «Унификация» называется?..
Как и в оригинале, батарейки вставляются не в отдельный модуль, а в одну из рукояток. Самих батареек (ААА) в комплекте, правда, не обнаружилось. Зато, подобно лучшим беспроводным манипуляторам, радиопередатчик «Вояджера» работает на частоте 433 МГц, легко пробивая пару бетонных стен и десяток метров расстояния.
Здесь использована необычная крестовина, двигающаяся подобно аналоговым мини-джойстикам. Решение, право же, спорное: с одной стороны, при общении с такой рукояткой пальцы устают заметно меньше, с другой — точность движений тоже снижается.
К сожалению, остальные элементы геймпада проработаны слабо. Основные кнопки расположены полукругом, но отчего-то вверх ногами — в результате быстро нажимать на них неловко. Но самое нескладное в этом агрегате — его корпус. Из-за массивной формы взяться на раз за него не получается, что, в сочетании с неважным расположением клавиш, заставляет регулярно отвлекаться при игре. Вы уверены, что это правильно?
Еще один дебютант в нашей суровой тестовой (а заодно и на контроллерном рынке родины африканских слонов). Весьма приятный (а вы знаете наш скепсис — если б это было не так, разве б мы произнесли это сладкое слово?). Несмотря на то что P120 — самый тривиальный из геймпадов Saitek, честь пока еще не совсем понятной нам марки он отстоял достойно. Любые сомнения в удобстве исчезают, стоит только взять его в руки, и даже внешне он исполнен довольно грациозно (и краска, в отличие от одного из SVEN'ов, не стирается): вытянутые рукоятки эргономичны, при этом пальцы сами ложатся в нужную позицию. Пожалуй, лишь именитый Thrustmaster Firestorm немного (чуть-чуть) превосходит Action Pad по удобству использования.
В целом геймпад оставил впечатление хорошо продуманного инструмента. Все кнопки и крестовина работают безупречно четко, сразу видно, что удобство здесь ставили явно выше стиля. Предусмотрено даже место для подсоединения к крестовине специального «мини-джойстика». Примечательно, что лезть за ним в коробку не нужно — он уже установлен в нижней части P120: достаточно повернуть рычажок внизу геймпада — и «мини-джойстик» выпадет прямо в руку. Ну а обратная инсталляция еще проще: приставьте «мини» к выемке в геймпаде и надавите — и он сам ляжет на место, а фиксирующий рычаг закроется.
Простой и очень удобный геймпад.
Функционально в меру тривиальный геймпад, P220 смотрится очень броско. Внимание к деталям чувствуется и здесь. А какой в Digital Pad'е роскошный регулятор тяги! Разработчики отказались от аналогового колесика в пользу двух клавиш, взамен снабдив устройство вереницей светящихся диодов: эффектно, хоть и бестолково. В чем-то даже красиво. По форме же геймпад вполне стандартен, но — удобен, и это главное. Особенно нам понравились простые и удобные кнопки (а вот до шифтов, к сожалению, приходится тянуться). Кроме того, обращает на себя внимание очень широкое расположение рукояток — для взрослых игроков это весьма кстати, а вот младенцам может мешать.
Итого: еще один недурной и недорогой манипулятор в Saitek-коллекции.
В отличие от подобного же SVEN'овского X-Force, Saitek P880 управляется со своими мини-джойстиками и крестовиной всего двумя режимами: либо дискретная крестовина + аналоговый мини-джойстик + «шляпка» на втором мини-джойстике, либо пара аналоговых мини-джойстиков + «шляпка» на крестовине. И, надо признать, такая система заметно проще для освоения. Кроме того, режимы здесь переключаются отдельной светящейся кнопкой «Digital», поэтому несанкционированного нажатия вы не дождетесь, увальни. Шифт, переключающий остальные кнопки во вторичный режим, выполнен в виде отдельной клавиши (тоже заботливо подсвеченной), а это еще один признак надежности агрегата. Кстати, под мини-джойстиками P880 спрятано по кнопочке, но благодаря довольно высоким усилиям нажатий вероятность случайных срабатываний здесь невелика. А вот обратной связи, увы, не завезли.
В игре Dual Analog Pad весьма удобен, но, как и в большинстве геймпадов с мини-джостиками, немного мешает его массивная форма и перегруженность органами управления. Зато стоит отметить широкий размах рукояток, что, без сомнения, понравится игрокам-баскетболистам.
Одна из отличительных черт продуктов Saitek — внимание к дизайну — в полной мере относится и к P880. Стиль у приборчика своеобразный, несколько аляповатый, но заметный, вызывающий желание поскорее схватить девайс в руки. Резиновые вставки сложной формы (покрывающие небольшую часть рукояток), всевозможные надписи, логотипы, реклама спонсоров (шутка), стрелочки, ярко-синяя светящаяся эмблема в сочетании с двумя другими «лампочками» делают геймпад похожим на новогоднюю елку. Что очень кстати...
Джойстики
Первый джойстик SVEN из протестированных нами. TwiStick оригинален прежде всего тем, что его рукоятку можно поворачивать вокруг своей оси, — это очень полезно в космических симуляторах (Descent: Freespace, Homeplanet и пр.). Общее впечатление оставляет вполне рядовое, но и не более. Тем не менее платформа снабжена довольно удачными присосками и металлическими утяжелителями.
Не понравилась сомнительная в части удобства форма (кстати, почему-то ориентированная исключительно на правшей), насторожило слабое возвращающее усилие, опечалила легкая разболтанность рукоятки, особенно в околонулевой зоне. Да и при движениях все время что-то постукивает (или это feature такая?). Неприятно-с.
Еще одно спорное решение — «шляпка», расположенная в самом центре рукоятки, а кнопки, стало быть, приютились сбоку. Хотя должно быть, не спорьте (у меня стаж 38 тысяч виртуальных ударов в нижнюю челюсть), как раз наоборот — ведь кнопками мы пользуемся чаще. Все эти, казалось бы, мелочи в итоге досаждают при игре, отвлекая — от чего? — от важнейшего из процессов.
Недурной в целом, но не очень удобный в частностях джойстик.
Ладный во всех смыслах джойстик. И респектабельно выглядящий, и удобный, и в меру (ценовую) функциональный. Есть даже обратная связь.
И вновь нацеленная в первую очередь на правшей рукоятка (причем на правшей с широкими ладонями, то есть надо четко понимать, что для детей Windstorm Pro, скорее всего, будет великоват), которой, впрочем, не откажешь в эргономичности: кнопки, триггер — никаких серьезных замечаний. Лишь контроллер газа (такой же, как и на предыдущей модели) не слишком удобен.
Обратная связь реализована не совсем традиционным образом: в рукоятке установлен слабенький двигатель, который обеспечивает умеренную вибрацию при столкновениях (как на геймпаде). Такая система намного дешевле, чем настоящий feedback, но и толку от нее, если честно, не так уж много. С другой стороны, в Windstorm'е этот бонус практически бесплатен, а значит — все равно является плюсом.
Неплохой, недорогой джойстик.
Дизайн... эффектен. Прибор смотрится, что называется, интересно: такой ни с чем не спутаешь (все дело в мелких деталях, правда же?). Впрочем, пластмасса производит довольно дешевое впечатление, а сам джойстик, увы, легок — удержать его на месте могут только присоски (прилагаются).
Примечательная особенность (характерная для всех джойстиков компании Saitek): вместо спрятанных внутри нескольких пружин здесь использована одна большая, расположенная внизу рукоятки и сжимающаяся при наклоне последней. Выглядит неожиданно, но вызывает определенные сомнения: дескать, а комфортно ли будет играть, ощупывая базу джойстика, — характерный звук трения пластмассы, знаете ли, довольно навязчив...
Впрочем, в ходе игры об этом забываешь. Зато в процессе всплыли два (лишь два) заметных недостатка ST50. Прежде всего катастрофически не хватает кнопок, дяденьки конструкторы! А верхняя клавиша слишком воздушна, и каждое третье нажатие на нее получается ненароком (да-да, даже у нас). Во-вторых, рукоятки очень простой формы все же не в силах обеспечить настоящую игру-с-удовольствием. Воля ваша, но наши мозолистые быстро устают. Не велите казнить...
Не самый эргономичный и уж очень безыскусный джойстик.
В производственной джойстик-гамме Saitek имеется огромное количество приборов, перекрывающих почти все мыслимые ниши, — при этом близкие модели зачастую отличаются лишь нюансиками. Коллеги по оружию, что для вас важнее: пара дополнительных кнопок или контроллер газа? При выборе между ST100 и ST50 вопрос стоит именно таким образом...
Вы поняли, джойстик очень похож на предыдущий. Увеличенное количество кнопок, на наш взгляд, значимее контроллера газа, но... удобство использования вновь прихрамывает. Кнопочки могли бы быть расставлены чуть грамотней, клавиша (а заодно и триггер) могла бы быть менее чувствительной, а пластмасса — более мягкой. Повторимся: в целом все неплохо, но по удобству — средний уровень. И, как и на предыдущем джойстике, активная игра сопровождается заметными производственными, так сказать, шумами. Соседи в ЖЭК жалуются...
А вот куда более продвинутый приборчик. Легкий, если разобраться, тюнинг — а потребительские качества возросли. Джойстик стал тяжелее, солиднее. Основная часть рукоятки осталась прежней, но благодаря более удобной подставке под руку пользоваться кнопками стало сподручнее. Динамика тоже улучшилась: пружина прибавила в жесткости, движения приобрели информативность... Контроллер газа тоже на высоте (должной). Но главное вот в чем: из-за удачного прилива в нижней части держала рука бойца колоть почти не устает. Восклицательный знак.
В остальном без особых сдвигов. Однако на круг ST110 воспринимается как более собранный. Очень неплохо и почти даром.
В отличие от ST50/100/110, этот и все последующие Saitek-джойстики подключаются к разъему USB. Впрочем, от модели к модели основные элементы, похоже, практически не меняются. Внешне ST200 очень похож (как родной брат, да) на ST50 с увеличенной (выходит, старший брат?) базой и выкрашенной в симпатичный (другой) цвет рукояткой. Однако есть и отличия: в верхней части рукоятки установлены сразу три клавиши, причем вплотную друг к другу, а сам джойстик работает более мягко и точно. Размещение клавиш любопытно: при такой организации кнопки можно нажимать, просто отклоняя палец из стороны в сторону. В принципе это позволяет более оперативно выполнять различные боевые операции. С другой стороны — усилия на клавишах столь низкие, что иногда кнопки нажимаются все сразу (хотя вы знаете, это нам не свойственно).
Те же замечания к возвращающему усилию: слишком слабосильное.
Что это, коллеги: джойстик? геймпад? Не-а: и то, и другое, и третье. Фактически это слегка измененные джойстик ST110 и геймпад P120, естественно, совмещенные. Правда, у первого убрали две кнопки с рукоятки, зато второй теперь имеет сразу 8 кнопок — 6 основных и два шифта. А если их соединить... то получается весьма достойный джойстик с 6 кнопками и «шляпкой» на базе (изначально бывшей крестовиной). Плюс контроллер газа на самом джойстике. Эргономика, правда, не на высшем потребительском уровне, но все же стоит иметь ввиду, что вы приобретаете сразу два устройства в одном (правда, сам джойстик без геймпада работать не может).
А вот геймпад превосходен. Форма, расположение кнопок, шифтеры — все на ять. Даже остренькие края (которыми геймпад вставляется в джойстик) почти не мешают. На наш взгляд, именно такие — удобные и не перегруженные функциями манипуляторы — являются оптимальным инструментом для файтингов, аркад и спортивной игродребедени. Джойстик же в S550 посредственный: кнопки немногочисленны и не отличаются высокой информативностью, а рукоятка хватается отнюдь не намертво.
Итого: учитывая многофункциональность, умеренную цену и оригинальность этого набора, нельзя не наградить его «Спецпризом». Заслужил. Достоин. Получите. (Что вы, не стоит благодарности.)
Самый, пожалуй, интересный из протестированных джойстиков Saitek. С первого взгляда можно и не догадаться, какие возможности скрываются в его пластмассовых недрах... На внешне стандартную рукоятку установлены отдельные детали для опоры ладони — особенный модуль в верхней части. В этом-то и заключается один из главных секретов «Киборга» — его можно настраивать под себя.
В задней части базы закреплена небольшая отвертка с эмблемой Saitek. С её помощью можно: перенести фротл-контроллер на правую или левую части базы; переставить опору под ладонь на правую или левую сторону рукоятки (эти две операции — для левшей и правшей); отрегулировать высоту опоры кисти; настроить положение и наклон верхней части рукоятки (с кнопками)... Интересно? А то. Такого мы еще не видели. Правда, идеального положения подобрать не удалось, но левшам и грудным детям этот джойстик понравится без разговоров. При этом Cyborg обладает куда более точной, мягкой и тихой конструкцией, избавившись от надоедливого шуршания механизма.
Те же, что и в случае с ST200, замечания к клавишам на рукоятке, но здесь ими пользоваться все же удобнее. А клавиши на базе, увы, отличаются как раз высокими усилиями, что немного портит игровой процесс. Но в целом джойстик достойного уровня, хотя и не сказать, что дешевый.
Конфетка, а не джойстик. Никаких сомнений в качестве, красив, аккуратен. Правда, традиционная нехватка веса осталась и тут (что даже немного удивительно для джойстика с настоящей обратной связью), но в целом на игру это почти не влияет. Отличный курок с большим и мягким ходом, пользоваться таким — одно удовольствие. А сама рукоятка обращает на себя внимание... почти обычной для Saitek иллюминацией в виде подсвеченной «макушки» и блистающей ярко-синей эмблемы в основании. Толку от этого, конечно, ноль, но ведь каждый из нас немножечко попугай, правда же?
Частично покрытая резиной рукоятка имеет весьма солидные размеры (чуть меньше, чем у Thrustmaster HOTAS Cougar), что определенно понравится великовозрастным игрокам. Эффекты обратной связи воспроизводятся безукоризненно, с различным усилием стремясь отклонить рукоятку при столкновениях и пр. коллизиях. Правда, все эффекты несколько сглажены (видимо, умеренные усилия на органах управления — общая черта продуктов Saitek). Замечание же (и серьезное, не улыбайтесь!) к этому «Киборгу» таково: нажать на одну из раздельных половинок основной клавиши на рукоятке, не задев другую, подчас крайне сложно...
Распрекрасный, универсальный, эргономичный (хотя местами чуть-чуть недодуманный) джойстик.
Какие мы пестрые... Количество кнопочек, «шляпок», регуляторов и переключателей зашкаливает. Подобной функциональностью отличается лишь знаменитый Thrustmaster HOTAS Cougar, но он почти в 2,5 раза дороже. Правда, монументальности HOTAS здесь нет: снаружи почти все детали выполнены из пластмассы, да и вообще, оба блока много легче «пумовских». Что не есть достоинство — контроллеры при интенсивной игре легко смещаются.
Плюс — X45 покрыт приятной на ощупь мягкой пластмассой, никак не менее правильной, чем голый метал Cougar. Кстати, знакомых по предыдущим джойстикам Saitek клавишей (не самых, как вы помните, идеальных) здесь нет: только кнопки и переключатели. Удобные. Усилия невелики, но в целом оптимальны.
Включили. И дигитальный X45 засветился четырьмя красными и оранжевыми лампочками. Новогодняя елка, очень актуально. «А что это за крышечка с надписью «safe»?» — спрашиваю я случайно забредшего на огоньки Дмитрия Лаптева. Улыбается Дима, добреет лицом, теплеет взглядом, расстегивает верхнюю пуговицу. После чего заученным движением пальца (а еще он большой киноман) откидывает загадочную крышку... и я вижу горящую красную кнопку «Fire». Кино.
К сожалению, в деле X45 немного разочаровал. Вероятно, механика джойстика не слишком отличается от обычных манипуляторов Saitek, что странно... Информативность — выше среднего уровня, но на копейки. Некоторые переключатели заметно болтаются, информативность кнопок тоже могла бы быть повыше. Не очень удобной оказалась и святая святых агрегатов такого рода и такой ценовой категории — рукоятка. «Садитесь, X45, «хорошо». Нет, «отлично» никак не могу». Наконец, чтобы установить приборище в Windows 2000, пришлось довольно долго искать и скачивать дополнительные драйверы. Эх...
И все же, друзья, все же... Не исключено, что именно так и должен выглядеть игровой джойстик. Восклицательный знак. В конце концов, далеко не всем нужна точность и достоверность настоящего F-16. А тут выдающийся внешний вид — раз. Высокая функциональность — два. И сравнительно невысокая цена (HOTAS, ау!) — три. Получаем практически идеальный джойстик. Для тех, конечно, кому еще не исполнилось восемнадцати и у кого все в порядке с семейными доходами.
Рули
**
**
Педали, руль с дизайном а-ля «Судья Дред» и даже простенькие эффекты обратной связи — и всего за 60 позеленевших тугриков? Ну-ну. Осматриваем предвзято... Серебристая сердцевина руля в сочетании с темно-зеленым корпусом и полупрозрачными вставками смотрятся. Недурно. Только что это за чугунные струбцины в коробке (которые еще и закручивать нужно минут пять)?
К сожалению, инженерной проработкой Racing Star Vibra похвалиться не может. При быстрых вращениях баранка громко стучит (особенно в центральном положении); из-за специфического наклона руля найти удобное положение бывает довольно трудно... Зато здесь предусмотрено ручное управление газом и тормозом: вместо двух подрулевых шифтеров (которые, вообще говоря, были бы куда нужнее) на руле установлены две аналоговые рукоятки, заменяющие педали. Сами педали, конечно, тоже есть — но маленькие и легкие (хотя и вполне стандартные для недорогих комплектов).
Как ни странно, больше всего в «Гоночной звезде» понравились эффекты обратной связи. Вернее, «эффекты вибрации», о чем честно сказано в руководстве пользователя. Вместо мощного двигателя, питающегося от отдельного адаптера, в агрегате используется довольно слабенький моторчик, встроенный прямо в руль. Серьезно повлиять на положение баранки он не в силах, но трясется, болезный, вполне ощутимо: неровности трассы в гоночных играх ощущаются в меру точно. Учитывая весьма привлекательную цену руля, сей плюсик выглядит плюсом. Если бы не сомнительная механика, Racing Star, без сомнения, стал бы «лучшей покупкой». Увы...
**
**
Словно в отместку за псевдо-feedback предыдущего SVEN-руля, этот даже называется правильно: «Real Force Wheel». Вновь отменный дизайн (в стиле «Индастриал» — вылитая турбина!) — такой, что собственно руль производит впечатление очень качественной, дорогой вещи: все детали выполнены очень аккуратно, без явных огрехов в изготовлении и сборке. Имеются и резиновые вставки на ободе (правда, небольшие и не самые приятные на ощупь), и рычажок КПП...
А вот правильно взяться за руль с первого раза не удалось. Удивляет теснота рабочего места: зазор между рулем и «базой» довольно мал, большие пальцы упираются в выступы с клавишами на ободе, массивные спицы тоже не способствуют удобному хвату... Видимо, по тем же причинам разработчикам пришлось отказаться от подрулевых шифтеров — вместо них установлены компактные клавиши (по две на каждой стороне).
Кнопки — произведения дизайнерского искусства. Такие красивые, что поначалу их можно и не заметить. Эдакое своеобразное единение стиля и функциональности. Пользоваться, правда, не очень удобно.
Что удивило (неприятно): с рулем не поставляются драйверы для Windows 2000. И на российском сайте SVEN их тоже не было. Чтобы мы делали без тайваньского файлохранилища компании-изготовителя?
Педали неплохие: приличный ход, оптимальная кинематика. Впечатление портят лишь слабые пружины.
Зато какой тут feedback! По своей мощности двигатель Reel Force Wheel лишь немного уступает лучшим аналогам от Thrustmaster и Act Labs. При максимальном уровне эффектов руль стремится вырваться из рук, а издаваемые им шумы при этом весьма сдержанны.
Итого... Real Force Wheel — очень хороший руль, и лишь множественные огрехи в эргономике не позволяют ему приблизиться к продуктам Thrustmaster и Logitech. Хотя по качеству он, скорее всего, не уступает ни тем, ни другим. Эх, был бы он еще на 15-20 долларов дешевле...
**
**
Очень маленький и легкий руль, выглядящий тем не менее очень приятно: аккуратно, стильно, функционально. Немного удивляют лишь нарисованные кнопки на спицах руля. И педали — они просто крошечные (такие же, кстати, используются в простейших рулях Maxxtro).
Несмотря на то что руль целиком выполнен из пластмассы, играть R100 довольно удобно. Правда, мешают острые края в местах хвата большими пальцами и теснота (что, впрочем, детям не помеха). В остальном вполне прилично и стереотипно для недорогих рулей, в том числе и в части удобства педалей (обладающих, несмотря на несерьезные размеры, достойной информативностью). А подрулевые шифтеры попросту безупречны.
Комплект R100, как вы догадались, выпускается также в версии без педалей и называется в этом случае R80. Руль R80 имеет дополнительные аналоговые регуляторы газа и тормоза и стоит всего 900 рублей.
Резюме. R100 — незатейливый и в целом дорогой агрегат; зато R80 — это, возможно, один из самых доступных неплохих рулей во Вселенной.
Очень футуристичный облик (внимание дизайнеров Saitek к деталям удивляет: даже эмблема в центре баранки подсвечивается, а при поворотах руля в специальных боковых прорезях видно таинственной голубое сияние, которое к тому же усиливается при больших углах поворота, иногда пугая не разбирающихся в технике людей). Сначала даже трудно сообразить, как тут все работает. Педали вверх тормашками, руль без видимых креплений, в коробке непонятные пластиковые детали...
Впрочем, руль, как и принято, ставится на стол, но закрепляется на нем отдельной пристыковывающейся деталью. Просто и оригинально. Аналогичным образом собираются и необычные педали. При этом выполнено устройство качественно и хорошо продумано. Ну а каково оно в деле?
Начнем с небольшого разочарования. С точки зрения эргономики R440 нисколько не превосходит описанные выше SVEN-рули и, конечно же, уступает лучшим продуктам Thrustmaster, Logitech и Act Labs. Во-первых, как и в случае с баранкой SVEN, здесь очень тесно: отчасти из-за массивных спиц руля, отчасти из-за неудачной конструкции шифтеров, почти не оставляющих места для пальцев. К тому же сии шифтеры имеют уж очень странную форму и кинематику: их нужно тянуть не просто «на себя», но еще и «во внутрь», к центру руля. Слегка утопленные клавиши красивы и информативны, но расположены не очень удобно. А необычные педали отличаются излишней мягкостью и, кроме того, кажутся хрупкими. Вот вам и хваленый дизайн... Только эффекты обратной связи, хоть и отличаются традиционной для Saitek сглаженностью, работают безукоризненно.
Кстати, этот же руль можно купить и в версии без обратной связи (эта модель называется R220 Digital Sports Wheel). Внешне она ничем не отличается от электрической, но возвращающее усилие на ней создается не двигателем, а пружинами. Стоит она при этом в полтора раза дешевле.
По материалам журнала «Game.EXE».