Обзор ATI Radeon 9800 Pro под кодовым именем R350 — страшего брата в новой линейке видеоускорителей от ATI, идущим на смену нынешних Radeon 9x00 карт. «…Все это должно внушать оптимизм поклонникам канадской компании. На данный момент она, несомненно, правит на графическом рынке. Но все же на душе у боссов ATI неспокойно. Темной тучей висит над ними NV30. Разразится ли гроза, или все ограничится легким дождиком, мы пока не знаем. Вот только в продаже конкурент появится, судя по всему, не ранее февраля следующего года. А до этого момента у ATI есть время подготовить ответный удар на еще не состоявшийся, по сути, вызов нынешнему лидерству. Какой вариант выберет руководство компании? Наиболее простой в реализации ценовой? Или изыщет возможности для «драйверного» ответа, как это ранее делала NVIDIA? Или же успеет внедрить 0,13-микронный технологический процесс с последующим увеличением рабочих частот? А может быть, все сразу? Или не надо будет что-то предпринимать вообще (кто знает, как себя покажет в деле NV30)? Пока нам остается только гадать…» Из статьи о Radeon 9700 Pro. И вот вызов состоялся. NV30 в своей Ultra-ипостаси, разогнанной до предела, едва претендующего на эпитет «разумный», смог обойти Radeon 9700 Pro. Пусть не на много, пусть с применением различных оптимизирующих алгоритмов, но все же смог.И сразу же получил ответ — Radeon 9800 Pro (кодовое им R350). Что он собой представляет, мы и посмотрим в этом предварительном обзоре. Вообще-то, компания ATI анонсировала сразу целую линейку продуктов, которая сменит нынешние Radeon 9x00 карты, но, поскольку подробности архитектуры Radeon 9200 (RV280) и Radeon 9600 (RV350) пока не раскрываются, в этом обзоре мы подробно остановимся только на старшем брате. Правда, если «по амбарам помести, по сусекам поскрести» можно понять кое-что и о младшеньких. Что мы сейчас и проделаем. Подчеркиваю, что некоторые из приведенных данных по этим картам на данный момент известны лишь по слухам. Low-End Как вы сами понимаете, Radeon 9200 позиционируется на самый нижний сегмент рынка. Заменит он собой соответственно Radeon 9000. Какая судьба уготовлена Radeon 9100, пока не понятно. Вероятнее всего, что уйдет и он. Итак, что имеет на вооружении новинка: • аппаратная поддержка DirectX 8.1; • четыре конвейера рендеринга (скорее всего, с одним текстурным блоком на каждом); • два блока вершинных шейдеров; • AGP 8X; • DDR-память со 128-разрядной шиной ; • алгоритмы SmartShader и SmoothVision не претерпели никаких изменений; • 0,15-микронный производственный процесс; • Рекомендуемая цена — $150. То есть, по сути, тот же Radeon 9000. Только разогнанный (предположительно). Больше о частотах не известно ровным счетом ничего. Отгрузка карт начнется в апреле. А до этого времени нам остается лишь гадать об этом самом существенном отличии от предшественника. Возможно, в ATI пока не определились с частотами, так как еще не до конца изучен потенциал его главного конкурента — GeForce FX 5200 (NV34). Mainstream В нише самых продаваемых решений разместится Radeon 9600. И тут все гораздо интересней.Из неупомянутых изменений остался обновленный оптимизационный комплекс SmoothVision 2.1. Основную пользу от новой версии чип получает при использовании полноэкранного сглаживания. К тому же был переработан контроллер памяти (архитектура та же, что и у предшественника 2х64) и взаимодействие всевозможных буферов. Это позволяет надеяться на то, что даже обычный Radeon 9600 будет не уступать Radeon 9500 Pro. А при использовании антиалиасинга даже обходить его. Radeon 9600 Pro обязан «делать» старичков безо всяких «но». Хотя меньшая скорость закраски может подвести в высоких разрешениях при малой геометрической нагрузке. Но это уже попахивает надуманностью. ATI рекомендует устанавливать цены в размере $150-170 за Radeon 9600 и $170-200 за Radeon 9600 Pro.Конечно же, стоит обратить внимание на переход ATI к более тонкому технологическому процессу производства при изготовлении RV350. Не совсем понятно, почему для этого был выбран Radeon 9600, а не самое производительное решение — Radeon 9800 (который будет производиться по 0,15-мкм процессу). Видимо, выгода от 130-нанометровых транзисторов во втором случае не дает значительной выгоды. А mainstream чипу они позволили безболезненно поднять частоту, а также избавиться от необходимости в дополнительном питании! Hi-End (а то и Ultra-Hi) Вот мы и подошли к главному действующему лицу этого обзора — Radeon 9800 Pro.Единственная разница между Radeon 9700 Pro и 9800Pro, отраженная в этой таблице, заключается в более высоких тактовых частотах последнего. Но самое важное отличие скрыто, как и в случае с RV350, в оптимизационных комплексах — уже упомянутый SmoothVision 2.1, а также HyperZ III+ и SmartShader 2.1. Улучшения в новом HyperZ затронули Z-кэш (блок ускоряющий работу с Z-буфером). Теперь он оптимизирован для работы и со stencil-буфером. Грядущий DOOM 3 (а значит, и множество игр на его движке) будет использовать алгоритм создания теней, при котором интенсивность обращения к этому буферу возрастает на порядок. Так что оптимизация эта, что называется, «на вырост». На данный момент особой выгоды от нее нет. Наибольший выигрыш от SmartShader 2.1 также получат будущие приложения, более активно использующие пиксельные шейдеры. Но преимущество новинки будет заметно и в современных приложениях. R350 обзавелся очень полезным блоком под названием F-буфер (да, опять буфер, никуда от этого не деться). Для чего он нужен?Во-первых, он позволяет снять ограничение на максимальное количество инструкций, текстур, констант. Каким бы большим ни был максимум, если он является конечным числом, его когда-нибудь достигнут. Что уж говорить о спецификациях DirectX 9. Превысить эти ограничения очень легко. Сейчас эту проблему решают путем дробления одного длинного шейдера на несколько коротких. Но к сожалению, это неэффективно — приходится проходить кучу ненужных в данном случае шагов рендеринга. F-буфер позволяет использовать шейдеры неограниченной длины (теоретически). Правда, как раз это вряд ли будет широко использоваться в ближайшем будущем. По тем же самым соображениям, по которым на данный момент нет особого смысла в большей программируемости шейдеров GeForce FX. А вот применение новинки при создании эффекта частичной прозрачности полезно уже сейчас. Проблема состоит в том, что для обработки прозрачного материала требуется хранить информацию как о цвете самого объекта, так и о цвете фона. Удерживать все это только в буфере кадра невозможно, поэтому сейчас к процессу подключается, как правило, текстурная память. Но использование ее таким образом довольно неэффективно. R350 может сохранять промежуточные данные в своем F-буфере, обходя некоторые ресурсоемкие операции. Цены ожидаются следующие: $350 за Radeon 9800 (с пониженными частотами), $400 за Pro-версию. Также будут доступны варианты с памятью типа DDR II и с 256 Мбайт ОЗУ на борту. Достойная замена? Можно однозначно заявить, что производительность новинок будет выше, чем у предшественников (есть сомнения только по поводу обычного Radeon 9600 по сравнению с Radeon 9500 Pro). Но о том, насколько они будут быстрее и насколько дороже, мы пока не знаем. Счастливым обладателям Radeon 9700 Pro не стоит переживать. В стандартных ситуациях производительность его приемника будет не намного больше. А вот сравнивать остальные замены сейчас проблематично. Трудно предположить, насколько повлияет оптимизация контроллера памяти на Radeon 9600, а рассуждать о Radeon 9200, не зная растактовку, вообще бессмысленно. Так что, с нетерпением ждем реальных карт в нашей тестовой лаборатории для уточнения производительности, и на прилавках магазинов для выяснения реальной цены. Только тогда можно будет определить самое интересное соотношение у новинок — производительность/цена.