Софтверные средства для разгона видеокарт
Скорость и еще раз скорость — вот условие тех, для кого виртуальный мир компьютерных игр приблизился к реальной жизни настолько, что уже давно стал ее частью. Скорости центрального и графического процессоров, системной и видеопамяти стали теми «столпами», на которые опирается любая игровая система. И если одна из этих «железных» опор производительности не выдержит бешеного темпа гонки действий, то и остальные захлебнуться в пустом цикле, от недостатка потока данных, намертво застрявших в узком месте системы.
В интенсивных играх мощь графического процессора столь же важна, как и центрального. При недостаточной производительности графической подсистемы, наступает предел, когда это уже не может быть компенсировано никакими мегагерцами ни CPU, ни количеством системной памяти. Центральный процессор и видеокарта соблюдают между собой, своего рода, паритет сил — они оба должны быть одинаково быстрыми. Настоящие игроки знают, что скорость и того и другого может быть существенно повышена нестандартным способами — оверклокингом. Хотя средства для этого уже давно стали чуть ли не стандартным набором в комплектации современного железа. Разгон процессора более кропотлив — это достигается с помощью манипуляции со средствами на материнской плате или настройками в ее BIOS’e. Производительность же видеокарты можно существенно повысить не вскрывая крышки системного блока и не касаясь руками железа, иногда не нужно здесь даже выключения системы, ни перезагрузки Windows, все решается только с помощью одних лишь программных средств. Вот о программном обеспечении для разгона видеоакселераторов мы сейчас и поведем речь.
Программы предназначенные для разгона обычно называются твикерами (tweaker). Особый класс здесь составляют утилиты, чье назначение разгон видеокарт. Хотя более правильным било бы говорить об изменении их скоростных характеристик. Ведь с помощью таких программ производительность можно регулировать в широких пределах, даже понижать ее, если, скажем, по тем или иным причинам карта перегревается даже на своей штатной частоте. Хотя последнее — мера вынужденная и скорее нонсенс и ни в коем случае не правило. Нас интересует только ускорение.
Скорость видеосистемы определяется, прежде всего, частотами графического чипа и видеопамяти. Видеопамять, в свою очередь, можно ускорить, задав, если это возможно, более низкие таимингами. Здесь мы не рассматриваем производительность CPU и других компонентов, хотя их вклад в скорость на экране, безусловно, огромен.
С помощью инструментов для оверклокинга можно повышать частоты видеочипа и видеопамяти до тех пор, пока система сохраняет стабильность. При чрезмерном разгоне, что-то обязательно не выдержит, это может быть одна из микросхем памяти или графический чип. Заточить видеокарту на максимальную скорость удается только после длительных экспериментов. Постепенным ускорением настоек с проверкой после каждого шага карты на стабильность. Так, в конце концов, удастся выбрать оптимальное соотношение значений частот чипа и микросхем памяти, что и даст максимальную производительность при сохранении стабильности в работе.
Потеря же стабильности возможна как из-за банального перегрева, тут уж придется подумать о дополнительном охлаждении, так и по другим причинам. При разгоне на более высокие частоты чипу и памяти может не хватать стандартных уровней напряжения питания бортовых стабилизаторов графической карты. На некоторых видеокартах есть возможность повышать уровни напряжений, это может дать более стабильную работу, но опять же, приводит и к дополнительному разогреву. Другие параметры, которые иногда изменяются при разгоне, это тайминги памяти. Чем меньше тактов в установках таимингов, тем быстрее будет работать такая память. Однако понижение таимингов здорово влияет на стабильность, часто, при не слишком то большом вкладе в общую производительность. Видеопамять с заниженными таимингами вероятно удаться разогнать на меньшую частоту, что, скорее всего, не даст существенного выигрыша в скорости, а то и наоборот — приведет к замедлению по сравнению со штатными таимингами и более высокой частотой. Повышенная частота памяти дает гораздо более весомый вклад в скорость чем таиминги. Всегда выгоднее добиться более высокой частоты памяти, и не трогать ее таиминги, если те влекут за собой понижение частоты для сохранения стабильности.
Ну что же, теперь дело стало за конкретными инструментами для колдовства над вашей видеокартой. Правда гарантировать результат вам здесь никто не собирается, слишком уж рисковое это дело…
Утилита, которая давно завоевала для себя широкую известность, ставшая уже чуть ли не средством номер один для множества игроков-оверклокеров, несомненно, это Power Strip. Power Strip — проверенное универсальное средство для изменения параметров большого количества видекарт, начиная от уже давно устаревших, до карт на самых новых чипах. Программа распространяется на условиях sharaware. Возможности Power Strip впечатляют, прежде всего, тем количеством графических карт, чипов, мониторов с которыми она дружит. Не являются для нее помехой ни устаревшие версии драйверов, ни разнообразие всевозможных прошивок BIOS’ов которыми разные производители снабжают свои устройства. Достоинством является и то, что доступна версия с многоязыковой поддержкой, в том числе и русского. Причем переведен даже хелп и всплывающие подсказки. При том количестве настроек, которое предоставляет Power Strip, русский интерфейс совершенно не помешает.
После инсталляции и запуска Power Strip в правом углу экрана появляется ее ярлык, откуда и возможны дальнейшие манипуляции с настройками видео (рис.1). Возможности Power Strip не сводятся к одному только разгону. Для начала бы не помешало зайти через вкладку опций и выяснить информацию об видеоадаптере и мониторе. Отсюда можно узнать технические параметры, рабочие частоты, версии драйверов и многое другое, вплоть до идентификационных номеров производителей. Если же таковые хорошо известны и без помощи Power Strip, то можно сразу переходить к настройке видеосистемы.
Что бы добраться до основных скоростных настроек видеокарты, проходим путь «Профили производительности/Настроить…». В окне профилей производительности слева видим два вертикальных бегунка и окошки с числовыми значениями для частот видеочипа и памяти — основное средство оверклокера (рис.2).
Причем, верхний предел частот для видеочипа в этом окне мне не показался слишком высоким как для некоторых видеокарт — они могли бы гнаться и выше. Но, тем не менее, для большинства случаев диапазоны подходят. Все установки можно сохранить в виде профилей, что производится в нижней области окна профилей. Сохраненные профили доступны через ярлык в системном трее, по пути «Профили производительности/…». Для каждого сохраненного профиля можно назначить и сочетание горячих клавиш. Для этого следует воспользоваться первой кнопкой справа от строки с названием интересующей установки. Таким образом, попадаем в окно менеджера горячих клавиш (рис.3), другой путь через ярлык: «Опции/Менеджер горячих клавиш».
В правой верхней области окна менеджера горячих клавиш выбираем из списка интересующее событие, чуть ниже выделяем общий модификатор клавиш, ставим курсор в окошко «Выбранная клавиша», жмем кнопку на клавиатуре, а потом — «Добавить привязку». Заданное событие и сочетание клавиш для него появиться в левой области списка окна менеджера горячих клавиш. В окне менеджера горячих клавиш можно задавать сочетания кнопок не только для скоростных установок видеокарты, но и для множества других регулируемых Power Strip параметров, в этом смысле он универсален. Таким образом, параметры видеоустановок можно очень быстро менять или сбрасывать в стандартный режим — в зависимости от ситуации.
Другой полезной фичей Power Strip может оказаться возможность настройки параметров дисплея: «Профили дисплея/Настроить…» (рис.4). Здесь можно задавать разрешение и частоты регенерации экрана. В принципе того же самого можно добиться и с помощью стандартных инструментов Windows, однако, в случае Power Strip все установки можно сохранять в виде профилей и быстро вызывать их через трей или назначать сочетания горячих клавиш. Способ создания профилей и назначения им горячих клавиш здесь такой же, как и в случае с профилями быстродействия, что было описано выше. Для дисплея может пригодится и коррекция цвета: «Профили цвета/Настроить…». Здесь можно откорректировать яркость, контраст, гамму, температуру экрана. Опять же, все это может быть сохранено в виде профилей, доступ к которым для нас уже стал привычным.
Весьма интересны возможности в Power Strip менеджера ресурсов: «Опции/Менеджер ресурсов…» (рис.5). Здесь дается не только графическое представление загрузки системы, но так же есть возможность высвобождения системной памяти и программное охлаждение процессора. Можно включить режим автовысвобождения памяти. Тогда программа будет пытаться высвободить память автоматически при каждой смене видеорежима, если объем свободной памяти упал ниже уровня, установленного регулятором «Порог». Программное охлаждение процессора имеет смысл применять только в случае Windows 9X, так как начиная с Windows NT и выше эта функция реализована на системном уровне.
Настройка интерфейса самого Power Strip может осуществляться через ярлык в трее: «Опции/Настройки…». Здесь можно включать/отключать загрузку программы при старте Windows, выбрать язык, изменить отображение интерфейса. В правой верхней области окна «Модули» можно отключить ненужные модули и они так же не будут отображаться в меню ярлыка системного трея, оставив там, скажем, только модуль для установки производительности видеоадаптера.
В общем, Power Strip отличается завидной функциональностью, высокой стабильностью работы и может быть эффективным средством для оверклокинга. Однако все его возможности могут быть реализованы только в случае зарегистрированной версии программы. Хотя для случая простого разгона видеокарт вполне достаточно тех функций, которые присутствуют и в незарегистрированной программе.
Все же львиная доля рынка современных видеоакселераторов принадлежит nVidia, хотя и конкуренты в последнее время уж больно наступают на пятки. Вот как раз с разгоном GeForco’в всех мастей проблем возникает меньше всего. Ведь возможность изменения частот видеочипа и памяти здесь реализована даже непосредственно в драйверах Detonator, правда, во внештатном режиме. Что бы ее включить необходимо внести изменения в системный реестр. Решается это просто, достаточно запустить патч к Detonator, который подправит реестр, и средства разгона видеокарты будут разблокированы. За патчем можно отправиться на сайты http://nvworld.ru и http://www.nvmax.com), доступен он и с множества других. Это маленький reg-файл весом от 1 кб. Названия этого файлика могут быть разными, правильно будет coolbits.reg, однако может быть и другое, например det40x.reg, что обозначает принадлежность патча к определенным версиям Detonator’a. Надо смотреть в описание на сайтах, и вы не ошибетесь. Потом, чтобы добраться до частот видеокарты нужно в «Свойства экрана» зайти на вкладку настроек вашего GeForce, а потом, воспользовавшись кнопкой «Дополнительные свойства», попадем в окно, где будет присутствовать опция изменения частот Detonator’a (рис.6). И уже там движки регуляторов можно будет свободно перемещать, задавая степень разгона. Но все же неофициальность такого применения Detonator’a может сказаться на практике. Извечной болезнью пропатченных Detonator’ов является зауженное или неверное отображение диапазона частот памяти для некоторых видеокарт. Поэтому здесь имеет смысл воспользоваться специализированной утилитой для разгона GeForce.
Несмотря на то, что оверклокинг видеокарт на основе GeForce часто просто осуществляется через родной, слегка подправленный драйвер Detonator, существует немало утилит позволяющих делать то же самое в более широком спектре настроек, чем то возможно в стандартных установках драйвера. Да и, говоря по правде, не всегда корректно определяет штатный Detonator установленные частоты, особенно памяти…
Наиболее удачной, как на мой взгляд, утилитой для разгона видеокарт nVidia является Riva Tuner. Работает Riva Tuner под Windows 98/Me/2000/XP, постоянно обновляется, поддерживает новые видеочипы, а также последние версии Detonator’ов. Программа бесплатна. Несмотря на название, в последних ее версиях заявлена даже поддержка Radeon’ов от ATI — прямого конкурента nVidia.
Главное окно Riva Tuner разделено на две части: «Target adapter» — установки для видоадаптера и установки драйвера (рис.7). В области установок драйвера сразу же отображается список основных файлов драйвера, указывается их версия. Здесь реализовано два подхода для разгона видеоакселератора по частотам — на уровне «железа» и на уровне драйвере, и это возможно с обеих разделов: «Target adapter» и «Driver sittings».
В разделе «Target Adapter», во второй его строке за кнопкой «Customize» прячется ряд из 3-х кнопок настройки видеокарты (рис.8). Чтобы попасть в панель низкоуровневой настройки частот видеоадаптера следует воспользоваться первой из них — «Customize low level system sittings». В окне частот все, как обычно: бегунки для видеочипа и памяти (рис.9). Включаем флажком «Enable low level hardware overclocking», и можно приступать к установке нестандартных частот. Но прежде чем новые установки будут приняты, нужно обязательно воспользоваться кнопкой «Test», и программа проведет короткий тест, после чего для установок будет дано добро, либо они будут отвергнуты. Так же здесь есть возможность задать загрузку установленных частот при старте Windows, поставив флажок в строке «Apply overclocking at Windows startup».
Вторая кнопка из области «Target Adapter» — «Customize low level desktop color schemes» предоставляет доступ к настройкам яркости, контрастности, гаммы экрана. Цветовые схемы можно сохранять в виде профилей. С помощью последней кнопки из этого раздела «Graphics subsystem diagnostic report» можно получить некоторую информацию о материнской плате и видеокарте установленной в системе.
В настройках второй области главного окна — «Driver sittings» присутствует пять кнопок (рис.10). Кроме уже перечисленных выше, здесь добавлены настройки для Direct3D и OpenGL, а так же кнопка «Reset of the driver’s sittings to their default values» с помощью которой можно сбросить все установки драйвера и относящейся к нему части системного реестра на значения по умолчанию. В настройках дисплея здесь добавлена панель для оверлея — режима вывода изображения на экран, минуя системную память МВ. Окно твикенга также здесь увеличилось до четырех вкладок, среди которых появилась вкладка для настройки оверлея. Хотя первое — главное окно установок частот видеочипа и памяти не изменилось, на вид оно такое же, как и в случае низкоуровневой настройки.
Так как нас, прежде всего, интересует разгон, то стоило бы разобраться — какая разница между режимами низкоуровневого разгона видеоакселератора и установки частот через драйвер? В случае низкоуровневой настройки, программа получает прямой доступ к регистрам графического процессора. При настройке на уровне драйвера, изменения сначала вносятся в видеодрайвер, а потом уже он сам осуществляет низкоуровневые изменения на уровне железа. В случае оверклокинга через драйвер, при изменении видеорежимов экран на короткое время гаснет, что менее приятно. Такого не бывает при низкоуровневом твикенге Riva Tuner. Хотя теоретически конечный результат, то есть быстродействие при разгоне, в обеих случаях должен был бы быть одинаковым. Но все же неоднократные испытания разогнанных видеокарт с помощью 3DMark у меня почему-то всегда показывали незначительные преимущество, всего на несколько «марков», если твикинг проводился с помощью именно «low level system sittings». Может это только совпадения? На практике проявилось и другое различие. Так если частоты заданы через «Target Adapter», то после перехода системы в режим энергосбережения все установки частот сбрасываются до стандартного уровня, не зависимо от того, в каком положении стоял пункт «Restore clock frequencies after suspended mode». Учитывая, что кнопки «Power» и «Sleep» на многих клавиатурах расположены над самыми стрелками и «Enter’ом», то нельзя исключить их случайное нажатие, и как следствие — вся низкоуровневая настройка по новой. В режиме разгона через «Driver sittings» сброса частот после выхода с режима энергосбережения отмечено не было.
Стоит так же отметить вкладку «Power users» главного окна программы (рис.11). Это ни что иное, как редактор реестра, причем только той части системного реестра, которая относится к видеоподсистеме. Рекомендуемся только для опытных пользователей. Хотя, в случае чего, состояние по умолчанию можно будет восстановить, воспользовавшись кнопкой «Reset of the driver’s sittings to their default values» из раздела «Driver sittings».
Объективности ради, стоит добавить, поддержка видеокарт на базе Radeon в Riva Tuner хоть и заявлена, но мой безродный Radeon 7500 DDR почему-то ней не воспринимался.
Вторым ведущим игроком на рынке игровых ускорителей является канадская компания ATI Technology. Ее Radeon’ы на сегодняшний день составили достойную конкуренцию GeForc’ам, притом, что верхние модели от ATI уже обходят топовые карты от nVidia. Да и запас по разгону у Radeon тоже не мал, хотя все зависит от конкретной видеокарты, конечно. Естественно, и ATI не могла не остаться без внимания, и для ее чипов было создано немало утилит для разгона. В отличие от былых времен, когда свои платы делала сама ATI, сейчас продукцию на ее чипах собирает множество фирм. Это ведет к конкуренции, снижению цены, разнообразию и неразберихе в моделях. Разные фирмы используют собственные прошивки BIOS видеоадаптеров, что налагает индивидуальные особенности на эти карты при эксплуатации, а тем более при разгоне. По этой же причине далеко не все видеокарты на чипах ATI воспринимаются некоторыми программами-твикерами, некоторые просто не могут увидеть их скрытых возможностей.
Отличным средством для разгона современных видеокарт на чипах ATI является Rage3D Tweak. Эта утилита обладает хорошей стабильностью, совместима с большим количеством адаптеров, в том числе и не от самых известных производителей, ее версии постоянно обновляются. Добавьте сюда еще стильный дизайн интерфейса, возможность менять скины и бесплатность программы и вы поймете, насколько это нужная вещь для всех владельцев Radeon’ов.
Процесс инсталляции не отличается чем-то особенным, разве что по ходу вам предложат выбрать скин из небольшого списка. После установки программа ставит себя в автозагрузку и ее ярлык появляется с правой стороны экрана внизу в трее, двойной клик по которому откроет окно утилиты. Так же Rage3D Tweak добавляет свои вкладки в «Свойства монитора» Windows. В общем-то, подобное размещение можно отключить в установках программы, но лучше там их и оставить.
Окно Rage3D Tweak состоит из нескольких вкладок, на «Rage 3D Tweak» в виде древовидной структуры доступны все настройки программы. Здесь находятся установки Direct3D и OpenGL, настройки интерфейса программы и опции драйвера, дисплея и тому подобного (рис.12). Есть возможность назначать горячие клавиши. Одна из вкладок предназначена исключительно для оверклокинга (рис.13).
Здесь, как и положено, два движка для частот чипа и памяти и кнопка сброса в установки по умолчанию. Причем здесь «Default Sittings» в отличие от некоторых других твикеров, действительно знает стандартный режим видеокарты. К этим же установкам теперь можно добраться и через стандартные «Свойства экрана» Windows (рис.14). А вот верхний предел бегунка для памяти в Rage3D Tweak не отличается слишком высокими значениями.
Память многих видеокарт может работать на частотах выше, чем тот предел, который доступен с помощью Rage3D Tweak. В случае v.3.6, стоило поднять частоты и принять новые установки, как и верхний предел бегунков частот поднимался, что уже было доступно при следующем запуске программы. В более новой v.3.7 этот прием уже почему-то перестал работать, хотя максимальный уровень частоты памяти остался столь же низким. В текущей версии v.3.8 диапазон частот для памяти стал несколько больше, но все же его тоже недостаточно.
В общем-то, Rage3D Tweak оставляет о себе хорошее впечатление. К ее странностям можно отнести еще лишь то, что если через ярлык в трее закрыть меню кнопкой «Quit», то и сам ярлык, естественно, оттуда пропадает. Но может оказаться, что это был единственный путь получить доступ к настройкам утилиты, хоть сама программа продолжает работать. Остается еще возможность доступа через вкладки в «Свойства экрана», если эта фича была не отключена. Что бы вернуть значок и меню установок обратно, нужно идти в папку Program Files в каталог программы, и там вручную запускать regtwk.exe.
О предназначении другой утилиты-твикера можно судить уже только по ее названию — Radeonator. Сейчас доступна в двух версиях v.3.0 alpha, v.2.0 Final и v.1,2 LE. Сначала, как и положено, я скачал последнюю завершенную версию 2.0 Final и попытался применить ее к видеокарте Radeon 7500 DDR. Не тут то было. Уже при инсталляции Radeonator v.2.0 Final начались проблемы: сначала ему понадобились вручную указывать ключи реестра, а под конец он не смог найти нужного ему файла.
Дополнительная установка рекомендуемого патча instmsia.exe, который можно скачать с того же сайта, ситуацию не изменила. Ни чтение хелпа, ни переустановка драйверов, ни даже испытание карточки на другом компьютере не помогли, на том все и кончилось. Раздосадованный я решил испробовать версию попроще — Radeonator 1,2 LE, в котором, тем не менее, заявлена поддержка линейки Radeon’ов от 7000 до 9700. И что вы думаете? Ни при инсталляции, ни при дальнейшей эксплуатации никаких проблем не возникло. Он честно разгонял карту до уровня 300/275 МГц на которых та стабильно работала без каких либо дополнительных ухищрений. Radeonator 1,2 LE отличается очень простым интерфейсом (рис.15), всего лишь одна вкладка только со средствами для разгона: два бегунка частоты чипа и памяти.
Кнопка «Default», правда, работала довольно своеобразно, вместо того, что бы сбрасывать частоты на установки по умолчанию для конкретной карты, она загоняла их на начало шкал, что было меньше стандартных значений. В общем, . Radeonator 1,2 LE в моем случае показал себя с наилучшей стороны. Да и интерфейсы попроще у подобных программ мне нравятся больше. Если мы занимаемся разгоном, то мы именно этим и занимаемся, и нам совершенно не обязательно рыться в массе вкладок выискивая какие-то мудреные функции, закрывая этим весь экран. Хотя, это лично мое мнение, а о вкусах, как известно, не спорят…
Но все же Radeonator v.2.0 Final я хоть и отложил на время в сторону, но в покое его не оставил. Если уж его младший брат нормально работал с моей картой, то и последняя версия в принципе должна была бы воспринимать те же видеокарты. Так оно впоследствии и оказалось. Правда заработал v.2.0 Final у меня попозже, под свежеустановленным Windows, под которым, правда, до того уже успел потрудится GeForce со своим Detonator’ом. Проблем это не вызвало. Но указывать вручную путь к ключу реестра тоже все ж таки пришлось. Но обо всем по порядку.
На этот раз Radeonator v.2.0 Final инсталлировался и заработал без каких либо проблем, ничего дополнительно ставить не пришлось. При первом запуске появилось окно, в строке которого предлагалось вручную указать путь к нужному ключу реестра. О том, что нужно тут делать, подробно сказано в справке программы в разделе FAQ. В моем случае — Windows 98SE, было достаточно ввести: HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\ATI Technologies\Driver\0001. Довольно обширное окно Radeonator v.2.0 состоит из трех вкладок, не изобилующих большим количеством настроек. На вкладке «Overclock» (рис.16) два бегунка регуляторов частоты чипа и памяти, да возможность установить запуск утилиты при загрузке Windows. Кнопка «Default» работала точно так же как и в v.1.2 — сгоняла частоты на начало шкалы что, конечно же, было меньше значений по умолчанию. Во вкладке «System Info» дается очень жиденькая информация о конфигурации системы. Есть возможность задавать профили, но организовано это неудобно.
Radeonator v.3.0 на текущий момент доступен только в виде alpha, да и та предназначена для одного лишь Windows XP. При установке нужно отдельно проинсталлировать R6Probe_Installer, который идет в архиве вместе с Radeonator. Окно Radeonator v.3.0 пополнилось несколькими новыми вкладками (рис.17), среди чего появилась возможность настройки DirectX, OpenGL и установок Windows. В окне оверклокинга шкалы частот для графического чипа и памяти отличаются большими диапазонами. Кнопка сброса в стандартный режим — «Default» наконец-то начала работать как и положено.
В качестве же твикера для устаревших видеокатр, выпущенных до поколений Radeon’ов и GeForc’сов можно использовать Performance Tuner. Performance Tuner — это не что иное, как модуль из известной утилиты Power Strip устаревших версий. однако модуль этот самый главный, он предназначен только для разгона, установки частот графического чипа и памяти. К тому же Performance Tuner, в отличие от Power Strip, совершенно бесплатен, поддерживает большое количество видеокарт прошлых выпусков. Performance Tuner чуть ли не единственное средство с помощью которого корректно разгоняются такие тугие на подъем карты, как ATI Rage 128.
Интерфейс Performance Tuner состоит всего из одного окна в котором есть все самое главное — установки частот видеочипа и памяти (рис.18). Собственные установки можно сохранять в виде профилей в соответствующей области — «Profiles». Профиль, использующий тот или иной набор частот можно потом быстро вызывать через значок Performance Tuner в системном трее. Что бы разместить значек в трее, достаточно отметить установку «Show icon on task bar» в окне программы. После клика значка в трее, через пункт «Performance Profiles» можно, в зависимости от ситуации, быстро выбрать любую предустановку частот. Performance Tuner показал себя как простое и надежное средство для разгона большого количества видеокарт старых выпусков. Сейчас на сайте разработчиков уже ничего не упоминается об этой полезной для многих утилите, но скачать ее оттуда все еще можно по адресу www.entechtaiwan.com/files/perftune.exe.
Не знаю, стоит ли вставлять типичное напоминание вроде того, что автор статьи снимает с себя всякую ответственность за все возможные последствия в процессе твикинга ваших видеокарт. Подозреваю, это вряд ли кого-то остановит. Раз уж сами производители видеоадаптеров создают свои продукты столь уж легко гонимыми, когда для этого зачастую даже перезагрузка ПК не требуется, то, что уж остается делать пользователям с практичным складом ума, жаждущих скорости. Конечно экспериментировать…