Обзор видеоускорителей Nvidia GeForce FX 5200 Ultra и GeForce FX 5600 Ultra
Так уж сложилось, что в прессе уделяют больше внимания анонсам Hi-End продуктов. Связано это в основном с тем, что в них впервые воплощаются революционные или, по крайней мере, передовые разработки, определяющие будущее индустрии. А заглянуть в это самое «прекрасное далёко» всегда было заветной мечтой человечества.
Но народ своими деньгами голосует за более простые решения, реализующие те же технологии. Пусть с меньшей производительностью, но и по более низким ценам. Может быть, соотношение производительность/цена у них даже и не отличается в лучшую сторону от флагмана, но если добавить к параметрам выбора целесообразность производительности и приемлемость цены, то выбор большинства становится легко объяснимым и предсказуемым.
Сегодня мы рассмотрим на примере референс-карт два «массовых» видеоускорителя от компании Nvidia: GeForce FX 5200 Ultra (далее 5200U) и GeForce FX 5600 Ultra (5600U). Построены они соответственно на чипах NV34 и NV31, каждый имеет на борту 128 Мбайт видеопамяти. Технологическим фундаментом им служит архитектура NV30, с которой можно ознакомиться по адресу www.ferra.ru/online/video/23735.
О том, как семь раз отмеряли, и не только
Напомню, что во время тестирования старшего брата (о котором можно прочитать по адресу www.ferra.ru/online/video/24744) высокая концентрация осторожности в условиях оригинальной застройки поверхности печатной платы заставили нас отказаться от попыток сфотографировать NV30. На этот раз все гораздо проще, а потому спешите видеть!
Ничего оригинального во внешнем виде нет (если не считать серебристого окраса пластмассовых частей крышек чипов, вызванного въевшейся термопастой). А что же внутри?
NV30 | NV31 | NV34 | |
Производственный процесс GPU, мкм | 0,13 | 0,13 | 0,15 |
Количество транзисторов, млн. | 125 | 75 | 45 |
Рабочая частота ядра, МГц | 500 | 350 | 325 |
Эффективная частота памяти, МГц | 1000 | 700 | 650 |
Разрядность памяти, бит | 128 | 128 | 128 |
Тип памяти | DDR II | DDR/ DDR II | DDR |
Пиковая пропускная способность памяти, Гбайт/с | 16 | 11,2 | 10,4 |
Версия DirectX | 9+ | 9+ | 9+ |
Версия вершинных шейдеров | 2+ | 2+ | 2+ |
Версия пиксельных шейдеров | 2+ | 2+ | 2+ |
Количество пиксельных конвейеров | 8 | 4 | 4 |
Количество текстурных модулей на конвейер | 1 | 1 | 1 |
На первый взгляд, отличий между двумя новинками очень мало. Разный технологический процесс производства, незначительная разница в рабочих частотах, гипотетическая поддержка NV31 DDR II. Казалось бы, и остановиться-то не на чем. Даже разводка плат идентичная.
Но обратите внимание на заметно меньшее количество транзисторов у NV34. Судя по всему, секвестру подверглись всевозможные кэши (как и у NV31 по сравнению с NV30), что заметно притормозит карту. Кроме того, «пострадал» контроллер памяти. И напоследок, видимо, чтобы окончательно убедить пользователей в том, что полноэкранное сглаживание на низкобюджетной видеокарте — роскошь, чип лишили возможности сжатия информации о цвете. К тому же, по неподтвержденной пока информации, GeForce FX 5200/Ultra не в полной мере будет поддерживать «спецификацию» Nvidia DirectX 9+, но со стандартной, майкрософтовской версией №9 дружить будет. Впрочем, эта поддержка и у старших братьев представляется мне больше маркетинговым ходом на данный момент (в плане фактора, склоняющего к покупке), что уж говорить про гораздо менее производительного родственника.
О намерениях и дорогах
Но вернемся к насущному. Фотография видеокарты показывает нам, что система охлаждения на этот раз блещет лишь поверхностью, но в плане оригинальности уступает GeForce FX 5800 Ultra (5800U). И слава Богу! Никакой необходимости нагромождать фантасмагоричные конструкции на этот раз нет.
Но все же нескольких слов кулеры и их работа заслуживают. Оказалось, что подошва радиаторов покрыта неким непонятным слоем. Насколько мы можем судить, это просто черная краска! Решение использовать ее в качестве термопрослойки не поддается никакому логическому объяснению. В силу неровности поверхности уменьшается площадь соприкосновения с чипом (правда, с этим борется термопаста, но даже удачное решение собственноручно созданной проблемы не видится подвигом), а заведомо низкий коэффициент теплопроводности ухудшает отвод тепла от ядра. Так что остается только удивляться!
Примечательна и работа вентиляторов. Если у 5800U по нашим наблюдениям частота вращения вентилятора зависит только от того, какие блоки чипа задействованы, то у 5200U переключение режимов вызывалось изменением температуры ядра. Режима также всего лишь два: тихо и громко. А кулер 5600U работает только во втором режиме. Если сравнивать с шумом флагмана, то здешнее «громко» гораздо ближе к его «тихо».
По этому поводу хотелось бы отметить следующее. Даже у громоподобного 5800U больше всего раздражали именно переходы от тишины к шуму и обратно. Особенно это проявилось во время тестирования 3DMark’ом, поскольку в процессе карта постоянно переключается с обработки только 2D в промежутках между тестами на работу в 3D в самих тестах. Впрочем, во время игры это не будет проявляться. Пока игрок отстреливает противников в каком-нибудь Unreal Tournament, чипу постоянно придется задействовать максимальное количество блоков. «Расслабится» он только во время смены уровня.
Так что шум 5800U будет постоянный. К нему можно быстро привыкнуть, слегка заглушить звуками и музыкой игры. Такая же ситуация и у 5600U (а в искусственных бенчмарках и того лучше!). А вот 5200U в этом отношении проигрывает — кулер может напомнить о себе в любой момент. Единственное, что утешает — относительно низкий шум даже у громкого режима. Подводя итог, с прискорбием констатирую факт: практическая реализация технологии SilentRun разочаровывает. Благое намерение подвергать нас звуковой атаке лишь по мере необходимости вылилось в назойливые «качели» от тишины к шуму. Возможно, помогло бы увеличение количества скоростных стадий (например, как у современных ноутбуков), но, похоже, что на примере этих продуктов мы это так и не выясним.
Что касается непосредственных обязанностей кулеров (поверьте, производство шума к ним не относится!), то с охлаждением они справляются хорошо. Но и чипы на этот раз не столь горячи и вполне сравнимы с предыдущими продуктами Nvidia. Сами карты в процессе работы, конечно же, греются, но по сравнению с GeForce 5800 Ultra награждаются званием «холодные».
О водителе, здоровой еде и своевременности
Еще раз обратим свой взор на снимок видеокарты. В правом ближнем углу установлен стандартный 12-вольтный коннектор (через такой же вы подключаете, например, винчестеры). Да, и на этих картах есть возможность подпитки извне. Но здесь это именно возможность, а не необходимость, как у 5800U.
В принципе, если не подключить дополнительное питание, драйвер по-прежнему выдает то же сообщение о недостатке питания и снижении рабочей частоты GPU (см. скриншот), что и при тестировании NV30. Да, и то только у 5200U! Но на самом деле ни снижения частот, ни уменьшения производительности не происходит ни у одного из чипов. Более того, они стабильно работают в таком режиме — оба выдержали по три часа закольцованного 3DMark’а 2001 SE! Конечно же, финальное тестирование проводилось с подключением дополнительного питания.
Вообще, драйвер ведет себя так же, как и на NV30. Единственное заметное отличие — отсутствие гибридных режимов сглаживания 6xS и 8xS. Впрочем, памятуя о падении производительности в этих режимах на 5800U, можно понять, что на упрощенных версиях употреблять их можно было бы разве что для просмотра слайдов. Так что печаль наша будет светла и недолговечна.
На предоставленных нам картах использовалась DDR-память производства Hynix со временем доступа 2,5 нс, то есть теоретически она способна работать на частоте до 400 МГц (эффективная — 800 МГц). Но разгон на этих картах просто не имеет смысла. Напомню, что это референс-карты от Nvidia (то есть они являются шаблоном, образцом для реальных производителей). Что будут представлять собой серийные образцы от ASUSTeK, Gainward, MSI и других — пока не известно. Ясно, что кардинальных изменений не будет, но все же рассмотрим потенциал разгона позже именно на серийных моделях.
Разгон ядра, как и на NV30, становится доступен только после правки реестра Windows. И здесь вскрылось еще одно различие в поведении драйвера. У NV34, так же как и у NV30, рабочие частоты разведены на режимы 2D и 3D. Но при этом частоты в обеих конфигурациях одинаковые (у NV30 в 3D 500 МГц /1000 МГц, в 2D — 300 МГц /600 МГц). А у NV31 частоты и вовсе не разведены.
Результаты разогнанных чипов не приводятся по вышеописанным причинам. Конечно, чипы у всех производителей будут аналогичные. Но тестировать чип в отрыве от его окружения глупо. А это окружение может серьезно меняться от производителя к производителю.
Ну и переходя (наконец-то, скажут некоторые) к тестированию, «отконстатирую» еще один приятный факт — качество 2D у обеих карт оказалось ничуть не хуже, чем у GeForce FX 5800 Ultra, которое в свою очередь не уступало качеству Matrox Parhelia.
О магии чисел и прочих странностях
Платформа | |
Процессор | Intel Pentium 4 2,53 ГГц (Northwood) |
Материнская плата | ASUS P4G8X Deluxe (Intel E7205) |
Системная память | 2х256 Мбайт DDR2100 TwinMOS |
Операционная система | Microsoft Windows XP Professional SP1 |
Звук | Creative SB Live! Player 5.1 |
Жесткий диск | IBM DTLA-307030 30 Гбайт |
Драйверы | NVIDIA Detonator 42.72ATI Catalyst 3.1 |
М-да. А вот с выбором конкурентов есть небольшие затруднения. Забегая немного вперед, скажу, что предположительно цена на GeForce FX 5200 Ultra составит от 100 до 150 долларов. Это означает, что в Москве они первое время будут стоить 150-170 долларов (дороговато для Low-End, да?).
В принципе, в этой ценовой категории располагается Radeon 9500 с 64 или 128 Мбайт памяти. А ниже только 9000 Pro, но он стоит уже меньше 100 у. е. или слегка вылезает за эту границу. В данной ситуации, на мой взгляд, некорректно сталкивать его с GeForce FX 5200 Ultra. Возможно через пару-тройку месяцев, если цена на новинку упадет до нужного предела, мы сравним производительность этих соседей по «позиционированию». Пока замечу лишь, что продукт ATI проигрывает в большинстве реальных DirectX-приложений и выигрывает в OpenGL-играх.
Забавно, что более продвинутый GeForce FX 5600 Ultra будет конкурировать с тем же Radeon 9500, несущим 64 Мбайт, а также его 128-мегабайтной Pro-версией (пиксельных конвейеров уже восемь!). Обе карты от отлично зарекомендовавшего себя производителя Sapphire. Начнем по традиции с некоторых результатов в синтетическом 3DMark 2001 SE.
GeForce FX 5200 Ultra | Radeon 9500 | GeForce FX 5600 Ultra | Radeon 9500 Pro | |
Fillrate — Single-Texturing, MTexels/sec | 870,7 | 849,2 | 702,4 | 968,1 |
Fillrate — Multi-Texturing, MTexels/sec | 944,8 | 1102,3 | 1236,3 | 2165,7 |
High Polygon Count — 1 Light, Mtriangles | 28,3 | 56,5 | 31,2 | 56,5 |
High Polygon Count — 8 Light, Mtriangles | 6,4 | 13,7 | 8 | 13,7 |
Vertex Shader, FPS | 54,3 | 141,5 | 68,5 | 151,5 |
Pixel Shader, FPS | 98,2 | 151,1 | 171,4 | 217,8 |
Advanced Pixel Shader, FPS | 39,2 | 90,8 | 53,3 | 152,1 |
Разочаровывает результат высокополигональной сцены с восемью источниками света — проигрыш там, где NV30 доминировал с двукратным преимуществом. Вообще, кроме как о победах 5600U над R9500 в мультитекстурировании и пиксельных шейдерах сказать хорошего не о чем.
А что в следующей версии этого бенчмарка — 3DMark 03?
GeForce FX 5200 Ultra | Radeon 9500 | GeForce FX 5600 Ultra | Radeon 9500 Pro | |
Fillrate — Single-Texturing, MTexels/sec | 619,2 | 754,7 | 968,8 | 790,3 |
Fillrate — Multi-Texturing, MTexels/sec | 906,1 | 1082,3 | 1190 | 1771,2 |
Vertex Shader, FPS | 5,3 | 12,8 | 6,2 | 13,1 |
Pixel Shader 2.0, FPS | 7,3 | 22,6 | 16,4 | 32,2 |
По большому счету, та же картина. Опять 5600U смог обогнать обычный R9500 в мультитекстурировании, на этот раз удалось выиграть и при наложении одной текстуры, но нет и преимущества в пиксельных шейдерах версии 2.0. 5200U снова безнадежно отстал.
Посмотрим, что происходит в реальных приложениях.
GeForce FX 5200 Ultra | Radeon 9500 | GeForce FX 5600 Ultra | Radeon 9500 Pro | |
Unreal Tournament 2003 (1024x768x32) | 62,5 | 69,1 | 99,0 | 116,8 |
Unreal Tournament 2003 (1280x1024x32) | 40,3 | 40,2 | 65,2 | 73,8 |
Unreal Tournament 2003 (1600x1200x32) | 28,2 | 28,2 | 45,8 | 51,4 |
В Unreal Tournament 2003 ускоритель 5200U немного выправляет ситуацию, сокращая отставание от Radeon 9500 с ростом разрешения. На 1600х1200 они приходят уже с равным результатом. 5600U легко обходит обычный вариант R9500, но Pro-версия для него недосягаема — разрыв в 12-15% наблюдается во всех разрешениях.
GeForce FX 5200 Ultra | Radeon 9500 | GeForce FX 5600 Ultra | Radeon 9500 Pro | |
Serious Sam: The Second Encounter (1024x768x32) | 62,0 | 68,1 | 69,8 | 83,3 |
Serious Sam: The Second Encounter (1280x1024x32) | 44,3 | 50,2 | 50,1 | 66,3 |
Serious Sam: The Second Encounter (1600x1200x32) | 32,5 | 35,0 | 35,8 | 48,4 |
В Serious Sam: The Second Encounter карта на 5600U обогнала обычный R9500 с минимальным преимуществом, а в разрешении 1280х1024 даже немного проиграла. Отставание от R9500 Pro выросло до 20-35%. Впрочем, с этим движком и у 5800U были серьезные проблемы. Преемственность — хорошая вещь, но не в подобных случаях.
В общем-то, эти две игры достаточно хорошо (читай: типично) отражают соотношение сил при использовании DirectX и OpenGL. При использовании первого API дела продуктов Nvidia идут достаточно хорошо. Хотя 5200U и отстает, но не столь катастрофично, как в OpenGL. Правда, использование другой демки в «Серьезном Сэме» немного сокращает отрыв, Return to Castle Wolfenstein его даже несколько увеличивает, показывая, что ситуация эта закономерна для OpenGL-приложений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в стандартных режимах GeForce FX 5200 Ultra очевидно проигрывает Radeon 9500, имеющему даже 64 Мбайт памяти. GeForce FX 5600 Ultra в DirectX приложениях легко обыгрывает обычный Radeon 9500, в OpenGL на равных с ним тягается, но Pro-версия от ATI заметно быстрее при использовании обоих API.
При использовании полноэкранного сглаживания (четырехкратный мультисэмлинг с обеих сторон) ситуация аналогичная. Лишь в DirectX на высоких разрешениях она немного улучшается.
Включение же анизотропии ставит все с ног на голову. В DirectX новички еще ведут себя прилично — процент падения производительности при использовании режима Performance-Balanced такой же, как и у продуктов ATI, у которых включался режим 16x Quality. Он составил 35-40%. Performance-Aggressive позволил сократить этот показатель у GeForce’ов до 15%. Что, естественно, позволило им выигрывать даже по абсолютным показателям.
Но в OpenGL они просто с цепи сорвались. Серьезность Сэма удерживала процент падения производительности у новеньких в сбалансированном режиме в районе 20%, но в агрессивном он снизился до 10-12%. А движок Return to Castle Wolfenstein решил, что анизотропия — это не та вещь, которую стоит замечать. В результате, даже в режиме Performance-Balanced производительность упала лишь на 5-7%. Это позволило, наконец-то, выбиться NV31 и NV34 в безоговорочные лидеры.
Напоследок, по многочисленным просьбам читателей приведу результаты видеокарт в DOOM III Alpha. Хочется подчеркнуть, что доступная сейчас на рынке версия является ужасающе «кривой» программой, созданной только для демонстрации технологий будущей игры. Делать какие-либо выводы на основе результатов, показанных здесь чипами, было бы опрометчиво. А потому никаких комментариев.
GeForce FX 5200 Ultra | Radeon 9500 | GeForce FX 5600 Ultra | Radeon 9500 Pro | |
DOOM III Alpha (1024x768x32) | 19,6 | 17,8 | 30,1 | 24,2 |
О пятнах на солнце и астрологии
«Начну заканчивать» информацией о модификациях и предполагаемых ценах. Вот что предлагает Nvidia своим партнерам:
• GeForce FX 5200 — частоты неизвестны, 64/128 Мбайт локальной памяти, цена от 80 до 100 долларов;
• GeForce FX 5200 Ultra — 325 МГц/325 МГц DDR, 64/128 Мбайт локальной памяти, цена от 100 до 150 долларов;
• GeForce FX 5600 — частоты неизвестны, 128 Мбайт локальной памяти, цена около180 долларов;
• GeForce FX 5600 Ultra — 350 МГц/350 МГц DDR (возможно, DDR II), 128/256 Мбайт локальной памяти, цена от 200 долларов.
Как мы убедились, в стандартных режимах новинки уступают своим прямым «ценовым» конкурентам. Сюда же относится GeForce 4 Ti 4200-8X (NV28). По производительности он идет вровень, а зачастую даже обходит 5600U. Но только в стандартных режимах. Уже при включении полноэкранного сглаживания его результаты скатываются на уровень 5200U.
Таким образом, делать свой выбор в пользу новых «массовиков» от Nvidia стоит только в том случае, если вы часто используете анизотропную фильтрацию и FSAA. Иначе, стоит обратить свой взор на Radeon 9500/Pro или на различные модификации GeForce 4 Ti 4200.
Можно, конечно, упомянуть еще и о аппаратной поддержке DirectX 9, которая отсутствует у стареньких NV25, 28. Но низкая производительность новых GeForce’ов вряд ли позволит их хозяевам задействовать интересные эффекты на базе этого API в будущих играх.
Но и в этом темном царстве есть лучик света для новинок. И дарят его… ATI с партнерами! Дело в том, что найти даже в Москве Radeon 9500 Pro довольно затруднительно. Производители восприняли его без большого энтузиазма, так что количество доступных видеокарт очень мало. Конечно, 5200U от этого ни холодно, ни жарко. А 5600U, таким образом, остается в гордом одиночестве — с обычным Radeon 9500 он справляется.
Самая сложная ситуация именно у младшего брата — NV34. Если его цена не упадет вплотную к отметке 100 долларов, дела его на рынке пойдут со страшным скрипом. Radeon 9500, находящийся в нише «от 150 долларов» обыгрывает его по всем статьям.
Не стоит забывать также, что ATI уже объявила новые чипы (подробности о них можно прочитать по адресу www.ferra.ru/online/video/24809), нацеленные на те же секторы рынка, что и рассматриваемые сегодня видеокарты. Это Radeon 9200/Pro и Radeon 9600/Pro. Относительно них пока все те же вечные вопросы: когда же они появятся на прилавках, и сколько это будет стоить? Особенно тут интересен Radeon 9600.
Справедливости ради, еще раз напомню, что в тестировании принимали участие референс-карты. На их основе можно лишь предполагать о производительности серийных моделей. А к моменту их появления в магазинах Nvidia успеет доработать драйвер, что может заметно сказаться на результатах. Так что эту статью стоит рассматривать лишь как информацию к размышлению, а не отчет о положении на рынке.