Опубликовано 21 мая 2003, 00:33

Репортаж с выставки «Связьэкспокомм '2003»

Лейтмотив экспозиции — беспроводные технологии. Не исключено, что уже в ближайшее время именно они изменят и способы ведения дел, и, в значительной мере, расстановку сил в отрасли IT.

«Связьэкспокомм '2003» встречала посетителей на дальних подступах. Уже на Тверской, в аккурат между Пушкинской и Маяковской, будущих посетителей предупреждал перегораживающий улицу плакат, извещающий о первенстве одной весьма уважаемой компании в строительстве Интернета. Декларация, впрочем, так и осталась загадкой: если первый — то где и в чем? В России, в мире, в городе, — наконец, на Тверской? В уважаемом деле строительства Интернета или в каких-то иных проявлениях? Или все-таки — когда? Последняя версия, кстати, наиболее легко читаема (рис. 1) и позволяет предположить: очень просто, претенденты, наконец-то договорились и решили, чтоб не ломать копья, составить расписание, из которого следовало — да, с двенадцатого по шестнадцатое мая, в престижное время проведения выставки, имярек — первый Интернет-оператор. Правда, претенденты на вторые и последующие места так и не встретились, ни по дороге, ни на самой выставке. Что кстати, напомнило давний анекдот, случившийся при встрече двух музыкантов: такой-то — великий скрипач, виртуоз, крупнейший исполнитель, вне всякого сомнения — второй в мире. — Да почему же второй? — Так первых, в каждой стране, по нескольку штук…

1

Рис. 1.

1

Рис. 1.

Тема первенства, в тех или иных проявлениях, не отпускала и на выставке, правда уже не сопровождалась столь громкими заявлениями. Лейтмотивом же экспозиции — по крайней мере, для автора статьи — стали беспроводные технологии. Не исключено, что уже в ближайшее время именно они изменят и способы ведения дел, и, в значительной мере, расстановку сил в отрасли.

А дорога на выставку для меня действительно начиналась с упомянутого плаката. От него до места проведения пресс-конференции компании Hughes Network Systems меня отделяла всего сотня-другая метров. На пресс-конференции было объявлено об открытии российского представительства HNS (то, что размещалось в Центре Международной Торговли на Красной Пресне до 2001 года, на поверку оказалось скорее офисом); совместном с TM Сат и ГУП Космическая Связь проекте строительства станции сопряжения системы Thuraya и некоторых планах развития сети DirecWay.

Станция сопряжения будет расположена в Дубне, а система Thuraya будет вводиться в строй поэтапно. Коммерческие услуги сотовой мобильной спутниковой связи предоставляются уже сейчас (тарифы на звонки в систему Thuraya присутствуют, например, в прайсах некоторых мобильных операторов), правда система работает на базе шлюза, расположенного в Арабских Эмиратах, в г. Шарджа, из-за чего звонки по России могут оказаться для пользователей системы излишне дороги. В зону покрытия попадают пока западные регионы РФ (включая Москву), Западная и Южная Сибирь. На втором этапе, уже летом этого года, после ввода в эксплуатацию нового спутника услуги Thuraya станут доступны практически во всех промышленных регионах России. А после ввода в эксплуатацию шлюза в Дубне обещано грандиозное падение цен на российский трафик. Впрочем, при стоимости звонка на уровне 50-80 центов услуги Thuraya остаются довольно экзотичны, и ориентированы, в первую очередь, на довольно специфичную аудиторию, которая во всем мире насчитывает сейчас около 125 тысяч человек (25000 из которых подключились, впрочем, за последние два-три месяца). Для справки — зона покрытия спутника, как и у наземных операторов мобильной связи, имеет сотовую, или фасеточную структуру, а использование направленных антенн позволяет значительно уменьшить требования по мощности и например, разместить в приемном устройстве размером с обыкновенный сотовый телефон наряду с космическим — GSM-интерфейс и приемник системы спутниковой навигации GPS (тоже, кстати, разработка HNS).

Третьей (и не исключено, наиболее важной) темой презентации стала система спутниковой передачи данных DirecWay. В разных модификациях эта система способна обеспечить однонаправленную или двунаправленную передачу данных через спутники связи, расположенные на геостационарной орбите. Для этого используется один из свободных транспондеров, ретранслирующий на землю всю принятую полосу частот. Абонентское устройство пока имеет блочную конструкцию, обусловленную ходом развития самой системы. Изначально система была однонаправленной (и называлась DirecPC). Комплект, соответственно, состоял из приемного блока и антенны, VSAT или Very Small Aperture Terminal (на рис. 2 — приемопередающая антенна DirecWay). Затем к нему добавился обратный канал, соответственно поменялось и название — на DirecWay, стремясь, очевидно, подчеркнуть прямоту общения с Интернетом (ранее в обратном канале использовалось модемное соединение). После появления DirecWay (а может и немного за, обусловив появления обратного канала) услуга DirecPC стала малопопулярной. Обратным каналом, соответсвенно, заведовал еще один блок. А когда услугой, способной обеспечить быстрое подключение к Сети со скоростью в обратном канале 128 кбит/с, а в прямом, в зависимости от тарифного плана, от 400 кбит/с до нескольких Мбит/с, заинтересовались корпоративные пользователи, появился третий блок — маршрутизатора, способного обеспечить подключение к Сети и раздачу Интернет целой организации.

2

Рис. 2. Приемопередающая антенна DirecWay.

2

Рис. 2. Приемопередающая антенна DirecWay.

На пресс-конференции был представлен четвертый блок — шлюз IP-телефонии DW6040 (рис. 3), позволяющий подключить от одного до четырех обычных телефонов и телефаксов в любой точке мира. В HNS этот блок рассматривают как вполне достойное решение проблем сельской телефонии в России (56000 населенных пунктов здесь все еще не имеют телефонов) и обещают вскорости вместить все четыре блока — в один, таких же размеров и дизайна, тем более что вышеописанная разбивка малоактуальна и услуга однонаправленного доступа может пользоваться спросом только в таких местах, как Россия, где лицензионные отчисления на радиочастоты, используемые в обратном канале, достигают 3000 долларов (здесь, по данным HNS, мы действительно впереди планеты всей) и, по сути, втрое превышают стоимость самого оборудования. Впрочем, в HNS очень надеются, что уже осенью установившийся порядок удастся сменить, снизив стоимость регистрации по крайней мере на порядок и сделав ее заявительной.

2

Рис. 3. Шлюз IP-телефонии DW6040.

2

Рис. 3. Шлюз IP-телефонии DW6040.

Интересно, что после этого решения двунаправленного спутникового доступа могут вступить в ценовую конкуренцию с городскими беспроводными сетями, а само решение — стать очень востребованным во множестве населенных пунктов (для справки — в числе ближайших конкурентов HNS — Gilat, ENS и ViaSAT).

Неплохим дополнением к такому спутниковому терминалу, доводящим идею автономности до логического завершения, могут стать источники бесперебойного питания — солнечные или ветроэнергетические установки. Стоимость автономного солнечного генератора мощностью 600-700 Вт начинается сейчас, при изготовлении своими руками из покупных элементов, с 500-600 долларов — как раз такое готовится сейчас к сезону на моем дачном участке, мое же внимание привлек ветрогенератор, исправно вырабатывающий потоки свежего воздуха на одном из стендов внутри первого павильона. От привычных конструкций его отличало наличие всего одной лопасти (рис. 4), что, по утверждению разработчика, НИЦ «ВИНДЭК», позволило повысить скорость вращения и упростить сопряжение с элетрогенератором. Интересно, что размеры ветряка на 500 и 1500 Вт практически не отличаются — у обоих длина единственной лопасти составляет около 2 метров (если быть точным, соответственно 180 и 200 см).

4

Рис. 4. Однолопастной ветрогенератор.

4

Рис. 4. Однолопастной ветрогенератор.

Возвращаясь к теме беспроводки — такие вот, чуть более годичной давности, пусть даже непоследовательные и половинчатые изменения в порядке лицензирования и регистрации WLAN-устройств сделали возможной ставшую вдруг очень популярной и у нас тему беспроводных локальных сетей (интересно, не случись этого, какого сарказма были бы исполнены у нас анонсы появления Centrino, VANDA и других беспроводных платформ?).

В общем, на эту выставку я шел уже с ноутбуком и беспроводной Wi-Fi-карточкой. Спешу поделиться уловом: павильон 6, сразу у входа на выставку — 1одна сеть, павильон 3 — три, павильон 7 — еще одна, и явный рекордсмен — павильон 1, в котором таких сетей было найдено аж пять (почти вдвое больше числа доступных неперекрывающихся каналов). И опять — оператор, претендующий на первизну (см. рис. 5). И это — только те, у которых разрешена трансляция сетевых индентификаторов — SSID. Остальные сети, как и павильоны 2, «Форум», конгресс-центр и некоторые другие, так и остались Терра Инкогнита — скорее, впрочем, из-за банальной нехватки времени. К слову — модный когда-то на западе war-driving, или поиск и нанесение на карту беспроводных локальных сетей, с географического и канального переходит на новый уровень — уровень приложений.

5

Рис. 5.

5

Рис. 5.

В частности, популярным становится поиск открытых в свободный доступ беспроводных видеокамер. Представьте себе карту, на которой — охранная система XXX, детская площадка и… камера в ванной босса.

Мой, весьма поверхностный, war-driving, или, точнее, war-walking, показал, что в некоторые из этих сетей не было предусмотрено никаких специальных мер предосторожностей — вернее, приняты, но на уровне стандартной парольной защиты Microsoft Windows Network, сама же структура сети была видна как на ладони…

Тем временем, тема хот-спотов, или беспроводных локальных публичных сетей, набирает все большие обороты. Обрастают подробностями планы компании «Вымпелком»: первая сеть доступа будет развернута в аэропорту «Шереметьево», по насыщенности точками доступа сеть, скорее всего, не будет уступать мэрриотовским (напомню, в одном из отелей Marriott сеть объединяет около пятидесяти точек доступа), а аутентификация абонентов будет осуществялться не только по SIM-картам, как заявлялось ранее. Будут предусмотрены и скрэтч-карты, и, быть может, другие сценарии. Напомню, SIM-карты нужны для обеспечения роуминга и биллинга между сетями разных операторов. Подключить считыватель SIM-карт к ноутбуку можно с помощью PC-карты или USB-адаптера, а для того, чтобы избавить владельцев мобильных телефонов от неудобств, возможно, будет налажен выпуск «слепков», или дубликатов SIM-карт. Шаг довольно опасный и чреватый последствиями, хотя, не исключено, его заменит привязка к одному счету двух, а то и более SIM-карт.

Рельной альтернативой SIM-картам — и быть может, более жизненной, является аутентификация с помощью протокола 802.1X и RADIUS-серверов, которые для организации роуминга могут обмениваться биллинговой информацией. Этот способ, по крайней мере, не требует дополнительных устройств (и затрат) на стороне абонента.

Сценарий подключения к хот-споту, в представлении компаний «Седиком» и Alvarion, может выглядеть примерно так (рис. 6): в выпадающей менюшке, на выбор, подключение с помощью SIM-карты, с помощью пароля или SMS. И — неограниченный бесплатный доступ к сайту самого Alvarion.

6_m

Рис. 6. Фрагмент web-интрейфеса для аутентификации.

6_m

Рис. 6. Фрагмент web-интрейфеса для аутентификации.

Аутентификацию с помощью SMS можно было попробовать на практике на стенде компании «Межрегиональный ТранзитТелеком». Здесь для получения логина и пароля достаточно отправить SMS-сообщение своему мобильному оператору, ввести их с помощью Web-интерфейса — и, вуаля, вы уже в Интернете. А вскоре по окончании сеанса по SMS же придет уведомление о числе скачанных мегабайт и о списании соответствующей суммы со счета. МТТ в этой схеме претендует на роль своеобразного клирингового центра, гарантирующего осуществление взаиморасчетов. Не исключено, что со временем, вслед за биржей Тарио, позволяющей торговать IP-телефонным трафиком и расчетным центром МТТ (если этот проект, конечно, состоится) появятся биржевые площадки для торговли и самим IP-трафиком. Если, впрочем, он к тому времени не станет бесплатным, или почти бесплатным: ведь прогресс технологий ведет к тому, что в презентациях, например, Lucent начинают появляться слоганы zero-cost traffic. По версии Cisco, для оператора существуют два целевых вектора — повышение прибыли и снижение затрат. Второй — ограничен ценой трафика. Остается лишь один путь — предложение максимально возможного спектра дополнительных услуг и расширение абонентской базы. Этот путь, скорее всего, и станет основным вектором развития индустрии на ближайшие (десяти)летия. Один из возможных инструментов — беспроводной Wi-Fi-телефон Cisco 7920 был продемонстрирован, кстати, на той же конференции.

Другой инструмент — распознавание речи. Система Speech Pearl компании Philips не так давно обзавелась поддержкой русского языка. Ее работа демонстрировалась на стенде CompTek, на примере системы интерактивного голосового меню — IVR. Свидетельствую — распознавание моих фонем и даже довольно длинных предложений не составило для системы никакого труда. При этом внедрение Speech Pearl не требует дополнительных аппаратных затрат — необходимые вычислительные мощности и объем памяти уже имеются в платах Dialogiс (читай, Intel). Демонстрируя явный интерес к коммерциализации идеи, уже на выставке — когда с момента презентации Speech Pearl не прошло и месяца, компания Tario заявила о интеграции распознавания голоса в Программно-Аппаратный Комплекс для операторов IP-телефонии (АПК). Интересно, что на западе распознавание речи поддерживается уже несколько лет, но здесь, в России, приобретает еще один, специфический элемент — с помощью Speech Pearl становится возможным распознавание импульсного набора, а соответственно, услугами IP-телефонии и IVR смогут пользоваться новые слои населения, лишенные возможности тонального набора на своих устаревших, но все еще вполне функциональных аппаратах. Тоже ведь, вполне платежеспособная абонентская база…

Впрочем, в ряде случаев предоставление услуг телефонии может производиться и вовсе без оператора, силами самого абонента, неважно, частного лица, небольшого офиса или даже корпоративной структуры. Продукт становится самодостаточным, как например, тедефакс. Для отправки факса нужно всего два аппарата. Точно так же в офисах, уже оснащенных широкополосным доступом в Интернет, достаточно установить несколько IP-АТС «Иволга», продемонстрированных на стенде компании «Агат-РТ», и внутренняя телефонная связь, причем, по необходимости, с выходом на обыкновенные городские телефонные линии, готова.

В корпусе, сопоставимом по размерам с обыкновенным телефонным модемом, размещается до восьми портов для подключения телефонных линий (FXS или FXO, к первым можно подключать обыкновенные телефонные аппараты, FXO служат для подключения к учрежденческой АТС) и один порт для подключения к локальной Ethernet-сети.

По утверждениям разработчиков, сети на базе IP-АТС «Иволга» децентрализованы, имеют модульную структуру и могут легко наращиваться и объединяться, а комбинируя устройства, содержащие каналы разных типов, можно построить интегрированную децентрализованную сеть любого масштаба, объединяющую территориально удаленные подразделения одного предприятия. При этом каждое устройство «Иволга» будет оставаться самодостаточным телефонным коммутатором — при выходе из строя IP-канала в корпоративную сеть оно продолжит соединять между собой абонентов, непосредственно к нему подключенных. В случае выхода из строя какого-либо устройства «Иволга», связь потеряют лишь его абоненты, на остальных пользователях корпоративной сети это никак не отразится (если не считать потери связи с абонентами, подключенными к отказавшей «Иволге»).

Основным отличием от традиционных шлюзов IP-телефонии разработчики считают поддержку большинства базовых функций, используемых в обычных мини-АТС, в частности — постановка соединения на удержание с выдачей звукового фрагмента удерживаемому абоненту, перевод вызова, одновременное ведение двух разговоров с возможностью переключения между ними нажатием «Flash» и многое другое. IP-АТС позволяет самостоятельно формировать номерной план (длина номера может составлять от одной до семи цифр) и поддерживет импульсный и тональный набор номера.

Правда, стремясь сократить сроки и затраты на разработку, разработчики пошли на использование собственного, проприетарного протокола, не совместимого ни с SIP, ни с H.323. Хотя, некоторые надежды вселяет наличие в комплекте поставки программного коммутатора (softswitch), позволяющего использовать для подключения IP-АТС виртуальные IP-адреса и работать из-за NAT, и возможность обновления встроенных микропрограм. Тем более что в старшей модификации, IP-АТС «Иволга-3010», позволяющей подключить до 32 таналоговых потоков или до двух потоков E-1, поддержка SIP и H.323 обещана самими разработчиками. Но, по крайней мере на этом этапе, соединения с сетями операторов IP-телефонии не поддерживаются и АТС, соответственно, остается внутрикорпоративным решением. Тем не менее, уже нашла применение, например, в компании «Связь-комплект», где одна такая АТС стоит дома у одного из сотрудников, а две других — в московском и американском офисах.

Старая модель телеком-бизнеса, когда можно было, один раз создав инфраструктуру предоставления услуги, оставшуюся часть жизни почивать на лаврах, уходит. Доступ, во всех видах, становится ритейловым, массовым решением, где прибыль делается на оборотах, количестве продаж и оптимизации бизнес-процессов. Вектор извлечения прибыли перемещается в сектор дополнительных услуг, особенно — новых. Трудно быть первым…