Краткий обзор пяти бюджетных моделей LCD-мониторов в ценовой категории до $300 производства компаний Acer, RoverScan, Iiyama, Samsung и Viewsonic. Сколько бы ни писалось килобайт про LCD-мониторы, читатели продолжают присылать письма с просьбами уточнить, разъяснить, посоветовать, наконец, просто сделать выбор за них. Значит, недостаточно было тех килобайт, или новое поколение потребителей подросло и желает знать, за что именно и сколько платить. А главное — технологии продолжают совершенствоваться, а цены, к радости пользователей, снижаться. Чтобы в общих чертах понять, что именно нынче покупают, вовсе не обязательно быть аналитиком — достаточно потолкаться день в торговом зале одной из крупных торговых точек. Или — если есть в знакомых продавец-консультант, попытать его. Не скрою, перед написанием материала я пошептался в кулуарах и выяснил, да, ЖКМ покупают, но, к сожалению, пока достаточно вяло. На естественный вопрос о причинно-следственной связи внятного ответа не прозвучало, да он мне и не требовался — на таком уровне я легко мог сделать выводы самостоятельно. Мне приходилось общаться с конечными потребителями еще тогда, когда в каждом уважающем себя компьютерном салоне всенепременно стоял один (лучше большой — 17” или 18”) LCD-красавец, стоял, как икона, на поклон к которой ходили, томно вздыхая, и продавцы и покупатели. Именно тогда в сознании пользователя сформировался образ ЖК-монитора, как запредельно дорогой, недоступной простому смертному, вещи. «Да, эргономичный, но пока не без недостатков». «Отличное качество картинки, но очень дорого, ощутимое снижение цен обещают не раньше, чем через год-два». «Матрицы сложны в производстве, поэтому падения цены на готовые изделия ожидать не приходится». Такие и подобные сентенции скармливались покупателям тоннами. Затем пришло долгожданное незначительное снижение цен — те, кто мог позволить выложить за монитор $500–600, становились обладателями 15” диагоналей, но на смену избитым сентенциям о стоимости явились новые: плохая цветопередача, высокая инерционность матрицы, малый угол обзора, слабая контрастность — продавцы-консультанты безошибочно определили для себя: намного проще обругать дорогое, которое неизвестно еще, купят или нет. Тотально подешевевшие и ставшие поголовно плоскими ЭЛТ с точки зрения продажи представляли собой идеальный вариант, а сумма, «сэкономленная» на отказе от ЖК-монитора, с чистой совестью пускалась на улучшение конфигурации системного блока. Даже когда нижняя ценовая планка опустилась до отметки в 450$ (на тот момент эквивалент очень приличной 19” ЭЛТ-модели) потребителей продолжали стращать: так миф о непригодности LCD-мониторов для динамичных игр и просмотра видео, цвел (и продолжает цвести) пышным цветом. Компьютерная пресса, чего уж греха таить, к этому тоже руку приложила. Теперь вот изволим заниматься истреблением досужих вымыслов и поголовной реабилитацией. Засим приступим. Миф первый — о цветопередаче («Вот еще слово, которого я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно — что под ним скрывается?!»1). Считается, что ЖК-дисплеи передают цвета не столь достоверно, как это делают их ЭЛТ-собратья, в частности, очень светлые и очень темные оттенки превращаются в просто белый и черный. Господа, сегодня заходил на верстку. Специально. У двух верстальщиков — 19” ЖКМ. Спрашиваю осторожно (занятый делом верстальщик — существо непредсказуемое, может и укусить) — «Как, мол, цветопередача?» — «Что «цветопередача»? — «Ну, говорят, что цветопередача у ЖКМ не очень…» — «Да лучше, чем у некоторых ЭЛТ! По крайней мере, настраиваются точно легче… » Дальше последовал пространный комментарий, что на дешевых моделях нормальной цветопередачи не добиться, что на ЭЛТ, что на ЖКМ, а профессионал — он же дешевый монитор себе все равно не купит… Примем во внимание, что бюджетные ЭЛТ 17” и 19” профи вообще за мониторы не считают. Я честно признаюсь, я — непрофессионал, однако цифровым фотоаппаратом снимаю постоянно, при необходимости могу кое-что сотворить с этими снимками в «Фотошопе», и уже достаточно давно работаю на ЖК-мониторах (причем на разных — как бюджетных, так и дорогих). На мой сермяжный взгляд все у них нормально — и с цветопередачей и с оттенками. А если стандартные 9300° и 6500° по Кельвину не устраивают, всегда можно поэкспериментировать с отдельными компонентами R G B и настроить цветность по своему вкусу. Миф второй — ограниченный угол обзора. Нормальный Homo Computeris во время работы сидит прямо перед монитором. Он равно отлично видит как панель задач, так и заголовок окна — угол обзора по вертикали вообще не имеет никакого значения. Что касается горизонтального угла обзора… Если вы попытаетесь наклониться влево или вправо так, чтобы воображаемая линия между вашими глазами и плоскостью экрана составила не 90°, как положено, а все 20°, вы, действительно, можете увидеть, что на противоположном краю экрана изображение стало менее ярким, а цвета исказились. Может, вы в такой позе останетесь, и будете продолжать работу?! Когда я работаю, или, грешен, играю, моя вторая половина частенько садится рядом, задумчиво глядя в экран (как раз 45° получается), иногда положив голову мне на плечо. Поверьте, она никогда не жаловалась, что ей плохо видно. Вывод — распространенных 120° горизонтального обзора — абсолютно достаточно. Миф третий — о динамичных играх. 2 Точнее, притча во языцех о скорости реакции пикселов или времени послесвечения. Кто-то подсчитал, что скорость реакции в 50 мс примерно соответствует 20 fps или кадрам в секунду. Может быть. Допускаю, при игре в Quake III или UT, особенно, если у вас мощная видеокарта, которая в 1024х768 делает 50–60 fps, на экране могут быть заметны «остатки» от предыдущего кадра (и это, заметьте только в моменты быстрого движения). Поверьте, я не понаслышке знаю, что такое настоящий, забойный First Person Shooter, и знаю, как профи ненавидят сетевые «лаги» и низкий fps. Я специально отобрал ЖК-монитор с низким временем отклика (40 мс), включил свой любимый RTCW, «посмотрел» на сторожевую вышку, и стал активно вращать туда-сюда «мышой», пытаясь определить, что же такое должно мешать мне, нормально играть. И знаете что? Нашел! При резком движении одна треть вышки прорисовывалась в кадре на долю секунды раньше, чем другая! Товарищи дорогие! С полной ответственностью заявляю, я хочу играть, а не разглядывать вышки! Делать это совершенно незачем, это все равно что игрок в Quake III вдруг остановится, и, задрав голову, станет рассматривать текстуры неба. Чтобы заметить такие недочеты, их нужно отлавливать специально, а человек, захваченный динамикой игры, порой и заметить-то не успевает, мимо чего он пронесся, что это было — куст, ящик или, пардон, труп? Мы остановимся на том, что у большинства современных ЖК-мониторов время реакции пикселов составляет 30, 25 и даже 20 мс — исходя из этого, проблема исчезает сама собой. Пожалуй, на сегодня развенчанных мифов достаточно. У ЖК-мониторов есть несомненные плюсы, о которых тоже стоит рассказать. О четкости и геометрии. Здесь все очевидно и не нуждается в доказательствах. Геометрические искажения у ЖК-матрицы отсутствуют в принципе, а изумительная (не подберу другого слова) четкость изображения — просто подарок тем, кто большую часть машинного времени проводит за текстами, таблицами или пользуясь браузером. Особенно шикарно текст смотрится с применением технологии сглаживания шрифтов ClearType, реализованной (увы!) только в Windows XP. На ЭЛТ разница видна, однако подобной четкости (в разрешении 1024х768 работа с кеглем 8 не вызывает никаких отрицательных эмоций) они не могут достигнуть никогда в силу ограничений технологии ЭЛТ-трубки. О габаритах. Некоторое время назад я читал всерьез высказанное мнение, что размеры ЖК-мониторов не такой уж значимый критерий, каким его пытаются представить производители. Мол, вы все равно перед монитором сидите, так что ЭЛТ с его слоноподобной «трубой», что плоский ЖК — жизненного пространства за счет размера в глубину много не выиграешь. Мне, в связи с этим, вспомнился один знакомый, работающий в нашей наукоемкой сфере — той, которая в общемировом масштабе составляет полпроцента. Так вот, в одной комнате живет его тесть и теща, в другой — он сам, с женой и ребенком. Рабочий кабинет, где стоит компьютер, он оборудовал В КЛАДОВКЕ. Поверьте, если бы позволяли средства, он с огромным удовольствием высвободил бы то жизненное пространство, которое занимает его древняя «семнашка». Особенно, если учесть, что довольно большой процент ЖК-мониторов имеют на задней стенке стандартизированные отверстия для крепления панели прямо на стену (VESA Wall Mounting). Не говоря о том, что даже в большой и современной квартире изящный ЖКМ смотрится намного выигрышнее. Об эргономике. У ЖК-монитора есть частота смены кадров (60 или 75 Гц — больше просто не нужно), но нет собственно кадровой развертки. Именно поэтому мерцать они не могут, даже если бы очень хотели. Надо ли доказывать очевидный выигрыш для наших с вами глаз? Думаю, нет — о вреде мерцания развертки (даже при развертке 100 Гц оно все равно оказывает свое тлетворное влияние, хотя и в значительно меньшей степени) сегодня наслышаны от мала до велика. Для полноты картины упомянем, даже при боковом солнечном свете ЖК-монитор гораздо меньше «бликует» по сравнению с ЭЛТ, а высокий запас по контрастности спасает нас от необходимости лишний напрягать глаза. Потребляемая же мощность у ЖК-панели ниже в 1.5–2 раза. После всего сказанного вы можете подумать, что LCD-монитор — решение идеальное и без недостатков. Ничего подобного. Недостатки присущи любой, даже самой прогрессивной технологии, и, к сожалению, ЖК-панели их также не лишены. Просто в количественном и качественном отношении число достоинств значительно превышает недостатки, а потому пользователь достаточно легко с ними мирится. Тем не менее, чтобы не идеализировать, считаю своим прямым долгом предупредить. Та самая четкость картинки, которую ЭЛТ-мониторы не способны достигнуть по определению, ЖК-монитор может обеспечить только в одном, т.н. «родном» разрешении, когда видеокарта управляет каждой физической точкой экрана в отдельности. Для 15” моделей это режим 1024х768, для 17” и 18” — 1280x1024. В более низких разрешениях изображение будет неизбежно размытым, сглаженным. Это, безусловно, не фатально, тем более в играх этот «аппаратный антиалиасинг» будет и вовсе незаметен, однако факт остается фактом, и технологически этот барьер непреодолим. Погрешность при производстве панели в виде «битых пикселов», на которые так любят попенять ретрограды, нынче встречается все реже и реже. Если честно — мне пока не попадалось мониторов с таким дефектом, несмотря на то, что две-три неработающих ячейки не считаются браком, и такая панель совершенно законно попадает в продажу. По мне, так нити, поддерживающие апертурную решетку, раздражают намного больше; что касается ЖК-панелей — при покупке проверьте монитор, и, если найдете — спокойно попросите показать еще один. Не думаю, что вам откажут. Что мы смотрели Столько рассуждал о преимуществах ЖК-мониторов над «обычными», а чего ради весь сыр-бор, сказать забыл! А весть-то радостная — ЖК-мониторы продолжают дешеветь, и немалыми темпами. Правда, я думаю, что на некоторое время процесс затормозится, но все равно стоимость бюджетного 15” LCD упала ниже отметки в $300(!). Решив, что время настало, мы отобрали пять бюджетных моделей в ценовой категории до $300, чтобы реально оценить их шансы в затяжной борьбе против засилья электронно-лучевых трубок. Как мы смотрели Собственно, тестированием, процесс отсмотра ЖК-мониторов не назовешь. Все испытываемые нами бюджетные модели имели сходные характеристики, поэтому единственное, что имело смысл сделать — вытащить на свет божий достоинства и недостатки моделей. Для проверки заявленного времени реакции пикселов мы воспользовались программой LCD Test, игрой Return To Castle Wolfenstein, а также простым скроллингом текста в браузере. Цветопередача и воспроизведение оттенков проверялись с помощью Passmark Monitor Test. Паспортные характеристики моделей вы увидите во врезках, ниже привожу краткий субъективно-детализированный отчет. Acer AL512Компания Acer давно получила признание у российских пользователей за качественные ноутбуки и ЖК-мониторы. Не обманула ожиданий и эта бюджетная модель, которую производитель рекомендует для самой широкой сферы применения — от дома до офиса. Это единственная мультимедийная модель в обзоре, правда, в достоинства это дополнение я бы не записал, поскольку одноваттные динамики годны только на озвучивание системных звуков Windows. Впрочем, в недостатки тоже — ведь на цену такой «довесок» явно не влияет. Дизайн простой, но выглядит монитор привлекательно. Подставка среднего размера (высокая «нога» для ЖК-мониторов — это плюс, поскольку у многих компьютерных столов площадка для монитора опущена ниже основной рабочей поверхности), блок питания встроенный, и шнур подключать очень удобно. Крепление интерфейсного кабеля жесткое. Монитор может крепиться на стену в соответствии со спецификацией VESA. Навигация по двухуровневому меню сделана «на пять» (осуществляется с помощью 4-х кнопок на передней панели). Из настроек присутствуют: регулировка яркости/контрастности/цвета (9300/6500/User); выравнивание по горизонтали и вертикали: тонкая отстройка изображения; автоматическая настройка. Остальные функции стандартны, и не заслуживают внимания. Монитор продемонстрировал отличную цветопередачу, причем по шкале насыщенности цвета (от 0% до 100% с шагом 2%) совпадали только паттерны 98% и 100%. Очень хорошо работает автоподстройка, в играх (как уже говорилось выше) не было замечено никаких проблем. RoverScan SMARTЭтот корпоративный монитор (именно так позиционирует эту модель компания RoverScan), несмотря на самую низкую стоимость, продемонстрировал очень неплохие показатели. Правда, передача полутонов у него чуть хуже, чем у Acer, (совпадают паттерны от 100% до 96%) но в целом весьма и весьма неплохо. Небольшой недочет — при правильном положении монитора черный цвет немного неравномерен, снизу экрана наблюдается «серость», но она, впрочем, устраняется небольшим снижением контрастности. При температуре 9300° белый цвет слегка уходит в синеву, поэтому рекомендуется «поиграть» с пользовательскими настройками цвета. Зато у SMART отличный угол обзора по горизонтали и рекордно малое (для монитора такого класса) время реакции пикселов. В круговом пиктограммном меню есть все необходимые настройки, из оригинального хочется отметить пункт «графика/текст» — выбор оптимального качества изображения в нестандартных разрешениях 640х480 и 720х400. Поначалу навигация по меню слегка затруднена, но потом к ней привыкаешь. Дизайн в стиле «ничего лишнего» — блок питания встроенный, крепление на стену отсутствует. В отличие от производителя, мы смело рекомендуем этот монитор для домашнего употребления. Iiyama BX3814UTК продукции уважаемой компании Iiyama я всегда относился с должным пиететом. Тем не менее, в младшей модели бюджетной линейки обнаружилось несколько огрехов, на что пришлось обратить внимание. Если у двух предыдущих конкурентов черный цвет не вызывал никаких сомнений, то у матрицы 3814 он был блестяще-серым. Как выяснилось позже, виной была завышенная яркость — целых 320 Кд/м2, — сильная подсветка просто-напросто «пробивала» матрицу. Проблема решилась путем понижением яркости, после чего монитор начал показывать вполне пристойно. Цветопередача была реалистичной (и я бы очень удивился, если бы у Iiyama с этим были проблемы), и все оттенки различались как положено. Вторым огрехом (точнее, эргономическим недостатком) я бы назвал внешний блок питания. Ничего криминального, конечно, но почему бы не сделать БП встроенным, чтобы не создавать на рабочем столе еще один «пылесборничек»? О дизайне монитора судить вам, но на мой вкус, он простоват, к тому же широкая окантовка визуально уменьшает площадь экрана. Меню двухуровневое, управляется тремя кнопками и навигация достаточно удобная. Настройки стандартны, но есть одна интересная «фишка» — это Auto Adjust и Auto Balance, которые могут принимать значения «on» и «off». В режиме «on» монитор автоматически осуществит подстройку изображения и цветности каждый раз при смене разрешения экрана, что очень удобно. Впрочем, это можно сделать и одним движением, нажав кнопку «Auto» на передней панели монитора. Возможность крепления на стену отсутствует. Samtron 51SКак известно, SAMTRON — название бюджетной линейки мониторов Samsung. Очевидно, о «собственной бюджетности» 51S ничего не знал, потому и показал себя с неплохой стороны. Цветопередача вполне на уровне, круговое меню похоже на меню RoverScan и имеет все требуемые настройки. Хотя — честно говоря, непонятно, что можно настраивать в ЖК-мониторе кроме цветности, яркости и контрастности, поскольку функция автоподстройки изображения работает абсолютно четко у всех моделей. Управление осуществляется четырьмя кнопками на передней панели, с нее же можно делать автоподстройку (пятая кнопка «Auto») и регулировать яркость, не заходя в меню. Мы поставим плюс монитору за встроенный блок питания и высокую подставку и минус за сложную навигацию по меню (в котором, кстати, по непонятной причине отсутствует русский язык). Viewsonic VE155Самый дорогой монитор из присутствующих в обзоре, но цену свою он явно не оправдал. Две серьезные проблемы, сразу бросающиеся в глаза — недостаточный запас по яркости и недостоверная цветопередача. При включении монитора, изображение показалось мне слишком темным, но буквально через минуту я с удивлением обнаружил, что яркость «выкручена» на максимум. Повышение контрастности сделало текст более четким, но и только. Что касается цветопередачи, ситуация такова: по шкале насыщенности паттерны зеленого выглядели абсолютно идентично от 100% до 82%, оттенки синего визуально были одинаковы от 100% до 86%, а оттенки серого выглядели белыми до 88%. Надо ли пояснять, что элементы изображения светлых оттенков зачастую сливались. Общая же «серость», вызванная недостаточной яркостью делала работу с монитором банально некомфортной. У монитор встроенный блок питания, что удобно, и довольно низкая подставка. Меню и управление удобные, если учесть что таковые точь-в-точь повторяют аналогичные элементы у Acer. Дизайн интересный, но, к сожалению, проблемы, описанные выше, сводят все плюсы на нет. На стену этот монитор повесить тоже не удастся. М.Н.Булгаков, «Собачье сердце». [вернуться] 2. Под динамичными играми обычно имеются в виду First Person Shooter, иначе — трехмерные «стрелялки», такие, как Quake III Arena, Unreal Tournament и пр. [вернуться] По материалам журнала «_Домашний компьютер_».