Опубликовано 14 апреля 2004, 00:33

GeForce 6: явление NV40 народу

Анонс чипа NV40, который уже оброс огромным количеством слухов, состоялся только сегодня. Мы рады сообщить вам, каким он будет и чего от него ожидать.

Еще не отгремели фанфары по поводу появления на свет GeForceFX. Еще не все поняли его суть и его преимущества. Еще не все производители игр решились использовать возможности GeForceFX в своих творениях. Но гонка вооружений двух конкурирующих гигантов заставила сделать следующий шаг в долгой холодной войне двух конкурирующий компаний. На этот раз пальму первенства взяла NVIDIA и первая представила графический ускоритель нового поколения GeForce 6 на базе графического процессора NV40.

B_GEF_6800_Ultra_3qtr.jpg

B_GEF_6800_Ultra_3qtr.jpg

Как можно заметить, NVIDIA отказалась от приставки FX, которая свидетельствовала об участии в разработке и использовании технологий давно умершей компании 3DFx. При этом NVIDIA вернулась к предыдущему типу маркировки серий.

Что же такое GeForce 6 и с чем его едят?

C_GEF_6800_Ultra_3qtr.jpg

C_GEF_6800_Ultra_3qtr.jpg

А едят GeForce 6 только вместе с блоком питания 480 Вт, потому как иначе карту не прокормить. С каждым следующим поколением потребности графических ускорителей растут. Стоит отметить, что столь мощные блоки питания на настоящий момент являются некоторой редкостью и стоят более 150 долларов.

Переходя к осмотру нового графического процессора, хотелось бы отметить основные моменты, которые отличают новый продукт от предыдущей серии.

Технические характеристики GeForce 6
Графический процессорNVIDIA NV40 (6800Ultra)
Количество транзисторов, миллионов220
Частота чипа, МГц400
ПамятьGDDR-3, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц1100
Ширина шины памяти, бит256
ИнтерфейсAGP 8x
RAMDAC2 x 400 МГц
Количество вертексных конвейеров6
Количество пиксельных конвейеров16
APIDirecxX 9.0b, OpenGL 1.5
Версия поддерживаемых шейдеров3.0
Дополнительное питаниеТребуется, 480Вт
Разъемы подключения мониторов2xDVI
TV-OutДа

Как можно заметить, первое, что бросается в глаза - количество транзисторов внутри графического процессора. 220 000 000 транзисторов - это очень много. Это практически на 100 000 000 больше, чем в GeForce FX, предшественнике GeForce. 6. Это объясняет ситуацию со столь большим энергопотреблением. Частота чипа - всего лишь 400МГц, что намекает на запас для увеличения частоты на следующих моделях. Ну и больше всего интересен момент с 6 вершинными и 16 пиксельными конвейерами. Это ровно в два раза больше, чем у предыдущей серии. Графический процессор по умолчанию поддерживает AGP8x, а это означает, что будущее PCI Express еще не так очевидно, как хочется некоторым производителям наборов логики для матплат. Переходя к новой функциональности NV40, давайте посмотрим на таблицу сравнения возможностей шейдеров разных версий.

1.gif

1.gif

2.gif

2.gif

Как видно, шейдеры в GeForce 6 сильно усовершенствованы по сравнению с предыдущими. Такими темпами возможности для программирования шейдеров очень скоро не будут иметь ограничений, так как программисты до них просто не будут доходить. Также с появлением технологии CineFX 3.0 появляется возможность в аппаратной реализации таких функций как:

cinefx.gif

cinefx.gif

Данный уровень функциональности находится на пределе возможностей современных API. Что же касается приложений под DirectX 9.0c и OpenGL 1.5, то их мы явно дождемся еще очень и очень нескоро. Фактически сейчас происходит некоторый переломный момент. Так как на плечи программистов ложится выбор, какой уровень функциональности использовать при разработке игр и приложений. Ситуация осложняется тем, что еще не все перешли на использование второй версии шейдеров, как появилась третья. Фактически это означает, что программистам для обеспечения полной функциональности собственных продуктов придется писать три версии игры. Для старых ускорителей, совместимых с DirectX 8.1, новых DirectX 9.0b и ультрановых DirectX 9.0b. Это же относится и к стандарту OpenGL. Другой вопрос, будут ли они это делать. Многие могут посчитать нецелесообразным подобный переход, и утверждение стандарта шейдеров третьей версии произойдет только если эту же версию поддержит компания ATI в своем новом R420. В противном случае, стандарт может оказаться мертворожденным, как в свое время у ATI шейдеры версии 1.4, которые получили очень узкое распространение.

demo.jpg

demo.jpg

Так же, хотелось бы отметить, что в NV40 появилась поддержка 16 кратной анизотропии на базе технологии от NVIDIA IntelliSample 3.0, которая раньше была только у карт на базе ATI графических процессоров. Так же, появилась функция по улучшенной работе с тенями UltraShadow II.

Как многие поняли, одновременно с анонсом серии GeForce 6, анонсируется графическая карта на базе NV40. Эта карта называется GeForce 6800. Очевидно, что NVIDIA сохранила стандартную индексацию своих продуктов, поэтому полная линейка через некоторое время может выглядеть весьма похоже на пятую серию, в которой, кстати, первая анонсированная карта тоже называлась 5800. Это довольно удобно и в целом корректно.

norma.jpg

norma.jpg

При взгляде на карту становится понятно, что энергопотребление не проходит бесследно и поэтому система охлаждения выглядит весьма массивно. Два разъема для подключения внешнего питания и зуммер установленный на плате явно свидетельствуют, что карта при недостаче питания просто не заработает и будет нервно пищать собственным PC-Speaker.

GDDR-3 память установлена только с лицевой стороны карты и накрыта общей системой охлаждения. Графический процессор имеет форм-фактор BGA и теперь очень сильно напоминает по своему виду чипы конкурентов R300-R360. По бокам чипа имеется рамка, которая обеспечивает безопасность основному кристаллу. Такая технология охлаждения является более эффективной и может считаться самой удачной для данного случая, особенно если учесть наличие огромного количества транзисторов. На боковой планке расположены два вывода DVI, что отвечает современным требованиям, так как многие пользователи обладающие двумя плоскими панелями на предыдущей серии были вынуждены пользоваться D-Sub 15 аналоговыми коннекторами.

Выводы

Предыдущая серия видеоускорителей от NVIDIA слегка подпортила репутацию этой замечательной компании. Судя по техническим характеристикам и многим нововведениям у нового продукта NVIDIA есть большое будущее, которое может в очередной раз перевернуть представление о графических возможностях современных ускорителей. Будем надеяться, что на этот раз у компании NVIDIA всё получится.