GeCube Radeon 9550XT Platinum Extreme. Прорыв в low-end или экстремальный заводской разгон
Не каждая видеокарта в линейке той или компании должна быть монстром и укладывать на лопатки всех конкурентов. Но, с другой стороны, для каждого продукта должна существовать экологическая ниша, в которой также есть конкуренция. Даже если производительность какой-то карты в 3D-приложениях находится не на самом высоком уровне, все равно ей приходится конкурировать с аналогичным по силе акселератором из линейки продуктов конкурирующей компании. Название экологической ниши "MainStream" говорит само за себя, и этот "Главный поток" наполнен не супер-навороченными ускорителями за 500-700 долларов, а картами стоимостью 80-130 долларов с низкими скоростными характеристиками в 3D-играх и отличным качеством 2D.
У компании ATI очень долгое время не было продукта, который был бы направлен в MainStream-сектор рынка. Попытки запихнуть туда карты 9600-й серии не привели к ожидаемым результатам, так как их стоимость все равно была заметно выше 100 долларов. Поэтому ATI сделала новую серию – 9550. Эта серия была направлена на заполнение рынка ускорителей картами стоимостью до 100 долларов.
Сегодня в нашем обзоре речь пойдет о карте от компании GeCube, еще не очень известной на российском рынке ускорителей, но, тем не менее, делающей очень достойные продукты уже более 10 лет. Присутствие этой компании в России будет понемногу расширяться, поэтому мы постараемся в дальнейших обзорах уделять ей достаточно внимания. Но вернемся к обозреваемому экземпляру карты GeCube Radeon 9550 Platinum.
Технические характеристики карты GeCube Radeon 9550 Platinum | |
Производитель карты | GeCube |
Графический процессор | R9550 |
Частота чипа, МГц | 400 |
Память | DDR, 128 Мбайт |
Частота памяти, МГц | 250 (500) |
Ширина шины памяти, бит | 128 |
Интерфейс | AGP 8x |
RAMDAC | 2x400 МГц |
Количество вертексных конвейеров | 4 |
Количество пиксельных конвейеров | 4 |
API | DirectX 9.0b, OpenGL 1.4 |
Контроль системы охлаждения | Отсутствует |
Дополнительное питание | Не требуется |
Разъемы подключения мониторов | D-Sub и DVI |
Наличие TV-Out | Да |
Наличие TV-IN | Нет |
Цена, $ | 60-100 |
Позиционирование карты производителем
Как можно заметить, технические характеристики ускорителя GeCube Radeon 9550XT Platinum по сравнению с оригинальной версией ATI Radeon 9550 улучшены, а это означает, что уровень производительности стал выше. Поддержка DirectX 9.0 однозначно показывает, что современные игры будут запускаться на данной карте. Только ползунки качества вряд ли удастся выкрутить до максимальных значений, да и разрешение не стоит поднимать выше 800x600 пикселей. Об антиалиасинге и анизотропии вообще стоит забыть – это удел карт стоимостью раза в три больше. Тем не менее эта карта должна с легкостью справляться с не совсем новыми играми, на чем и сделан упор в комплектации.
Упаковка
На внешней коробке средних размеров, сделанной из тонкого картона, красуется столько различных эпитетов, что самые навороченные карты, как говорится, "нервно курят в углу". На коробке есть и "Limited Edition", и "Extreme", еще есть и "Platinum".
Реальное название карты определить по коробке очень тяжело, так как оно теряется в куче других названий. Дизайн ее выполнен, в основном, в черно-белых тонах, но, тем не менее, на коробке и других цветов хватает. Внутри внешней оболочки имеется еще одна коробка из белого и более плотного картона, в которой располагается комплект поставки и сама карта.
Комплект поставки
Обычно комплект поставки описывают от крупных элементов к мелким, но в данном случае мы немного изменим тактику описания и зайдем с другой стороны. Как уже упоминалось, на коробке присутствует очень много разных названий. Так вот, одно из этих названий, на котором сделан отдельный упор – Counter Strike Condition Zero. Идея маркетологов из GeCube очень правильно контрастирует с примерными возможностями карты, так как некоторые игры, хоть и являются старыми, из обихода уже не выйдут никогда, так как стали спортивным тренажером или даже культом. Counter Strike от Valve – это культовая игра, для которой возможностей GeCube Radeon 9550XT хватит за глаза, и положить именно ее в комплект поставки было очень правильным решением.
В остальном, комплект поставки минимален и это хорошо – референсный диск с драйверами от ATI и плеер PowerDVD. Также в комплекте есть переходник для подключения телевизора через композитный вход и переходник DVI – D-Sub.
Карта
Что любопытно – карта имеет отличный от оригинальной версии ATI 9550 дизайн печатной платы, и это видно практически сразу, так как конфигурация системы охлаждения производит очень приятное впечатление карты класса Hi-End. Об охлаждении мы поговорим позднее, а сейчас снова вернемся к карте. На плате установлен графический процессор ATI 9550. Этот процессор имеет почти полное право называться RV360 (ATI 9600), так как является его более дешевой версией. Серия 9550 появилась на отходах производства 9600-й серии. Если чип не проходил тестирование на требуемых частотах, то у него были все шансы попасть в ряд отбракованных. Именно из этой отбраковки и отбираются чипы 9550. Но, судя по всему, отбраковка тоже бывает разного уровня, поэтому некоторые чипы из 9550 серии могут работать на частотах выше, чем рекомендует ATI, отгружая эти графические процессоры производителям карт. Отсюда и появилось такое чудо природы, как GeCube Radeon 9550XT. Приставка XT в данной ситуации означает, что карта работает на повышенных частотах – как графического процессора, так и подсистемы памяти. Дизайн PCB тоже претерпел очень значительные изменения и по внешнему виду больше напоминает платы на базе 9600XT. Тем не менее это абсолютно новый дизайн, так как большинство элементов не совпадают по своему расположению ни с одной из ныне существующих карт. Изменение дизайна потребовалось в связи с использованием более быстрой памяти, упакованной в форм-фактор BGA, а также из-за увеличения частот пришлось добавить и количество элементов на плате.
Как можно заметить, на ускорителе установлена память производства EtronTech, имеющая маркировку EM6A9320BI-3.3. Судя по этой маркировке, модули памяти имеют время выборки в 3.3 нс и способны работать на частотах до 300 МГц при питании в 2.8 В. При этом предустановленная частота на плате равна 250 МГц, то есть присутствует некоторый "запас прочности", однако он является естественным для соблюдения нормальной стабильности работы, так что говорить о хорошем разгоне частот для памяти здесь вряд ли возможно. C другой стороны, память уже работает быстрее оригинальных частот для ATI Radeon 9550 на 50 МГц, а если учесть удвоение частоты за счет DDR, то результирующая частота памяти равняется 500 МГц.
8 модулей памяти установлены с обеих сторон PCB – по четыре модуля с каждой стороны печатной платы – и расположены углом по два, с двух сторон графического процессора. Судя по отсутствию мест для впайки дополнительных модулей, карта имеет 128-битный режим работы с памятью. Графический процессор произведен на 11 неделе 2004 года, что соответствует началу марта и имеет степпинг AA. Как уже упоминалось ранее, чип полностью идентичен по своему внешнему виду и многим характеристикам RV360, но, тем не менее, работает на пониженных частотах. В нашем случае частота графического процессора была выставлена на 400 МГц, а это столько же, сколько и у карт на базе 9600Pro. До 9600XT наш GeCube Radeon 9550XT недотягивает по частотам 100 МГц для графического ядра и 50 МГц (DDR 100МГц) по работе с памятью.
Фактически, это означает, что из плат класса Radeon 9550 тестируемая плата обладает довольно высокой производительностью, так как частоты работы графического ядра и памяти находятся выше, чем у Radeon 9600Pro, однако используемые основные элементы работают почти на грани своих возможностей. Для примера – чипы R9550 в оригинальной версии работают на частоте в 250 МГц, а это означает, что в графический процессор GeCube Radeon 9550XT работает на 150 МГц быстрее своего номинала. Именно по этой причине этой плате требуется достаточно мощная система охлаждения, и по этой же причине ресурс разгона для памяти и чипа не может быть очень большим. Однако существует возможность, что для плат серии 9550XT работает отдельный конвейер по отбору чипов, способных работать на частотах, близких к оригинальным для 9600XT. Также ускорителю не требуется дополнительное питание, что абсолютно естественно для плат такого класса.
Система охлаждения
Как уже упоминалось ранее, система охлаждения GeCube Radeon 9550XT очень похожа на оригинальные системы охлаждения для плат из верхнего ценового диапазона – например, 9800XT или X800. Тем не менее это всего лишь внешнее сходство и идентичный принцип работы. Радиатор на плате установлен только с верхней стороны, но при этом охлаждает и графический процессор, и верхние модули памяти.
Радиатор выполнен из алюминиевого сплава, который имеет не очень хорошие характеристики теплоотвода. Подобный вид видеокарты ассоциируется с ее немалым весом, так как радиатор на ускорителях класса Hi-End делают из меди, при этом использование радиатора из алюминия делает карту неестественно легкой. Основа радиатора деформирована для возможности одновременного соприкосновения с памятью и графическим ядром. Между охлаждаемыми элементами и радиатором нанесена розовая самоклеющаяся термопаста, поэтому снять радиатор весьма непросто. Также между двумя крайними модулями памяти и радиатором проложены двусторонние липкие прокладки из черного полимера. Радиатор крепится к плате с помощью двух винтов, которые заметно выпирают на обратной стороне. Присутствие этого крепления предоставляет возможность для замены всех термопрокладок на обыкновенную термопасту КПТ-8 или аналогичную ей. Это может заметно улучшить качество охлаждения. Модули памяти с обратной стороны не имеют системы охлаждения, что сводит к нулю эффективность системы охлаждения модулей памяти сверху платы. Вентилятор на радиаторе не имеет систем контроля и управления и вращается довольно быстро, но плата работает тихо.
Драйверы
Как уже упоминалось ранее, в комплекте поставки идет диск с оригинальными драйверами от компании ATI, поэтому мы рекомендуем использовать последние драйверы, доступные на сайте разработчика. В нашем случае для тестирования мы использовали драйверы версии Catalyst 4.5. Кстати сказать, с недавних пор версии драйверов компании ATI имеют скрытое значение даты выпуска – в данном случае цифра 4 означает год, а 5 – месяц выхода.
2D, TV-Out и выходы карты
GeCube Radeon 9550XT обладает двумя RAMDAC на 400 МГц, а это значит, что карта способна выводить изображение на два устройства одновременно. Как всегда, основным устройством для вывода изображения является монитор, подключенный к разъему D-Sub. Разъемы TV-Out и DVI-I делят между собой второй RAMDAC, поэтому одновременный вывод разного изображения на телевизор и монитор, подключенный к DVI разъему, невозможен. Телевизор подключается к компьютеру с помощью провода переходника длиной 1,5 метра, имеющего на одном конце разъем для подключения к карте, совместимый с S-Video, а с другой – разъемы S-Video и Composite. Подобная система не очень удобна, так как если для подключения телевизора потребуется большая длинна провода, придется искать специальные удлинители. 2D-качество выводимого изображения у нас не вызвало никаких нареканий, однако стоит учитывать, что данный вопрос очень сильно зависит от монитора, соединяющего кабеля и качества всех соединений.
Тестирование
Всю методику нашего тестирования вы можете прочитать в нашей статье, посвященной этому вопросу. Сразу же оговоримся, что в этой части обзора мы очень часто будем ссылаться на статью по методике, так как описывать в каждом обзоре цели использования каждого теста, способы тестирования, а также узкие моменты, присущие тестированию, всех современных графических ускорителей, вне зависимости от производителей и моделей, мы считаем нецелесообразным. Статья по методике постоянно дополняется. Тем не менее основные моменты мы хотели бы повторить:
• Конфигурация нашего тестового стенда состоит из следующих компонентов:
• Процессор Intel Pentium 4 3.0 ГГц Northwood Hyper-Threading;
• Материнская плата ABIT AI7 865PE (512 Мбайт DDRRAM PC3200, AGP 8x);
• Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
• Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200.
Как видно, эта тестовая станция не является на настоящий момент представителем сектора Hi-End, однако она считается достаточно мощной для создания правильного баланса между современными графическими ускорителями и процессорной мощностью, а потому не будет являться узким местом в процессе тестирования.
Мы провели тестирование в следующих программах.
- 3D Mark 2001 SE Ver330
- Return to Castle Wolfenstein 1.41
- Quake3- Arena
- Codecreatures Benchmark Pro
- Unreal Tournament 2003
- Unreal 2
- Doom III Demo
- SeriousSam 2
- Tomb Raider 5
- HALO
- Aquamark.
- FarCry
Во всех графиках тестируемая карта GeCube Radeon 9550XT выделена красным цветом.
Оценка прямой производительности, без использования AA и анизотропии
3D Mark 2001 SE Ver330
Считается, что данный тест уже давно устарел, тем не менее тестирование производительности в нем еще весьма актуально для многих пользователей, так как многие игры, которые сейчас достаточно распространены, имеют схожие с этим тестом требования по мощности. Как можно заметить, производительность GeCube Radeon 9550XT заметно ниже производительности Radeon 9600XT на всех разрешениях, и разница в производительности явно больше разницы в частотах. Посмотрим, что будет дальше.
При увеличении нагрузки соотношения производительности между Radeon 9600XT и GeCube Radeon 9550XT в этом тесте стали сокращаться – это значит, что узким местом в работе 9550XT является подсистема памяти или какие-либо отключенные внутри чипа модули.
Return to Castle Wolfenstein 1.41
Этот тест имеет сильную зависимость от мощности центрального процессора, но в нем сохранились соотношения сил. Однако стоит отметить, что полученные GeCube Radeon 9550XT результаты являются весьма неплохими, так как позволяют играть в игры с подобной графической нагрузкой с приличным FPS. Забавно, что некоторые ускорители стоимостью больше 500 долларов уперлись в нижних разрешениях в тот же результат, что и тестируемая карта, да и в верхних обошли ее всего лишь в два раза.
Quake3- Arena
Тест очень похож на предыдущий, только процессорозависимость чуть ниже. Соотношения сил остались теми же, что и в предыдущих тестах. GeCube Radeon 9550XT проигрывает 9600XT, но по верхним разрешениям проигрыш менее заметен.
Codecreatures Benchmark Pro
Этот тест очень сильно загружает ускоритель и практически идентичен по техническим требованиям тесту 3Dmark 2001SE – Nature. 9600XT снова впереди, и снова в верхних разрешениях отставание GeCube Radeon 9550XT сглаживается. При этом соотношения сил между другими ускорителями остаются на одном уровне. Это означает, что производительность GeCube Radeon 9550XT имеет другую кривую ее падения в зависимости от разрешения.
Unreal Tournament 2004
И снова та же самая картина – производительность GeCube Radeon 9550XT падает нелинейно по сравнению с другими ускорителями.
Стоит напомнить, что Unreal Tournament 2004 – довольно новая игрушка с хорошим качеством графики, и тестируемая карта показала очень неплохие результаты для своей стоимости в разрешениях ниже 1024х768 пикселей.
Unreal 2
Комментарии аналогичны тем, что относились к предыдущему графику. В нижних разрешениях игра работает с приемлемой скоростью, при этом падение производительности по сравнению с ATI Radeon 9600XT слишком большое и неадекватное разнице в частоте между этими чипами.
Doom III Demo
В этом тесте участвуют только карты от ATI, так как карты на базе NVIDIA с определенного времени перестали работать корректно. Скорость GeCube Radeon 9550XT находится практически на неиграбельном уровне даже в самых нижних разрешениях. Как вы понимаете, этот тест – очень тяжелый для видеокарты, и практически все новые игры будут иметь аналогичные требования к железу.
SeriousSam 2
Двукратный проигрыш по скорости 9600XT чипу – это уже серьезно. Игра не очень тяжелая, но тестируемая карта показала в ней плохие результаты, хотя они и могут считаться пригодными для игры.
Tomb Raider 5
И снова результаты, аналогичные предыдущему графику. Даже NVIDIA 5900XT в этом тесте работает быстрее, что очень удивительно, так как Tomb Raider 5 всегда любил карты от ATI, как предыдущий тест предпочитал карты NVIDIA.
HALO
А вот здесь отставание не так уж и велико. Абсолютно невозможно предугадать, какой тест покажет какие результаты, так как HALO также использует функции DirectX 9.0 и шейдеры.
Aquamark
Ну, и под конец самые провальные тесты. Абсолютно непонятно, отчего произошло столь сильное падение производительности, хотя можно предположить. К примеру, в чипе могут быть заблокированы какие-либо дополнительные кеши или даже функции конвейера.
Far Cry
Производительность в этом тесте даже хуже, чем в Aquamark, и на настоящий момент это проблема, у которой нет точного объяснения. Тем не менее возможно, что эта ситуация разрешится после тестирования другого экземпляра из этой же серии. К настоящему моменту мы можем только констатировать факт недостаточной производительности для игры в FarCry.
Тестирование падения производительности от использования AA и Анизотропии
Tomb Raider 5
Хотя использование анизотропной фильтрации и антиалиасинга на данном ускорителе вряд ли применимо, мы решили протестировать эту возможность для возможного нахождения ответа на вопрос о падении производительности в некоторых играх. В этом тесте карта GeCube Radeon 9550XT повела себя полностью адекватно и показала абсолютную линейность в падении производительности при включении режимов антиалиасинга.
Codecreatures
А вот тут все более интересно, так как наблюдается мощнейшее падение производительности при использовании четырехсемплингового антиалиасинга. Похоже, что падение связано либо с недостатком локальной памяти на карте и задействованием оперативной памяти компьютера, либо с возникновением узкого места в пиксельных конвейерах.
Aquamark
Для подтверждения предыдущих выводов мы провели еще одно тестирование с использованием анизотропной фильтрации. Как видно, линейность падения производительности нарушилась только в верхнем разрешении при использовании 6-кратного антиалиаcинга и 16-кратной анизотропии. Этот факт говорит о том, что падение производительности явно связано с нехваткой пропускной способности памяти, так как воздействие анизотропной фильтрации на карту минимально. В противном случае использование анизотропной фильтрации совместно с режимами антиалиасинга приводило бы к значительно большим потерям производительности, так как анизотропная фильтрация проходит еще на этапе обработки картинки пиксельными конвейерами.
Выводы
Подводя итог описания данной карты, сразу хотелось бы сказать, что GeCube Radeon 9550XT – продукт очень неоднозначный, так как в нем перехлестываются очень многие положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, акселератор просто отлично выглядит на бумаге, так как обладает очень высокими частотами работы для продуктов своего класса и очень невысокой стоимостью. Более того, частоты работы GeCube Radeon 9550XT очень заметно отличаются от классической версии ATI Radeon 9550. Также радует своей аскетичностью комплект поставки, за счет которого уменьшается общая стоимость продукта. С другой стороны, в реальности производительность заметно ниже ожидаемой, так как, судя по частотам, она должна быть в районе 9600XT, но при этом сильно от нее отстает во всех тестах. Более того, в некоторых тестах падение производительности выглядит настолько неадекватным, что наводит на мысли о неисправности нашего тестового образца. Поэтому мы можем только констатировать тот факт, что карта обладает весьма своеобразным характером, который может проявиться в абсолютно случайных местах падением производительности. Тем не менее стоит отметить, что ускоритель GeCube Radeon 9550XT обладает отличной стабильностью работы и прекрасным качеством 2D-изображения. Так что если 3D для вас неглавное, то, наверное, покупка этого акселератора имеет смысл. В дальнейшем мы постараемся разобраться со сложившейся ситуацией и дополнить данный материал более полной информацией, разъясняющей основные непонятные моменты.