Тенденции развития Wi-Fi до конца года
Да, навело китайское правительство шороху с самостийным стандартом криптозащиты беспроводных сетей – WAPI (WLAN Authentication and Privacy Infrastructure). Спору нет, криптозащита сегодняшних WLAN решений справедливо вызывает изрядный скепсис, но с точки зрения всего мира было бы проще дождаться выхода 802.11i, нежели создавать конкурирующий стандарт. Тем более, требуя обязательного соответствия этому стандарту всех устройств для беспроводных сетей, продающихся в Китае, представляющем сегодня из себя немалый рынок. Еще больше эта неопределенность усугубилась, когда в результате переговоров с США, правительство Китая притормозило введение в действие этой нормы, не отменив ее, но и не указав точный срок начала ее действия.
Действие такого тумана на рынок хорошо описал Эрик Чен, представитель гонконгской Alpha Telecom: “Новые протоколы WLAN выходят на регулярной основе, что, в частности, заставляет потребителей воздерживаться от приобретения WLAN устройств прямо сейчас. И такая ситуация сохраняется последние 12 месяцев. Покупатели заняли позицию «поживем – увидим», в ожидании скорого появления новых более быстрых протоколов.
В результате производители Китая и Гонконга не ожидают серьезного увеличения производства этой продукции. Ма Янву, Dare Tecnhologies: “Крупнейшие в индустрии клиенты – операторы связи, но они не продвигают WLAN так же сильно, как раньше. Один из операторов континентального Китая даже прекратил вообще рекламировать эту услугу». Впрочем, эта ситуация действительно больше относится к Китаю, где она вполне объяснима.
Во всем остальном мире WiFi остается весьма популярной вещью, отчасти благодаря продвижению WLAN технологий компанией Intel, что и обеспечивает общий рост продаж. Многие китайские компании ожидают увидеть по итогам этого года рост на 20-30 процентов по сравнению с предыдущим, хотя абсолютная цифра у всех будет серьезно отличаться. Новички в среднем производят порядка 2-3 тысяч точек доступа в месяц и 4 тысяч сетевых адаптеров, у ветеранов, вроде Z-Com Wireless, или той же Dare Technologies, эта цифра в несколько раз больше.
Не так уж и много, но производители ссылаются на то, что спрос ограничивает конечная цена продукции – она все еще остается слишком высокой для истинно массового спроса. Так что по отношению к WAPI, который, в частности, еще увеличит себестоимость продукции примерно на 2-5 долларов, большинство производителей никакого энтузиазма не проявляют.
Тем временем, наиболее массовым продуктом может быть, в силу самой низкой цены среди WLAN устройств, 802.11b. Все тот же Эрик Чен: «На данный момент 802.11g составляет меньше половины объема выпускаемых нами продуктов, но его доля непрерывно растет. Континентальный Китай остается одним из наиболее продвинутых рынков, тогда как традиционные рынки, такие как Европа, по-прежнему предпочитают 802.11b». А ведь помимо куда более высокой скорости (54 Мбит/с против 11 Мбит/с), 802.11g предлагает и повышенную безопасность, частично делая ненужным внедрение WAPI (если, конечно, считать, что китайское правительство озабочено лишь проблемой безопасности связи). Отдельно стоит упомянуть о 802.11g+ (Super G, 108 Мбит/c). В этом направлении каждый производитель тянет одеяло на себя, и добиться согласованной работы устройств от разных производителей по этому протоколу не удастся. Скорее всего, про него вообще могут скоро забыть.
Впрочем, на горизонте уже виднеется 802.11n, с вдвое увеличившейся пропускной способностью относительно 802.11g, как идеальная замена для 100 Мбит/c локальных кабельных сетей. И это отнюдь не далекое будущее: Alpha собирается разработать продукты на его основе еще до конца этого года. Возможно, потребители не столь уж и неправы в своем ожидании.
Тем не менее, пока что основная активность разработчиков сосредоточена на уже стандартизованном 802.11g. Z-Com, например, обещает стать первой в мире компанией, которая в этом году выпустит 802.11g точку доступа для внешнего (уличного) применения с двумя портами и встроенным роутером. Многие, впрочем, вкладываются и в разработку WAPI устройств, хотя и не слишком активно. Z-Com, например, денег в это направление практически не вкладывает, ограничившись лишь некоторым количеством человеко-часов.
Кто-то же поступает строго наоборот. В общем, здесь не наблюдается никакой единой точки зрения даже среди китайских производителей. По большому счету, в основном разница в подходе инвестирования в WAPI сводится к различиям в ориентации компаний на внутренний или внешний рынки. Кто продает свою WLAN продукцию за рубеж, естественно, проявляет к WAPI куда меньше интереса, чем те, кто больше работает по Китаю, последние просто вынуждены вкладываться в разработку соответствующих устройств.
Вернемся, однако, к наиболее насущным для нас стандартам – 802.11b и 802.11g. И к совсем уж насущному вопросу – ценам на них. Цены на них, впрочем, уже вряд ли будут сильно падать, особенно, учитывая падение оптовых цен процентов на 30 в течение последних 12 месяцев (согласно данным Alpha Telecom, чьи 802.11b роутеры сегодня стоят порядка 40-50 долларов, 802.11g – свыше $60). Производители могут декларировать, что покупатели пугаются слишком высоких цен на WLAN продукты, но ценовые войны уже снизили маржу до такого минимума, что большинство из китайских компаний ожидает в течение ближайшего года падение цен в лучшем случае процентов на десять.