Краткий обзор тенденций развития направления ADSL (ADSL2, ADSL2+). Планы китайских и тайваньских производителей. Что такое ADSL, сегодня надо объяснять куда меньшему количеству людей, равно как и что такое WiFi. В обоих случаях с разъяснениями уже постарались две компании – Intel и MTU, соответственно. Что будет с WiFi в ближайшем будущем, мы уже недавно разбирались (www.ferra.ru/online/networks/25611/), а сейчас же посмотрим, что творится сейчас в Китае и Тайване по проводной части, и что готовят нам наши азиатские производители всего и вся. А готовят они много хорошего, откликаясь на нужды рынка более высокими пропускными способностями и мультимедиа-возможностями. Первое в глобальном плане должно будет закрыть (в обозримом будущем) переход с ADSL на ADSL2 или даже ADSL2+ в конце этого или начале следующего года, второе – интеграцию в xDSL-продукты поддержки IP-телефонии или WiFi. Об этом всем, как и о ценах, ближе к концу, а начало, как обычно, будет посвящено текущей обстановке на рынке. Рынок этот, в отличие от многих других, контролируется не только тайваньскими и китайскими производителями – достаточно большая часть его принадлежит компаниям из Южной Кореи. Было бы странно, если бы это было иначе, учитывая наличие крупных местных производителей электроники, а также потенциал местного рынка xDSL, который во многом и позволяет корейским производителям контролировать сегодня порядка 20% всего мирового рынка. Не совсем понятно, как будет развиваться ситуация на нем дальше: с одной стороны, корейский рынок xDSL уже затухает, приблизившись к насыщению, с другой – местные производители начинают ориентироваться на экспорт. А здесь им придется вплотную столкнуться с тайваньцами, у которых доля экспорта в объеме производства ADSL составляла последние годы свыше 90%, и которые также намерены активно наращивать свои продажи, ведомые пятеркой лидеров - Askey, Ambit, D-Link, ZyXel и TurboComm. Для чего им, впрочем, придется все более и более активно привлекать к работе фабрики континентального Китая. Придется, учитывая, что только на вторую половину этого года многие из этих производителей прогнозируют всплеск объемов производства минимум в 20 процентов. Askey, к примеру, который с 1 миллиона штук в месяц в первой половине намерен выйти на объем в 1.2 миллиона ADSL устройств в месяц к концу года. Судя по статистике предыдущих кварталов, все это достаточно равномерно распределится между Западной Европой (30.3%), Японией (25%), Северной Америкой (22.3%) и Юго-Восточной Азией (22%). Получается, что на весь остальной мир, включая нас, оставалось 0,4 процента... Либо где-то ошибка, либо нас снабжала исключительно Корея, либо ADSL-модемы у нас и в Африке до последнего года использовались в единичных количествах. В общем, больше похоже на правду либо первое, либо последнее, поскольку основными клиентами корейских производителей, по их словам, являются операторы связи, во-первых, а во-вторых, их позиции в Европе не слишком хороши. В любом случае, теперь Корея и Тайвань должны обратить внимание на Россию. Что же они предложат нам в ближайшем будущем (если будет на то воля MTU и прочих операторов связи)? Как уже говорилось, все эти производители начали разработку устройств, соответствующих спецификации ADSL2, повышающей пропускную способность линии до 12 Мбит/сек против 8-10 Мбит/сек у текущего стандарта ADSL, и ADSL2+, и вовсе обещающего до 25 Мбит/сек счастливчикам, чья АТС находится от них не дальше 914 метров. Понятно, для чего нужна такая пропускная способность рядовому пользователю – под передачу видео, были бы расценки на трафик удобоваримыми. Впрочем, судя по первоначальной политике MTU, компания попыталась сделать какие-то шаги в этом направлении, предложив ряд соответствующих сервисов – посмотрим, что у них из этого получится. Учтем, что модемы ADSL2 и ADSL2+ будут обратно совместимы с ADSL, так что купленный на перспективу ADSL2+ модем будет вполне исправно работать с установленным уже сейчас на АТС оборудованием оператора. Купить их, судя по всему, можно будет довольно скоро: тайваньцы обещают выпустить соответствующие модели в четвертом квартале этого или первом – следующего года. К концу года производители, выпускающие сегодня ADSL-роутеры со встроенным WiFi, намерены заменить в них 802.11b на 802.11g, а кто-то присматривается к возможности реализации в своей продукции и Voice-over-IP технологий. Ценами, к сожалению, порадовать не получится, поскольку на сегодняшний день одной из основных составляющих себестоимости здесь является цена флеш-памяти, используемой в модеме. В последнее время цены на флеш и печатные платы, используемые в производстве ADSL-продуктов на Тайване, повышались – со всеми вытекающими. Впрочем, производители выражают надежду на то, что ситуация с дефицитом флеш-памяти в обозримом будущем рассосется, что позволит им сэкономить несколько долларов на производстве. Остается лишь гадать, отразится ли это предполагаемое событие на отпускных ценах ADSL-модемов, которые сейчас на Тайване составляют около $30.