Опубликовано 21 декабря 2005, 00:33

Как откалибровать фотопринтер

Чтобы использовать возможности вашего фотопринтера по-максимуму, вовсе не нужна дорогая аппаратура. Подробная пошаговая инструкция для тех, кто хочет откалибровать свой принтер в домашних условиях.

Все теоретические знания о цвете и цветопередаче нам нужны, разумеется, только для того, чтобы научиться воспроизводить цвета с максимально возможным качеством. У фотографа – как любителя, так и профессионала – сегодня есть два пути получения качественных цветных отпечатков. Это печать в фотолаборатории – и тогда всю заботу о цвете и его воспроизведении берёт на себя (или не берёт, в соответствии с обыкновенным нашим разгильдяйством) оператор, или же печатать самостоятельно, как правило, на цветном струйном принтере.

И хотя вендоры всячески стараются сделать свои принтеры максимально простыми в работе и постоянно улучшают качество печати, подводных камней в этом деле всё ещё немало.

Не будем забывать, что чернила – это либо раствор красителей, либо коллоид, взвесь микрочастиц краски, как правило, в воде. А бумага – это некая поверхность с опредёленной пористостью, шероховатостью, своим собственным «белым» цветом (надеюсь, тут вопросов не возникнет?), толщиной, отражающей способностью…

Вспоминается старая добрая история:

Жил-был принц. И мечтал он повстречать настоящую принцессу.

И жила-была принцесса. И ждала она, что найдёт её самый настоящий принц, нежно её коснется, поцелует…

И вот однажды две эти жабы встретились.

Сказка умалчивает, что там вышло у двух земноводных. Но вот при «встрече» чернил и бумаги – а особенно от разных вендоров – зачастую ничего хорошего, при стандартных настройках печати, не выходит: физические и химические процессы впитывания и полимеризации чернил зачастую малопредсказуемы.

Для того, чтобы компенсировать различия в цветопередаче, существуют так называемые цветовые профили. Это, по-существу, таблицы коррекции цветового воспроизведения. В них указывается, на сколько в ту или иную сторону необходимо сдвинуть цветовые координаты для того, чтобы данное устройство на этом конкретном типе бумаги, используя именно данные чернила, печатало с тем качеством, которое нас устроит.

Так что, по-хорошему, процесс калибровки должен выполняться для каждой новой партии бумаги и чернил, которые вы будете использовать. Полиграфисты об этом прекрасно знают. Для того, чтобы запустить в тираж, к примеру, художественный альбом, раньше (да и теперь, откровенно говоря, несмотря на все системы управления цветом) основная часть времени тратилась не на печать тиража, а на подбор удовлетворительного сочетания красок с имеющейся партией бумаги.

Можно поступить проще. «Зарезать» цветовое пространство, искусственно его сузить. Когда мы выбираем пространство sRGB, мы именно так и делаем.

Зарезанное цветовое пространство воспринимается лучше, чем несбалансированное.

Глаз как будто «выставляет» самую яркую и самую тёмную точку изображения, а затем рассматривает всё то, что находится между ними. И если относительный перепад яркостей и цветов близок к оному же реального объекта, то глаз будет воспринимать картинку как реалистичную. И «останется доволен» изображением.

А вот если положить рядом два отпечатка, один из которых выполнен с использованием «зарезанного» цветового пространства, а другой – расширенного и сбалансированного, вот тогда и только тогда глаз (если, конечно, это не тренированный глаз фотографа или полиграфиста) опознает лучший отпечаток.

Надо сказать, что бытовая фотография часто грешит малой контрастностью отпечатков, «выцветшими» цветами. Потребители продукции мини-лабов к этому давно привыкли. Но данная-то статья не для них написана. Простой потребитель не будет распечатывать фотографии на фотопринтере, тем более пытаясь вытянуть всё возможное из его настроек. А вот мы – постараемся.

Для настройки – калибровки печатающих устройств – созданы денситометры и калибраторы. Принцип их работы в общем-то одинаков. Они считывают информацию о цвете в контрольных точках тестового изображения. Затем эту информацию можно использовать для построения цветового профиля.

Рано или поздно светлая мысль должна была прийти в голову и производителям софта. Ведь планшетный сканер на настоящий момент является весьма продвинутым инструментом для считывания цветовой информации. Оптический диапазон 4 D, заявляемый, к примеру, Epso'oм, заведомо перекрывает динамический диапазон любого изображения, отпечатанного на белой непрозрачной бумаге, посему было бы вполне логично применить сканеры и для колориметрии.

Соответствующий софт написан. Вообще-то таких программ существует несколько, но «под рукой» у меня оказалась программа ProfilerPro.

ProfilerPro – это не самостоятельная программа, а плагин для Adobe Photoshop. Лично меня это только радует – люблю, когда графические выдумки разных производителей вызываются из старого доброго фотошопа. Так вот, с помощью ProfilerPro можно построить цветовые профили для принтеров. Разумеется, для самой разнообразной бумаги и чернил.

Работает плагин не только со сканерами – с калибраторами он тоже вполне совместим. Создатели программы предусмотрели несколько режимов работы программы. Построение профиля может выполняться по результатам измерений денситометра либо путём анализа отсканированного тестового изображения.

Но, впрочем, давайте по порядку.

Практическая задача, которую я себе поставил при написании данной статьи, – это построение цветовых профилей для моего принтера. У меня установлен Epson1290, оснащённый капсульной системой непрерывной подачи чернил от resetters.com. Благодаря тому, что СНПЧ у меня капсульная, я могу легко менять чернила. Пользуюсь я обычно чернилами OCP или WWM. А печатаю, как правило, на бумаге Ломонд.

Здесь я подробно опишу, как строить цветовой профиль для рабочего пространства RGB.

Устанавливаем плагин.

В настройках фотошопа выставляем рабочее цветовое пространство Adobe RGB.

После установки плагина у нас в меню появляются два новых пункта – DoctorPro и ProfilerPro.

01 resize

01 resize

Вот ProfilerPro мы и запустим.

02 resize

02 resize

Выбираем первый пункт – загрузить калибровочную таблицу для сканера.

03 resize

03 resize

Вот так красиво она выглядит. Пока не распечатана. Печатаем.

04 resize

04 resize

В настройках печати выставляем управление цветом – профиль печати – same as source.

05 resize

05 resize

А в настройках принтера выключаем коррекцию цвета. Теперь наша таблица будет распечатана без каких-либо «улучшений» со стороны программного обеспечения.

После того, как таблица распечатана, даём цветам стабилизироваться. Проще говоря, чернила должны просохнуть. Только после высыхания отправляем нашу калибровочную таблицу в сканер.

06

06

Там, разумеется, тоже выставляем режим «без цветокоррекции»

07 resize

07 resize

И вот в результате сканирования имеем такой результат. Видно, что таблица напечатана с искажениями. Переходы цветов неравномерны, более тёмные участки таблицы отпечатались светлее, чем соседние светлые. Сохраняем результат в *.tif.

Строим профиль. Для этого открываем ProfilerPro и выбираем пункт D – Построение профиля из отсканированной таблицы.

08 resize

08 resize

Далее программа предложит нам сохранить профиль. Сохраняем его под любым удобным именем – чтобы потом мы его ни с чем не перепутали – и перезапускаем фотошоп, потому что наш профиль будет виден только при новом запуске.

Первое, что мы делаем – это проверяем профиль на профпригодность.

Для этого вновь печатаем калибровочную таблицу, но уже выставив наш профиль.

Вот так:

09 resize

09 resize

В результате печати у нас получается вот такая таблица, которая уже гораздо ближе к оригиналу. Меня цветопередача с таким профилем устраивает полностью.

10 resize

10 resize

Я построил профили как для чернил ОСР, так и для чернил WWM. Если раньше я мог чётко сказать, какими чернилами напечатано то или иное изображение, то теперь результаты печати практически одинаковы. Теперь даже забавно вспоминать, что я иногда менял чернила с целью получить лучший результат. К примеру, голубые тона лучше получались с чернилами WWM, а зелёные – с ОСР. Сейчас необходимость в этом отпала.

Возникает резонный вопрос – а нужно ли предварительно калибровать сканер для того, чтобы потом его использовать как измерительный инструмент?

При экспериментах с калибровкой я использовал два разных сканера. Это Epson Perfection 4990 и Epson Perfection 1650. Результаты, полученные на этих сканерах, практически одинаковы. Оба сканера использовались в режиме «без цветокоррекции» без каких-либо цветовых профилей.

Однозначно ответить: «нет, сканер калибровать не нужно» я не могу. Может быть, ваш сканер потребует предварительной калибровки. Вероятно, этому будет посвящена следующая статья. А сейчас могу лишь повториться – используя два различных сканера, я получил замечательные, полностью удовлетворившие меня профили.