Итоги года: видеокарты
Несмотря на то, что весной в борьбу ATI и NVIDIA грозилась вклиниться S3 с выпуском видеокарт S27, поддерживающих создание массивов MultiChrome, аналогичных SLI и Crossfire, этого не случилось. Рынок видеокарт всё так же остаётся поляризованным, Канада соперничает с США, «красные» с «зелёными».
Очень сильно повлияло на индустрию слияние ATI Technologies и AMD. Пока что сложно сказать что-то определённое о будущем этого дуэта, особенно о борьбе с NVIDIA, которая, по сути, осталась единственным самостоятельным игроком на рынке. Однако ATI не пропала, мы с нетерпением ждём видеокарт на новых чипах, а также чипсетов с интегрированной графикой, в разработке которых задействованы инженеры канадской компании. И определённые успехи у AMD+ATI уже есть: MSI анонсировала ноутбук с кодовым пока именем S310 (MS1222), построенный на чипсете Radeon 1150 и графическом ядре Mobile Radeon X2600, а на стенде DAAMIT на выставке CES2007, прошедшей на прошлой неделе в Лас-Вегасе, стоял стенд на базе эталонной материнской платы с чипсетом AMD RD690, графическое ядро которого без проблем выводило видео HD-качества через интерфейс HDMI.
/imgs/2018/11/26/18/2716214/2672e27031660a2303777507d08c0b57a0f1d862.jpg)
Принципы объединения AMD и ATI
Принципы объединения AMD и ATI
Однако конец одного года и начало нового – всегда период анонсов и предварительных демонстраций, ведь любой производитель спешит заверить потенциальных покупателей, аналитиков рынка и, конечно же, конкурентов в том, что у него всё отлично и он готовит новое и самое-самое. Оглянемся назад и посмотрим, чем же был характерен прошедший год.
В 2006 году мы наблюдали форменные гонки между NVIDIA и ATI, причём частенько это были не только гонки производительности, но и ценовые «войны». Весь год оба производителя пожинали плоды представленных в конце 2005 года архитектур GeForce 79xx и Radeon X1xx, по очереди выпуская доработанные, ускоренные и «более умные» варианты чипов. Кроме того, ярким примером «выжимания всех соков» из существующих архитектур стал выпуск многочисленных вариантов видеокарт с суффиксами Pro, GS, и тому подобное. Особенно туго в этом плане пришлось ATI, которая вынуждена была бить козыри NVIDIA в среднем ценовом диапазоне перемаркировкой Radeon X1600XT в X1650Pro, X1600Pro – в X1300XT, а в высшем ценовом сегменте – выпуском Radeon X1950XTX с памятью GDDR4 и чуть повышенными по сравнению с X1900XTX частотами ядра. Что интересно, на сегодня самые «продвинутые» в плане технологий изготовления ядра ATI – это RV560 и RV570, Radeon X1650XT и X1950Pro соответственно.
Компания NVIDIA тоже регулярно выпускала урезанные, замедленные и обновлённые видеокарты. Таким образом мы получили GeForce 7600GT/GS, 7900GT/GS, 7950GT. Был также в линейке NVIDIA прямо-таки бриллиант, многократно обещанный журналистам на выставках, но доселе не виданный на прилавках. Речь идёт о двухпроцессорной видеокарте GeForce 7950GX2. Прелесть этой видеокарты в её сложности: она представляет собой сдвоенную GeForce 7900GTX с уменьшенными частотами. Конечно, можно сказать, что это не полноценная двуядерная видеокарта, потому что каждое ядро и подсистема памяти находятся на своей печатной плате, однако факт остается фактом: это была однозначно самая быстрая одиночная видеокарта на рынке, и единственная двухпроцессорная видеокарта на рынке «настольных» продуктов, которую реально было можно купить. «Честные» двухпроцессорные видеокарты типа Gigabyte 3D-1, демонстрировавшиеся на выставках, до продажи так и не добрались.
И вот 8 ноября NVIDIA нанесла очень сильный удар сопернику, выпустив первую в мире видеокарту GeForce 8800 с полной поддержкой DirectX 10 (который, впрочем, выйдет только в составе Windows Vista Retail), Shader Model 4 и абсолютно новой и, не побоимся этого слова, революционной архитектурой. В одночасье вопрос о том, какой производитель «лучше», оказался закрытым: GeForce 8800GTX/GTS однозначно самые быстрые видеокарты на рынке, и обладают самой «умной» архитектурой. Ответ ATI/AMD в виде видеокарт на чипе R600 ожидается только через пару месяцев, а тем временем в Сети уже появляется информация о характеристиках и ценах на упрощённые версии GeForce 8800 на чипах G84/G86, которые покроют средний и нижний сегменты рынка видеокарт.
Поэтому, поскольку NVIDIA в новый год вошла обладателем самого мощного продукта на рынке, мы присуждаем этой компании титул «Лучший производитель видеокарт».
/imgs/2018/11/26/18/2716237/12e5883514571babc65bb8ad64d56ee864abce66.jpg)
NVIDIA – лучший производитель видеокарт в 2006 году
NVIDIA – лучший производитель видеокарт в 2006 году
Теперь посмотрим на конкретные продукты. Тут всё сложнее. Корпорация ATI сняла запрет на изменения конструкции печатных плат для своих видеокарт, и конечные производители частенько стали модифицировать свои продукты для достижения б_о_льших частот, выпускались и экзотичные продукты с удвоенными объёмами видеопамяти. К сожалению, это не относится к GeForce 8800, изменять или предразгонять которые NVIDIA строго-настрого запретила.
Лучшим ускорителем графики в 2006 году однозначно становится GeForce 8800GTX. Производительность этой видеокарты поражает, «задел на будущее» в виде поддержки будущего API DirectX10 обеспечивает ей продолжительную жизнь в системном блоке геймера, потому что новых игр, обещающих принципиально более высокие требования к графике, пока не анонсировано.
/imgs/2018/11/26/18/2716263/4143700d33b032918cd087f33656b63b1c01a814.jpg)
Эталонная видеокарта NVIDIA GeForce 8800GTX
Эталонная видеокарта NVIDIA GeForce 8800GTX
Лучшей видеокартой среднего ценового диапазона становится GeForce 7950GT в исполнении Asus, сочетающая в себе отличную производительность, достаточную для всех игр без исключения, и великолепную комплектацию.
/imgs/2018/11/26/18/2716280/4e28a6ecff306c285bc6214c51b4115d7e1e4003.jpg)
Видеокарта Asus EN7950GT (GeForce 7950GT)
Видеокарта Asus EN7950GT (GeForce 7950GT)
Лучшей бюджетной видеокартой наша тестовая лаборатория признала Chaintech GSE76GTC GeForce 7600GT за хорошую производительность, высокий разгонный потенциал и невысокую цену. Вообще стоит похвалить компанию Walton Chaintech Corp. за очень большой ассортимент продукции, представленной на рынке, очень демократичную ценовую политику и высокое качество. Оверклокерам стоит внимательно присмотреться к видеокартам от этой компании.
/imgs/2018/11/26/18/2716300/73d2bf3454b8b38f5ea7ea4128940f33b9fd2826.jpg)
Видеокарта Chaintech GSE76GTC (GeForce 7600GT)
Видеокарта Chaintech GSE76GTC (GeForce 7600GT)
От раздачи слонов перейдем к прорицанию. Что же нас ждёт в следующем году?
Во-первых, слияние AMD и ATI грозит нам тем, что может появиться разделение на платформы, или, по крайней мере, возникнут оптимизации в плане производительности и стабильности систем на базе наборов комплектующих от, скажем, AMD и Intel с NVIDIA. В худшем случае это выльется в несовместимость комплектующих от участников этих двух лагерей, а это совсем нехорошо для конечного покупателя. Собственно, уже сейчас зачатки этого есть – на платах с поддержкой SLI нельзя организовать массив Crossfire, и наоборот.
Второй аспект: намечается рост продаж интегрированных продуктов. Большие мощные компьютеры всё больше теряют актуальность, никому не нужен хоть и супер-производительный, но все же большой и шумный ящик. Настольные компьютеры вытесняются ноутбуками и barebone-комплектами. А там у нас стоят материнские платы с интегрированным видео. Более того, в отдалённых планах AMD уже звучал перенос специализированных процессоров, в том числе и видео, на материнскую плату, с подключением по HyperTransport и возможностью гибкой конфигурации системы.
В-третьих, повальная увлечённость физическими вычислениями на графических процессорах принесет нам намного более сложные игры и сложные движки, которые переложат обработку этой части движка на графический адаптер и оставят центральному процессору только искусственный интеллект и реакцию на действия игрока. Соответственно, видеокарты прошлых поколений просто не смогут справиться с такой нагрузкой, и настанет очередной час «Ч» для апгрейдов. А апгрейдом видеокарты тут уже не обойтись, уже при тестировании GeForce 8800GTX мы столкнулись с тем, что для адекватной производительности этой видеокарты нужен очень мощный процессор. В итоге, хоть удельная производительность (некий абстрактный показатель производительности за доллар) и растёт, но общая цена системы совсем не снижается, а совсем наоборот, растет в разы.
Вот-вот появится Windows Vista для розничной продажи, в состав которой войдёт принципиально новый по возможностям DirectX 10, поэтому стоит ожидать появления игр и тестовых пакетов, которые порадуют нас новыми, невиданными ранее красотами, детализацией сцены, эффектами и т.п. По сути, плавный подъём производительности и возможностей закончился в 2006 году, индустрия графических процессоров вышла на новую ступень.
И, наконец, все чётче вырисовывается сближение компьютеров и домашней мультимедиа-электроники. В графические процессоры закладывается возможность аппаратной обработки видео высокого разрешения, добавляются видеоинтерфейсы, ориентированные исключительно на «домашние» средства отображения, например, HD-телевизоры, плазменные панели и т.п. Долгом любого производителя становится обеспечить видеокарту выходом с поддержкой HDCP, чтобы покупатель смог посмотреть защищённый контент высокого разрешения. Вполне возможно, что в 2007 году начнут активно завоёвывать рынок недорогие видеокарты, оснащённые выходами HDMI для быстрого и лёгкого подключения HD-телевизоров.
Нашим же читателям пожелаем в этом году поменьше «глюков», побольше кадров в секунду, игр покрасивее и видеокарт подешевле. Оставайтесь с нами, шоу продолжается!