Sapphire Toxic Radeon X1950XTX и X1900XTX: не всё то золото…
В нашей тестовой лаборатории побывали две топовые видеокарты от Sapphire Technology c водяным охлаждением – Radeon X1950XTX Toxic и Radeon X1900XTX Toxic. Это самые мощные и самые дорогие на сегодня продукты в линейке Sapphire, да и всей ATi тоже.
Для начала сделаем небольшой экскурс в историю и вспомним, с чего началась линейка Toxic этого производителя. Вскоре после появления первых видеокарт Radeon X850XT на рынке в Сети и в частности на сайте Sapphire появилась информация о готовящейся к выходу видеокарте Radeon X850XT PE серии Blizzard. Изюминкой видеокарты должна была стать система охлаждения, назвать которую обычным кулером язык не поворачивается. Мы подготовили специальный материал на эту темы, «Как уходили кумиры – история системы охлаждения на базе жидкого металла от компании Sapphire», в котором рассказали всё об этой технологии.
В дальнейшем Sapphire отказалась от использования слова Blizzard. На рынке уже присутствовали продукты под названием Toxic, также позиционирующиеся как высокопроизводительные и «холодные». Чаще всего это были видеокарты, оборудованные системами охлаждения от Arctic Cooling, отлично зарекомендовавшими себя благодаря тишине и производительности. Кулеры эти подвергались модификации – стандартный пластиковый кожух заменялся таким же, но выполненным из UV-чувствительного пластика, который светился в ультрафиолете. В сочетании с высоким разгонным потенциалом это вполне закономерно привело к тому, что платы стали любимцами моддеров.
И вот не так давно Sapphire решила присоединиться к Gainward и GeCube (прошлых лет, сегодня у компании уже нет видеокарт с системами водяного охлаждения на борту) и выпустить видеокарту с водяным охлаждением. Эти продукты были отнесены к серии Toxic, и именно их мы сегодня рассмотрим.
Начнём с более старой модели – Sapphire Toxic Radeon X1900XTX.
Sapphire Toxic Radeon X1900XTX
Видеокарта поставляется в необычной глубокой коробке, что обусловлено значительными размерами продукта. Отметим, что наш экземпляр Radeon X1900XT был выпущен в тот период, когда серия Blizzard ещё существовала, и в рознице присутствуют как упаковки с надписью Blizzard, так и новые коробки – с надписью Toxic. Видеокарты внутри этих коробок не отличаются друг от друга ничем, кроме наклейки.
В комплект поставки, кроме видеокарты, входят:
- Graphics card user manual
- 2 переходника DVI-D-Sub
- кабель S-Video
- композитный кабель (тюльпан)
- компонентный кабель YPrPb
- кабель VIVO (2х тюльпан, 2хRCA)
- диски:
- Cyberlink PowerDirector 4,
- Cyberlink PowerDVD 6,
- Sapphire Select,
- DriverCD
- 2 переходника питания
Система водяного охлаждения (СВО) видеокарты произведена компанией Thermaltake (это модель CL-W0052 Tide Water) и состоит из ватерблока, устанавливаемого на ядро видеокарты, и радиатора, крепящегося к соседнему слоту. Кстати, для читателей, не интересовавшихся подобными методами охлаждения ранее, заметим, что так сложилось, что Thermaltake не считается серьёзным игроком на рынке водяного охлаждения и выпускает бюджетные продукты. Наиболее престижными и мощными являются продукты InnovaTek, Asetek, Swiftech. Однако поспешим уверить вас, что производительности продуктов этой компании вполне достаточно в большинстве случаев, а ассортимент (по крайней мере на сайте) очень радует.
Система охлаждения крепится к плате с помощью установочной скобы на задней стороне платы, и своеобразных «салазок», к которым прикручивается ватерблок. Подобная конструкция защитит плату от перегиба и поможет ровно прижать ватерблок к ядру.
Установленный на ядро медный ватерблок отбирает тепло с крышки видеопроцессора и передаёт его циркулирующей внутри воде. Сняв ватерблок, мы были несколько неприятно удивлены. Подошва ватерблока не подвергалась полировке вообще! Конечно, серьёзных неровностей на подошве не видно, однако любой уважающий себя сторонник водяного охлаждения включает полировку подошвы ватерблока в число наиболее важных заданий. Эта мера позволяет заметно улучшить эффективность теплообмена между ядром и ватерблоком.
За передачу тепла отвечает термопаста белого цвета и неизвестного качества. Ватерблок снабжён ограничительной рамкой, защищающей ядро от скола.
На чипы памяти установлены небольшие алюминиевые радиаторы. Также небольшой алюминиевый радиатор с редкими рёбрами, покрашенный в красный цвет, наклеен на ряд полевых транзисторов конвертера питания. По нашему мнению, этот радиатор будет страдать от недостаточного охлаждения, поскольку он рассчитан на обдув воздухом от стандартного кулера, а данная система не сможет обеспечить его потоком воздуха. Поэтому для разгона и тем более вольтмода стоит всерьёз озаботиться дополнительным охлаждением VRM и памяти. Отметим, что эта проблема характерна для абсолютно всех систем водяного охлаждения, как процессорных, так и для видеокарт, – устранение шумных вентиляторов лишает охлаждения дополнительные элементы на платах.
То, что мы в дальнейшем будем условно называть радиатором, на самом деле правильнее было бы называть охлаждающим блоком. В одном корпусе расположены циркуляционная помпа, небольшой расширительный бачок, собственно радиатор, управляющий блок вентилятора и сам вентилятор. Кроме того, на верхнем ребре кожуха имеется двухпозиционный переключатель оборотов (2000/2500 об./мин.). Радиатор набран из тонких медных рёбер и снабжён четырьмя небольшими тепловыми трубками. Вентилятор турбинного типа втягивает воздух перед собой и продувает его сквозь рёбра радиатора, откуда нагретый воздух выбрасывается наружу корпуса сквозь прорези в скобе крепления. В процессе тестирования у нас возникли вопросы насчёт шумности системы охлаждения: несмотря на заявленные Thermaltake 17/19 dBA, вентилятор издавал очень заметный шум. Правда, на сайте Sapphire оказалась более достоверная информация об уровне шума – 18/26 dBA. Кстати, это особенность всех турбинных вентиляторов, обычные крыльчатки на 2500 об./мин. так не шумят. Зато турбина обеспечивает большее воздушное давление. На внутреннем (обращённом внутрь корпуса) ребре расположена пробка для заполнения системы хладагентом и метка с указанием минимального уровня жидкости при горизонтальном расположении радиатора. Кстати, сделаем дизайнерам Sapphire замечание: используемая в Tide Water жидкость окрашена в кислотно-зелёный цвет и как нельзя лучше подошла бы к имиджу Toxic, однако зачем-то расширительный бачок заклеен наклейкой с логотипом. В стандартной Tide Water кожух прозрачный, и жидкость отлично видна. К тому же наклейка нанесена небрежно, есть несколько пузырей. Для топового, а главное, имиджевого продукта, по нашему мнению, такое невнимание к мелочам непростительно.
Радиатор устанавливается на место карты расширения для слота PCI и занимает 2 разъёма. Таким образом, это самая габаритная система охлаждения, в сумме занимающая 3 слота на материнской плате (1 на видеокарту и 2 на радиатор).
В процессе тестирования кулер проявил себя как достаточный для охлаждения Radeon X1900XTX и X1950XTX, но звёзд с неба он всё же не хватал. Системы охлаждения достаточно ровно для работы видеокарт в том режиме, в котором их настроили инженеры Sapphire. Её скромная производительность обусловлена простым по строению и неполированным водоблоком и откровенно маленьким радиатором. Что нам очень не понравилось – так это шум, издаваемый вентилятором. Он был вполне сравним с шумом обычных воздушных систем охлаждения, что, по нашему мнению, неприемлемо для «водянки».
На этом закончим с системой охлаждения и посмотрим на саму видеокарту.
Плата произведена по референсному дизайну ATi на стандартном красном текстолите. Отметим, что плата крупногабаритная, и владельцам небольших корпусов придётся подумать о необходимости замены корпуса. Ближе к выходам видим чип ATi Rage Theater, отвечающий за VIVO.
Видим не очень аккуратно наклеенные радиаторы на чипах памяти. На краю платы размещён 6-контактный разъём питания.
Плата оборудована двумя разъёмами DVI и выходом S-Video. Интересно, что, несмотря на использование другой системы охлаждения, на плате установлена обычная скоба на две прорези в корпусе, как и для обычных плат.
Очистив ядро от термопасты и сняв радиатор с одного из чипов памяти, мы увидели следующее:
Графический процессор R580 на нашем экземпляре платы произведен на 4-й неделе 2006 года, то есть 16-22 января. Ядро в номинальном режиме работает на частоте 675 МГц, что на 25 МГц выше официальных частот R580.
На плате установлена память K4J52324QC-BJ11 производства Samsung, это чипы GDDR3 ёмкостью 512 Мбит с организацией 16х32 Мбит, с номинальной частотой 900 МГц (1800 МГц DDR), время выборки 1,1 нс. Чипы упакованы в 136-контактные бессвинцовые корпуса FBGA. Общий объём памяти в 8 чипах, таким образом, 512 МБит*8 чипов/8 бит = 512 МБ. Память работает на частоте 800 МГц (1600 МГц DDR), на 25 МГц выше стандартных для этих видеокарт 775 МГц. Впрочем, исходя из номинала чипов памяти, можно попытаться разогнать карту до 1800 МГц по памяти и выше, чем мы в дальнейшем и займёмся.
Теперь посмотрим на Sapphire Toxic Radeon X1950XTX.
Sapphire Toxic Radeon X1950XTX
При первом взгляде на коробку, в которой поставляется плата, отмечаем сказочную снежную бабу и крупный логотип Toxic. Упаковка выполнена из полупрозрачного пластика и даёт возможность увидеть стоящую вертикально плату. На передней стороне коробки нарисованы метки с основными характеристиками платы – 512 МБ памяти GDDR4, два выхода DVI, жидкостное охлаждение.
В комплект поставки видеокарты входят:
- Graphics card user manual
- 2 переходника DVI-D-Sub
- кабель S-Video
- композитный кабель (тюльпан)
- компонентный кабель YPrPb
- диски:
- Cyberlink PowerDirector 4,
- Cyberlink PowerDVD 6,
- DriverCD,
- игра DaVinci Code
- переходник питания
Отдельно на системе охлаждения останавливаться не будем, потому что она абсолютно такая же, как и на предыдущей модели.
Radeon X1950XTX производится на той же печатной плате, что и X1900XTX. Небольшим изменениям подвергся лишь конвертер питания памяти, поскольку другой тип памяти требует других напряжений и токов. На тех же местах, что и у Radeon X1900XTX, расположены чипы Rage Theater и коннектор питания.
На нашем экземпляре платы мы обнаружили следующие чипы:
Графический процессор R580+ (промаркирован, кстати, как R580) произведён на Тайване на 30-й неделе 2006 года, то есть 31 июля – 6 августа. Не стоит пугаться, что вместо X1950XTX у нас оказалась X1900XTX – контроллер памяти в старом ядре R580 не работает с памятью GDDR4, так что у нас именно R580+. Ядро работает на частоте 700 МГц против стандартных 650 МГц.
На плате установлены 8 чипов K4U52324QE-BC09 производства Samsung. Это чипы GDDR4 ёмкостью 512 Мбит с организацией 16х32 Мбит, с номинальной частотой 1100 МГц (2200 МГц DDR), время выборки 0,9 нс. Общий объём памяти в 8 чипах, таким образом, 512 МБит*8 чипов/8 бит = 512 МБ. Память работает на частоте 1000 МГц (2000 МГц DDR), что соответствует стандартным частотам. Посмотрим, сможем ли мы её довести хотя бы до номинала. Кстати, на сайте Samsung уже доступны спецификации для чипов GDDR4 с номинальной частотой 1400 МГц и временем выборки 0,7 нс. Возможно, именно их мы увидим на грядущих картах на базе ядра R600.
Отдельная история – о разгоне этих видеокарт. В процессе тестирования мы попробовали разогнать видеокарты ещё больше, чем это уже было сделано на заводе Sapphire. К сожалению, мы потерпели неудачу. Ни одна из утилит, опробованных нами (ATi Tray Tool, RivaTuner, Overclocker-x1k), не смогла разогнать видеокарты выше номинальных частот. Особенно интересная ситуация сложилась с Radeon X1950XTX: максимальное значение, достигнутое нами с помощью родной утилиты Sapphire A.P.E., составило 695 МГц по ядру и 1000 МГц по памяти. Другие утилиты к этому пределу не подошли, не говоря уже о разгоне. Особенно странная ситуация получилась с температурой: несмотря на мощную систему охлаждения, видеокарты очень сильно грелись в разгоне. После установки частот 695/1000 МГц с помощью A.P.E. нам пришлось установить над стендом комнатный вентилятор диаметром 50 см, потому что температура скачком выросла до 85 градусов и продолжала расти. С таким обдувом на этих частотах температура составила 55 градусов, а вот при разгоне ATI Tray Tool до 685/1010 МГц (максимум без артефактов) – аж 75 градусов. Без обдува при подъёме частоты памяти даже до 1010 МГц тут же начинались артефакты, и система перезагружалась. Видимо, чипы GDDR4 резко отрицательно относятся к подъёму частот выше номинальных.
Тест на артефакты в ATi Tray Tool («волосатый куб») тоже порадовал неадекватностью: при установке частот через A.P.E. он прорисовывался примерно на 600 fps, а при работе через ATT – около 1000 fps при меньших частотах. Однако, запустив для верности 3DMark’06, мы всё же поверили A.P.E. – её результаты были практически те же, что и результаты в номинале, а результаты с ATi Tray Tool были заметно ниже.
Использование Overclocker-x1k доставило несколько неприятных мгновений: попытка разгона с помощью этой утилиты привела к тому, что экран моргнул, и по нему быстро побежали разноцветные точки. Во избежание возможных неприятностей систему мы тут же отключили.
О разгоне Radeon X1900XTX также ничего хорошего сказать не можем. С ядром, в принципе, уже всё понятно, заводской разгон на 25 МГц исчерпал его потенциал. Нас несколько удивило то, что мы не смогли поднять частоты памяти даже до номинальных 900 МГц, более того, стабильность сохранялась только на частоте 783 МГц (1566 МГц). Эта частота заметно ниже номинальной. Вероятно, BIOS видеокарты при смене режимов с 2D на 3D и соответственной смене частот меняет и тайминги памяти на специально подобранные. Возможно, вольтмод Vdd и помог бы поднять частоты памяти, но видеокарта и так греется немилосердно.
Итог наших мучений следующий: 655/1566 МГц для Sapphire Toxic Radeon X1900XTX и 695/1000 МГц для Sapphire Toxic Radeon X1950XTX. Оба результата недотягивают даже до вшитых в BIOS установок. Мы убедились, что ядра R580 и R580+ уже исчерпали свой частотный потенциал, и заводской разгон их на 25 и 50 МГц соответственно – уже достижение. Вероятнее всего, чтобы достичь таких частот, ядра специально отбираются и проверяются на стабильность, а модифицированный BIOS не позволяет нормально управлять частотами. Если же вы всё-таки займётесь разгоном этих видеокарт – обязательно обеспечьте им дополнительное охлаждение!
Что ж, перейдём к тестированию.
Тестирование
Тестовый стенд имеет следующую конфигурацию:
- Процессор:
- Intel Pentium D 955 3,4 ГГц (двухъядерный)
- Материнская плата:
- Intel D975XBX (i975X)
- Оперативная память:
- 2x512 МБ Kingston DDR2-533
- Жёсткий диск:
- Western Digital 80 ГБ IDE
- Блок питания:
- FSP650-80GLN (650 Вт)
- Использовались последние на момент тестирования версии драйверов с сайтов NVIDIA и ATi.
Основные параметры в драйверах видеокарт NVIDIA и ATI были выставлены следующим образом:
- NVIDIA ForceWare
- Image Settings: Quality
- Trilinear optimization: On
- Anisotropic mip filter optimization: Off
- Anisotropic sample optimization: On
- Vertical sync: Off
- Остальные настройки: по умолчанию
- ATI CATALYST
- Mipmap Detail Level: Quality
- Adaptive antialiasing: Off
- Temporal antialiasing: Off
- Quality AF: Off
- CATALYST A.I.: Standard
- Wait for vertical refresh: Always off
- Остальные настройки: по умолчанию
Для сравнения мы взяли референсный Radeon X1950XTX, чтобы посмотреть, что же даёт разгон этой видеокарты, а также бывшую флагманскую модель линейки ATi – Radeon X1800XTX. Из противоборствующего лагеря была выбрана NVIDIA GeForce 7900GTX в исполнении Chaintech.
Тестовый пакет состоит из таких приложений:
- Синтетические тесты
- Futuremark 3DMark 2001SE
- Futuremark 3DMark’05
- Futuremark 3DMark’06
- SPECviewperf 8
- CodeCult CodeCreatures
- Полусинтетические приложения
- Aquamark Benchmark
- Игровые тесты
- «Call of Duty 2»
- «Doom III»
- «FarCry»
- «F.E.A.R.»
- «Half-Life 2»
- «Quake III»
- «Quake IV»
- «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»
- «Return to Castle Wolfenstein: Checkpoint»
- «Serious Sam: The Second Encounter»
- «Serious Sam 2»
Futuremark 3DMark 2001SE
Тест Dragothic демонстрирует нам пример того, как результаты могут упираться в производительность других компонентов стенда: в лёгком режиме результаты у всех участников практически идентичны. Поочередные отставания видеокарт от ATI в разных разрешениях наводят на мысли об особенностях драйвера. Тяжёлый режим также не даёт возможности определить однозначного лидера: впереди то GeForce 7900GTX, то продукция ATI, причём разная.
Зато тестовая сцена Nature всё же даёт адекватные результаты. Видим, что Radeon X1950XTX идёт наравне с GeForce 7900GTX, в высоких разрешениях заметно обгоняя эту видеокарту. Тяжёлый режим даёт нам возможность оценить прирост производительности от памяти GDDR4 и повышенных частот R580+: Radeon X1950XTX имеет немалое преимущество перед X1900XTX. Радует Radeon X1800XTX, практически не отстающий от X1900XTX. Также мы были несколько удивлены тем, что результаты плат в нашем неудачном разгоне всё же выше результатов в номинале, хоть и ненамного.
Futuremark 3DMark’05
В низких разрешениях видим, что первый графический тест 3DMark’05 более благосклонен к архитектуре GeForce 7900GTX, однако с ростом разрешения производительность Radeon X19x0XTX в шейдерных вычислениях выводит эти видеокарты вперёд, и одновременно начинает играть роль тактовая частота. Поэтому разгон Radeon X1900XTX немного снижает результаты в 1600х1200. Видим, что прирост частоты Radeon X1950XTX даёт кое-какие дивиденды, хоть и не очень большие.
Firefly Forest несколько удивляет: Radeon X1950XTX в исполнении Sapphire то отстаёт от референсной платы, то обгоняет её. По практически равным результатам в 800х600 видим, что производительности процессора уже маловато для тяжёлого режима.
Третий тест демонстрирует преимущество R580/R580+ перед G71 во всех разрешениях. Тяжёлый режим также позволяет оценить масштабируемость производительности видеокарт ATI с ростом частоты, она не очень большая.
Общий результат показывает, что разгон Radeon X1950XTX оправдывает себя только в случае, если вы занимаетесь им из любви к искусству или в погоне за высокими местами в рейтинге ORB. Фактически же прирост производительности несоизмерим с ростом тепловыделения платы и сложностями в разгоне.
Futuremark 3DMark’06
В 3DMark’06 в лёгком режиме ATI ещё может соревноваться с NVIDIA GeForce 7900GTX, а вот в тяжёлом – уже нет. Отметим неплохой прирост производительности у R580+ в сравнении с R580 и совсем небольшой выигрыш от роста частоты. Постоянно повторяющийся прирост производительности в разогнанном режиме работы Sapphire Radeon X1950XTX наводит на мысли о том, что утилита A.P.E. установила более низкие тайминги памяти по сравнению с вшитыми в BIOS, поскольку в остальном этот режим отличается от стандартного только на 5 МГц меньшей частотой ядра. Вывод из этого следует такой: Radeon X1950XTX в большей степени чувствителен к разгону памяти, нежели к разгону ядра.
SPECviewperf 8
В трёх тестах из пяти в пакете SPECviewperf 8 очевидное преимущество имеет архитектура NVIDIA G71. В оставшихся двух GeForce 7900GTX идёт, как ни странно, наравне с Radeon X1800XTX. Очевидно, «уклон» в математические вычисления в R580 в данном случае является слабостью. В тяжёлом режиме ситуация даже усугубляется тем, что в двух тестах, лояльных к ATI, Radeon X1800XTX обгоняет GeForce 7900GTX. К чести других участников скажем, что активация сглаживания и фильтрации никак не влияет на производительность.
CodeCult CodeCreatures
В CodeCreatures снова видим победу GeForce 7900GTX во всех разрешениях в лёгком режиме. В тяжёлом режиме, однако, Radeon X1950XTX в исполнении Sapphire выходит вперёд в разрешениях 1280х1024 и 1600х1200. Разница в производительности между X1900XTX и X1950XTX также заметна. Прирост от разгона в принципе невысокий: 0,5-1 fps между референсным X1950XTX и Sapphire Toxic и ещё 0,4-1,2 fps после разгона.
Aquamark Benchmark
Aquamark на сегодняшний день не составляет проблемы для графических процессоров, поэтому в лёгком режиме наблюдаем недостаток производительности процессора в случае GeForce 7900GTX (её показатели не меняются с ростом частоты). Radeon X1950XTX немного отстаёт. В тяжёлом режиме тенденция сохраняется, и лишь в 1600х1200 Radeon X1950XTX выходит вперёд, и то ненамного.
Перейдём к игровым тестам.
Call of Duty 2
«Call of Duty 2» демонстрирует, что высокая производительность в обработке шейдерных подпрограмм в современных играх выходит на первый план. Во всех разрешениях все продукты ATI выходят на первый план, а GeForce 7900GTX отстаёт очень солидно. Более того, особенности архитектуры R580 позволяют достичь такой производительности, что лишь в 1280х1024 и 1600х1200 в тяжёлом режиме мы избавляемся от бутылочного горлышка в виде CPU. Снова отмечаем, что разгон Radeon X1950XTX даёт небольшой прирост – порядка 2,5 fps.
Doom III
Несколько странные результаты. В разных разрешениях в лёгком режиме в лидерах то Sapphire Radeon X1950XTX, то Chaintech GeForce 7900GTX. В тяжёлом режиме всё несколько выравнивается, везде лидирует GeForce 7900GTX, кроме 1600х1200, где её обгоняет Radeon X1950XTX в разгоне. Что интересно, Radeon X1900XTX практически не отстаёт от своего потомка, а иногда даже обгоняет его.
FarCry
Ещё один довольно удивительный тест. В лидерах GeForce 7900GTX, которую догоняет, как ни странно, Radeon X1800XTX. В тяжёлом режиме продукты Sapphire подтягиваются к лидерам, зато мы видим, что разгон вместо прироста приводит к падению производительности в трёх разрешениях из четырёх.
F.E.A.R.
Плотно набитый многочисленными шейдерами движок «F.E.A.R.» демонстрирует превосходство ATI в играх подобного типа. И в лёгком, и в тяжёлом режимах впереди продукты на базе R580/R580+. GeForce 7900GTX конкурирует не с ними, а с Radeon X1800XTX, и всё равно проигрывает.
Half-Life 2
Движок Source, лежащий в основе «Half-Life 2», разрабатывался при поддержке ATI, поэтому неудивительно, что GeForce 7900GTX оказывается в отстающих. В высоких разрешениях в тяжёлом режиме наконец раскрывается потенциал R580+, и Radeon X1950XTX отрывается от X1900XTX.
Quake III
Общая ситуация в «Quake III» такова: производительность во всех тестах с видеокартами ATI ограничивается процессором, кроме 1600х1200 в тяжёлом режиме. GeForce 7900GTX везде отстаёт. В 1600х1200 в тяжёлом режиме наконец показатели «проседают». Снова видим лидерство Radeon X1950 XTX. Разгон не даёт практически никакого эффекта.
Quake IV
Всё с точностью до наоборот по сравнению с предыдущим тестом. Везде лидирует GeForce 7900GTX, упираясь в центральный процессор. Что интересно, между показателями всех видеокарт ATI также разницы почти нет. Лишь в высоких разрешениях Radeon X1800XTX отстаёт от более мощных собратьев.
Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
OpenGL-движок «Chronicles of Riddick» симпатизирует NVIDIA G71. Radeon X1950XTX подбирается к лидеру лишь в 1600х1200 в тяжёлом режиме. Разгон даёт примерно 3 кадра в секунду, что, между прочим, равняется и разнице между Radeon X1900XTX и X1950XTX.
Return to Castle Wolfenstein
GeForce 7900GTX упирается в центральный процессор как в лёгком, так и в тяжёлом режиме: показатели остаются на уровне 161-162 fps. Немного удивляет падение в 800х600 в обоих режимах. Продукты ATI идут плотной группой с отставанием в 10-15 fps.
Serious Sam
Снова OpenGL, и снова на пьедестале GeForce 7900GTX. Лишь активация сглаживания и фильтрации и рост разрешения примерно уравнивают показатели этой видеокарты с показателями Radeon. В 1600х1200 разница в показателях всех участников тестирования не превышает 2,5 fps.
Serious Sam 2
Довольно сложно выявить какую-то системность в этих показателях. В большинстве случаев продукты ATI обходят GeForce 7900GTX. Однако при этом лидера уже среди них выявить сложно: то впереди Radeon X1800XTX, то X1950XTX.
Вывод
В процессе тестирования Sapphire Toxic Radeon X1950XTX и X1900XTX у нас сложилось противоречивое впечатление об этих видеокартах. С одной стороны, очевидный плюс этих видеокарт – внешний вид. Система водяного охлаждения, безусловно, привлекает внимание, и эти видеокарты будут отлично смотреться в моддерском корпусе. С другой стороны, производительность СВО от Thermaltake не очень высокая и не даёт возможности заняться хоть каким-либо разгоном. Кроме того, система ещё и издаёт неприемлемый для водяного охлаждения шум, не уступающий по уровню многим воздушным кулерам. Отдельный минус видеокарт – нулевой частотный разгонный потенциал. Однако, как видно по тестам, на равных частотах нам, похоже, удалось выставить более низкие задержки памяти для Sapphire Toxic Radeon X1950XTX, в результате чего небольшой прирост производительности всё же наблюдался. В целом же заводской разгон этих видеокарт исчерпал их потенциал, особенно в случае с Radeon X1900XTX, который мы не смогли «руками» вывести даже в номинальный режим. Очевидно, с нынешней архитектурой и техпроцессом ATi уже не сможет вывести на рынок более высокочастотные ядра, и нам остаётся ждать R600.
Итог: Sapphire Toxic – сугубо имиджевый продукт, и до утилитарности тут довольно далеко. Эффектный внешний вид, заводской разгон и статус watercooled придутся по душе любителям устанавливать в корпус всё самое-самое, однако по производительности, температуре и, главное, шумности эти видеокарты практически ничем не лучше обычных видеокарт на ядрах R580/R580+.