GeForce 8800GTS/GTX от Chaintech: отличная скорость и непонятный минимализм
С момента презентации компанией NVIDIA видеокарт нового поколения прошло уже довольно много времени, и первые экземпляры этих плат стали появляться на прилавках магазинов. Конечно, цены на эти видеокарты пока ещё очень сильно отличаются от рекомендованных и количество их ограниченно, однако при желании и наличии некоторой суммы денег стать владельцем «самой-самой» видеокарты проблемы не составит. Одной из компаний, поставляющих видеокарты на базе G80 на российский рынок, стала Walton Chaintech Corporation.
Краткие характеристики плат:
Видеокарта | GeForce 8800GTX | GeForce 8800GTS |
Ядро | G80 | G80 |
Число процессоров | 128 | 96 |
Число TMU/ROP | 32/24 | 24/20 |
Частота ядра/процессоров | 575/1350 МГц | 500/1200 МГц |
Частота/шина памяти | 1800 МГц/384 бит | 1600 МГц/320 бит |
Объём памяти | 768 МБ | 640 МБ |
Подробный обзор архитектуры GeForce 8800 вы можете прочитать здесь.
Поскольку первая волна видеокарт на базе GeForce 8800 производится только одним неназванным контрактным поставщиком, различий в присутствующих ныне в магазинах видеокартах от разных конечных компаний нет. К тому же NVIDIA запретила партнёрам вносить какие-либо изменения в конструкцию плат и их частотные характеристики. Так что фактически разница между вариантами, лежащими на полках, сводится к аксессуарам, системам охлаждения и дизайну упаковок.
Посмотрим, что же нам предлагает Chaintech под именем GSE88GTX.
Chaintech GeForce 8800GTX
Символ Chaintech – аниме-воительница – красуется и на упаковке самых мощных видеокарт в линейке продукции компании. Как видим, видеокарта относится к топовой линейке Apogee.
В комплект поставки включены:
- видеокарта Chaintech GeForce 8800GTX
- инструкция пользователя
- диск с драйверами и утилитами
- 2 переходника DVI->D-Sub
- 2 переходника питания molex->6-pin SLI
- кабели S-Video, HDTV, RCA
Комплект поставки совсем небогатый, многие производители, в отличие от Chaintech, вкладывают в коробки с видеокартами GeForce 8800GTX игры или, например, дистрибутив 3DMark’06. Впрочем, и цена у продуктов Chaintech немного ниже, чем у конкурентов.
Естественно, Chaintech не стала менять дизайн платы. Кроме того, и система охлаждения не была изменена, хотя тут NVIDIA не была так категорична.
Медная подошва кулера отбирает тепло с ядра видеокарты и передаёт большому алюминиевому радиатору, который для увеличения производительности пронизан тепловой трубкой. Одновременно на алюминиевый радиатор снимается тепло с 12 чипов памяти, внешнего чипа RAMDAC и элементов системы питания видеокарты. Весь радиатор продувается 80-миллиметровым турбинным вентилятором. Вентилятор подключён четырёхконтактным коннектором, что даёт возможность гибко управлять оборотами не путём понижения или повышения напряжения, а с помощью ШИМ по фронту сигнала. Система охлаждения довольно тихая и хорошо справляется с охлаждением платы. Её недостаток в том, что часть элементов схемы питания, расположенных за кулером, не охлаждается вообще ничем.
Видеокарта оборудована двумя выходами DVI, поддерживающими Dual-Link, и выходом TV-Out. Разъём S-Video, применённый для ТВ-выхода, уникален по конструкции и требует специального переходника, поставляемого в комплекте.
Слева видим два разъёма MIO, необходимых для организации массива Quad SLI из четырёх идентичных видеокарт GeForce 8800GTX. Внизу, возле разъёма питания кулера, –пьезоэлектрический динамик, издающий пугающий писк при нехватке питания или неподключённом правом коннекторе питания. Если не подключить левый коннектор, то, как ни странно, видеокарта запустится, но работать будет примерно вдвое медленнее.
На верхнем краю платы справа расположены два шестиконтактных разъёма питания. Напомним, что для обеспечения стабильности NVIDIA требует наличия в системе блока питания мощностью не менее 450 Вт (честных, и не в пиковой нагрузке), способного выдать 30 А по линии +12 В. В случае использования SLI эти требования увеличиваются, и, хотя чётко цифра не установлена, стоит исходить из того, что в нагрузке одна видеокарта потребляет примерно 150 Вт, а в режиме 2D – 110 Вт. Жаль, что в комплект поставки не входит дизель-генератор…
На нашей плате установлены следующие чипы:
Видеопроцессор G80 ревизии A2 произведён на 39-й неделе 2006 года, это 25 сентября – 1 октября. Маркировка ядра G80-300-A2. Ядро, как и должно, работает на частоте 575 МГц (1350 МГц для потоковых процессоров).
На видеокарте установлены 12 чипов памяти Samsung K4J52324QE-BJ1A, это чипы ёмкостью 512 Мбит с организацией 16х32 Мбит, с номинальной частотой 1000 МГц и временем выборки 1,0 нс. Чипы упакованы в 136-контактные корпуса FBGA Lead-free. Память работает на частоте 900 МГц, что оставляет потенциал для разгона. Общий объём установленной памяти – 512/8*12=768 МБ.
На плате установлен контроллер ввода-вывода, объединяющий в себе два RAMDAC, работающих на частоте 400 МГц, с поддержкой сверхвысоких разрешений и 10-битного цвета, а также блок TMDS.
Стоит заметить, что система питания видеокарты отличается большой сложностью и, судя по тому что на кулере есть для неё выступы, заметно греется. Поэтому в случае замены кулера на что-то другое (водяное охлаждение, к примеру) в обязательном порядке нужно всё равно организовывать обдув платы и устанавливать радиаторы на чипы в тракте питания, память и чип NVIO.
Оборотная сторона печатной платы интересна в первую очередь для определения наличия либо отсутствия «неправильного» резистора в схеме питания. Напомним, что первые партии GeForce 8800GTX оказались бракованными, в них был установлен SMD-резистор с маркировкой 69C, что соответствует сопротивлению 49900 Ом. На самом же деле там должен быть резистор 39C (иногда встречается 40С) сопротивлением 25500 Ом. На видеокартах некоторых производителей встречается резистор без маркировки, со светло-голубым корпусом, – это тоже «правильный» резистор. Покупателям в первую очередь стоит осматривать видеокарты при получении, нужный нам резистор – R520 – находится с левой стороны (см. рисунок). Есть свидетельства, в том числе и на форуме NVIDIA, что сбойные видеокарты всё же попали на прилавки магазинов, в большинстве своём это или крупные сети типа NewEgg, или просто американские магазины. На российском рынке данные платы пока себя никак не обнаружили.
Что ж, теперь посмотрим на «младшего брата» нынешнего короля видеокарт – Chaintech GeForce 8800GTS.
Chaintech GeForce 8800GTS
Видеоролик о видеокарте 8800GTS (упаковка, комплект поставки, внешний вид)(Размер видеоролика 5.56 Мбайт) |
Коробка такая же, как у GeForce 8800GTX, лишь буква в названии видеокарты изменена.
В комплект поставки включены:
- видеокарта Chaintech GeForce 8800GTS
- инструкция пользователя и краткое руководство
- диск с драйверами и утилитами
- 2 переходника DVI->D-Sub
- переходник питания Molex->6-pin SLI
- кабели S-Video, HDTV, RCA
Кулер видеокарты подвергся минимальным изменениям по сравнению с кулером GeForce 8800GTX. В частности, смещена одна из контактных площадок для одной из фаз питания, так как на плате она сдвинута к верхнему ребру. Что интересно, остались 12 контактных площадок для чипов памяти, хотя на платах GeForce 8800GTS устанавливаются 10 чипов.
Плата оборудована двумя разъёмами DVI с поддержкой Dual-Link и выходом TV-Out.
Печатная плата укорочена, изменена компоновка цепей питания. Коннектор питания выведен на правую сторону вместо верхней. Остался только один разъём MIO, так что Quad SLI на этих видеокартах построить не удастся. На плате остались две незанятые контактные площадки под чипы памяти. Кто знает, может, после снятия моратория на модификацию плат производители конечных продуктов решат выпустить вариант с полными 768 МБ?
На плате видим следующие чипы:
Ядро G80-100-K0-A2 произведено на 38-й неделе 2006 года, 18-24 сентября. Ядро работает на частоте 500 МГц, потоковые процессоры – на 1200 МГц.
На плату установлена память Samsung K4J52324QE-BC12. Это чипы ёмкостью 512 Мбит с организацией 16х32 Мбит, с номинальной частотой 800 МГц и временем выборки 1,2 нс. Чипы упакованы в 136-контактные корпуса FBGA Lead-free. Память работает на частоте 800 МГц, что оставляет потенциал для разгона. Общий объём установленной памяти – 512/8*10=640 МБ.
Уже упоминавшийся контроллер ввода-вывода, снова останавливаться на нём не станем.
С задней стороны печатной платы ничего особого не отмечаем. Проблема с резистором к GeForce 8800GTS не относится.
Нам удалось разогнать видеокарты с использованием стандартных кулеров до следующих частот: Chaintech GeForce 8800GTS – с 500/1600 до 565/1685 МГц, Chaintech GeForce 8800GTX с 575/1800 до 615/1860 МГц. Довольно скромно разогналась старшая модель, стоит озаботиться более мощным кулером.
Перейдём к тестированию.
Тестирование
Конфигурация тестового стенда выглядит следующим образом.
- Процессор:
- Intel Core 2 Extreme QX6700
- Материнская плата:
- MSI 975X Platinum PowerUP Edition
- Оперативная память:
- Chaintech DDR2-800 2x1 ГБ
- Жёсткий диск:
- 120Gb Seagate SATA II
- Блок питания:
- 700 Вт Zalman (FSP Group)
В качестве конкурентов мы выбрали GeForce 8800GTS и Radeon X1950Pro от ASUS.
Тестовый пакет
- Синтетические тесты
- Futuremark 3DMark 2001SE
- Futuremark 3DMark’05
- Futuremark 3DMark’06
- SPECviewperf 8
- CodeCult CodeCreatures
- Полусинтетические приложения
- Aquamark Benchmark
- Игровые тесты
- «Call of Duty 2»
- «Doom 3»
- «FarCry»
- «F.E.A.R.»
- «Half-Life 2»
- «Quake 4»
- «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»
- «Serious Sam 2»
Futuremark 3DMark 2001SE
Не зря NVIDIA заявляет, что GeForce 8800 – видеокарты для сложных игр. Устаревший на сегодняшний день тестовый пакет 3DMark 2001SE показывает адекватные результаты только в более-менее нагруженном тесте Nature. Как и прогнозировалось, лучший представитель среднего класса из лагеря ATi – Radeon X1950Pro – отстаёт примерно на 40% от GeForce 8800GTS, который, в свою очередь, отстаёт в полтора раза от старшей модели GeForce 8800GTX в тяжёлых режимах. Однако Futuremark 3DMark 2001SE сильно зависит от процессора. Посмотрим, что будет дальше.
Futuremark 3DMark’05
Расположение сил не меняется. Отметим, что показатели обеих GeForce 8800GTS подтверждают, что ни Chaintech, ни ASUS не вносили никаких модификаций в BIOS видеокарт: показатели отличаются в пределах погрешности. GeForce 8800GTX на вершине и получает неплохой прирост от разгона. Разгон GeForce 8800GTS позволяет ей вплотную подойти к GeForce 8800GTX на номинальных частотах в малых разрешениях.
Futuremark 3DMark’06
В 3DMark’06 расположение сил сохраняется, однако отрыв от Radeon X1950Pro ещё увеличивается. Обратите внимание, что активация «тяжёлого» режима совсем незначительно сказывается на новых продуктах NVIDIA: потеря всего 300-500 очков по сравнению с почти двукратным падением производительности RV570 смотрится очень неплохо.
SPECviewperf 8
В обзоре архитектуры G80 и эталонной видеокарты мы уже отмечали, что во весь рост GeForce 8800 выпрямятся в новых приложениях, написанных с использованием DirectX 10. Пока же особой выгоды от унифицированных шейдерных доменов в профессиональных приложениях нет, выигрыш наблюдается лишь в нескольких профилях SPECviewperf 8, да и то мы склонны отнести их на счёт частоты вычислительных блоков в 1350/1200 МГц.
CodeCult CodeCreatures
CodeCult CodeCreatures требует не только мощной видеокарты, но и мощного процессора, поэтому даже в «тяжёлом» режиме в 1024х768 наблюдается «бутылочное горлышко». В этом тестовом приложении прирост от разгона незначителен, хотя для любителей выжимать все соки из ПК не бывает мелочей.
Aquamark Benchmark
Основанный на DirectX 8 движок Aquamark не пользуется преимуществами новых архитектур, да и нагрузку на видеокарту он создаёт не очень серьёзную. В результате даже в «тяжёлом» режиме разрыв между GeForce 8800GTS и GTX небольшой и не превышает 8-10%.
Call of Duty 2
Движок «Call of Duty 2» неоднозначен и не очень адекватно оценивает производительность видеокарт на наиболее современных архитектурах. Подтверждение этому – близкие показатели Radeon X1950Pro и видеокарт NVIDIA в тяжёлом режиме до 1280х1024 и минимальный разрыв GeForce 8800GTS и GTX.
Doom 3
«Doom 3» уже не представляет проблемы для GeForce 8800: в «тяжёлом» режиме система упирается даже в четырёхъядерный процессор в 640х680 и 800х600, а нормальный разрыв появляется лишь с 1280х1024.
FarCry
Старенький движок «FarCry», несмотря на красоту картинки, также не представляет собой ничего сложного для наших героев: результаты перестают ограничиваться процессором только в «тяжёлом» режиме при 1600х1200.
F.E.A.R.
Владельцы жидкокристаллических мониторов наконец могут вздохнуть с облегчением и перестать довольствоваться компромиссами и ограничивать свои запросы к компьютеру. В «родном» для мониторов с диагоналями 17-19”, составляющих большинство домашних мониторов на рынке, разрешении 1280х1024 GeForce 8800GTS обеспечивает долгожданные 42 кадра в секунду в «тяжёлом» режиме. Разгон добавляет ещё 3 fps. Отрыв старшей модели составляет примерно 20-25%.
Half-Life 2
Движок Source предпочитает видеокарты ATi, однако против мощи G80, как говорится, нет приёма. В «тяжёлом» режиме в 1280х1024 и 1600х1200 превосходство GeForce 8800GTS над Radeon X1950Pro без малого двукратное, не говоря уж о GeForce 8800GTX.
Quake 4
«Quake 4», основанный на движке «Doom 3», также упирается в производительность процессора, несмотря на использование нами Core 2 Extreme QX6700, самого мощного настольного процессора на сегодняшний день. В 1280х1024 и 1600х1200 «тяжёлого» режима мы наконец избавляемся от сдерживающего фактора.
Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
OpenGL не является коньком ATi, поэтому в «Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay» GeForce 8800GTS обходит в «тяжёлом» режиме Radeon X1950Pro вдвое. Отметим, что разгон даёт вполне приятные дивиденды.
Serious Sam 2
Снова OpenGL – и снова очень большое преимущество GeForce 8800 перед соперником из стана ATi. NVIDIA однозначно занимает главенствующее положение на рынке графических процессоров на сегодняшний день.
Вывод
С выходом видеокарт серии GeForce 8800 корпорация NVIDIA стала безоговорочным лидером. На данный момент только эти видеокарты поддерживают будущий API DirectX 10 и обладают просто-таки потрясающей производительностью. Однако для того чтобы в полной мере насладиться их мощью, приобрести видеокарту (или две в случае SLI, а то и четыре для Quad SLI) будет недостаточно. Покупателю придётся раскошелиться на очень мощный процессор, потому что только с ним видеокарта покажет всё, на что она способна. Под такую систему понадобится и большой объём оперативной памяти. Ну и, наконец, всё это богатство в обязательном порядке нужно обеспечить качественным и мощным питанием, а блоки питания мощностью от 550-600 Вт и выше на сегодняшний день стоят совсем недёшево.
На наш взгляд, покупка видеокарты GeForce 8800GTX оправдана лишь в том случае, если вы желаете побороться за места в мировом рейтинге по тестам 3DMark. В современных играх производительность этой видеокарты не востребована , и на данный момент практической необходимости в приобретении этих карт, тем более по тем ценам, что устанавливают на них региональные поставщики, нет. Гораздо приятнее в этом плане смотрится GeForce 8800GTS: производительность её ненамного ниже, чем у «старшей» модели, зато стоит она заметно меньше, потребляет меньше энергии, лучше разгоняется и меньше греется.
Что касается ATi, то в этом лагере хоть как-то бороться с новичками можно только одним способом: Crossfire из двух Radeon X1950XTX. О том, что такой массив выделяет просто огромное по компьютерным меркам количество тепла, напоминать, наверное, не стоит. Однако приверженцам канадской компании не стоит расстраиваться: как-никак G80 – ядро нового поколения, и прямого конкурента у ATi для неё пока нет. Видеокарты на ядре R600 запланированы к выходу в феврале, тогда и будем проводить адекватные сравнения двух производителей.
Относительно участников сегодняшнего обзора – видеокарт Chaintech – сказать особо нечего. Это видеокарты, произведённые в абсолютно полном соответствии с эталоном, вплоть до систем охлаждения. Комплект поставки, к сожалению, бедноват, лишь самое необходимое. По нашему мнению, подобное решение не красит производителя: если уж покупатель платит от 600 долларов и выше за видеокарту, он мог бы рассчитывать на какой-нибудь приятный подарок вроде пары игр в комплекте, которые помогут ему оценить покупку и восхититься производительностью устройства.