256 деградаций серого
Тернист путь жидкокристаллических мониторов с цифровым интерфейсом. Производители, очевидно, разделились на два лагеря: одни горячо поддерживают DVI и выпустили минимум по одной модели с ним, другие — игнорируют. В последних тыкать пальцем не будем, так как их позиция небезосновательна. Действительно, лучшие образцы, имеющие только аналоговый вход, идеально справляются с обратной оцифровкой сигнала и автоматической подгонкой картинки к матрице. Выпускать монитор с двойным интерфейсом экономически невыгодно (но приходится: нетривиальная задача — хоть как-то продемонстрировать преимущества цифры конечным пользователям; не будешь же прилагать к каждому десятку цифровых мониторов по аналоговому на такой же матрице), а только с цифровым — и вовсе бессмысленно, пока не будет достатка в соответствующих видеоадаптерах. Продавать цифровой монитор с изготовленной на заказ картой — сомнительный выход и уже никем не практикуется. Сэкономить на переходе аналог-цифра могут, пожалуй, только производители компьютеров — полностью укомплектованная система с цифровым монитором для конечного потребителя окажется дешевле. Цифровой интерфейс с успехом применяется в ноутбуках: их видеоадаптеры хотя и снабжены цифро-аналоговым преобразователем, но с собственным дисплеем связаны «цифрой» — минимум настроек, максимум удобств.
Philips Brilliance 150P
Компания Philips очень удачно выступает на рынке LCD-мониторов с моделью Brilliance 151AX, на базе которой, например, фирма ELO Touch Systems создает сенсорные терминалы (см. обзор 28 ЖК-мониторов). Однако в карете прошлого далеко не уедешь, и Philips разработала новую LCD-линейку.
Начнем с модели 150P (см. также подробное техописание на сайте производителя). Ее главная особенность заключается в двойном интерфейсе — это аналоговый VGA плюс цифровой DVI-D. Соответственно монитор оборудован двумя входами, которые переключаются в меню. В остальном 150P оборудован, как и прочие, в том числе электронно-лучевые, старшие модели серий Brilliance: он имеет пятикнопочное управление меню, встроенную аудиосистему (в панели два динамика плюс микрофон) и USB-вход для контроля с консоли компьютера через программу CustoMax. USB-разветвитель, защитная пленка и кронштейн для настенного крепежа в базовую поставку не входят.
Что за защитную пленку разработала Philips, разведать не удалось (в документации сказано, что пленка нисколько не портит картинку). Поверхность матрицы очень нежна, я видел и прочнее, поэтому возможность (конструктивно это реализовано в виде съемной рамки) прикрыть ее, если монитор будет установлен в месте массового пользования, конечно, приветствуется. Сама панель хотя и выглядит массивной, однако жесткостью не отличается — усилия для ее поворота сопровождаются искажениями (волнами) по краям экрана. Не ожидал от конструкторов Philips, что для съема задней крышки и передней рамки требуются «монеты среднего размера». В стартовой брошюрке подробно описано, под каким углом вставлять в пазик монетку, как шевелить и прочее — двадцать первый век на дворе… Ну ладно, сдал экзамен, снял заднюю крышку — теперь попробуй подключись к разъемам. Для этого надо как минимум положить тысячедолларовый прибор на стол плашмя.
Программа CustoMax, к сожалению, устанавливается не бог весть как прозрачно (по крайней мере — в русской Windows 98 SE, которая дополняет ее двумя собственными драйверами «устройств интерфейса с пользователем») и при работе с цифровым интерфейсом видеокарты ATI Fury Pro отчетливо сбоит. Тем не менее, работать с нею значительно удобнее, чем с кнопками на передней панели, которые, на мой взгляд, сильно проигрывают колесику-кнопке Philips Brilliance 151AX.
Теперь об электронике монитора и качестве картинки. Углы обзора по горизонтали (заявлено 150°) достаточно комфортны, чего не скажешь о вертикальных (110°) — к ним очень чувствительна контрастность изображения; триады матрицы имеют обычное строение, то есть не разрезаны, как у некоторых передовых разработок. Общий запас яркости (по паспорту 210 кд/кв. м) и контрастности (250:1) выше всяких похвал, хотя третьей настройки (например, уровня черного) не дано. Автоподстройка по обычному десктопу Windows, работающая серьезно и довольно продолжительно (у модели 151AX она была поспешной), дает отличный результат, справляясь не только с геометрической посадкой изображения, но и с муаром. Цветопередача очень хороша.
Разницу между цифровым и аналоговым интерфейсом я практически не заметил. Ранее ее можно было ожидать в точности посадки пикселов, но система автоподстройки у 150P столь совершенна, что эта грань практически стерта и выявляется только на сложных муаровых сетках, где преобразование аналогового сигнала все-таки дает едва заметную дрожь; цифровая же картинка, как и полагается, непоколебима. Занятно, что при выборе цифрового интерфейса в меню пропадают не все настройки: остается яркость, по-прежнему может быть вызвана автоподстройка (как ни странно, она необходима для посадки изображения в рамку экрана). Цветовая температура по DVI соответствует фабричной аналоговой (чуть холоднее предустанавливаемых для работы с фотоизображениями 6500 K) и не регулируется.
И в завершение о дегте, который, возможно, свойствен только используемой мною конфигурации с ATI Rage Fury Pro, но как минимум подлежит проверке, если вы соберетесь приобрести Philips Brilliance 150P (оптовая цена около 1000 долларов). У монитора заявлены 24-битная обработка цвета (16 млн. оттенков) и, соответственно, отображение 256 градаций серого, однако его поведение в специальном тесте DisplayMate обескуражило: секунд десять градации отображаются, как положено, а затем сваливаются до 64 полосок. Причем и в цифровом, и в аналоговом подключении, и даже в разных режимах: с частотой вертикальной развертки 60 и 75 Гц.
Philips Brilliance 140S
Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Новинка от Philips с диагональю 14,1 дюйма — нетривиальный шаг на рынке LCD-мониторов. Казалось, что 15 видимых дюймов уже стали стандартом де-факто, однако в сфере малого бизнеса или бытового обслуживания двухсотдолларовая экономия на 25 миллиметрах диагонали может быть вполне уместна. Одно наблюдение: пересев с 15-дюмового монитора на 14-дюймовый, я почти не заметил разницы. Кроме того, при физическом разрешении 1024х768 сокращение диагонали дает такое (правда, умозрительное, например для портье) преимущество, как малость триады, что выражается в более гладком отображении векторной графики.
Brilliance 140S по сравнению с 150P прост во всем (ни DVI, ни USB, ни аудиосистемы; см. спецификацию), кроме матрицы — здесь использованы именно «резаные» триады. Правда, углы обзора вкупе с недостаточной контрастностью не очень комфортны. Панели также чуть недостает жесткости, хотя сам монитор, несмотря на то что имеет вынесенный блок питания, очень устойчив и легко вращается. Автоподстройка хороша и не грешит ни на одной муаровой сетке. С отображением 256 градаций серого у этой младшей модели, работающей (только по аналоговому интерфейсу) в паре с той же видеокартой ATI Rage Fury Pro, есть лишь одна «проблема»: в паспорте заявлена 18-битная обработка цвета (6 бит на цвет, 256 тыс. оттенков), но монитор очень корректно (ну, разве что чуточку «шумит») выводит 256-градационный тестовый шаблон DisplayMate. Цветопередача особенно хороша на фабричной настройке. Масштабирование в низших разрешениях у обоих мониторов осуществляется на весь экран, сглаживание, благодаря меньшему размеру триады, лучше у младшей модели. Приятное правило, которому Philips следует и в новых линейках, — отдельная кнопка автоподстройки. Оптовая цена Brilliance 140S — около 800 долларов.
NEC MultiSync LCD1525X
Итак, Philips Brilliance 150P ничего особенного в защиту DVI не произнес. Слово предоставляется японскому производителю NEC с 15-дюймовой моделью MultiSync LCD1525X, также имеющей двойной интерфейс (цена в магазинах столицы — около 1300 долларов).
Коробка помимо монитора содержит веские вещественные доказательства его состоятельности, выпускаемые компанией Molex (www.molex.com): кабель с обоюдными разъемами DVI-D для подключения к цифровому видеоадаптеру и кабель с 15-контактным VGA-разъемом с одной и DVI-A — с другой стороны для подключения к обычной видеокарте. DVI-A — это разъем DVI-I (интегрированный), лишенный цифровой части. Но самое ценное — адаптер DFP->DVI-D (как известно, стандарт DVI электрически полностью совместим с DFP), позволяющий подключить к карте с интерфейсом DFP любой DVI-D-монитор, но не наоборот. За «наоборотом» обращайтесь в Molex. Сам монитор оборудован двумя переключаемыми разъемами: 15-контактным аналоговым и интегрированным 29-контактным DVI-I. Встроенный в подставку активный USB-разветвитель на четыре порта также коммутируется на два компьютера.
Паспортные характеристики яркости (200 кд/кв. м) и контрастности (350:1) на удивление точно передают свойства матрицы. Контрастность действительно хороша, а вот запаса яркости нет. 1525X предлагает на выбор аж пять цветовых температур — 9300, 7500, 6500, 5000, 4200 К, и на крайних из них белый цвет тускловат. Наиболее точны в цветопередаче вторая (она же фабричная) и третья установки. Матрица с обычными триадами не позволит вам развалиться на рабочем месте, так как углы обзора накладывают заметное ограничение на контрастность изображения. Более подробно паспортных характеристиках модели можно узнать из первоисточника.
Автоподстройка, как и положено, активна только в аналоговом режиме и работает безукоризненно. Подобно дорогим 18-дюймовым моделям, NEC 1525X имеет автоподстройку контрастности. Проверка по тестовым шаблонам программы DisplayMate показала, что автоматике этого монитора можно доверять полностью. Приятная особенность модели: если не устанавливать фирменный inf-файл или с помощью специальных программ обойти ограничение на разрешение 1024х768, монитор спокойно воспримет и 1280х1024, и 1600х1200, но, понятное дело, не масштабируя их, а отображая десктоп любого разрешения в окне своего физического.
Разницу между цифрой и аналогом в NEC 1525X я отыскал быстрее, чем в Philips Brilliance 150P, и, что удивительно, опять на шкале серого. Причем видеокарта ATI Rage Fury Pro DVI уже вне всяких подозрений. NEC заявляет только количество воспроизводимых оттенков — более 16 миллионов, что в принципе соответствует 256 градациям серого. Используя аналоговый сигнал, монитор отчетливо показал 128 градаций. Я выделил наречие потому, что через DVI он отчетливо же показал 256 полосок! Все виденные ранее ЖК-мониторы выводили либо сплошной сглаженный градиент с едва заметными артефактами (и мы ставили зачет), либо кашу с разводами или грубые полосы (отправляли на пересдачу). 256 отчетливых полосок — вот, на мой взгляд, качественно новый уровень, определяемый цифровым сигналом. И еще одно ощутимое преимущество DVI-сигнала — превосходное масштабирование низких разрешений. Технологию двойного интерфейса NEC поспешила оригинально именовать как «Ambix», редукция от «ambidextrous» — «свободно владеющий обеими руками».