Кто скрывается под фамилией Lenoxx DVD-900?
Сначала у меня сломался видеомагнитофон. Ну, сломался и сломался, снести в починку или, на крайний случай, — заменить: они нынче подешевели. В общем, я обошелся бы и без видеомагнитофона, поскольку передач, которые никак нельзя пропустить, я в последнее время не наблюдаю, а фильмы все же лучше смотреть с цифровых носителей. Однако есть сын, и хочется иметь совместимость: то одну кассету подсунут посмотреть, то другую… Но беда оказалась в том, что, не послушав советов умудренных знакомцев и друзей, я лет шесть назад, в пиковую пору раскрутки канувшей в бездну фирмы «Сэлдом» (помните весьма эффектную ее рекламу на TВ?) приобрел так называемую двойку, да еще очень мало распространенной (живой ли еще?) японской фирмы Otake. То есть чтобы починить (попробовать починить) видеомагнитофон, следовало сдавать заодно и телевизор; сдавать, кроме приятелей, было некуда; приятель, взявшийся (без энтузиазма) за работу, в процессе исследования причин поломки сумел вывести из строя и телевизор, ремонт затягивался на месяцы, ребенок вернулся с дачи… В общем, получив внеплановый гонорар за японскую тему, я поехал в «Электронику» и купил… Сначала чуть было не купил Sony, 21 дюйм по диагонали, плоский экран. (Предварительно пошарив в Интернете, я выяснил, что стогерцовых телевизоров с 21-дюймовой диагональю то ли нет вообще, то ли есть какой-то один по цене 800 с лишним баксов, а покупать телевизор большего размера мне не по метражу комнаты: будет ощущение дискомфорта; да и японские гонорары не так уж велики; да и, наконец, сколько мне известно, нынешние стогерцовые отнюдь не идеальны, и за дирижерской палочкой на экране всегда тянется след, что-то вроде мышиного «хвоста» (есть такой режим - для лучшей заметности курсора); то «Филипс», то «Сони» то обещают, то уже провозглашают победу над дефектом, но реально, кажется, он пока здравствует, будем ждать; от широкого экрана я решил отказаться за, мягко скажем, малой распространенностью этого формата в нашем вещании; плоский же экран захотел обязательно.) Повторю: сначала чуть было не купил Sony, хоть и показался он мне не слишком изящным по дизайну, во всяком случае — не совсем по душе; но потом повел взглядом дальше… заметил Samsung… еще дальше… заметил LG Flatron, и не в том даже было дело, что стоил он баксов на 50 дешевле первого и на 30 — второго, а в том, что при ничуть не худшем на взгляд экране предлагал целый ряд добавочных мулечек вроде стереозвука и глазка, следящего за освещением в комнате и соответственно подстраивающего яркость экрана. Да и внешность… Короче, произошла любовь с первого взгляда, и телевизор был приобретен. В комплект — чтобы и пульт совместимый, и цвет корпуса, - проигнорировав монофонию, — LG’шный же видеомагнитофончик. Привез домой, подключил, установил. Понравилось. Цвета сочные, регулировок — тьма, всякие там русские телетексты и остальное, единственный, пожалуй, недостаток — отсутствие встроенных часов, так что автовключение/выключение можно производить только по таймеру. Ну да, как говорил один из героев в финале любимого фильма «В джазе только девушки», у каждого есть свои недостатки.
Новое приобретение возбудило некий зуд. По подсознанию стали носиться добавочные образы. Самым назойливым оказался образ Амелии. Кто помнит — помнит, прочие могут обратиться к номеру 353 и прочесть «Ферму» (в девичестве — «Огород») «Как мне удалось посмотреть «Ближний круг», или Голос его хозяина», посвященную этой, тогда еще не вполне совершенной игрушке. Я позвонил на фирму «ВэД», выяснил, что «Амелии» у них есть (я, сказать честно, сомневался, поскольку проскочил слух, будто «Амелию» на корню закупил Panasonic, и сейчас она будет выходить исключительно под его маркой ну и, естественно, по соответствующей цене…), более того - есть и парочка экземпляров новой версии. «Чем отличается?» — поинтересовался я. «Да вроде ничем, кроме дизайна», — ответили мне, что меня слегка огорчило: я надеялся, что новая версия поддержит и видео в формате MPEG-4. «А сколько стоит?» «Столько же, 290».
Конечно, большое спасибо «ВэДу», что он сюда все это возит, однако практически ни на один вопрос ответить там мне не смогли (например, кроме проблемы с MPEG-4, меня очень заинтересовало категорическое утверждение в описании: «проигрыватель DVD рассчитан только на диски шестого [дальневосточного] региона и другие диски проигрывать не будет»), — хорошо еще, что у них есть телевизор и один демонстрационный DVD-диск, — так что пришлось брать кота прямо в мешке и извлекать его оттуда уже дома. (Сразу замечу, что мешок стал глянцевым и красочным, а в пока не переведенное на русский язык руководство добавилось заметное число страниц.)
Дизайн и впрямь изменился, приобретя полустандартный проигрывательный вид с набором кнопок на круге. Впрочем, для меня этот дизайн — дело двадцать пятое. Скажу больше: «Амелия» сменила имя и пол, превратившись в Lenoxx (именно так, с двумя «Экс» на конце: интересно, как это произносить?) и обретя что-то вроде фамилии: «DVD-900 DVD PLAYER DVD/VCD/CD/MP3/CD-R». MPEG-4 пока не показывает, разговор про шестой регион — страшилка: и американские, и русские диски Амелия Ленокс играет без проблем. Остальное, заявленное в фамилии, — вполне и качественно. Даже CD-RW. А вот что и впрямь изменилось — это ее (его?) мозги. На пульте появилось несколько совершенно замечательных добавочных кнопок, например, «Sys», позволяющая выбирать телевизионный стандарт (так что проблем с цветностью DVD-фильмов не возникало у меня вообще), «Vol», программно регулирующая уровень выходного линейного сигнала (на прежней «Амелии», если помните, я не смог толком послушать музыкальные диски, поскольку мой мощный оконечник не имеет регулировки сигнала), но главное — «Setup». (Тут же кстати замечу, что кнопка, отвечающая за загрузку/выгрузку диска называется почему-то не по обыкновению - «Eject», а «Open/Close»). По нажатии на «Setup» на экране возникает разветвленное меню, позволяющее, например, выбрать, куда направлять Dolby-сигнал: не декодированный — на оптический выход (New!), декодированный - на шесть аналоговых, под тюльпан. Остался S-Video-выход, и появился не очень мне понятный Component Video. Можно регулировать звук пяти из шести каналов, тестировать их, устанавливать на задние колонки задержку и пр. Можно задавать тип телевизионного экрана: широкий или обычный, а в обычном выбирать между фиксированной пропорцией 4:3 или кэшированной в соответствии с DVD-записью. Можно установить «родительский контроль» с проигрыванием некоторых дисков исключительно по паролю (который тоже можно задать собственный). Можно подключить скринсэйвер. Можно… много еще чего можно…
Добавились возможности и управления с пульта: например, после нажатия на «Stop» продолжать просмотр кнопкой «Resume» - прямо с того места, на котором остановились. Увеличивать фрагмент экрана (zoom). Просматривать фильм покадрово. Теперь каждое нажатие на кнопку «+10» прибавляет по десятке, то есть, нажав на нее пять раз можно скакнуть на 50-й трек, что при проигрывании MP3-дисков, согласитесь, совсем не помешает. Чем же заведуют расположенные на пульте кнопки «Key», я так до сих пор и не разобрался…
Улучшились и многие другие возможности, например, теперь играются файлы MP3 любого битрейта: и 128, и 160, и 256, и 320 кбит/с, можно достаточно глубоко (я в эксперименте предела на обнаружил: подпапки теряют древовидность и выстраиваются в ряд) заглядывать вглубь подкаталогов, а восьмизнаковые имена треков отображаются на телевизионном экране, причем, если имена длинные, а начала их совпадают, Мистер ХХ обходится с ними, как DOS-программы с длинными именами: меняет последние знаки на порядковые номера.
Короче, если б не отсутствие MPEG-4, перекрасившуюся «Амелию» можно считать едва ли не идеальной, —разумеется, если учесть ее скромную цену: я специально поехал в субботу на Горбушку и посмотрел имеющиеся там в продаже DVD-плейеры; некоторые из них тоже играют Video-CD (едва ли не главная причина, по которой я поехал на «Речной» за «Амелией», а не на Горбушку за чем-нибудь более брэнднеймным: на сегодня дисков VCD много, и они дешевле DVD’шных вчетверо-впятеро! - сейчас сын наслаждается «Звездными войнами» и «Людьми в черном», а воспитываю я его «Сталкером» и «Обыкновенным чудом»), - но ни один не играет MP3 (хотя, положа руку на сердце, не знаю, зачем мне это нужно в стационаре) и ни один не стоит так мало.
Но… но, обзаведясь стационарным DVD-проигрывателем с шестиканальным выходом, разве можно смириться с тем, что звук идет лишь на два из них, да еще и на довольно милые, но все же не специальные телевизионные динамики?! Места у меня в комнате чуть, но должно же что-то быть и под такое место? Или «Домашний кинотеатр» - это исключительная привилегия тех, что с пальцами или с корочками? И, стыдливо подсчитав, что осталось от японского гонорара после первых трех покупок, я пустился в маркетинговые исследования. «Пурпурный легион», где мне в свое время хвастались, будто можно составить полный домашний театр за тысячу баксов (в конце концов, я составил-таки, но без помощи легионеров), сумел предложить комплект из пяти колонок без сабвуфера за пять же сотен баксов и пятиканальный б/у усилитель приблизительно за столько же. Магазин «Домашний кинотеатр» на Большой Ордынке оценил минимальный комплект где-то в районе двух штук. Один магазин, другой, третий… Похожие цифры ждали меня практически везде, и я уже стал прикидывать, как заказать старому омскому другу шестиканальный усилитель и воспользоваться существующей парой музыкальных дорогих колонок, добавив к ней звуковые элементы из подаренной полгода назад московским представительством Creative пятикомпонентной компьютерной звуковой системы, как вдруг… подвернулся магазин «Дом звука» от «M.Видео» в самом начале Пятницкой, магазин, который я и в уме не держал из-за его центральности. «Недорого?» —спросили меня (не знаю, не почудилось ли мне во взгляде продавца легкое презрение за это самое «недорого», - слишком уж откровенно поливали меня сим отношением в предыдущих магазинах, так что вполне мог выработаться легкий не то что бы комплекс — комплексок). «Вот шестиканальная Yamaha баксов за 280, вот —Sony, чуть подешевле; маленькая звуковая система от Sony стоит под пятьсот, а если вас устроят пластмассовые колонки — так в полтора раза дешевле…» Я прикинул: получилось чуть дороже 500 баксов за все и заметно дешевле 600. Это были и те деньги, которые я готов был заплатить, и те размеры, которые вместила бы правая треть моей комнаты, отданная под воспроизводство изображения и звука. Я выбрал ресивер с пятиканальным (плюс один предусиленный сабвуферный канал) усилителем STR-DE345 и микросателлитную, с довольно солидным сабвуфером, систему SA-VE315, — обе от Sony, погрузил и повез домой.
Всё установилось и подключилось легко и как-то эдак… совсем не заняло лишнего места (правда, задние колонки стоят пока условно: у них для крепления предусмотрены только резьбовые гнезда с тыла, примерно как штативные в фотоаппаратах; специальных же креплений не оказалось ни в пятницком магазине, ни в одном другом, как сообщил мне, обзвонив предварительно коллег, замдиректора Дмитрий Шацкий, но принял заказ и пообещал в течение двух-трех недель доставить; боюсь, правда, что стоить они будут приблизительно, как весь звуковой комплекс, но тут уж ничего не поделать: коготок увяз - всей птичке пропасть), — так что я, наконец, могу совершенно уверенно ответить на давний вопрос Ильи Хрупалова: да, Мистер ХХ, в девичестве — «Амелия», декодирует Dolby 5.1 вполне удовлетворительно (на мой пока мало искушенный слух), и иллюзия звукового пространства создается достаточно сильная, — во всяком случае, так отозвались все первые посетители моего маленького домашнего кинотеатра.
Я не заявляю, что лучше быть не может, — конечно же, может. И сознание, отравленное как-то коварным Отставновым, подсказывает, что вот это вот — не звук, а динамик, и это, и это… И тем не менее, для начала, для этой квартиры… Домашний кинотеатр за тысячу с небольшим баксов (это если включить сюда приобретение телевизора)! Несколько знакомых, которым я раскинул эту калькуляцию, поразились…
Нет, я отнюдь не хочу зачеркивать все, что писал о компьютерном варианте домашнего кинотеатра; как временная мера и способ приобщиться к DVD-кино (Video CD все-таки почему-то заметно лучше идет на железном декодере) он хорош. Почти идеален, если б не шум компьютерных вентиляторов. И не некоторая… бледноватость мониторной картинки. Возможно, большая точность, но — бледноватость. Если б не полная закрытость компьютера для других дел во время просмотра фильма. Если б… Нет, что ни говорите: когда появляется такая возможность, надо разделять! И — властвовать.
P. S. Теперь я занят решением вот какой проблемы: подсоединив сабвуфер к линейному выходу Dolby-декодера, я обеспечил наилучшую, звукорежиссерами задуманную и прописанную басовую партитуру фильмов в стандарте 5.1. Но полностью лишил себя удовольствия слушать низы стереофильмов (например, в моих любимых «Травиате» или «Кармен»): сониевские сателлиты начинают слышать низы только с 90 герц. Проблему могло бы решить подключение вместо (или вместе) передних микроколонок колонок больших, берущих и воспроизводящих низкие частоты никак не хуже микросателлитного сабвуфера и подключенных к нерегулируемому выходу мощного оконечника (кстати, тоже от Sony). Увы, очевидного способа коммутации я пока не нашел, и сейчас работаю над решением проблемы вместе с несколькими ангажированными мною друзьями. Как японские инженеры — над решением проблемы большой скорости пейзажей, проносящихся за окнами суперэкспресса.